Социально ориентированная система

Содержание

Плюсы и минусы социально ориентированной рыночной экономики

Социально ориентированная система

Каждая из более 200 стран в мире имеет свою экономическую модель развития. И хоть принципиально разновидностей экономических систем не много, идентичных моделей практически не существует.

Это связано с тем, что у каждой страны свои уникальные факторы (менталитет народа, традиции в обществе, история, формы собственности на имущество, политическая система, природные ресурсы, соседи и так далее), на основании которых строятся связи внутри государства.

При этом достаточно эффективной моделью развития государства считается социально ориентированная рыночная экономика.

Описание экономической модели

Впервые указанная модель в ее классическом виде была внедрена в Германии в послевоенный период (1946 год). Она была призвана в короткий промежуток времени восстановить экономическую мощь государства, существенно ослабленную Второй мировой войной. Современная Германия доказывает, что выбор оправдал ожидания.

Исходя из определения, социально-рыночная модель представляет собой систему, регулируемую рыночными отношениями, главным ориентиром и целью которой является повышение благосостояния, уровня жизни и социальных гарантий граждан.

Одним из ключевых признаков социально ориентированной рыночной модели является развитая экономика с высокими показателями внутреннего валового продукта на душу населения с одновременным высоким развитием социальных институтов, обеспечивающих гарантию прав и свобод граждан. Это выражается в высоком уровне государственно-частного партнерства, в котором именно институты власти выступают гарантом и регулятором достижения параметров социально-экономического развития.

В зависимости от предшествующего политического и экономического строя, различают эволюционную и транзитивную варианты социально ориентированной рыночной экономики.

Преимущества социально ориентированной рыночной экономики

Социально-рыночная модель является достаточно распространенной формой построения экономических отношений внутри государства. Этому способствует ряд преимуществ модели, основными из которых являются следующие:

  • Обеспечение высокого уровня занятости населения в экономике. Безработица не носит массовый характер и варьируется в диапазоне 1-2%. Трудовые отношения защищены государством с обеспечением достойных условий и требований охраны труда.
  • Стремление к стабильности на валютном рынке государства. Макроэкономические колебания мирового рынка сглаживаются за счет ресурсов государства, что способствует повышению уровня уверенности в завтрашнем дне и безопасности инвестиций в экономику.
  • Участие государства в регулировании и повышении доходов населения. В результате отсутствует значительное расслоение общества на богатых и бедных. Уровень жизни различных слоев населения является высоким.
  • Одновременное комплексное развитие государственного и частного секторов экономики. Проведение политики государственно-частного партнерства, основанного на гарантиях равных условий доступа к ресурсам и рынку.
  • Стимулирование государством развития эффективных производств и повышение конкурентоспособности товаров. Предприятия и организации имеют долгосрочные планы развития и активно инвестируют свободные денежные средства в модернизацию производств и обновление основных средств.
  • Гарантированное решение государством всех ключевых проблем обеспечения жизнедеятельности населения. Прежде всего, это выражается в бесплатном качественном медицинском обеспечении граждан, а также обязательности среднего и доступности современного высшего образования.
  • Высокий уровень экологической безопасности. Постоянное внедрение технологий, призванных обеспечивать требуемые показатели качества окружающей среды.
  • Сильный правоохранительный блок, выступающий гарантом безусловного обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а также общественных интересов. В результате формируется законопослушное общество, имеющее низкий уровень преступности.

Недостатки социально ориентированной рыночной экономики

Идеальной экономической модели не существует. Имеет свои специфические недостатки и социально ориентированная рыночная экономика. К числу основных минусов указанной системы отношений относятся следующие:

  • Основные затраты на поддержание социальных гарантий ложатся на бюджет, наполнение которого происходит за счет высокой налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. Указанные факторы тормозят темпы их развития и снижают прибыльность.
  • Обеспечение высокой занятости населения не способствует оптимизации штата предприятий и организаций. Производительность труда снижается. Уровень доходов населения не всегда поддерживается за счет реально заработанных денег.
  • Валютная стабильность зачастую требует участие государства в поддержании стабильного обменного курса национальной валюты. На сглаживание макроэкономических колебаний тратятся бюджетные средства. В результате сильно переоцененной национальной валюты возрастают риски кризисных явлений в экономике, сопряженных с девальвацией и резким падением покупательской способности и уровня жизни.
  • Дополнительная нагрузка на бюджет в поддержке низкоэффективных предприятий. Зачастую нерентабельные субъекты хозяйствования субсидируются из бюджета в форме льготного кредитования, беспроцентных займов, организацией закупки сырья по сниженным ценам. Субъекты господдержки фактически не заинтересованы в разработке эффективных антикризисных программ и фактически косвенно существуют за счет более прибыльных предприятий.
  • Система не способствует сохранению не возобновляемых природных ресурсов.

Выводы

Модель социально ориентированной рыночной экономики имеет высокую финансовую нагрузку на государство по обеспечению благосостояния граждан, поэтому желательна к применению в странах, имеющих одно или несколько объективных макроэкономических преимуществ.

Это может быть высокая степень обеспеченности природными и энергетическими ресурсами, логистический и транзитный потенциал, выход к морю и так далее.

В противном случае нагрузка на бюджет не будет обеспечиваться потенциалом промышленности, что будет выливаться в регулярные кризисные явления.

Источник: https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-socialno-orientirovannoj-rynochnoj-ekonomiki/

Социально ориентированная система

Социально ориентированная система

⇐ Предыдущая65666768697071727374Следующая ⇒

На протяжении многовековой истории общественного развития существовали определенные виды деятельности, которыми занимались группы людей. Групповые объединения обеспечивали более эффективную деятельность по сравнению с индивидуальной.

Такие объединения исследователи называют «докооперативными формами объединений», или «неформальными кооперативами». Формально кооперативы появились на европейском континенте в условиях развития товарно-денежных отношений в середине XIX в.

, среди них – потребительские общества, производственные, сельскохозяйственные, кредитные и другие кооперативы.

В 1844 г. в городе Рочдейл (Великобритания) 28 ткачей собрали по 1 фунту стерлингов и создали коллективное хозяйственное (торговое) предприятие – потребительское общество на кооперативных принципах. С этого года и начинает свой отчет потребительская кооперация и международное кооперативное движение.

В России кооперативные предприятия получили свое развитие после отмены крепостного права в 1861 г. Первым потребительским обществом, официально зарегистрированным Министерством внутренних дел России, является Кыновское потребительское общество Пермской области, которое приступило к торговым операциям в 1865 году.

Кооперативы являются продуктом рыночной экономики и создаются для устранения рыночных несоответствий на рынке.

Например, крестьяне (фермеры), ремесленники и кустари обычно организуют кооперативы для того, чтобы добиться лучших условий реализации своей продукции на рынке.

Объединяясь в кооперативы, мелкие товаропроизводители организуют переработку и сбыт своей продукции крупными партиями, что позволяет реализовать ее на более выгодных условиях и выживать в сложившейся конкурентной среде.

Рабочие, служащие и другие слои населения объединяются в кооперативы с целью приобретения на наиболее выгодных условиях предметов потребления.

В рыночной экономике современных стран действуют кооперативы в разных отраслях хозяйства: в производстве – производственные кооперативы; в торговле – потребительские кооперативы; в строительстве – строительные кооперативы; в рыболовстве – рыболовецкие кооперативы; в сфере услуг – обслуживающие.

Все кооперативы – коллективные хозяйственные предприятия, призванные защищать интересы группы людей – их создателей.

В рыночной экономике функционируют предприятия разных организационно-правовых форм: государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, кооперативы и другие.

Кооперативы во многих отношениях мало отличаются от предприятий других форм, с которыми им приходится конкурировать.

Во-первых, предприятия всех форм выходят на рынки труда, капитала, управленческих услуг и должны обеспечивать диктуемые рынком заработную плату, процент на капитал и сопоставимое управленческое вознаграждение.

Во-вторых, в кооперативах сходны и многие производственные процессы, например: переработка, упаковка, сортировка, транспортировка, кредитная деятельность, ценообразование.

В-третьих, предприятия всех форм собственности, как и кооперативы, стремятся к повышению социально-экономической эффективности их деятельности.

В-четвертых, все предприятия находятся под воздействием одних и тех же общеэкономических факторов: уровня занятости либо безработицы; расширения или сужения кредитного рынка; инфляции или падения цен; налогов, сдвигов в потреблении.

Кооперативы – это коллективные предприятия, осуществляющие совместную хозяйственную деятельность заинтересованными в этой деятельности физическими и юридическими лицами. Они имеют общие черты с другими коллективными предприятиями, в том числе с акционерными обществами. К ним можно отнести следующие:

– кооперативы и акционерные общества являются юридическими лицами;

– в формировании собственности кооперативов и акционерных обществ принимают участие физические и юридические лица (члены, акционеры);

– кооперативы и акционерные общества способны привлекать небольшие денежные средства граждан в виде паевых взносов или в виде покупки акций;

– в кооперативах и в акционерных обществах действуют коллективные органы управления: собрания, правления, советы, ревизионные комиссии;

– в кооперативе и в акционерном обществе предусмотрена ограниченная ответственность членов по обязательствам предприятия (кооператива, акционерного общества).

В то же время кооперативы имеют существенные отличия от предприятий других организационно-правовых форм, в том числе акционерных обществ.

Следует отметить, что потребительская кооперация удовлетворяет экономические и социальные потребности как своих пайщиков, так и некооперированного населения, проживающего на территории деятельности организаций потребительской кооперации.

Все отрасли потребительской кооперации тесно взаимосвязаны.

Розничная торговля и общественное питаниенепосредственно обеспечивают удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в необходимых товарах и услугах.

Розничная торговля предоставляет пайщикам и обслуживаемому насе­лению возможность купить продукты питания, одежду и другие необходимые товары в магазинах и мелкорозничной сети.

Общественное питание организует производство и потребление продуктов на своих предприятиях (в столовых, кафе, ресторанах), обеспечивая горячим питанием людей на работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха.

Заготовка сельскохозяйственной продукции и сырьяспособствует обеспечению производственных предприятий потребительской кооперации сырьем, а населения – продуктами питания, поставляя их в магазины, столовые, рестораны и другие предприятия торговли и общественного питания.

Промышленностьпроизводит как производственные, так и другие необходимые населению товары, которые доставляются в магазины для продажи населению.

Сельское хозяйствоявляется источником продовольственных товарных ресурсов как для торговли, общественного питания, так и для промышленности.

Транспортосуществляет доставку товаров на предприятия торговли, общественного питания и непосредственно населению.

Строительствокак отрасль хозяйства создает сооружения и здания для осуществления разных видов деятельности, возводит жилье, детские сады, пан­сионаты, библиотеки, площадки и павильоны для проведения культурно-мас­совых мероприятий.

Услуги, предоставляемые населению, приобретают все большее значение в хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Они способствуют улучшению бытовых условий, организации отдыха, получению образования и удовлетворению других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.

⇐ Предыдущая65666768697071727374Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-19; просмотров: 538 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/10-64508.html

��������� ��������������� ��������� (������� ��������� ���������) / �����.��

Социально ориентированная система

        ��� ��������, ����������� � �������� ������� � ��������� �� ����� ��� �������� ���������, ���������� �� ������������� ������� ������������, ����� � �����-�� ���� ������������ ��������� ������������� �������������, �� �������������� ���������� ����������������� � ���� ������������� ����������� � ������������� ������� ��� ����� � ���� ������� �����,� ����� ������������� � ���������� �������������� ���������. ����� ������� ����� ����� ���������� � ������������ ������� ������������ � ����� ����� ���������� ��������������� � ������������� �������������� �������� ��������� ��������.        ����� ����� �� ����, � ����������� ������ �������� ��������� ��� �������� ���������� �������������� � ������������� ������������� ���������� ���� �� � ���������-������� ����� �������� ������� ������������� �� ����� ��������� ������ ��������� � ������������ ����� � �� ����� �������� ����� ����������� ������� �������� ��� �����, ��� ��������������� �����, ������������ �������� ������� � ��������� ������� ��� ������ ��������� ������������ �� ����������� ������ �� �� ������ ������������� ��������� ���������� ������������ ���������� �� �������������� ��������� �������� ������� ��� ������������ ������� ���������� �����, � �������� ��������������� �����, ������������� ���� � ������������ ������ ����� � �� �������� �� ����������� ������������ ����� �� ������� ����� � ��������� ������, �������� ������������ ��������� ����� ��� ���������-���������������� ����� � �� ������������ ����� ����������� ���� ��� ������������ ��������, ��� ��� ����� � �����-�� ���� �������� � ��������� �������� �������.        ������� ��� ������ ���������, ��� � ����������� ���������� ���������, � ������ ������� �������������� � ��������� ������������ �������, � �� ����������� ������� ����� �������� – �������, ��� �� ����� ����� ��������� ������ ����� ������, ������� � �������� ����������� � ���� ���������������� � ��������� ������������������ ���������������� �������� ������, ������� ������ ����� ���������������� � ������� �� ������ ���������� ���������������� �����, ��� �� ������ ��� �� ��������.       ������������ � ��������� ��������������� ��������� – ��� ������ ����� ����������� � ����� ������ ��������, ��� ������� � ������ �� ���� ����� ����������� ����������� ������� � ����� �� ���������� ������� ����� �������� �����!       � ������������ �������� ������ ���� �� ����� ��� �������� �������� �������� ������� ���������� �������������� ��������� �� ������ ���������� ������������ ���������� ������� ��� ������������� ����� ���������, � ������������� ���� ������� ������ ������������� ������������ ���������� �� �������������� ��������� �������� �������, � ��������� �� ����������� ������������ �� ������� ����� � ��������� ������.       ����������� �������� �������� ������� �����-������-�����  �������� � ��������� �������� ����� ��������� � ����� ���������� ������� ���������� �����������, ��������� ������������������ ������������. ���� ����������������� ������ ������ ������� �����, �� ����� 5/6 �� ��������� ��������� ���������, ���� � ������� ����� �� ����� ������ �����.       ����� ��������, ��� ����� �� ����� ������ �������� �������� ������ ����� ������ � ������������ ���������������� � �� ����������� � �������������, �������� ���������� ��������, ������ �� ��������� ��������� ��������� �������, �������� � ����� ��������� ����������� � ����������� �� ���� ����������, ������������ � ������ ����������� ���������� �� ������ � ��������� ������, ����������� ���������� ��� ����� ��� ������� ������������ ������ �����.      ������ ����� ����������� �������� �������������� � �������� ������ �� ��������� ��� ����� ���������� ������ � ��������� ������  ������ �� ���������, ����� ������� ��������� ���� �������� � ������������� �������� ����� �������� �� ������ ��������� � ����� �����������.      �� ���������� ����� �������� ��������� �� ������� ������������� �����, ��� ���������� ��������, ��� ������������� ����� � ������������ ���������� ������������ ����� ������ � ������������ �����.         ������� ��������� ������ �� ��������� ����� ������������� �����, ������ ��������� �������������� ���������� ������������ ������, �������� �� ���������� �������� � ����������� ����� ������.            ������ ���������� �����������, ���������� ��������, �������� ������� �������, ��� ������������� ��������, ��� ������� �������� ���������������, ���������� ���������� �������� ���������. ���� ��������� ����� ������� � ��� ����������� ������������ � ���������� ��������������� �, ����� �������, �������� � ������ ������������ � ������ �������.      �� ������ ��� ������� ��������, ��� ���������� ����� ��������� ��������� ������������� ��������, ���������� ��������, ��������������� ����������������� �������� ������� �� ������ � ������� � �������������� ����� �������� � �������� ������� �������� ������� ����� ����������, ���������-������������ ��������� � ��������.      ���������� �������� �������� �� ��������� ��������� � ��������� ����������� � ������� ������������� �������� ������� ��� ����� �� ���������� � ������������ ����� ��������� ����� ��������� �� ���� ����� � ��������� ������ � ���������, ���������� �� ����� ������� ���������� � ���������� �������� ��������, ���������� � ������������ � �����.      ������������ ��������� ��� ��������� ������ �������������� ����������������� ����� �������, � �������������� �� ����� ������������� ��� ������� �������� ������� ��� �����, � �� ���������� �������� ��� �������� ��� ������������, ����� ����� ���� ������ �� ���� ����� ������ �����, ���� �������� ���� ������������ ���������.       ���� ���� � �������� ����������� ������ �����, ����������� ����� ������, ����� ���������� � ����������� ������������, � �� �� ���� ��������� �� �������, ������, �������� ��� ������������� �������������� ���������������� � ����������� ���������� �������� – ��� �������� ���� ������������ ���������!       ��� ������������� ������� �������� ������ ������� ��������� ��� ����, ����� �������� ����������� �� �� ������� � ������, � ������ �� ������������ � �������, �� ����������� � ��������!  ����� ������ ���� �����, ��� ������ ���� ���, ��� ��������!  ������ ������ ��� ������������ ����������, ������������ �� ����� ����������� �������� ��� ������ �������, ������ ������������� ������ � ����������� �� ����������� �� ����� �� ����� ��������!       ������������ ��������� – ��� ������������ ������������� ��������, �������������� ���������. � ������ ����� ������ ���������� ����� ������� �������� �������� � ������ � �������� ������ ����� ������� ������� ��������� ������������ ��� ������������ ��������,  ����� ���������� �������� �� ��������������� ������������� ������������ ���� � ���������� �������.       �� �������������� ������������� �� ��������� �����������, � ��������� ����� ����� ��� ���� ����� �������� ���� ��� ��������� ��������������� �������� ���������. ���� ��������� �������� �������� �� ��������������, �� � ��� ������ � ���������� ����� ������ ������ ���� � ��� � ����� ��� ���� ������������ ������������ ������, � ������������ ������� ��� ����� � �� ������������� ������ ������������� �� ���������� ������������ ������� ��� ������ ��������� �������������� ������� �� ���������� � ������������ �� �����!       ����������� ������ ���������� � ����� �� �� ����������� ��������, � �� ���������� ������������ ��� – ����� ������� ������� ��� ��������� ����������� � ���������, � ����������.       ����� ��-���������� ����� ������ �����, ����� �� ����������� ��������� �� ������������ �������� ��������, � ������ 12 ����� �������� ������ 6 �����. ���������� ������� ������ ���� ��������� �� ������������ ����� �����, ������� ������ ����� �������� ������������� ��� ����������, ������, ������� � ���������� �����,  ����� ������ ���������� ���� ��������� ���������!       �������� ����� ���������� � ������-����������� �������� ������ ������� ����� ����: ���������� ���������� �������, ������� ���������� ������ ��������� �� �����������, ��������� ����������� ������, ������ � ����� � �����. ��� ���� ��������������� ����� �� ����� ������� ������� ��� ���������� ���������� �����, ��� �����, ����������� ������ ����� � ������� ��� ����� �������� ���� ������������� �������� ������ ��� ��������������� � ���������������� ����������� ���������!       �� ��������� ������������ ��������� ����� ������ �����, ����� ���� ���������� �������������� �������� ���������� ������������ ���� ���� �������� � ����� �� ������!  � � ������ �����, ������, ��� �� ��������� ����� ������� �����������, ������� �������� �������� ��������� ��������, � �� ��������� �������, �������������� � �������� �������� ���������, ����������� � ���������� ��������������, ��� � ������ ���� � ������������� ��������� �������� ��������…       �� ���� –

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470

   

   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        ���� ��� ����� ��-�� ����������� � � ��� ���� ������� � �������� ���������� ��� ��� ����������� ���������������, �� ��� ����� �� ������ � ��� ����� ���������� ������ ������ ����� ������ \���������� �����\, ���� �� ���������������� �� �����…          �������� ������������� ����, ��� �������� ������ ���� ������ � ��������� ��� ���� ����� ��� ������������� ������ �� ���� ����!         ������� �������!!!         � ���� ���� ������� ���-�� ��������� � ���� ������������� �� ���������-������������ ��� ������ ����, �� ���������� ������� � ��������� �������� ����� � ��� �������, ��������: – ������. �������. �����.��.

        ��������� �� ��������� � ������������!!!

������������ ��������� – ��� ������ ����� ����������� � ����� ������ ��������, ��� ������� � ������ �� ���� ����� ����� ������������� � ����� �� ���������� ������� ����� �������� �����! ������ ���� � ������������ �������� ������ �������� �������� ������� ���������� �������������� ��������� �� ���������� ������������ ���������� ������� ��� ����� ������������ ���������� �� �������������� ��������� �������� �������, � ��������� �� ����������� ������������ �� ������� ����� � ��������� ������. ��� ��������, ����������� � �������� ������� ��� �������� �� ����� ��� �������� ��������� �����������, ���������� �� ������������� ������� ������������, ����� � �����-�� ���� ������������ ��������� ������������� �������������, �� �������������� ���������� ����������������� � ���� ������������� ����������� � ������������� ������� ��� ����� � ���� ������� �����,� ����� ������������� � ���������� �������������� ���������. ����� ������� ����� ����� ���������� � ������������ ������� ������������ � ����� ����� ���������� ��������������� � ������������� �������������� ��������. ����� ������ ������ �� ����, � ����������� ������ �������� ��������� ��� �������� ���������� �������������� � ������������� ������������� ���������� ���� �� � ���������-������� ����� �������� ������� ������������� �� ����� ��������� ������ ��������� � ������������ ����� � �� ����� �������� ����� ����������� ������� �������� ��� �����, ��� �����, �������� ������� � ������� ��� ������ ������������ �� ����������� ������ �� �� ������ ������������� ��������� ���������� ������������ ���������� �� �������������� ��������� �������� �������, � �������� ��������������� �����, ������������� ���� � ������������ ������ �� �������� ��� �� ������ ��������� ����������� ����������� ������������ ����� �� ������� ����� � ��������� ������, �������� ������������ ��������� ����� ��� ���������-���������������� �����, ��� ��� ����� � �����-�� ���� �������� � ��������� �������� �������.

http://www.proza.ru/2016/06/22/414

http://www.proza.ru/2014/09/04/413

������� ��������� ���������   30.07.2016 12:36  ������� � ���������

��� ������. �� ��� ��������� ������ �� ��, � ������� �����������, ��� ���������� ����� �� �����. � ���������-�� ���� ���?���� ���� ������, �� ��� �� �������� � �����? �������� ������� ������ ������ �� ����� �� �������������. ���� ������ �������� �� ���������������. ����� ������������ ������ � ������ �������� ������� �� ������� � ����� ������. � ��� �� ����� ����������, ��� �����-������ ��������� ����� ���� ��������� ���� �� ����� ��������� ��������. �� ���� �� ����� �������� � ������ ���������!!! � �� ����� ������������. �� ��������� ������:”������� �� ��� �� �������, ��� ����� �������”.

������ ��������   01.08.2016 15:57  ������� � ���������

Источник: https://proza.ru/2016/07/30/597

Типовая модель социально-ориентированной экономики

Социально ориентированная система

Социально ориентированная рыночная экономика — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение — нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.

Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям.

В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых.

Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива “Laissez-faire” капитализму и социализму.

Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей. Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций.

Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества; защищенности общества от коррупции, криминальной среды; своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др. Создавая условия для формирования и развития рыночной экономики, государство в своей экономической политике стремится к достижению таких принципиальных целей, как рост благосостояния, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости, благоприятная для жизни окружающая среда.

Весьма важно, что модель социально ориентированной рыночной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям.

Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны.

Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффективность, так как социальные расходы — не безвозвратные затраты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.

Достижение большего социального равенства и справедливости также необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности.

Типовая модель социально ориентированной экономики имеет следующие параметры:

– “смешанная экономика”, в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);

– макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);

– особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

– высокая доля государственного бюджета в ВВП (“государство благосостояния”);

– развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.

Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о бедных слоях населения.

Магистральный путь, избранный в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, — построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство.

Фундаментом ее построения является действующая национальная экономическая система республики; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство. В общетеоретическом плане под системной моделью национальной экономики рыночного типа следует понимать совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к системе, структуре народного хозяйства, к режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.

В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства в Беларуси предполагает смягчение негативных черт чистого рыночного хозяйства – безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным производствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной основе, путем принятия необходимой системы законов и при активном участии демократического правового государства.

Белорусская модель формируется в течение последних лет с началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям.

И хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации.

Общность определяется едиными для всех стран цивилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью изменений следующих структурных компонентов, базовых блоков экономической системы:

– политическим устройством государства (демократия, защитой свобод и прав граждан);

– отношениями (правами) собственности (укреплением института частной собственности, плюрализма форм собственности);

– типичным поведением экономических субъектов (ростом свободы экономической деятельности и предприимчивости);

– ролью государства в экономике (усилением регулирующей роли государства);

– характером управления (регулирования) экономическими процессами (сочетанием прямых и косвенных методов регулирования с увеличением роли последних);

– целями и средствами экономической политики (ориентацией на рост благосостояния);

– характером внутреннего рынка (укреплением рынка “покупателя”);

– социальным фактором (степенью защиты принципов социальной справедливости и стабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальном рыночном хозяйстве).

В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы – применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.

Развитие идеи социальной ориентации белорусской экономики получило в НСУР – 2005 и в НСУР – 2010.

В ней увязывается достижение целей устойчивого развития с необходимостью решения экологических проблем в Беларуси, что обусловлено тем, что к началу экономических реформ экономика Беларуси оказалась с деформированной производственной структурой, изношенными основными фондами и экологически вредными технологиями. Негативное воздействие производства на окружающую среду в Беларуси оказалось намного выше, чем в технологически развитых странах, что сказалось на качестве жизни населения и будет сказываться в дальнейшем.

Этот документ содержит постановку проблем и определяет цели и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития, потенциал и средства их реализации, дает научно-обоснованные рекомендации правительству, неправительственным структурам, общественным организациям, которые должны их учитывать при принятии и реализации решений.

НСУР – 2010 одобрена национальной комиссией по устойчивому развитию 21 января 1997 г. и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 25 марта 1997 г. Основные положения НСУР – 2010 были представлены на Международной конференции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой, состоявшейся 16-18 апреля 1998 г. в г.

Минске и проведенной при сотрудничестве с ООН. На конференции был признан высокий уровень НСУР – 2010. Наиболее важной идеей НСУР – 2010 является признание социально ориентированной модели рыночной экономики в качестве системного условия устойчивого развития.

В данном документе особенно глубоко и разносторонне раскрыта роль государства в социально ориентированной рыночной экономике.

Перед государственными органами управления ставятся такие цели, как обеспечение роста благосостояния народа, финансовой стабилизации, высокой занятости, благоприятности для жизни окружающей среды. При этом указывается, что в условиях переходного периода к рынку роль государства не снижается.

Для обеспечения устойчивого развития страны свое функционирование государство должно направлять на слежение за социальными, экологическими и экономическими индикаторами, на смягчение возникающих негативных явлений и процессов, на содействие экономическому и социальному развитию в целях обеспечения потребностей нынешних и будущих поколений населения Беларуси при обязательном учете интересов других государств.

Как уже отмечалось, выбор модели социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики в качестве перспективной был осуществлен в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы.

Это было не простое заимствование зарубежного опыта, а стратегическое решение, основанное на учете специфических особенностей Беларуси, ее истории, национального характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта развитых рыночных стран.

Источник: https://studopedia.ru/4_172565_tipovaya-model-sotsialno-orientirovannoy-ekonomiki.html

Что такое рыночная экономика

Социально ориентированная система
123ru.net

Большинство государств в современном мире основаны на капиталистическом укладе экономики. Отличительная черта капитализма — наличие свободного рынка.

Рынок, бесспорно, формирует государства и взаимоотношения между ними. Он прямым образом влияет на нашу жизнь.

Чтобы лучше разбираться в современном политическом и экономическом укладе мира, надо понимать, что такое рыночная экономика.

Определение

Рыночная экономика — это вид экономической системы, который базируется на свободе предпринимательства и разрешении частной собственности.

Рыночная экономика предполагает развитие рынка в свободном порядке при минимальном вмешательстве государственных структур.

Отличительные признаки и главная характеристика рыночной экономики в том, что разные хозяйственные субъекты могут свободно взаимодействовать между собой, ценообразование не контролируется одним игроком.

Функции государства в рыночной экономике

Государство и его исполнительная власть могут вмешиваться в жизнь рыночной экономики, но они не меняют ход событий коренным образом.

Сила влияния государства на экономику различается — это зависит от политического устройства конкретной страны, но в целом у государства есть несколько ролей в рыночной экономике — защищать права производителя и потребителя, препятствовать созданию монополий и регулировать импорт и экспорт товаров.

Роль государства в рыночной экономике

Влияние государства на рыночную экономику можно рассматривать исходя из трех аспектов: ресурсного, финансового и правового.

  • Ресурсный аспект — это добыча и распределение необходимых для производителей материалов.
  • Финансовый — выпуск денег, сбор налогов и их распределение.
  • Правовой — создание регулирующих законов, лицензирование производителей и защита гражданских прав (как потребителя, так и производителя).

Если государство вмешивается в экономику слишком сильно, например: устанавливает жесткую регуляцию цен, владеет большей частью производственных мощностей или ограничивает частную форму собственности, то такой уклад нельзя считать рыночным.

Чем больше государство имеет влияния, тем менее свободным является рынок. Задача государства в настоящей рыночной экономике — не подавлять ее, а поддерживать.

С другой стороны, полное невмешательство в жизнь рынка может привести к тому, что он начнет развиваться хаотически и незаконно.

Как государство оказывает поддержку

Первостепенная задача государства — наблюдать за игроками на рынке и следить за тем, чтобы конкуренция была законной и честной. Антимонопольная служба должна препятствовать появлению компаний, которые будут полностью контролировать какую-нибудь часть рынка за счёт подавления более мелких предприятий. Государство принимает соответствующие законы и наблюдает за их соблюдением.

Государство создает правовую базу для функционирования рыночной экономики, а также проверяет, соблюдаются ли все законы, нормативно-правовые акты и другие требования как производителями, так и потребителями.

Государственные службы защищают потребителей товаров и услуг. Для этого они проверяют качество производимой компаниями продукции и выдвигают определенные требования к тому, в каких условиях должно работать производство и какими свойствами должен обладать конечный товар.

В случае несоблюдения указаний, государство может запретить дальнейший выпуск продукции компанией или временно приостановить его. Потребители, купившие некачественный товар, имеют право заменить его. В случае отказа со стороны производителя, потребитель может обратиться за помощью к государству.

Государство защищает не только потребителей, но и производителей товаров и услуг. Для этого оно выдает лицензии и подтверждает качество товаров, защищает права частных собственников.

Еще один способ оказания поддержки рыночной экономике — инвестиции со стороны государства.

Государственные службы могут поддерживать ключевые отрасли экономики страны за счет постоянных денежных вливаний, безвозмездного обучения специалистов и т.д.

Благодаря этому многие предприятия продолжают работать даже в периоды кризиса. Государство может субсидировать заводы, фабрики и другие производства для того, чтобы последние избежали банкротства.

Государственное регулирование рыночной экономики

Помимо указанных выше действий, государство также занимается контролем финансового аспекта рынка. Сюда включается сбор налогов и других обязательных платежей с производителя и потребителя, распределение денег, эмиссия ценных бумаг и денежных знаков, контроль за их обращением. Без этого невозможно нормальное функционирование рынка, а значит и его развитие.

Государство всегда тщательно контролирует процесс добычи полезных ископаемых, следит за развитием энергетики, инфраструктуры и коммуникаций, системой образования, здравоохранения, аграрным бизнесом.

Одни государства могут всецело контролировать эти аспекты экономики за счёт того, что полностью владеют этими отраслями, другие — предъявляют жесткие требования к частным владельцам.

Связано это с тем, что это — отрасли экономики напрямую связанные с государством (ресурсы и социальная составляющая). За этими областями ведется постоянное наблюдение и они подвергаются постоянному контролю.

Центральные банки стран занимаются эмиссией ценных бумаг и денежных знаков, которые нужны для нормального функционирования рынка. Кроме того, ЦБ обращает внимание и контролирует обиход иностранных валют в государстве и распоряжается валютным, золотым и другими запасами государства для того, чтобы поддерживать его экономику.

Функции государства в рыночной экономике — примеры

Центральный Банк Российской Федерации ежегодно эмиссирует определенное количество национальной валюты — российских рублей. Благодаря этому он контролирует процессы инфляции и поддерживает необходимое для функционирования экономики количество валюты.

Другой пример — Федеральная антимонопольная служба РФ, которая занимается борьбой с монополиями, нечестной рекламой и другими незаконными методами конкуренции между предпринимателями. Также ФАС проверяет иностранные инвестиции, соблюдение норм при розничной торговле и т.д.

Многие из ключевых добывающих отраслей в России контролируются государством — оно либо проверяет деятельность компаний и занимается распределением ресурсов, либо владеет компаниями, либо обладает внушительным (контрольным) пакетом акций для того, чтобы принимать ключевые решения по дальнейшему развитию отраслей. Министерство экономического развития РФ также выполняет планы по экономическому развитию, которые приняты Правительством России.

Плюсы и минусы рыночной экономики

У свободного рынка, как и у других экономических систем, есть свои преимущества и недостатки. Они связаны с тем фактом, что рыночные отношения не регулируются централизизованно, а это — и хорошо, и плохо.

Плюсы

У рыночной экономики есть следующие преимущества по сравнению с другими укладами:

Поведение потребителя влияет на решения производителей, а значит общество развивается больше в ту сторону, как этого хочет большинство населения.
Спрос формирует предложение, поэтому на рынке практически не производятся «лишние» товары и услуги, которые не найдут своего потребителя. Таким образом, имеющиеся ресурсы распределяются эффективнее.

Свободная конкуренция влияет на цены положительным образом. Никто не контролирует ценообразование, поэтому они искусственно не занижаются и не завышаются.
Потенциал экономического развития растёт. Наука, образование и другие отрасли экономики развиваются быстрее за счёт свободного функционирования рынка, иностранных инвестиций и поддержки со стороны государства (но не полного контроля).

Потребитель и производитель принимают самостоятельные решения, поэтому никто не остается в меньшинстве и не возникает недовольств.

Как видите, у рыночного уклада экономики есть много преимуществ, поэтому большинство современных государств избрали именно такой путь развития.

Минусы

Конечно же, у рынка есть и недостатки:

В отличие от плановой экономики, при рыночной экономике меньше внимания уделяется коллективным (общественным) отраслям экономики: спорту, медицине, культуре).
Периоды развития сменяются периодами упадка. Как следствие, в обществе часто возникает нестабильность.

Социальная защита нетрудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов и детей) перекладывается на государство, которое при рыночной экономике обладает не таким большим количество ресурсов, как частные собственники.

Эти недостатки характерны для любого рыночного государства, но проявляются они в меньшей или большей степени, в зависимости от уровня развития конкретного общества.

Признаки рыночной экономики

Есть несколько характерных черт рыночной экономики:

  • свобода предпринимательства;
  • минимальное вмешательство государства;
  • свободные взаимоотношения между субъектами хозяйственной деятельности.

Какую роль играет конкуренция

Конкуренция — это главный стимул развития рынка. Производители ведут борьбу между собой за покупателей, поэтому качество товара постоянно улучшается, при этом используются более отлаженные процессы производства и современные технология. Рыночная конкуренция вынуждает снижать цены.

Виды конкуренции в рыночной экономике

Конкуренция проявляется в разных видах: в ценообразовании, качестве производства, методах производства, использовании инноваций, конкуренция за сбыт товаров и т.д. По масштабам конкуренция бывает индивидуальной (между предпринимателями), местной, национальной и глобальной (между организациями).

Модели рыночной экономики

Рыночная экономика развивается разными путями в разных государствах:

  • Классический капитализм. Характерен для западноевропейских государств.
  • Англо-саксонская модель. США, Британия.
  • Восточно-азиатская. Китай.

Помимо этих видов моделей есть и другие, но перечисленные выбрало большинство существующих государств.

Чем отличается рыночная экономика от командной

Рыночная экономика в отличии от плановой, командной (централизованной), регулируется спросом и предложением. Только от коньюктуры рынка (то есть спроса и предложения) зависит положение игроков на рынке. Рыночная экономика отличается от командной тем что в ней вопрос о том, что и как производить, производители решают самостоятельно.

Командная и рыночная экономика- сравнение

 infourok.ru

Командная экономика также известна как плановая экономика, плановое хозяйство или централизованная экономика.

Примеры стран с рыночной экономикой

Страны с рыночной экономикой: США, Россия, Китай, Германия, Франция, Канада, Мексика, Италия и другие. Степень вмешательства государства в этих странах разная, но в основе каждого из них находится свободная конкуренция.

Когда сформировалась рыночная экономика в России

Экономика России ранее отвечала административной модели, характеризующейся централизацией всех процессов, наличием одного главного регулятора в виде государственных органов, установлением данным регулятором цен на определенном уровне, системой планирования. С момента распада СССР, Россией принят курс на построение экономической модели рыночного типа для вывода экономики в состояние роста.

Что такое социально-ориентированная рыночная экономика

Социально-ориентированная рыночная экономика — это модель экономической системы, которая организована на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.

Модель социально-рыночной экономической системы исходит из требования, что государство и частный бизнес не ведут полный контроль над экономикой, а служат людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самых потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.

Принципы социальной рыночной экономики

900igr.net

Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Данная система рассматривалась как альтернатива капиталистическому и социалистическому строю.

Заключение

Рыночная экономика — это один из возможных укладов экономики. Это самая распространенная модель развития экономики в мире. Большинство современных государств приняли именно этот уклад.

Источник: https://promdevelop.ru/economy/chto-takoe-rynochnaya-ekonomika/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.