Социально ориентированная организация

Социально ориентированные некоммерческие организации

Социально ориентированная организация

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 19 апреля 2010 года

Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права МГЮА.

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” были внесены изменения, в соответствии с которыми законодательное закрепление получила новая разновидность некоммерческих организаций – социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно вновь введенному п. 2.1 ст.

2 Закона о некоммерческих организациях социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом о некоммерческих организациях формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 указанного Закона.

Указанной статьей установлен примерный перечень видов деятельности, при условии осуществления которых некоммерческие организации будут признаваться социально ориентированными.

К таким видам деятельности отнесены: социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; охрана окружающей среды и защита животных; охрана объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; профилактика социально опасных форм поведения граждан; благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Следует отметить, что сам термин “социально ориентированные” является оценочным понятием и, если обратиться к общим целям некоммерческих организаций, указанных в п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, то по существу каждая из них является социально ориентированной.

Так, в этом пункте сказано, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Очевидно, для признания той или иной некоммерческой организации социально ориентированной практика будет руководствоваться целями, указанными в ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях.

Если же заявленная цель вновь созданной некоммерческой организации не будет совпадать с целями, предусмотренными указанной статьей, то некоммерческой организации, объявившей себя социально ориентированной, нужно доказать, что она является таковой (при необходимости в суде).

При этом для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными выше видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, которые также будут признаваться социально ориентированными. Таким образом, для признания той или иной некоммерческой организации социально ориентированной необходимо принятие соответствующего правового акта субъектом Федерации или органом местного самоуправления. Важность такого признания обусловлена следующим.

Дело в том, что сам статус социально ориентированной некоммерческой организации предполагает получение определенных льгот, а в некоторых случаях прямой поддержки со стороны государственных и муниципальных органов. Так, согласно п. 3 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

При этом законодатель не ограничивает субъекты Федерации и органы местного самоуправления только вышеуказанными мерами. Так, согласно п. 4 ст. 31.

1 субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными выше формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Из этого следует, что при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответствующие расходы должны быть запланированы заранее.

Особо законодатель выделяет такую форму поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, как субсидии, которые согласно п. 5 ст. 31.

1 Закона о некоммерческих организациях могут предоставляться из федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций – получателей поддержки). Субсидия (от лат.

subsidium – помощь, поддержка) – пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Бюджетные ассигнования (субсидии) федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, должны предоставляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени соответствующего постановления Правительства РФ не было принято.

Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 31.

1 Закона о некоммерческих организациях оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

По непонятной причине законодатель не говорит о том, на основании какого права передается это имущество социально ориентированным некоммерческим организациям. Законодатель только говорит о передаче во владение и (или) в пользование. Лишь в п. 7 ст. 31.1 говорится о льготных ставках арендной платы.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что речь идет о договоре аренды. Однако аренда является не единственным основанием для передачи имущества социально ориентированным некоммерческим организациям. Очевидно, следует прийти к выводу о возникновении нового вещного права со специальными субъектами.

Общим требованием для такого имущества является то, что оно должно быть свободно от прав третьих лиц. Это значит, что оно не должно быть передано третьим лицам в хозяйственное ведение, оперативное управление либо на основе другого вещного права. Кроме того, это имущество не должно быть предметом ранее заключенных договоров (аренды, безвозмездного пользования и др.).

Такое имущество включается в специальные перечни, которые подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность некоммерческих организаций, арендующих это имущество.

Кроме того, запрещаются продажа переданного социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

Все социально ориентированные некоммерческие организации подлежат включению в специальные реестры.

Формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно п. 2 ст. 31.2 Закона о некоммерческих организациях в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки включаются следующие сведения о некоммерческой организации:

1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) форма и размер предоставленной поддержки;

4) срок оказания поддержки;

5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;

6) дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;

7) информация о видах деятельности, осуществляемых социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку;

8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

Информация, содержащаяся в реестрах социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”.

В зависимости от категории доступа информация подразделяется на общедоступную и на ту, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) – конфиденциальную. Под доступом к информации понимается совокупность правомочий на поиск и получение информации. Указанное право реализуется только путем исполнения обязанности по ее предоставлению.

В ст. 4 Закона N 8-ФЗ перечислены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Принцип открытости информации означает презумпцию открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации, доступ к которой ограничен. В данном случае этот принцип находит свое практическое применение.

Источник фото: http://demo17.joomline.ru/index.php?option=com_inews&Itemid=270&vidn=10053

Источник: https://zema.su/blog/sotsialno-orientirovannye-nekommercheskie-organizatsii

Что такое социально-ориентированные некоммерческие организации

Социально ориентированная организация

29 сентября 2020 года российский кабинет министров утвердил Основные направления своей деятельности до 2024 года. Среди прочего, в сферу его внимания попали социально ориентированные субъекты малого предпринимательства и НКО.

Поддерживать деятельность социально ориентированных НКО и малого бизнеса власти собрались с целью повышения качества и доступности услуг в социальной сфере. Как известно, с этим у нас в стране всегда проблемы.

Также будет использован потенциал общественных инициатив – это поддержка благотворительной и добровольческой деятельности.

Незачет по НКО: чем плох реестр социально ориентированных организаций

Другой пример: по российскому закону об образовании образовательная организация может существовать лишь в двух формах — некоммерческая или государственная. На самом деле это одна форма, в обоих случаях организация является некоммерческой, разница лишь в собственнике. Поэтому все частные университеты являются некоммерческими, даже если зарабатывают миллиарды рублей в год.

Как НКО зарегистрированы все госкорпорации, многочисленные профессиональные спортивные клубы и еще многие организации, деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.

Читайте на РБК Pro

Школы бесповоротно уродуют нас: Сет Годин о побочных эффектах образования Голливуд в смартфоне: как россияне продали Snapchat стартап за $166 млн РБК Pro: как избежать уголовной ответственности за невыплату зарплат Великий переезд: почему ИT-специалисты хотят покинуть Кремниевую долину

Благотворительные фонды и иные «классические НКО» неоднократно поднимали вопрос о том, как должна быть устроена классификация некоммерческого сектора и господдержка тех, кто действительно выполняет общественно значимые задачи. Дискуссия оживилась, когда в 2017 году изменились правила финансирования НКО и были введены конкурсы с четкими условиями принятия заявок. Критерии отсева НКО установил Фонд президентских грантов. Гранты не могут получить:

  • государственные организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • саморегулируемые организации;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования;
  • нотариальные палаты;
  • государственно-общественные и общественно-государственные организации;
  • микрофинансовые организации.

Я не буду утверждать, что эти критерии идеальны, но все же из действующих 335 тыс. НКО фильтр фонда оставляет около 202 тыс. Однако фильтр отсеивает лишь организационно-правовые формы, но не касается видов деятельности.

Он не фильтрует научные организации, университеты, крупнейших поставщиков по госзаказу, негосударственные учреждения при РЖД или «Газпроме» (да, они тоже НКО) и, с другой стороны, не содержит исчерпывающего перечня видов социальной деятельности организации.

Выполнить эту задачу как раз и должен был ожидаемый много лет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

И вот он появился. И в предложенном виде не выдерживает никакой критики.

Кто попал в реестр

Первая редакция реестра была опубликована 5 июня. Выложенный файл содержал сведения о чуть менее чем 24 тыс. организаций, среди которых присутствовали, например, ОАО «РЖД», ОКБ «Сухой», 13 ведущих банков, включая Сбербанк.

Это не говоря о тысячах ошибок форматирования, неверно указанных реквизитах и т.д.

К 11 июня появилось обновление реестра, в котором часть наиболее очевидных проблем была исправлена, но самая главная — смысл существования такого реестра — решена не была.

Получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты.

Можно привести несколько очевидных примеров организаций, которые включены в реестр необоснованно, а также тех, кто по непонятным причинам не попал туда.

Русская православная церковь

Среди российских НКО есть несколько больших сетевых структур, но крупнейшей является Русская православная церковь (Московский патриархат). В нее входит около 18 тыс.

организаций — приходов, благотворительных фондов, мастерских. Все они существуют в форме НКО, но в реестре присутствуют лишь 736, менее чем 4% от общего числа. Они ничем не отличаются от остальных 17 тыс.

Получается, что одни приходы признаны социально ориентированными, а другие нет.

Образовательные учреждения

Всего в России 17 914 негосударственных образовательных учреждений, из них 1115 вузов. Из этого числа 2126 организаций попали в реестр СО НКО, в том числе 90 вузов. Например, там оказались Российский новый университет (годовая выручка за 2020 год 965 млн руб.) или университет «Синергия» (годовая выручка на конец 2019 года — 4 млрд руб.).

Источник: https://za-nas-zakon.ru/raznoe/socialno-orientirovannye-organizacii-eto-2.html

Постановление Правительства РФ от 23 июня 2020 г. № 906 “О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций”

Социально ориентированная организация

Обзор документа

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о реестре социально ориентированных некоммерческих организаций.

2. Определить Министерство экономического развития Российской Федерации уполномоченным органом по формированию и ведению реестра социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – реестр).

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

сформировать реестр;

осуществлять методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или организаций по подготовке и представлению информации о социально ориентированных некоммерческих организациях, предусмотренной Положением, утвержденным настоящим постановлением, для включения в реестр;

разместить реестр на официальном портале Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

в течение 10 рабочих дней издать акт, определяющий порядок представления сведений в реестр.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 23 июня 2020 г. N 906

Положение
о реестре социально ориентированных некоммерческих организаций

1.

Настоящее Положение определяет порядок ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом – оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг (далее соответственно – реестр, социально ориентированные некоммерческие организации), Министерством экономического развития Российской Федерации (далее – уполномоченный орган).

2. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для всеобщего ознакомления и подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение 3 рабочих дней со дня включения соответствующей информации в реестр.

3. В реестр подлежит включению следующая информация:

а) номер реестровой записи;

б) дата принятия решения об оказании поддержки социально ориентированной некоммерческой организации (дата включения в реестр поставщиков социальных услуг);

в) полное и сокращенное (при наличии) официальное наименование социально ориентированной некоммерческой организации;

г) идентификационный номер налогоплательщика;

д) основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации социально ориентированной некоммерческой организации;

е) наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации, оказавших поддержку социально ориентированной некоммерческой организации;

ж) статус социально ориентированной некоммерческой организации (поставщик социальных услуг, получатель субсидий или грантов, исполнитель общественно полезных услуг).

4. Реестр формируется и ведется на русском языке. Информация, содержащаяся в реестре, хранится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

5.

В течение 10 рабочих дней со дня предоставления субсидий или грантов, указанных в пункте 1 настоящего Положения, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или организация, предоставившие субсидию или грант социально ориентированной некоммерческой организации, представляют в уполномоченный орган сведения для включения социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр в порядке, установленном уполномоченным органом.

6. Информация по каждой социально ориентированной некоммерческой организации, сформированная в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения и включенная в реестр, образует реестровую запись о социально ориентированной некоммерческой организации, которой присваивается уникальный номер.

7. В случае направления федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или организацией информации о внесении изменений в сведения, указанные в пункте 3 настоящего Положения, уполномоченным органом вносятся изменения в реестровую запись в течение 30 рабочих дней со дня поступления информации.

8. Ответственность за достоверность сведений о социально ориентированных некоммерческих организациях несет федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или организация, представившие сведения в реестр.

9.

Социально ориентированная некоммерческая организация исключается из реестра уполномоченным органом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации, оказавших поддержку, в случае несоответствия сведений об организации сведениям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения.

10. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или организация в целях формирования информации о социально ориентированных некоммерческих организациях, содержащей сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения:

а) определяют лиц, ответственных за формирование и направление указанной информации;

б) обеспечивают полноту и достоверность сформированной информации о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также своевременность ее направления в уполномоченный орган.

Обзор документа

Правительство установило порядок ведения реестра социально ориентированных НКО, которые с 2017 г. являются получателями грантов и субсидий, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг.

Реестр формируется Минэкономразвития и размещается в открытом доступе на сайте ведомства.

Определен перечень включаемых в реестр сведений. Закреплены сроки и порядок их внесения.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74205351/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.