Социально ориентированная некоммерческая организация

Содержание

Социально ориентированные НКО

Социально ориентированная некоммерческая организация

Сегодня мы расскажем об СО НКО.

Некоммерческие организации создаются с разными целями, но у социально ориентированных некоммерческих организаций имеются свои специфические черты, ведь они занимаются решением широкого перечня социальных проблем, начиная защитой окружающей среды и заканчивая вопросами обеспечения ухода за престарелыми и мало мобильными гражданами. Всякое НКО – это юридическое лицо, которое считается таковым с того момента, как оно пройдёт государственную регистрацию. Её порядок давно определён и требует неукоснительного соблюдения.

Особенности СО НКО

Социально-направленные НКО организовываются исключительно в тех формах, что предусмотрены ФЗ «О некоммерческих организациях». К подобным субъектам относятся социально-направленные организации, имеющие прямое отношение к религии или обществу.

Примечательно, что к СО НКО относятся и этнические общины Коренных малочисленных народов Севера, и диаспоры, и сообщества казаков. Но чаще всего встречаются различные партнёрства, не осуществляющие коммерческую деятельность, а также благотворительные фонды, которые оказывают всестороннюю поддержку социально незащищённым слоям населения.

То есть, подобные НКО занимаются деятельностью, осуществление которой позволяет решить определённые социальные проблемы:

Защита животных, охрана окружающей среды, проблемы экологического характера (незаконная вырубка зелёных насаждений, отлов и отстрел диких и домашних животных и пр.).

Моральная и материальная поддержка граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также обеспечение юридической защиты их прав и свобод.

Работа с населением, проводимая в целях предотвращения несчастных случаев, а также мероприятия, направленные на обучение населения способам преодоления последствий техногенных катастроф и разгула стихии.

Помощь вынужденным переселенцам, гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий и прочих катаклизмов (необязательно техногенного или природного характера).

Пропаганда ЗОЖ, для чего организуются и проводятся различные спортивные мероприятия, направленные на возрождение интереса к физкультуре и спорту.

Содействие духовному и культурному развитию граждан, что также подразумевает проведение различных мероприятий, направленных на улучшение морального и психологического здоровья граждан.

Данный список может быть дополнен и другими видами деятельности, в зависимости от региона РФ и с учётом его специфики.

Государственная поддержка

Государство готово оказать СО НКО не только финансовую (прямую или непрямую) поддержку, потому что оно заинтересовано в увеличении числа благотворительных, волонтёрских и других некоммерческих организаций, относящихся к социальной сфере.

Поэтому, оно оказывает информационную, консультационную, организационную поддержку, хотя, любую благотворительную организацию больше всего волнует финансовый вопрос. Под термином «прямое финансирование» принято понимать госконтракты и субсидии, предоставляющиеся в форме грантов.

Главным инструментом господдержки СО НКО принято считать программу, разработанную на федеральном уровне и реализуемую МЭР (Министерством экономического развития). На данный момент, существует два варианта получения господдержки:

Предоставление субсидий. Источником для их получения является федеральный бюджет. Чтобы стать участником программы, необходимо подать заявку и пройти конкурсный отбор. 

Гранты, выдаваемые для реализации определённых программ. Примечательно, что в роли грантодателя теперь не может выступить местная администрация или орган исполнительной власти, потому что они вправе заниматься только субсидированием проектов. 

Существенных отличий между конкурсами на получение субсидий или грантов – нет. Но сейчас принято апеллировать термином «президентский грант», по своей сути являющийся субсидией из федерального бюджета. Они предоставляются некоммерческим организациям, принимающим активное участие в развитии институтов гражданского общества.

Сумма, доступная к получению и выдаваемая на безвозмездной основе, с каждым годом становится всё солиднее, а это – более чем веское основание для того чтобы за неё побороться. Что касается госконтрактов, то этот финансовый инструмент является бюджетными средствами, даваемыми СО НКО в рамках, определённых ФЗ-44 «О контрактной системе».

Если организация использовала выделенные средства по целевому назначению, то налог на прибыль начисляться не будет.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e86ffef96544a69b3c5514d/socialno-orientirovannye-nko-5ef06682bbfdf8200c8f30a0

Что такое социально ориентированная НКО?

Социально ориентированная некоммерческая организация

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах, предусмотренных ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, перечисленные в п.31.1 ФЗ №7.

Давайте проверим, является ли Ваша организация социально ориентированной. Для этого надо ответить на 3 вопроса

1. Соответствует ли ее организационно-правовая форма одной из ниже перечисленных?

  • религиозная организация (объединение),
  • община коренных малочисленных народов России,
  • казачье общество,
  • некоммерческое партнерство,
  • учреждение,
  • автономная некоммерческая организация,
  • социальный, благотворительный и иной фонд,
  • ассоциация, союз
  • общественные организации (объединения): общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности
  • другая форма НКО, предусмотренная федеральными законами (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, политических партий).

2. Указан ли в Уставе организации хотя бы один вид деятельности из ниже перечисленных:

  1. Социальная поддержка и защита граждан;
  2. Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. Охрана окружающей среды и защита животных;
  5. Охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. Профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. Благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. Деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  10. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  11. Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

3. Осуществляет ли фактически сегодня Ваша организация деятельность, являющуюся социально ориентированной?

Если на все три вопроса Вы ответили положительно – Ваша организация фактически и в соответствии с законодательством Российской Федерации является социально ориентированной некоммерческой организацией (СО НКО) и может претендовать на получение поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления в приоритетном порядке.

В Самарской области в соответствии с региональным законом № 127-ГД «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области», принятым в декабре 2012 года, любая такая организация, вне зависимости от продолжительности деятельности с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, может рассчитывать на информационную и консультационную поддержку. А вот поддержка финансовая, имущественная, в виде подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев предоставляется только тем организациям, которые осуществляют социально ориентированную деятельность на территории области не менее 3-х лет с момента государственной регистрации.

Этот же закон устанавливает и дополнительные виды деятельности, которые признаются социально ориентированными на территории Самарской области в дополнение к перечисленным в федеральном законе:

  1. Защита семьи, материнства, детства и отцовства (в Самарской области)
  2. Развитие детского и молодежного общественного движения, поддержка детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми;
  3. Развитие институтов гражданского общества (в Самарской области)
  4. Укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии (в Самарской области)
  5. Содействие охране правопорядка (в Самарской области)
  6. Деятельность в области патриотического воспитания (в Самарской области)
  7. Обеспечение безопасности отдыха граждан на водных объектах (в Самарской области)
  8. Содействие социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в Самарской области).

РЕЕСТР СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Действующее законодательство Российской Федерации и Самарской области не содержит определения «социально значимые НКО» и не предусматривает ведения списков таких организаций.

Реестр социально ориентированных НКО ведут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие им поддержку. Только после того, как Ваша организация получила какую-либо поддержку на одном из этих уровней, в Реестр включаются следующие сведения:

  1. Полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);
  2. Идентификационный номер налогоплательщика;
  3. Форма и размер предоставленной поддержки;
  4. Срок оказания поддержки;
  5. Наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;
  6. Дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;
  7. Информация о видах деятельности, осуществляемых социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку;
  8. Информация (если имеется) о нарушениях, допущенных социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

Более подробно о видах государственной поддержки СО НКО в Самарской области можно прочитать в региональном законе:

Закон Самарской области о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организациях в Самарской области

Источник: http://songo63.ru/2016/07/15/so-nko/

Социально-ориентированные некоммерческие организации

Социально ориентированная некоммерческая организация

Понятие НКО (социально-ориентированная некоммерческая организация) было введено в 2010 году Федеральным законом от 05.04.2010 г.

№40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированный некоммерческих организаций».

изменения, которые произошли, затронули сразу несколько федеральных законов, которые в большей степени касаются работы организаций, их структуры и специфики. К таким законам отнесем следующие:

  1. «О некоммерческих организациях»;
  2. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  3. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  4. «О защите конкуренции».

Одна из основных задач, которую ставит перед собой Министерство юстиции Российской Федерации – это осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций. Сюда же относятся и общественные объединения, политические партии, религиозные организации.

Очень важно, чтобы деятельность некоммерческих организаций контролировалась со стороны государственных органов, поскольку если этот контроль не будет осуществляться, есть вероятность неблагоприятного влияния со стороны некоммерческих организаций на общество и жизнедеятельность людей.

Замечание 1

Также следует отметить, что же такое некоммерческая организация. Авторы акцентируют внимание на том, что это та организация, которая не имеет целью извлечение прибыли как одну из основных задач своей работы.

Это значит, что такие организации работают не на получение прибыли и ее дальнейшее распределение, а на то, чтобы осуществлять такую социально-значимую деятельность (в виде товаров и услуг), которая в дальнейшем будет приносить людям пользу на безвозмездной основе.

Некоммерческие организации создаются с различными целями: для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих успехов, для охраны здоровья населения, развития физической культуры и спорта в различных категориях населения.

Очень важно также удовлетворение преимущественно духовных и иных нематериальных потребностей, защиты их прав и свобод, законных интересов как отдельного гражданина, так и целой социальной группы (организации).

Некоммерческие организации и их члены способны разрешать наиболее актуальные споры и конфликты, оказывать юридическую помочь.

Также они преследуют иные цели, но их главная задача – достижение общественного блага и создание таких условий, которые будут в той или иной степени позитивно сказываться на жизнедеятельности человека.

Особенности некоммерческих организаций

Некоммерческая организация в системе иных организаций и в правовом поле обладает своими специфическими чертами, которые отличают ее от всех остальных.

Данная организация считается созданной в качестве юридического лица с того самого момента, когда происходит ее официальная государственная регистрация. Производятся данные действия в установленном законом порядке.

Некоммерческая организация располагает свои собственным имуществом, которым вправе распоряжаться в зависимости от потребностей и интересов ее участников.

Организация всегда имеет свое наименование. В нем отражается ее социальная направленность, организационно-правовая форма и характер деятельности.

В названии чаще всего выделяется социальная направленность, особенности обеспечения и помощи граждан, благотворительные мотивы.

При этом организация в любом случае должна иметь самостоятельный баланс, поскольку за счет него она реализует свои цели (помощь, поддержка, обеспечение).

Что касается социально-ориентированных некоммерческих организаций, то они создаются в таких формах, которые заранее предусмотрены Федеральным Законом «О некоммерческих организациях».

Такими организациями считаются различные общественные и религиозные организации, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, чья цель заключается в сохранении родного языка, этнической идентичности.

Сюда же относятся казачьи общества, фонды и некоммерческие партнерства, учреждения и автономные некоммерческие организации, которые реализуют деятельность для поддержки отдельных категорий граждан, а также для того, чтобы оказывать им моральную помощь, организовывать их структуру, распределять функции, если сами категории не способны самостоятельно выполнять данные действия.

Социально-ориентированные некоммерческие организации осуществляют деятельность, которая направлена на разрешение наиболее значимых и актуальных социальных проблем. Также они осуществляют следующие виды деятельности:

  • Социальная поддержка граждан, защита их прав и свобод в наиболее сложных ситуациях (юридическая помощь, моральная поддержка);
  • Подготовка населения к тому, чтобы благополучно преодолеть последствия наиболее разрушительных стихийных бедствий, экологических, техногенных и иных катастроф, а также к тому, чтобы предотвратить несчастные случаи своими силами;
  • Оказание помощи пострадавшим и жертвам стихийных бедствий, катастроф, социальных, религиозных или национальных конфликтов. В этом же случае оказывается помощь беженцам и вынужденным переселенцам, которые покинули свои территории в связи с различными экологическими катастрофами, или в случае военных действий;
  • Охрана окружающей среды, защита животных, контроль за экологической ситуацией, предотвращение незаконных действий в отношении различных территорий (вырубка леса, отлов редких видов животных).

Стоит отметить, что социально-ориентированные некоммерческие организации также осуществляют свою деятельность в области науки и образования, просвещения, культуры и искусства, здравоохранения и профилактики здоровья граждан.

Их действия направлены на то, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни, улучшать моральное и психологическое состояние граждан, возрождать любовь к спорту и физической культуре, а также содействовать указанной деятельности и духовному развитию личности в целом.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialno-orientirovannye_nekommercheskie_organizacii/

Социально ориентированные некоммерческие организации: что это

Социально ориентированная некоммерческая организация

Социально ориентированные некоммерческие организации – это такие официальные образования, целью создания которых являлось осуществление какой-либо деятельности, непосредственно на решение проблем социального характера, а также на стимулирование развития гражданского общества нашей страны и на прочие аналогичного ряда изменения.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Формы социально-ориентированных некоммерческих организаций

Итак, существуют следующие виды организаций некоммерческого характера, ориентированные на решение общественных проблем.

  1. Объединения, носящие характер:
    • общественных;
    • религиозных.
  2. Общины, представленные народностями, проживающими на территории России, объединенными по признакам:
    • малочисленности;
    • коренного проживания на тех или иных территориях.
  3. Общества, организованные представителями российского казачества.
  4. Социальные фонды.
  5. Партнерства, созданные на некоммерческой основе.
  6. Учреждения частного типа.
  7. Организации, представляющие государство и муниципалитет.
  8. Учреждения, содержащиеся за счет бюджета страны.
  9. Автономные организации некоммерческого типа.
  10. Различные союзы и ассоциации.

Все вопросы относительно деятельности этих учреждений регулируются Федеральным законодательным актом

Регулирование деятельности всех вышеописанных инстанций отведено Федеральному закону № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Социально-ориентированные некоммерческие организации: деятельность

31-я статья обозначенного нами законодательного акта раскрывает перечень конкретных видов действий, которые полагается осуществлять организациям, работающим на основе вышеописанных организационных форм.

В рамках компетенций НКО лежит действительно обширная сфера деятельности

Таблица 1. Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Вид деятельностиОписание
Социальные услуги гражданамОрганизации описанного типа обязаны оказывать россиянам все необходимые меры социальных:

  • защиты;
  • поддержки. Осуществляется данный процесс в том виде, который требует ситуация.
  • Подготовка к экстремальному режиму жизниТакже перечисленные учреждения берут на себя ответственность за:

  • подготовку населения к экстренным событиям;
  • преодоление чрезвычайных ситуаций. К списку обозначенных событий относятся:
  • бедствия стихийного характера;
  • экологические катастрофы;
  • техногенные катастрофы;
  • прочего вида случаи.
  • Оказание помощи в разгар бедствийПредставленные социальные образования обязуются также поддерживать граждан и оказывать им всевозможную помощь при условии, что те пострадали в ходе:

  • катастроф стихийного, техногенного или экологического характера;
  • конфликтов социального, национального или религиозного типа;
  • побега из государства проживания (беженцы и переселенцы).
  • Охрана среды и ее фауныВ компетенциях перечисленных учреждений лежит также защита и охрана:

  • окружающей среды;
  • населяющих эту среду животных, птиц и т.д.
  • Охрана локаций, имеющих высокую значимостьТакже лежит в зоне ответственности искомых органов задача по охране, согласно установленным на законодательном уровне требованиям и содержание объектов (строения и т.п.) и территорий, которые имеют высокую значимость следующего характера:

  • исторического;
  • природоохранного;
  • культурного;
  • морального (захоронения);
  • культового.
  • Оказание безвозмездной юридической поддержкиЕще одна компетенция представлена необходимостью оказывать бесплатно или за плату, установленную ниже общепринятого в регионе тарифа, юридическую протекцию россиянам и прочим организациям этого типа, а также вести просвещение жителей, распространяя сведения о том, как они могут самостоятельно защитить свои:

  • права;
  • свободы.
  • Профилактика социально-опасного поведенияОтветственны структуры обозначенного типа и за введение профилактических мер, препятствующих проявлению гражданами страны социально-опасного с точки зрения закона поведения.
    Деятельность благотворительного характераКаждая инстанция должна совершать благотворительные пожертвования или помощь в иной форме, или хотя бы содействовать проявлению подобной щедрости в других, поощряя добровольчество.
    Деятельность, направленная на духовное и физическое здоровье граждан РФОтветственность искомых структур также лежит в области:

  • образовательных мероприятий;
  • просвещения всех слоев населения;
  • стимуляции развития культуры и науки;
  • поощрения искусства;
  • работы, связанной со здравоохранением, а также профилактикой здоровья населения страны;
  • пропагандирования здорового образа жизни;
  • стимуляции улучшения морально-психологического состояния жителей нашей страны;
  • развития культуры и спорта в России;
  • прочих направлений аналогичной категории.
  • Перечень задач рассматриваемых структур действительно обширен, но все они входят примерно в одну и ту же категорию

    Ведомства, действующие в социальной сфере, помимо перечисленных в таблице задач, обязаны также:

    • проводить стимуляцию негативного отношения к коррупции среди слоев населения;
    • развивать сотрудничество с другими странами, попутно оказывая протекцию культурной, языковой и традиционной самобытности коренных народностей нашей страны;
    • воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, в том числе просвещать относительно военно-патриотических инициатив;
    • осуществлять поисковые мероприятия, в рамках которых случается обнаружение захоронений воинов, павших смертью храбрых во времена Великой Отечественной Войны, среди которых могут быть обнаружены также и пропавшие без вести люди;
    • принимать участие в профилактике пожароопасных ситуаций или же непосредственном тушении возникающих в ходе работ спасательного характера возгораний;
    • помогать в адаптации мигрантов, как с социальной, так и с культурной точки зрения;
    • производить реабилитационные мероприятия для граждан страны, долго употреблявших наркотические или психотропные вещества, которые больше не могут самостоятельно ориентироваться в обществе.

    Выдержка из ФЗ №7 Статьи 31.1. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти

    Ограничения для социальных организаций некоммерческого типа

    Многие из перечисленных организаций вынуждены сталкиваться с трудностями различного характера ввиду специфики производимой ими деятельности. Так, например, Закон «О бухгалтерском учете» определяет перечень структур, представляющих рассматриваемую категорию, не имеющих возможности предоставлять отчетность в упрощенном виде.

    1. Некоммерческие компании, доход которых в виде денег и прочего поступившего на баланс имущества за подотчетный период составил более 3 миллионов российских рублей.
    2. Адвокатские коллегии.
    3. Частные юридические практики, осуществляющие такую услугу, как консультирование.
    4. Палаты нотариальной категории.
    5. Кооперативы характера:
      1. как жилищного;
      2. так и жилищно-строительного.
    6. Кооперативы, имеющие кредитно-потребительский характер, в частности, сельскохозяйственные образования.
    7. Учреждения, представляющие государственный сектор.
    8. Корпорации, организованные государственными структурами.
    9. Компании, также работающие на государственной основе.
    10. Региональные представительства партий политического характера, сами эти образования и прочие их структурные подразделения.
    11. Организации, подлежащие саморегулированию.
    12. Некоммерческие учреждения, ответственные за выполнения функций иностранных агентов, и прочие компании.

    Закон содержит некоторые неточности, которые могут ввести вас в заблуждение относительно формы ведения отчетности, потому нужно учитывать нормативно-правовые акты и их содержание по старшинству

    Обратите внимание: одно из писем Министерства финансов нашей страны изначально разрешает государственным корпорациям вести бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме, что делает ее полностью законной.

    Тем не менее, налицо следующее противоречие: описанный нами выше законодательный акт ее ведение запрещает.

    Соответственно, поскольку норма Федерального закона всегда выше, делать этого не стоит, могут возникнуть неприятные последствия.

    Также недавно произведена отмена действия другого письма Министерства финансов, касающегося уже религиозных организаций.

    В нем говорилось, что при условии, когда обозначенные структуры не имеют облагаемого налогом объекта, то они имеют право не подавать бухгалтерскую отчетность в Федеральную налоговую службу.

    Теперь эта норма считается недействительной и все религиозные образования должны отчитываться перед компетентным надзорным органом.

    Церковь может стать НКО, если осуществляет дополнительные функции

    Также для церквей и других религиозных учреждений действует предложение — получить признание в качестве социально-ориентированных структур, если они осуществят дополнительную деятельность, направленную:

    • на решение возникающих в обществе проблем;
    • на гражданское развитие российского народа.

    При решении упомянутых выше вопросов религиозное учреждение обретет обозначенный статус и сможет подавать отчетность с использованием форм, предназначенных для эксплуатации в организациях социально-ориентированного и некоммерческого типа.

    Цель НКО — во всем помогать людям

    Заключение

    Рассматриваемые организации призваны поддерживать и защищать граждан страны, оказывая им всевозможную помощь. Можно сказать, что эти структуры — столп, на котором держится общество, продолжая развиваться и расти. Без них люди бы оставались беззащитными перед возникающими проблемами.

    – Права НКО с Марией Каневской

    Источник: https://yr-expert.com/soczialno-orientirovannye-nekommercheskie-organizaczii-eto/

    Сонко – что это такое в госзакупках

    Социально ориентированная некоммерческая организация

    Время чтения: 4 минут(ы)

    О том, что существуют так называемые социально ориентированные некоммерческие организации, слышал, наверное, каждый. Однако о том, что они собой представляют, известно далеко не всем. В этой статье мы расскажем о СОНКО – что это такое, и какое отношение они имеют к закупкам по 44-ФЗ.

    Что это такое: расшифровка

    СОНКО – не что иное, как аббревиатура от словосочетания «Социально Ориентированная Некоммерческая Организация».

    В соответствии со статьей 2 Федерального закона №7-ФЗ от 12 января 1996 года под названием «О некоммерческих организациях», статус СОНКО присваивается некоммерческим учреждениям, созданных в форме:

    • общественной организации;
    • религиозного объединения;
    • автономной некоммерческой организации;
    • фонда некоммерческого партнерства;
    • казачьего общества;
    • общины коренных и малочисленных народов РФ;
    • объединения юридических лиц.

    Важно: Государственным компаниям, корпорациям и общественным объединениям, являющихся политическими партиями, статус СОНКО присвоен быть не может.

    СОНКО — это какие организации, чем занимаются?

    Основная деятельность СОНКО заключается в решении социальных проблем и развития гражданского общества посредством:

    • социального обслуживания, социальной защиты и поддержки граждан;
    • подготовки населения страны к преодолению технологических, экологических и иных катастроф, а также последствий стихийных бедствий и своевременному предотвращению несчастных случаев;
    • оказания помощи жертвам техногенных или экологических катастроф, стихийных бедствий, а также национальных, социальных или религиозных конфликтов;
    • защиты животных;
    • охраны окружающей среды;
    • охраны и содержания исторически и культурно-значимых объектов и территорий;
    • оказания юридической помощи на льготной или безвозмездной основе;
    • профилактики социально опасных и девиантных форм поведения граждан;
    • осуществления благотворительной деятельности;
    • осуществления деятельности в области просвещения, образования, культуры, искусства, науки, здравоохранения, охраны и профилактики здоровья граждан, пропаганды ЗОЖ, физической культуры, повышения морально-психологической устойчивости граждан, содействие духовному развитию личности;
    • формирования общественной нетерпимости к коррупции;
    • развития межнационального сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, языков, традиций и культуры народов РФ;
    • осуществления деятельности в области патриотического воспитания граждан;
    • проведения поисковых работ, направленных на выявление затерянных воинских захоронений защитников Отечества;
    • участия в профилактике и тушении пожаров, а также в проведении спасательных мероприятий;
    • проведения социальной и культурной адаптации мигрантов;
    • проведения мероприятий по медицинской и социальной реабилитации, а также социальной и реинтеграции наркозависимых лиц;
    • оказания содействия повышению мобильности трудовых ресурсов;
    • увековечивания памяти жертв политических репрессий.

    Как осуществляется поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций?

    Согласно действующему законодательству в рамках 7-ФЗ, оказание поддержки СОНКО может осуществляться в виде:

    • финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также поддержки в сфере подготовки и дополнительного образования сотрудников и добровольцев СОНКО;
    • предоставления СОНКО льгот по уплате налогов и сборов;
    • осуществления закупок работ, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд у СОНКО;
    • предоставления юридическим лицам, оказывающим СОНКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов.

    Наряду с вышеперечисленными формами муниципальные образования и субъекты РФ могут оказывать поддержку СОНКО и в других формах за счет бюджетных ассигнований соответствующего масштаба (из федерального бюджета, местных бюджетов или бюджетов субъектов страны) посредством предоставления субсидий.

    Бюджетные ассигнования федерального бюджета предоставляются в порядке, определенном Правительством РФ.

    Кроме того, оказание имущественно поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется органами местного самоуправления и органами государственной власти посредством передачи учреждению во владение или пользование муниципального или государственного имущество. Важным условием такой процедуры является использование указанного имущества строго по целевому назначению.

    Реестр СОНКО России

    В соответствии со статьей 31.2 Закона «О некоммерческих организациях» в обязанности органов исполнительной власти, оказывающих поддержку СОНКО, входит ведение федерального, государственного и муниципального реестра получателей такой поддержки.

    В реестр СОНКО в обязательном порядке вносится следующая информация:

    • полное и сокращенное наименование, адрес, государственный регистрационный номер записи;
    • ИНН;
    • форма и размер оказанной поддержки;
    • сроки оказания поддержки;
    • наименование органа, оказавшего поддержку;
    • дата принятия решения о предоставлении поддержки или о ее прекращении;
    • сведения о видах деятельности компании;
    • сведения о допущенных компанией нарушениях (в том числе о нецелевом использовании предоставленного имущества и средств).

    Порядок ведения таких реестров, хранения всей предоставленной СОНКО документации, а также требования к средствам обеспечения использования указанными базами данных устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти федерального уровня.

    Важно: Вся указанная в реестрах СОНКО информация является открытой для общего доступа, иными словами, ознакомиться с размещенными сведениями может каждый желающий.

    Что нужно знать об участии СОНКО в госзакупках?

    В соответствии с 44-ФЗ Заказчики обязаны осуществлять часть собственных закупок у социально ориентированных организаций и субъектов малого предпринимательства (СМП) в объеме, не менее пятнадцати процентов от общего годового объема всех закупок. При этом начальная цена контракта не может быть более 20 миллионов рублей.

    Необходимо отметить, что действие данного законодательного акта распространяется и на СОНКО – за исключением организаций, основанных правительством, субъектами или муниципальными образованиями РФ.

    Закупки с социально ориентированных некоммерческих учреждений могут осуществляться путем организации:

    • открытого конкурса;
    • двухэтапного конкурса;
    • конкурса с ограниченным участием;
    • электронного аукциона;
    • запроса предложений;
    • запроса котировок.

    При осуществлении закупки у СОНКО или СМП в извещении устанавливается ограничение в отношении потенциальных участников закупок с указанием, что участвовать в торгах могут только социально ориентированные некоммерческие учреждения или субъекты малого предпринимательства. При этом участники закупки обязаны в своих заявках на участие декларировать собственную принадлежность к необходимому типу организации.

    Важно: Заказчик также вправе указать в извещении требование к участнику, не являющемуся СОНКО или СМП, о привлечении к исполнению контракта соисполнителей и субподрядчиков из числа необходимых организаций.

    В соответствии с частью 15 стати 44 Закона 44-ФЗ, сумма обеспечения заявки при размещении заказа у СОНКО не может превышать двух процентов от максимальной стоимости контракта.

    В том случае, если договор заключается с СОНКО, то в документ в обязательном порядке вносится условие об оплате поставленного товара, оказанной услуги или выполненной работы не позднее тридцатидневного срока с дата подписания документа о приемке.

    Таким образом, наше правительство создает для социально ориентированных некоммерческих учреждений достаточно комфортные условия для осуществления деятельности, в том числе для участия в закупках.

    Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:

    Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/sonko.html

    Незачет по НКО

    Социально ориентированная некоммерческая организация

    Другой пример: по российскому закону об образовании образовательная организация может существовать лишь в двух формах — некоммерческая или государственная. На самом деле это одна форма, в обоих случаях организация является некоммерческой, разница лишь в собственнике. Поэтому все частные университеты являются некоммерческими, даже если зарабатывают миллиарды рублей в год.

    Как НКО зарегистрированы все госкорпорации, многочисленные профессиональные спортивные клубы и еще многие организации, деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.

    Благотворительные фонды и иные «классические НКО» неоднократно поднимали вопрос о том, как должна быть устроена классификация некоммерческого сектора и господдержка тех, кто действительно выполняет общественно значимые задачи. Дискуссия оживилась, когда в 2017 году изменились правила финансирования НКО и были введены конкурсы с четкими условиями принятия заявок. Критерии отсева НКО установил Фонд президентских грантов. Гранты не могут получить:

    • государственные организации;
    • потребительские кооперативы;
    • политические партии;
    • саморегулируемые организации;
    • объединения работодателей;
    • объединения кооперативов;
    • торгово-промышленные палаты;
    • товарищества собственников недвижимости;
    • адвокатские палаты;
    • адвокатские образования;
    • нотариальные палаты;
    • государственно-общественные и общественно-государственные организации;
    • микрофинансовые организации.

    Я не буду утверждать, что эти критерии идеальны, но все же из действующих 335 тыс. НКО фильтр фонда оставляет около 202 тыс. Однако фильтр отсеивает лишь организационно-правовые формы, но не касается видов деятельности.

    Он не фильтрует научные организации, университеты, крупнейших поставщиков по госзаказу, негосударственные учреждения при РЖД или «Газпроме» (да, они тоже НКО) и, с другой стороны, не содержит исчерпывающего перечня видов социальной деятельности организации.

    Выполнить эту задачу как раз и должен был ожидаемый много лет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

    И вот он появился. И в предложенном виде не выдерживает никакой критики.

    Кто попал в реестр

    Первая редакция реестра была опубликована 5 июня. Выложенный файл содержал сведения о чуть менее чем 24 тыс. организаций, среди которых присутствовали, например, ОАО «РЖД», ОКБ «Сухой», 13 ведущих банков, включая Сбербанк.

    Это не говоря о тысячах ошибок форматирования, неверно указанных реквизитах и т.д.

    К 11 июня появилось обновление реестра, в котором часть наиболее очевидных проблем была исправлена, но самая главная — смысл существования такого реестра — решена не была.

    Получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты.

    Можно привести несколько очевидных примеров организаций, которые включены в реестр необоснованно, а также тех, кто по непонятным причинам не попал туда.

    Русская православная церковь

    Среди российских НКО есть несколько больших сетевых структур, но крупнейшей является Русская православная церковь (Московский патриархат). В нее входит около 18 тыс.

    организаций — приходов, благотворительных фондов, мастерских. Все они существуют в форме НКО, но в реестре присутствуют лишь 736, менее чем 4% от общего числа. Они ничем не отличаются от остальных 17 тыс.

    Получается, что одни приходы признаны социально ориентированными, а другие нет.

    Образовательные учреждения

    Всего в России 17 914 негосударственных образовательных учреждений, из них 1115 вузов. Из этого числа 2126 организаций попали в реестр СО НКО, в том числе 90 вузов. Например, там оказались Российский новый университет (годовая выручка за 2019 год 965 млн руб.) или университет «Синергия» (годовая выручка на конец 2019 года — 4 млрд руб.).

    Вопрос в том, можно ли вообще относить вузы, тем более крупные коммерческие, к социально ориентированным НКО. Конечно, они выполняют ключевую социальную функцию, но у них есть и вполне понятная бизнес-модель.

    Другие образовательные организации в реестре СО НКО — это в основном школы. Например, школы РЖД, которых в реестре оказалось 60 штук, а всего их у компании 275. Хочется понять, почему включили эти, а не остальные?

    Профессиональные союзы

    Профсоюзы — это один из наиболее спорных типов НКО. В России насчитывается 16 417 профсоюзных организаций разного уровня.

    Они существуют на членские взносы, а их деятельность не предполагает проектной работы, для чего и нужны гранты. Тем не менее гранты профсоюзы получают, хотя и редко.

    В последние годы они составляли не более 0,5% от общего числа получателей президентских грантов. Тем более странно, что в реестр СО НКО попали 173 профсоюзные организации.

    Органы власти

    Вот уже много лет наша команда тренируется в выявлении тех НКО, которые были учреждены органами власти и другими госучреждениями. Я писал об этом не так давно и могу лишь добавить, что идентификация таких организаций позволяет выявить и уход из-под регулирования госзакупок, и контрактацию органов власти со своими НКО, и множество других нюансов.

    В реестре СО НКО, вполне ожидаемо, оказалось немало на 100% государственных организаций.

    Например, в него попал Фонд кино, учрежденный российским правительством, или АНО «Парламентская газета» (учредители — Госдума и Совет Федерации), а также еще 136 организаций, созданных федеральными бюджетными учреждениями и органами власти.

    Сюда же можно отнести АНО «Платформа национальной технологической инициативы» и АНО «Университет НТИ 2035», созданные Агентством стратегических инициатив, в свою очередь, учрежденным правительством.

    Получатели средств бюджета

    Как минимум три организации в реестре СО НКО являются крупными подрядчиками для госсектора. Это отделения Всероссийского общества слепых в Краснодаре и Омске, а также Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Татарстана. К июню 2020 года у каждой из них было контрактов с государством по 44-ФЗ более чем на 1 млрд руб.

    Если взглянуть на контракты с госкомпаниями, то более 1 млрд руб. через корпоративные контракты по 223-ФЗ получили Федерация хоккея России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и футбольный клуб «Оренбург».

    Должен ли критерий получения крупных контрактов использоваться для отсечения организаций, претендующих на государственные гранты? Я бы такой критерий не исключал.

    Благотворители и общественники

    Организации по смыслу и характеру своего существования, наиболее близкие к пониманию социально ориентированных НКО, — это благотворительные фонды и общественные объединения. Однако мы видим, что из 9150 действующих в России благотворительных фондов лишь 1017, то есть около 11%, оказались в реестре СО НКО, а из 58 634 действующих общественных организаций — лишь 10 635, или около 18%.

    Неверный указатель

    Получается, что Минэкономразвития провело огромную, но бессмысленную работу. В реестр СО НКО были включены государственные организации, крупнейшие частные университеты и поставщики для государственных нужд, но не попали десятки тысяч структур, куда больше подходящих под критерии социальной ориентированности.

    Реестр СО НКО так и не стал классификатором, определяющим виды деятельности организаций и дающим четкие критерии оказания господдержки. Очень хочется надеяться, что ошибки в реестре вызваны именно непрофессионализмом, а не более банальными и приземленными причинами.

    В качестве послесловия стоит сказать об опубликованном на сайте правительства постановлении от 11 июня 2020 года № 847 о реестре некоммерческих организаций, больше всего пострадавших из-за пандемии. Возможно, этот реестр будет лучше, чем реестр СО НКО, но методическое обеспечение подготовки реестра возлагается на Минэкономразвития. Ну а какой из этого министерства методист, уже понятно.

    Источник: https://www.rbc.ru/opinions/society/17/06/2020/5ee8ce139a79479edce77585

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.