Социально ориентированная некоммерческая организация это

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 – 5.1) | ГАРАНТ

Социально ориентированная некоммерческая организация это

Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1

2.

1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

2.

2. Под некоммерческой организацией – исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:

1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;

2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее – проекты по оказанию общественно полезных услуг).

3.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

4.

Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения – отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение – отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения – филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

6.

Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее – иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

Источник: https://base.garant.ru/10105879/89300effb84a59912210b23abe10a68f/

Социально ориентированные некоммерческие организации: что это

Социально ориентированная некоммерческая организация это

Социально ориентированные некоммерческие организации – это такие официальные образования, целью создания которых являлось осуществление какой-либо деятельности, непосредственно на решение проблем социального характера, а также на стимулирование развития гражданского общества нашей страны и на прочие аналогичного ряда изменения.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Сонко — что это такое?

Расшифровка буквосочетания — «социально ориентированная некоммерческая организация (объединение)». Согласно ФЗ №7 «О некоммерческих организациях», СОНКО имеют право называться следующие образования:

Важный пункт декларации СОНКО — к данным объединениям не могут быть причислены следующие организации:

  • Государственные, муниципальные компании и корпорации.
  • Общественные объединения, имеющие статус политических партий.

Некоммерческие организации

В соответствии с Гражданским кодексом РФ некоммерческой организацией (НКО) признается юридическое лицо, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

В то же время НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

В России НКО могут создаваться и функционировать в организационно-правовых формах:

  • потребительских кооперативов (в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
  • товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
  • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • религиозных организаций;
  • публично-правовых компаний.

С 2008 г. российское государство активно поддерживает некоммерческие организации, ежегодно выделяя на их поддержку их деятельности гранты Президента РФ. В период с 2008 по 2013 гг. государство выделило грантов на общую сумму более 8 млрд рублей.

Особенности создания и деятельности отдельных форм НКО установлены Федеральным законом РФ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. и ФЗ № 82 «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., которые по мере необходимости пополняются изменениями.

Чем занимается СОНКО?

Что это такое — СОНКО, мы уже знаем. Давайте посмотрим на статистику. Где такие организации в нашей стране заняты:

  • 25,4 % (более 11 тыс. учреждений) — образование, наука, просвещение.
  • 21,9 % (около 9,6 тыс. учреждений) — социальная поддержка и защита населения.
  • 17,9 % (более 7,8 тыс. учреждений) — спорт, физическая культура.
  • 14,7 % (более 6,4 тыс. учреждений) — патриотическое, военно-патриотическое воспитание.

В долях от 13 % до 4 % распространены следующие виды деятельности:

  • Благотворительность.
  • Здравоохранение, пропаганда здорового образа жизни.
  • Искусство и культура.
  • Духовное развитие граждан.
  • Льготная или безвозмездная юридическая помощь, правовая защита населения.
  • Повышение качества жизни пожилых граждан.
  • Соц. адаптация инвалидов.
  • Поддержка материнства, профилактика сиротства.

Цели создания добровольных товариществ

Подобные группы формируют для выполнения следующих задач:

  • благотворительная деятельность (помощь детским домам, многодетным семьям, инвалидам);
  • развитие научной, культурной и образовательной сфер жизни народа;
  • проведение мероприятий с целью оздоровления разных групп общества;
  • удовлетворение духовных потребностей населения;
  • защита прав людей в соответствии с законодательством РФ;
  • юридическая помощь рядовым гражданам, пособничество в разрешении споров и др.

Любая подобная организация целью создания может иметь и другой вид деятельности, но он обязательно должен быть направлен на создание социальных благ для народа.

Деятельность СОНКО

Помощь гражданам от муниципальной программы СОНКО выражается в основном в следующем:

  • Социальные услуги.
  • Благотворительность в натуральном виде.
  • Благотворительность в денежной форме.
  • Льготная, безвозмездная юридическая поддержка.

Источники пополнения бюджета и развития СОНКО следующие:

  • Прибыль от реализации собственных товаров, оказания услуг, выполнения работ.
  • Гранты от физических лиц, некоммерческих организаций.
  • Поступления от коммерческих фирм.
  • Выделения из госказны, внебюджетных фондов РФ.
  • Гранты от зарубежных государств, иностранных граждан, src=»https://News4Auto.ru/wp-content/uploads/2018/05/a087de29ec02e40d998077f70d67f0da.jpg» class=»aligncenter» width=»600″ height=»450″[/img]

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст.

2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Помощь СОНКО

ПО ФЗ №7 помощь социально ориентированным некоммерческим организациям населению может выражаться в следующем:

  • Консультационная, имущественная, информационная, денежная поддержка.
  • Помощь в обучении и подготовке сотрудников СОНКО.
  • Представление организации ряда льгот по уплате налогов и других сборов.
  • Осуществление закупок товаров, услуг, работ для муниципальных и госнужд.
  • Представление лицам, оказывающим поддержку СОНКО, налоговых льгот.
  • От муниципальных образований, субъектов РФ — субсидии, ассигнования из местного, регионального, федерального бюджета.
  • Передача во владение или пользование муниципального или государственного имущества. Но только для использования в определенных целях.

Кто такие СОНО

Итак, рассмотрим подробнее вопрос «СОНКО — это какие организации?». Обратимся к определению Федерального закона № 7 от 12.01.1996. Это структуры, которые занимаются, например, такой деятельностью (весь перечень можно найти в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):

  • соцобслуживание граждан;
  • соцподдержка и защита;
  • помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
  • мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
  • охрана окружающей среды;
  • защита животных.

При этом важно помнить, что если организация и занимается подобной деятельностью, но ее учредителями являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, она не будет считаться социально-ориентированной некоммерческой.

Реестр СОНКО

Если мы обратимся к ст. 31.2 ФЗ «О некоммерческих объединениях», то увидим, что органы исполнительной власти РФ обязаны вести федеральные, местные и региональные реестры учета лиц, оказывающих поддержку СОНКО.

В документ вносится следующая информация:

  • Наименования (полное и сокращенное), юридический адрес СОНКО.
  • Деятельность объединения.
  • Регистрационный номер пункта реестра.
  • ИНН.
  • Размер и разновидность поддержки.
  • Сроки оказания помощи.
  • Наименование органа, оказавшего поддержку.
  • Принятие решения о начале/прекращении помощи.
  • Информация о нарушениях. Например, материальная поддержка была потрачена на нецелевую деятельность.

Вся информация из данного реестра открыта, находится в свободном доступе. Ознакомиться с нею может любой желающий.

Результаты поиска

Практику реализации данного права можно будет увидеть только после вступления в силу 44-ФЗ.

Кроме того, типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов таких субподрядчиков и соисполнителей, могут устанавливаться правительством Российской Федерации.

Соответствующий нормативный акт пока не принят – требование о привлечении в качестве субподрядчиков (соисполнителей) СМП и СОНКО, скорее всего, не будет устанавливаться заказчиками до принятия данного нормативного акта.

Заказчики при проведении закупок у СМП и СОНКО обязаны устанавливать ограничение, предусматривающее, что участники закупки должны являться СМП или СОНКО. Участники закупки в этом случае должны продекларировать, что они являются СМП или СОНКО.

В противном случае заявка участника закупки, в которой не декларируется принадлежность участника закупки к СМП и СОНКО, подлежит отклонению.

В то же время пока остается неразрешенным вопрос, будет ли осуществляться проверка принадлежности участника закупки к СМП и СОНКО.

В том случае, если эта информация не будет проверяться, то действие данной нормы будет малоэффективным, так как любой участник закупки сможет заявить, что он является СМП или СОНКО, и участвовать в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не являясь фактически СМП или СОНКО.

Подводя итоги, стоит отметить, что требование об осуществлении у СМП и СОНКО не менее 15% совокупного годового объема закупок почти всегда исполняется автоматически у всех заказчиков уже сейчас, если рассматривать заключенные контракты.

Ведь у многих заказчиков в силу небольших бюджетов доля крупных контрактов невелика, а все небольшие контракты заключаются с СМП просто потому, что небольшие закупки не интересны крупному бизнесу с большими оборотами.

Это требование имеет определенный политический смысл, связанный с необходимостью поддерживать СМП и СОНКО в различных формах, в том числе через механизм государственных (муниципальных) закупок.

С экономической точки зрения эта мера имеет смысл только для заказчиков с большими бюджетами, принуждая данных заказчиков разбивать некоторые крупные закупки на более мелкие с целью повышения участия в своих закупках СМП и СОНКО.

Для заказчиков с небольшими бюджетами это требование является еще одним обременением, так как оно устанавливает необходимость ведения дополнительной отчетности, которая не позволит во многих случаях правильно понимать ситуацию с участием СМП и СОНКО в государственных (муниципальных) закупках у того или иного заказчика.

Преимущественное право СОНКО в госзакупках

Перечислим требования к СОНКО для привилегированного участия в проведении госзакупок. Они заключены в ФЗ №7 (статья 31.1, первый пункт), ФЗ №44. Организация должна вести следующую деятельность, чтобы обрести преимущество на конкурсах и аукционах госзакупок:

Источник: https://xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai/finansy/socialno-orientirovannye-organizacii-eto.html

Социально ориентированные некоммерческие организации

Социально ориентированная некоммерческая организация это

Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права МГЮА.

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” были внесены изменения, в соответствии с которыми законодательное закрепление получила новая разновидность некоммерческих организаций – социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно вновь введенному п. 2.1 ст.

2 Закона о некоммерческих организациях социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом о некоммерческих организациях формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 указанного Закона.

Указанной статьей установлен примерный перечень видов деятельности, при условии осуществления которых некоммерческие организации будут признаваться социально ориентированными.

К таким видам деятельности отнесены: социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; охрана окружающей среды и защита животных; охрана объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; профилактика социально опасных форм поведения граждан; благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Следует отметить, что сам термин “социально ориентированные” является оценочным понятием и, если обратиться к общим целям некоммерческих организаций, указанных в п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, то по существу каждая из них является социально ориентированной.

Так, в этом пункте сказано, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Очевидно, для признания той или иной некоммерческой организации социально ориентированной практика будет руководствоваться целями, указанными в ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях.

Если же заявленная цель вновь созданной некоммерческой организации не будет совпадать с целями, предусмотренными указанной статьей, то некоммерческой организации, объявившей себя социально ориентированной, нужно доказать, что она является таковой (при необходимости в суде).

При этом для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными выше видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, которые также будут признаваться социально ориентированными. Таким образом, для признания той или иной некоммерческой организации социально ориентированной необходимо принятие соответствующего правового акта субъектом Федерации или органом местного самоуправления. Важность такого признания обусловлена следующим.

Дело в том, что сам статус социально ориентированной некоммерческой организации предполагает получение определенных льгот, а в некоторых случаях прямой поддержки со стороны государственных и муниципальных органов. Так, согласно п. 3 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
  1. финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
  2. предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  3. размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”;
  4. предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

При этом законодатель не ограничивает субъекты Федерации и органы местного самоуправления только вышеуказанными мерами. Так, согласно п. 4 ст. 31.

1 субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными выше формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Из этого следует, что при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответствующие расходы должны быть запланированы заранее.

Особо законодатель выделяет такую форму поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, как субсидии, которые согласно п. 5 ст. 31.

1 Закона о некоммерческих организациях могут предоставляться из федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций – получателей поддержки). Субсидия (от лат.

subsidium – помощь, поддержка) – пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Бюджетные ассигнования (субсидии) федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, должны предоставляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени соответствующего постановления Правительства РФ не было принято.

Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 31.

1 Закона о некоммерческих организациях оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

По непонятной причине законодатель не говорит о том, на основании какого права передается это имущество социально ориентированным некоммерческим организациям. Законодатель только говорит о передаче во владение и (или) в пользование. Лишь в п. 7 ст. 31.1 говорится о льготных ставках арендной платы.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что речь идет о договоре аренды. Однако аренда является не единственным основанием для передачи имущества социально ориентированным некоммерческим организациям. Очевидно, следует прийти к выводу о возникновении нового вещного права со специальными субъектами.

Общим требованием для такого имущества является то, что оно должно быть свободно от прав третьих лиц. Это значит, что оно не должно быть передано третьим лицам в хозяйственное ведение, оперативное управление либо на основе другого вещного права. Кроме того, это имущество не должно быть предметом ранее заключенных договоров (аренды, безвозмездного пользования и др.).

Такое имущество включается в специальные перечни, которые подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность некоммерческих организаций, арендующих это имущество.

Кроме того, запрещаются продажа переданного социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

Все социально ориентированные некоммерческие организации подлежат включению в специальные реестры.

Формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно п. 2 ст. 31.2 Закона о некоммерческих организациях в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки включаются следующие сведения о некоммерческой организации:

  1. полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);
  2. идентификационный номер налогоплательщика;
  3. форма и размер предоставленной поддержки;
  4. срок оказания поддержки;
  5. наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;
  6. дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;
  7. информация о видах деятельности, осуществляемых социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку;
  8. информация (если имеется) о нарушениях, допущенных социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

Информация, содержащаяся в реестрах социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”.

В зависимости от категории доступа информация подразделяется на общедоступную и на ту, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) – конфиденциальную. Под доступом к информации понимается совокупность правомочий на поиск и получение информации. Указанное право реализуется только путем исполнения обязанности по ее предоставлению.

В ст. 4 Закона N 8-ФЗ перечислены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

  1. открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
  2. достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
  3. свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
  4. соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Принцип открытости информации означает презумпцию открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации, доступ к которой ограничен. В данном случае этот принцип находит свое практическое применение.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/46561-socialno-orientirovannye-nekommercheskie-organizacii

Что такое социально ориентированная некоммерческая организация?

Социально ориентированная некоммерческая организация это

Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации»введено Федеральным законом от 5.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

К социально ориентированным НКО относятся организации, созданные в формах, предусмотренных ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» (за исключением госкорпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые занимаются решением социальных проблем и развитием гражданского общества (п. 2.1), а также деятельностью, предусмотренной ст. 31.1 ФЗ № 7.

Виды деятельности СО НКО

Допустимые виды деятельности социально ориентированных НКО, претендующих на поддержку органов власти и органов местного самоуправления, приведены в п. 1 ст. 31.1 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления» ФЗ № 7:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

Что такое общественно полезный проект (программа) – социальный проект?

Общественно полезный проект (программа) – социальный проект можно рассматривать как деятельность по преобразованию социальной действительности, результатами которой является создание социальных продуктов или услуг, приносящих пользу обществу.

Проектная деятельность является целевой деятельностью, обязательным условием осуществления которой является достижение логического завершения, получение результата проектной деятельности. Нацеленность на создание конкретного результата является обязательным условием. Разработка проекта предусматривает обязательно прямую связь идеи проекта с реальной жизнью и практической деятельностью.

Разработка и реализация общественно полезного проекта (программы)

Возможности организации

Изучите возможности своей организации в осуществлении планируемого проекта (программы). Следует проверить, не противоречит ли замысел вашего проекта (программы) уставным положениям вашей организации; согласуется ваш проект с планом работы организации на предстоящий год; совпадают ли интересы и предпочтения членов вашей организации с проблематикой, указанной в проекте (программе).

При подготовке заявки необходимо указать:

как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами;

какие организационные возможности есть у общественного объединения, социально ориентированной некоммерческой организации;

имеется ли опыт у организации в реализации проектной деятельности.

Формулировка проблемы

При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблема – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Следует показать причины этого негативного явления и его последствия.

Обратите внимание, что определение проблемы позволяет устранить «болезнь» (то есть причины), а не ее внешние проявления.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Организация должна продемонстрировать хорошее знание проблем и причин их возникновения (политические, законодательные и пр.).

Анализ этих факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (например, данные социологического опроса и т.д.). Обязательно присутствие исходных данных – индикаторов, т.е.

количественных и качественных показателей, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

Организация должна показать актуальность проблемы для местного сообщества и региона, какие организации и структуры занимаются ее решением и собственный опыт работы.

Если организация не единственная, которая работает в данной области, то важно объяснить, в чем заключается уникальность ее деятельности по сравнению с другими, не будет ли проект дублировать деятельность другой, возможно, более сильной, известной или успешной организации и почему именно этот проект будет способствовать более эффективному решению проблемы.

Положительным моментом является опыт работы организации с другими некоммерческими организациями или структурами, которые призваны заниматься решением данной проблемы, и привлечение их к реализации проекта.

Именно на этом этапе необходимо определить целевую группу населения, на которую направлена деятельность по проекту, решение их проблем в результате его реализации. Организация должна иметь глубокое знание этих проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой группой.

При подготовке заявки необходимо указать:

проблему, на решение которой направлен проект (программа) и ее анализ;

ее актуальность, социальную и общественную значимость, а также масштабность;

целевую группу населения, решению проблемы которой будет способствовать реализация проекта (программы);

возможность практического решения проблемы силами вашей организации, а также возможность партнерства с другими организациями в решении указанной проблемы;

указать, предпринимались ли организацией попытки решить проблему и насколько успешными они оказались.

Определение цели и задач

Для подготовки проектной заявки решающее значение имеет наличие в ней ясно сформулированной цели проекта и конкретных задач, которые предстоит решить для ее достижения.

Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, точки достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта.

Обратите внимание на то, что цель должна быть направлена на решение поставленной проблемы. При формулировке цели проекта она должна отвечать на вопрос: «Чего вы хотите достичь при решении проблемы в рамках своего проекта (программы)?».

Основные требования к формулированию цели: конкретность, измеримость, реалистичность, ограниченность временем и точкой приложения.

Не менее важным является вопрос о формулировке конкретных задач, которые намереваетесь решить в процессе работы над социальной проблемой, теми трудностями, которые вы выявили на первом этапе. Они помогают детализировать поставленную цель, раскрывают объем работ по её достижению и указывают (перечисляют) конкретные дела, которые необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат.

С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме.

Задачи формулируются в виде утверждающих действий, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению терминах.

Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой, быть необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Обычно каждой задаче соответствуют 2-3 крупных мероприятия плана социального проекта, но вместе с тем, не надо задачи подменять мероприятиями.

Задачи должны быть реалистичными. Подумайте, реально ли решение поставленных задач в указанные сроки, выполнимы ли поставленные задачи заявленными ресурсами (материальными и нематериальными).

При подготовке необходимо указать:

цель проекты (программы), которая должна быть направлена на решение поставленной проблемы;

задачи, которые конкретно описывают то, что будет выполнено и достигнуто, указывают на частные результаты, этапы на пути к достижению цели.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s35830t4.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.