Социальная ориентированность

10 способов сделать бизнес социально ориентированным

Социальная ориентированность
Сегодня социальная миссия бизнеса не экзотика, не прихоть чудаков-альтруистов, а необходимость. Даже тот, кто отчего-то равнодушен к проблемам местного сообщества и планеты Земля в целом, вынужден с этим считаться. Но как?

Потребитель – вопреки своему наименованию – не согласен более исключительно потреблять.

Он потребляет ответственно и хочет, чтобы продукт был произведен со вниманием к природе, животным, людям. Его уже не столько интересуют лейблы и качество, сколько «экологический след», справедливое использование труда, помощь местным производителям.

 И компании вынуждены с этим считаться – даже если моральная сторона вопроса их совершенно не интересует. Социально ответственный бизнес и социальное предпринимательство привлекательны не только для потребителей, но и для сотрудников.

Талантливые, творческие, молодые и инициативные стремятся туда, где будут приносить пользу, а не просто зарабатывать деньги и строить карьеру.

Но с чего начать создание социального бизнеса или смену ориентации, если он уже существует? Предприниматель и бизнес-консультант Мюррей Ньюландс (Murray Newlands) дает несколько советов.

Создайте социальную миссию

Прежде чем начинать что-то делать, нужно сформулировать цель. Продумайте, как именно вы хотите (и можете) спасать мир.

Будет ли это помощь обездоленным, поддержка местных фермеров или борьба за экологию? Миссия должна быть сформулирована четко и ясно.

Расплывчатое «Мы помогаем людям» не вызовет интереса ни у сотрудников, ни у потребителей, ни у инвесторов. А ведь именно основываясь на этой формулировке, вам предстоит выстроить свою социальную стратегию.

Ставьте перед собой реалистичные цели

Невыполнимые миссии выполнимы лишь в кино. В жизни мы достигаем лишь правильно поставленные цели. Для начала посмотрите, какие у вас есть ресурсы и что вы можете делать – и лишь потом формулируйте свою социальную миссию.

А после переходите к ее проработке: что именно и как именно вы будете делать. Составьте список целей, которые вы намерены достичь в ближайшие 3-6 месяцев (не стоит заглядывать на первых порах слишком далеко).

Важно, чтобы они не влекли за собой слишком значительной перестройки уже налаженных бизнес-процессов и не требовали больших затрат дополнительных ресурсов.

Краткосрочные цели должны касаться  каких-то животрепещущих проблем местного сообщества – тогда они найдут мгновенный отклик у всех заинтересованных сторон. После этого составьте список целей на перспективу. Результат должен поддаваться измерению – непременно обратите внимание на это.

Информируйте сотрудников

Чтобы ваш бизнес стал социально ориентированным или социально ответственным, рядом с вами должна трудиться команда единомышленников. А значит, каждый шаг нужно сверять с ними – и привлекать их к выполнению всех ваших целей, больших и маленьких.

Сотрудники должны понимать, что происходит в компании – и зачем это происходит. Непонимание ни к чему хорошему не приведет и вполне может вызвать ничем не другим не мотивированное сопротивление.

Чтобы этого не произошло, соберите коллектив (а лучше – делайте это регулярно), чтобы рассказать людям о происходящих переменах.

Создайте социальный отдел

Если речь идет о социальной ответственности предприятия, хорошо, когда этим вопросам занимается специальная команда служащих.

Если организация небольшая, они могут уделять этому часть рабочего времени.

Для начала этой команде очень полезно заняться краудсорсингом: кто лучше жителей вашего города или района знает, как именно вы можете изменить их жизнь к лучшему и какие проблемы нужно решать в первую очередь.

Сотрудники этого отдела должны быть людьми неравнодушными и стремиться помогать людям. Так что назначать на эти должности силовым решением никого не следует: люди должны изъявить желание сами.

Когда команда сформирована, она составляет списки краткосрочных и долгосрочных целей.

В обязанности этих людей входит проведени пиар-кампаний и акций, распределение ресурсов, которые вы выделили на социальные цели,  составление отчетов о выполнении социальной стратегии предприятия.

Делайте прямые вложения

Социальную ответственность предприятия можно реализовывать через традиционную благотворительность. Жертвуя на регулярной основе местным фондам, вы можете оказать значительное влияние на их деятельность.

Часто стартапам трудно выделить даже небольшие средства на эти цели. Выход: поставить ящик для сбора пожертвований или организовать фандрайзинговую акцию.

Все это, конечно, не касается вас, если вы – социальный предприниматель и решаете местные проблемы с помощью бизнес-инструментов.

Поощряйте волонтерство

Придумайте систему бонусов для сотрудников, которые подключаются к волонтерским программам. Вы можете отслеживать благотворительные мероприятия, проходящие в вашей местности, и сами предлагать сотрудникам отправиться туда в рабочее время.

Думайте о сотрудниках 

Социальная ответственность распространяется прежде всего на тех, кто находится рядом с вами. Начинается она изнутри компании, с ваших собственных служащих.  Относитесь к ним с уважением, цените их труд, давайте им возможность карьерного роста, гарантируйте справедливую оплату, создавайте безопасные и не вредящие здоровью рабочие места.

Не забывайте об экологии

Спасать планету можно всегда, занимаясь любым делом. Экологическая ответственность – обязанность любого предпринимателя. Начните с малого: постарайтесь исключить бумагу из своего документооборота;  участвуйте в программах переработки, по мере возможность;  используйте экологичные системы отопления и освещения;  экономьте воду и энергию; поддерживайте местных поставщиков.  

Сотрудничайте с единомышленниками

Кооперация с теми, кто мысли так же, как вы, поможет вам увеличить свое социальное влияние.

Не останавливайтесь на достигнутом

Ваша социальная деятельность не разовая акция и не преходящая кампания. Это – долгосрочная стратегия, неотъемлемая часть вашей бизнес-стратегии. Одно не может существовать без другого – так и только так вы должны расценивать свою социальную деятельность. Она должна быть регулярной и постоянной – и лишь в таком случае принесет пользу местному сообществу и вашей компании.  

http://www.nb-forum.ru/business/advices/10-sposobov-sdelat-biznes-sotsialno-orientirovannym.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/social_biz/10-sposobov-sdelat-biznes-socialno-orientirovannym-5c04cba871df8e03e10f285c

Социальные ориентации

Социальная ориентированность

Современная психология исходит из того, что человек социален по самой своей природе, а стало быть, ему присущи и собственно “социальные” потребности.

К ним относятся, прежде всего, потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении (в занятии известного места в группе, в “самосознании”, т. е.

ощущении своей “самости” и отдельности от других).

В зависимости от способов удовлетворения потребности в контактах и потребности в самоутверждении различают восемь разновидностей социальных ориентации.

1. Житейская социальная ориентация. Ребенок, воспитанный в духе общительности, открытости и взаимопомощи (если тому не препятствуют врожденные особенности его психики), приучается удовлетворять потребность в контактах путем участия в деятельности и заботах своей среды, а потребность в самоутверждении – через признание окружающими его полезности и симпатичных черт его характера.

2. Творческая социальная ориентация. Рано раскрыв свою одаренность, растущий человек привыкает удовлетворять потребность в контактах, главным образом с теми, кто способен проявить сопричастность к его интересам и. готовность к сотворчеству. Потребность же самоутверждения он утоляет своими творческими достижениями и, как правило, независимо от того, восторгаются ли ими “поклонники”.

3. Гражданственная социальная ориентация.

Ребенок приучается удовлетворять потребность в контактах участием не просто в совместной деятельности людей, но только в деятельности, безусловно приносящей общественное благо.

На протяжении всей дальнейшей жизни он будет считать свое самоутверждение неполным, если не завоевал авторитета именно как принципиальный, справедливый, способный к самопожертвованию человек.

4. “Активно-жесткая” (эксплуататорская или садистическая) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет через подчинение себе других, а потребность в самоутверждении – в подчеркивании своего главенства и борьбе с любыми проявлениями соперничества.

– 5. “Пассивно-уступчивая” (рабская, или пассивная) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет за счет готовности подчиняться (угодливость), а потребность в самоутверждении – за счет услужения наиболее сильным или авторитетным субъектам в среде.

6. “Накопительская” социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет преимущественно с людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду, а потребность в самоутверждении – в обладании материальными ценностями, которые стремится приумножить.

7. “Рыночная” социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми лицами, которые сегодня, сейчас, имеют “вес”, высокий престиж в обществе (завтра это могут быть другие люди), а потребность в самоутверждении – демонстрацией своей близости к некоторому “избранному кругу”.

8. “Отшельническая” социальная ориентация.

Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми, от кого не приходится ждать обмана и издевательств, а потребность в самоутверждении – в причастности к узкому кругу “своих” и в определенном влиянии на этот круг.

Важно подчеркнуть, что главным источником социальных ориентации ребенка являются семья и среда, в которых он вырос. И складываются эти ориентации не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.

Ценностные ориентации Различают ценностные ориентации пяти уровней: 1. Ценности сугубо “витального” (непосредственно жизненного) уровня (вкусно поесть, всласть поплавать, попариться в бане и т. п.).

2. Ценности “межличностного” уровня (пообщаться с близкими, поговорить по душам, завязать приятное знакомство, суметь как следует проучить обидчика и т. п.).

3. Ценности “ментального” (умственного, духовного) уровня (решить интересную задачу, выиграть хитроумную- игру, самостоятельно создать стихотворение, скульптуру, техническое устройство и т. п.) 4. Ценности “социального” уровня (успех, видноеположение, известность).

5. Ценности “духовного” уровня (стремиться к тому, чтобы понимать мысли великих философов и творения великих художников, следовать в жизни нравственным принципам, бороться за идеалы, завещанные лучшими сынами человечества, углубляться в то или иное творчество, изобретательство, искательство, совершенствование труда и быта людей).

Необходимо отметить, что культура и традиции семьи, воспитывающей ребенка среды определяют, на какие ценности он в дальнейшем станет ориентироваться.

Навыки Различают четыре разновидности устойчивых навыков: 1. Навыки личной гигиены.

2. Трудовые навыки.

3. Этические навыки.

4. Гражданские навыки.

5. Коммуникативные навыки.

Определенная “завязь” устойчивых навыков личности идет от семьи и среды.

Перед суггестором стоит задача – свободно владеть разговором с суггерендом на любую тему, с тем чтобы в нужный момент переключить его на необходимую тему, косвенно связанную с содержанием суггестии. Главное – уметь заговорить с суггерендом обо всем, что его интересует: о спорте, политике, религии и т. п.

Для этого суггестору необходимо обладать широким кругозором и эрудицией. Тактика суггестора, заключается в том, чтобы завоевать внимание и доверие суггеренда. После этого суггестор способен косвенно суггестировать ему многое.

Собственное “Я” суггеренда будет колыхаться подобно медузе в психических волнах разговора, который ведет суггестор.

Для отработки навыка живой беседы с косвенным подтекстом применяются различные формы тренировочного диалога.

1. “Диалог-стычка”. Многократно выполняя это упражнение, можно “натаскаться” не робеть и не теряться в конфликтах. Вы научитесь понимать, как участники диалога явным и скрытым образом влияют друг на друга. Провоцируют друг друга на колкости. Исследуется, так сказать, анатомия ссоры. Изучаются разнообразные проявления характера. Участники игры учатся стоять на своем.

Суть игры состоит в следующем. Участникам игры предлагается разыграть сценку, в которой примут участие два “актера”. Один возьмет на себя роль начальствующего лица, другой – просителя. Проситель будет лезть из кожи вон, чтобы добиться своего; начальствующий сделает все возможное, чтобы отказать.

Участникам игры предлагается самим придумать тему диалога и дается несколько минут на размышление.

Это может быть, например, сценка получения подписи у бюрократа (“бюрократ и проситель(ница)”) или сценка ссоры мужа и жены (“муж и жена”), или сценка на такую тему: заведующий отделом газеты должен отказать в публикации начинающему журналисту (“заведующий и журналист(ка)”) или что-нибудь подобное.

В ходе подобных “диалогов-стычек” суггестор должен тонко чувствовать, как надо “подать” себя собе-седнику-суггеренду – реальному, конкретному собеседнику, – чтобы расположить его к себе. При этом суггестор должен вежливо отстаивать свою точку зрения – убеждать собеседника.

Существует неписанное правило общения: если вы хотите кого-либо в чем-то убедить, прежде всего надо показать этому человеку, что вы с ним считаетесь. Даже в том, что дважды два – четыре, вы не убедите собеседника, когда в вашем тоне звучит: “Я умный, а ты – дурак”.

Собеседник вам этого не простит! Тон должен быть такой: “Ты умный, и я не дурак; так неужели мы не найдем общего языка?” Суггесторам, пробующим себя в “диалогах-стычках”, необходимо во что бы то ни стало видеть живого человека, а не его фантом.

По окончании каждого этюда зрители, наблюдавшие “поединок”, присуждают “победу” собеседнику, выигравшему в этой “психологической схлестке”.

2. “Диалог-щебетание”. Двое садятся в центре комнаты рядом. Один произносит любую фразу – о погоде, о прочитанной книге – все равно. Другой должен немедленно откликнуться на ту же тему. Первый подает ответную реплику, стараясь учесть прозвучавшее перед этим высказывание партнера.

Иначе говоря, партнеры только и делают, что поддакивают друг другу. Упражнение длится три минуты. Зрители оценивают действия партнеров как судьи, вынося каждому оценку по пяти балльной системе. И определяют победителя (вроде того, как в боксе).

Снижением оценки наказывается тот, кто замешкался, вовремя не подхватил реплику собеседника.

Или ответил быстро, но не отобразил в своем высказывании предшествовавшие слова партнера.

Зачем это нужно? На первый взгляд, вырабатываются навыки пустой болтовни. Это, кстати, тоже весьма полезно для застенчивых суггесторов. Они страдают от неумения поддержать разговор просто так, разговор ради разговора. Но дело, конечно, не в одной болтовне. Так мы привыкаем активнее, внимательнее вести беседу. Чувствовать себя более мобилизованными в контактах.

Существует групповой вариант “щебетания”. Он представляет собой следующее.

В помещении, где проводятся занятия, можно сыграть в хорошо известную актерам игру: произносящий реплику одновременно бросает мяч партнеру; тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом, в свою очередь, выкрикнуть собственную реплику и т. д. Например: “Ты ходил в кино?” – “Да, смотрел “Прости меня, Алеша”, а ты?” – “А я нет”. – “А у меня телевизор, я в кино не хожу” и т. д.

3. “Захват инициативы”. Как и в предыдущем случае, кто-то начинает с реплики. Партнер быстро подхватывает разговор, но должен навязать собеседнику свою тему. Сделать это надо ловко, исподволь. Тот, кто действует напрямик, упрямо твердя свое, получает штрафные очки. Опять-таки “раунд” длится три минуты, и “судьи” определяют победителя.

Здесь же, опять, как в боксе, обязательно кто-то выходит в полуфинал, в финал. Играют часто на вылет.

4. “Абсурдный диалог”. Это противоположность диалогу” “щебечущему”. Один подает реплику. Задача второго – ответить не на тему. Постараться не отобразить в своем высказывании слова партнера. При этом штрафные очки даются и за податливость партнеру, и за паузы, и за повторение одних и тех же слов, фраз.. Это, пожалуй, самое трудное упражнение.

Неудивительно! “Коммуникация без коммуникации” противоречит природе человека. Услышав высказывание, партнер, по идее, должен отреагировать на него откликом. Суть диалога во взаимодействии; это у нас, видимо, в крови. Поэтому вести диалог, не взаимодействуя, крайне трудно. Зато участие в таком упражнении воспитывает, что ли, коммуникативную ловкость.

То, чего не хватает застенчивым суггесторам.

5. “Диалог-отклик”. Различают пять типов откликов на слова собеседника. Есть отклик типа “А” – оценочный, когда в ответ на слова партнера дают оценку его поступкам дальше. Есть отклик типа “Б” – толкующий, когда собеседнику объясняют, какие тайные цепи и задние мысли стоят за его словами и поступками.

Есть отклик типа “В” – зондирующий, когда реагируют на слова партнера исключительно наводящими вопросами по затронутой им теме, например: “И давно это с тобой?..” Есть отклик типа “Г” – уте-шающе-поощряющий, например: “Ничего, не бери в голову, с кем не бывает”.

И наконец, отклик типа “Д” – понимающий, когда говорят: “Понимаю, ты хочешь сказать то-то и то-то”, а дальше передают своими словами то, что услышали.

Участники игры разбиваются на пары “говорящий-слушающий”. Семь минут говорящий рассказывает что-либо– “желательно личного характера”, а затем сообщает зрителям, какого типа отклики он получал со стороны слушающего. После этого партнеры меняются ролями, и упражнение длится еще семь минут.

Если партнер оценивает ваши реакций как отклики по типу “А”, “Б” и “Г”, то это свидетельство того, что вы не умеете слушать. “Наиболее человечны” реакции “В” и “Д”, зондирующая и понимающая.

В ходе работы над тренировочными- диалогами особое внимание следует уделить разбору и анализу трансакций (явные или скрытые, взаимодополняющие или без взаимодополнения).

Тренировка в “экспериментальных диалогах” не только снимает неуверенность в общении, но к тому же обогащает способностью понимать себя и других, даром незаметного (косвенного) влияния на собеседника в ходе разговора, умением владеть ситуацией в контактах с людьми, развивает аппетит к общению.

В заключение темы хочется заметить, что злоупотреблять ни косвенной суггестией, ни тем более плацебо нельзя. Нужна разумная тактика применения этих методов.

Гипносуггестивные методы В результате гипносуггестивного воздействия достигается особое состояние суггеренда, в котором последний наиболее успешно осуществляет восприятие поступающей извне информации.

Источник: https://studopedia.ru/5_12631_sotsialnie-orientatsii.html

5 . Ответственность, социальная ориентированность и самоценность

Социальная ориентированность

В своем развитии человечество прошло долгий путь, отстаивая идеалы и утверждая право рассматривать жизнь в том числе и жизнь человека, как высшую ценность. Но право, не признающее обязанностей, превращается в абстракцию, в оторванность от реального бытия человека.

Поэтому защита гуманистических идеалов сопряжена с повышением ответственности человека за свою деятельность на путях преодоления разобщенности людей, в понимании того, что никто не может жить спокойно на Земле, если где-то кому-то плохо.

Человека на этом пути оправдывает не успех, а сознание, что он сделал все, что мог сделать, в той или иной проблемной ситуации, проявляя свою меру человечности.

На дороге эволюции от человека, как двуного животного до существа с претензией нести ответственность за себя и за весь мир, изменялось понятие человеческого в человеке. Каждая эпоха вноси- ла что-то свое с тем, чтобы на рубеже XXI в., рассматривая человеческое в человеке, можно было бы отметить его составляющие:

стыд и совесть, сострадание как солидарность, но не жалость;

удивление и благоговение перед красотой мира;

принятие жизни как высшей ценности;

ответственность за себя и за свою деятельность.

Этот ряд остается открытым для будущих поколений. По некоторым составляющим продолжается полемика, но ясно одно: человек, лишенный человеческого, может быть кем угодно, но он не может быть человеком, не может быть «челом века».

Человек, совершающий злодеяние, ответственен за свои поступки даже тогда, когда он выполняет приказ, и даже тогда, когда невыполнение приказа грозит ему смертью. Ответственность несет отдающий приказ и его исполнитель. Можно говорить о разной мере ответственности, но неправомерно поднимать даже сам вопрос об уходе от ответственности.

Любой поступок есть единица деятельности человека, а его деятельность — есть способ существования и осуществления своего бытия. И каждый шаг бытия человека сопряжен с мерой его от-ветственности.

Чувство ответственности в жизни человека выступает своеобразным «фонарем Диогена», когда при его свете жизнь общества и жизнь отдельного человека предстает в крупном плане, являет свои «-измы»: отчужденность и враждебность, нетерпение и нетерпимость, равнодушие и предательство; когда человек расстается с иллюзией, что он может уйти из общества, отгородиться от других людей.

Одиночество не спасает. Только через понимание и принятие других, только через возрастание чувства ответственности, человек может разорвать трагическую безысходность своего одиночества, преодолеть культ равнодушия.

Мера ответственности за себя, за свои поступки породила и социальную ориентированность человека в направлении «от горизонта одного к горизонту всех».

И хотя эта ориентированность осложняется в мире отчуждения и дисгармонии, тем не менее существует надежда обрести гармонию в системе «природа — общество — человек», приблизить мир к успешному решению платоновской проблемы единства индивидуальной добродетели и общественной справедливости.

Только через другого, через общество человек может найти и самовыразить себя. Бегство от дру- гих, от проблем общественного бытия — не выход, ибо в социальном измерении человек является личностью. А убежать от самого себя еще никому не удавалось.

Историческая разобщенность стран и народов, расовые предрассудки, национальная рознь и другие обесчеловечивающие факторы в известной мере усложняют дорогу к диалогу через терпение и терпимость, но сложившийся диалог значительно повышает ценность общечеловеческих связей, где мир формальной рациональности уступает место миру свободного выбора в дилемме: иметь или быть.

Взаимосвязь ответственности человека и его социальная ориентированность предполагают утверждение самоценности человека. XVIII в. в лице И. Канта подарил человечеству три аксиомы категорического императива:

поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для всех;

в своих поступках исходи из того, что всякий другой человек является высшей ценностью, его нельзя рассматривать как средство;

все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

Эти аксиомы в своем триединстве заложили основание самоценности человека, реализовав преемственность вклада всех эпох и поколений, включая аксиому Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

XXI в. продолжает демонстрировать, что нет более высокой ценности, чем жизнь человека. Любые попытки переоценки оборачиваются деградацией человечества, ставят под сомнение его перспективу.

Начиная с Нового времени капиталистический способ производства утвердил не только формальную рациональность, но и заложил основания общества отчуждения вследствие фетишизации товара, денег и капитала. Изменился капитализм, но и на рубеже XXI в.

не изменилась его сущность, о чем свидетельствует феномен отчужденного общества, где глобальные проблемы ставят под сомнение перспективу человечества. Люди в этом обществе чувствуют себя неуютно, пытаются уйти в одиночество.

Но этот шаг противоестественен, ибо одиночество лишает чело-веческую жизнь смысла, ставит под сомнение его самоценность. Только подлинное принятие и утверждение принципа самоценно- сти человека порождает в нем чувство сродности. Таким образом, историческая активность человека зависит от меры его ответственности, социальной ориентированности и самоценности.

Источник: https://inlib.biz/filosofiya_828_830/otvetstvennost-sotsialnaya-orientirovannost-32514.html

Социальная ориентированность человека как психологический фактор рекламной деятельности

Социальная ориентированность

Как уже было сказано выше, основными мотивами социально активной личное, помимо других, являются мотивы личного достоинства, тщеславия, престижа и другие .

«Отношение к себе мотивирует социальное поведение, — пишет американский психолог Д. Майерс. — Наши действия часто являются стратегическими. В надежде произвести хорошее впечатление, мы тратим миллионы на косметику и разного рода диеты.

Так же, как политики, мы отслеживаем у других поведение и ожидания по нашему поводу и ведем себя соответствующим образом. Отношение к собственному имиджу во многом управляет нашим поведением» (Майерс Д., 1996. С. 64).

Психоаналитик А. Адлер в своих исследованиях уделял очень много внимания таким чертам характера человека, как честолюбие и тщеславие. Он считал эти черты источниками агрессии.

«Вероятно, каждое человеческое существо, — пишет А. Адлер, — до некоторой степени тщеславно; однако выставлять свое тщеславие напоказ не принято. Поэтому тщеславие скрывают или маскируют» (Адлер Л., 1997. С. 166).

По мнению А. Адлера, тщеславие является общим фоном, желание всех покорить принимает тысячу разнообразных форм.

Тщеславие сквозит в каждой социальной установке, в манере людей одеваться, говорить, контактировать с другими людьми.

«Короче говоря, — пишет автор, — куда бы мы ни бросили взгляд, мы видим тщеславных, амбициозных индивидуумов, которым безразлично, каким оружием завоевывать превосходство над другими» (Адлер Л., 1997. С. 170).

В ряде случаев ученые, философы, психологи, психоаналитики для описания данных психических явлений могут употреблять иные термины, понимая под ними практически одно и то же.

Многие обоснованно считают, что этот вопрос крайне сложен для научного анализа в силу того, что в психике существуют мощнейшие механизмы психологической компенсации, защиты, ограничивающие внешние проявления подобной мотивации. Например, это скромность.

Однако, как выразился Френсис Бэкон: «Скромность — не что иное, как искусство хвастовства»,

В этике, как светской, так и религиозной, тщеславие, честолюбие, престиж, зависть считаются нравственными пороками и открыто осуждаются. В рыночной экономике, наоборот, — это один из основных субъективных стимулов организации и развития производства.

По мнению немецких психологов Б. Швальбе и X. Швальбе (1993), понятия карьеры представляет собой не что иное, как описание технологий эффективной реализации честолюбивых мотивов.

А огромные* затраты корпораций на мероприятия «паблик рилейшнз» часто предпринимают только для того, чтобы скрыть честолюбивые планы и заставить общество поверить, что бизнес преследует лишь благородные альтруистические цели.

Рекламная деятельность человека, в частности его самореклама, является внешним проявлением вышеназванных мотивов.

Заслугой психологии — главным образом, социальной, и психоанализа — является научное объяснение того, почему люди демонстрируют что-либо под влиянием честолюбия и зависти, но при этом вслух чаще всего осуждают или вовсе отрицают, что такие мотивы и есть причины их индивидуального поведения.

Очевидно, что конкуренция товаров и услуг различных промышленных, финансовых или торговых компаний в экономике начинается с конкуренции их реклам. Поэтому использование основ социальной психологии является важным условием достижения эффективных результатов.

В социальной психологии человек выступает как субъект, который может в разных ситуациях проявлять себя по-разному, например демонстрировать эгоизм и альтруизм, подчиняться давлению ее стороны и стремиться к доминированию над другими, иметь собственное мнение и реагировать на оценки людей, быть похожим на тех, кто обладает авторитетом, лидировать среди менее активных.

Как утверждают социальные психологи, практически во всех этих случаях человек будет оправдывать свое поведение, но его основным регулятором всегда будет выступать чувство собственного достоинства и неповторимости, чувство «Я», которое является основой социального мышления и поведения человека, внутренним критерием восприятия и оценки себя и окружающих. При этом утверждается также, что внутренний критерий многочисленных оценок формируется под воздействием мнений окружающих.

Сегодня, пожалуй, только социальная психология и психоанализ могут ответить на вопросы, зачем бизнесмену огромное количество денег, которые ни он, ни его семья не в состоянии потратить в течение жизни; зачем политику безраздельная власть над людьми или некое «мировое господство»; зачем художнику стремиться к самовыражению и делать что-либо обязательно иначе, чем его предшественники, искать какие-то новые формы, удивлять окружающих своими способностями, мастерством, талантом.

Выясняется, что причиной всему — окружающие человека люди. Одинокий Робинзон на необитаемом острове ведет себя иначе, чем человек, на которого направлены десятки видеокамер. Оставаясь наедине с самими собой, мы не столь сильно заботимся о нашей внешности, чем когда собираемся на торжественный ужин, куда приглашены значимые для нас персоны.

Попадая в новую для нас ситуацию, мы постепенно утрачиваем связи со старой жизнью. Предметы, считавшиеся нашим достижением, постепенно обесцениваются и через некоторое время уже не кажутся ненужными; привычные действия становятся бессмысленными.

Проходит несколько лет, и мы уже не можем объяснить, почему что-то так сильно привлекало нас в той прошлой жизни, почему казалось важным, необходимым, почему мы готовы были отдавать за эту бессмыслицу силы, вступать в борьбу, соревноваться и фактически, как мы теперь понимаем, растрачивать себя абсолютно напрасно.

Когда рвутся системные связи, предметы теряют свои системные свойства, рушатся старые групповые нормы и возникают новые .

Исследования компании SRI International по программе «Values and Life Styles» (VALS)

В1983 году американским социологом А. Митчеллом (A.Mitchell) была разработана программа крупного исследования ценностей и жизненных стилей граждан США.

В процессе работы, проводившейся в течение длительного времени калифорнийской исследовательской компанией SRI International, объектами комплексного психологического обследования стали граждане США. На основе полученного материала была разработана типология всего населения страны.

В качестве основных критериев выделения психологических типов были взяты основные ценности граждан страны и основанные на этих ценностях мотивы и «стили жизни». Были описаны три большие группы населения.

Первая группа получила название – «Гонимые нуждой» (11% населения США), основная ценность для ее представителей состоит в выживании и обеспечении своей материальной и физической безопасности.

Вторую группу ученые назвали – «Внешне направленные» (68%). Попавшие в эту группу руководствуются главным жизненным принципом – «что подумают о нас другие».

Здесь были выделены три подгруппы: «Принадлежащие», для которых важнее всего быть признанными, «принадлежать», например, к среднему классу; «Подражатели» – люди, строящие свою жизнь по неким избранным ими моделям, основанным на подражании тем, кто достиг жизненного успеха; «Стремящиеся к достижениям», основная ценность которых – добиться цели в какой-либо сфере деятельности.

Третья группа – «Внутренне направленные» (19%) – отличается ориентацией на внутренние потребности и включает в себя три подгруппы: «Я есть Я» (для ее представителей важно отличаться чем-то от других); «Экспериментирующие» (которые стремятся к насыщенной внутренней жизни и увлекаются, например, экзотическими течениями в философии, религии, искусстве); и «Социально озабоченные» (те, кто обнаруживает заинтересованность в проблемах общества, руководствуется чувством долга и социальной ответственности).

В исследовании была выявлена также небольшая группа граждан (всего 2% населения), которая получила название «Интегрированные». Это люди, которые сумели гармонично интегрировать наиболее значимые элементы «внешне направленного» и «внутренне направленного» стилей жизни, но число их весьма незначительно.

В 1989 году американский социолог М. Ф. Риш (М.F. Riche) внес в систему VALS изменения с целью подробное осветить потребительское поведение. Благодаря этому была создана новая методика определения стиля жизни американцев VALS-2.

Новый вариант методики позволил разделить американцев на следующие типы:

• Strugglers (Выживающие) – 14%,

• Belivers (Верящие) – 13%,

• Strivers(стремящиеся) – 13%,

• Makers(Мейкеры)-13%,

• Fulfilleds (Самореализовавшиеся) – 11 %,

• Achievers (Достигающие) – 13%,

• Experiencers (Испытатели) – 13%,

• Actualizers (Актуалайзеры) – 8%.

В 1983 году в Мичиганском университете под руководством Л. Каля (L.Kahle) была разработана типология стилей жизни –LOV (List of Values). Она представляет собой 9 ценностей, которые респонденты ранжируют по значимости.

Типологии LOV и VALS-2 были разработаны в США для североамериканского рынка, поэтому Б. Гантер и А. Фернхам высказывают сомнение по поводу возможности применения этих технологий в Европе (Гантер Б., Фернхам А., 2001).

Как отмечает руководитель исследовательского управления независимой российской исследовательской компании «РОМИР Мониторинг» П.

Залесский, «стиль жизни подвержен влиянию не только внешних факторов – культуры, ценностей, принадлежности к социальному классу, семьи, референтных групп, демографии, – но и личностных, индивидуальных характеристик: мотивов, эмоций, свойств личности.

Стиль жизни занимает центральное место в потребительском поведении, поскольку он влияет на потребности человека, и, наоборот, потребительские решения поддерживают или изменяют стиль жизни» (Залесский П. К., 2002).

Описанное исследование имеет больше значение для психологии рекламы, так как из него следует, что большинство граждан такой страны, как США, обладают многочисленными психологическими характеристиками, делающими их крайне зависимыми от массированных рекламных воздействий.

Американский психолог М. Шериф (М.Sherif) провел эксперимент, который позволил проследить возникновение групповой нормы в лабораторных условиях. Данное исследование является хорошим примером анализа ориентированности человека на мнения других людей и одновременно моделью возникновения устойчивой системы социальных норм в реальной жизни.

В основу этого исследования был положен так называемый автокинетический феномен (иллюзия восприятия). Суть данного феномена состоит в том, что человеку, находящемуся в темной комнате, предъявляется точечный источник света (иногда используется зажженная сигарета).

Так как человек воспринимает свет в темноте (без каких либо ориентиров), то в силу особенностей органов зрения ему кажется, что этот источник в случайном порядке и в разные стороны. Па самом деле источник неподвижен.

Человек также не может определить расстояние до источника,

В эксперименте М. Шерифа источник света располагался на расстоянии 4,6 м от наблюдателя и через некоторое время исчезал. В первой серии эксперимента каждому испытуемому в отдельности стимульный материал предъявляли несколько раз, Их ответы всякий раз значительно различались (от 25 см до 5 м).

Во второй и в последующих сериях испытуемые находились в темной комнате вместе и обсуждали проблему в группе. Они обменивались впечатлениями и меняли свои утверждения. Через четыре дня, в течение которых проводился эксперимент, формировалась групповая норма, которая сохранялась у этой группы в течение года.

Это показывает, что испытуемые воздействовали друг на друга и одновременно ориентировались на взаимные оценки.

В экспериментах Р. Джекобса (R. Jacobs) и Д. Кэмпбелла (D.Campbell), проведенных по методике М. Шерифа с автокинетическим феноменом, в эксперимент вводили специально подготовленного испытуемого («подсадного»), который сознательно давал заведомо ложные оценки расстояния до источника света.

После обсуждения он «выходил из игры», а на его место приглашали обычного человека (новичка). Норма, на формирование которой влиял «подсадной», сохранялась в эксперименте уже в течение пяти «поколений» испытуемых. Д.

Майерс, подробно описывая и анализируя этот эксперимент, называет таких испытуемых «неосведомленными участниками заговора по распространению культурной фальшивки» (МайерсД., 1996. С. 274).

Согласно результатам экспериментов американских социальных психологов, групповые (социальные, культурные и др.) нормы могут быть абсолютно субъективными, то есть они возникают и существуют лишь в определенных системах социальных отношений между людьми.

Их возникновение и существование возможно лишь потому, что одни люди способны психологически влиять на других, а другие – принимать без доказательств точку зрения психологически более сильных.

Таким образом, человек наделен способностью ориентироваться на мнения окружающих, а это, в свою очередь, обусловлено его социальной мотивацией, желанием сохранить достоинство, честолюбием, престижем и пр.

Отмечено, что человек с недоразвитым честолюбием, не стремящийся к социальным достижениям, практически не развивается и как личность. Будучи социально неактивным, он постепенно становится заурядным, неинтересным, непривлекательным для окружающих существом, лишенным внутренней и внешней индивидуальности.

Потребности человека с минимальным честолюбием ограничены и однообразны.

Современному бизнесу и рынку такой потребитель не нужен поэтому современная реклама формирует не только потребителя, но и личность ориентированную на социальные достижения, на проявление честолюбивых мотивов, мотивов достижения успеха, тщеславия и престижа.

Источник: https://studopedia.su/13_11738_sotsialnaya-orientirovannost-cheloveka-kak-psihologicheskiy-faktor-reklamnoy-deyatelnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.