Социально ориентированное общество

Место социально ориентированных некоммерческих организаций в системе гражданского общества

Социально ориентированное общество

Протопопова, Е. А. Место социально ориентированных некоммерческих организаций в системе гражданского общества / Е. А. Протопопова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53725/ (дата обращения: 13.01.2021).



Автором обоснована необходимость участия граждан в оценке деятельности СО НКО на этапе принятия решения о федеральной и региональной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.

Это связано с тем, что деятельность СО НКО затрагивает конституционные права граждан, такие как: право на образование, на бесплатную медицинскую помощь, право на свободу мысли и слова, на охрану окружающей среды и другие.

Ежедневно происходят нарушения этих прав и здесь возникает важная роль СО НКО не только как неотъемлемой части гражданского общества, но и института по защите конституционных прав и свобод граждан.

Исходя из положения статьи 32, пункта 1 Конституции РФ «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

По мнению автора, необходимо предоставить гражданам возможность выбирать путем прямого ания лучшие социальные практики, претендующие на государственную поддержку. Такие меры в то же время способны качественно повысить информированность граждан о работе социально ориентированных некоммерческих организациях.

Принятый в 2015 году закон об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации дал возможность социально ориентированным НКО включаться в процесс оказания социальных услуг. [1] Примечательно, что социально ориентированные некоммерческие организации, как отдельный вид некоммерческих организаций, через законодательное закрепление получают полномочия от первого сектора — государственной власти выступать «поставщиками» социальных услуг, выполнять социальные полномочия власти. Это новая сфера для деятельности СО НКО, имеющая ряд проблем и трудностей, но и значительные перспективы для влияния на качество жизни граждан и направления развития гражданского общества.

Необходимо отметить еще одну проблему — в России до сих пор присутствует низкая информированность граждан о работе социально ориентированных некоммерческих организаций.

Несмотря на появление большего количества разнообразной информации о некоммерческом секторе, и власть, и общество по-прежнему мало знают и плохо понимают суть деятельности и миссию гражданского общества и это при том важном обстоятельстве, что в поле деятельности СО НКО лежат конституционные права граждан. Опрос Фонда «Общественное мнение» в сентябре 2015 года показал, что узнаваемость понятия «гражданское общество» мало изменилось за 15 лет.

В сентябре 2015 г. знают о гражданском обществе — 22 %, 30 % что-то слышали, 33 % слышат впервые, а 15 % затрудняются с ответом.

Идентификация гражданского общества представляет для граждан большую проблему: в 2015 г. 56 % не могут ответить на вопрос, есть оно в стране или нет. Среди ответов на открытый вопрос, что такое гражданское общество, самый популярный — «население страны, граждане, общество, все мы». [2]

А ведь социально ориентированные некоммерческие организации часто выступают эффективным поставщиком социальных услуг, в первую очередь для незащищенных групп населения — малоимущих, инвалидов, пенсионеров, бездомных, беженцев, детей из групп риска.

Граждане активно участвуют в работе СО НКО обычно на добровольной основе, причем сразу во многих организациях.

В итоге третий сектор, социально ориентированных некоммерческих организаций становится важнейшим сектором экономики и обеспечивает в развитых странах до 5–7 % ВВП и немалое количество рабочих мест.

Очевидно, здесь можно выделить еще одну важную роль и особенность СО НКО — область деятельности СО НКО затрагивает и обращена на соблюдение конституционных прав граждан в Российской Федерации: защиту прав и свобод человека, право на образование, право на бесплатную медицинскую помощь, право на охрану окружающей среды, право на свободу мысли и слова.

Ежедневно происходят нарушения этих прав и здесь не всегда государство выступает гарантом их соблюдения. Отсюда возникает важная роль СО НКО не только как неотъемлемой части гражданского общества, но и института по защите конституционных прав и свобод общества.

Анализ текущего состояния соблюдения основных прав и свобод человека, основанный на результатах ежегодных докладов международных и национальных правозащитных организаций, омбудсменов Европы и стран СНГ, а также специальных исследований в рассматриваемой сфере, свидетельствует, что в мире появились новые вызовы правам и свободам человека, угрожающие не только отдельным государствам, но и самому существованию человеческого сообщества [3].

Перечислим основные из них:

– глобальный финансово-экономический и продовольственный кризис;

– бедность, голод;

– увеличение разрыва в уровнях социально-экономического развития как между странами, так и в границах стран, порождающее потоки неконтролируемой миграции; рост ксенофобии, различные формы нетерпимости, насилие, торговля людьми — особенно женщинами и детьми;

– обострение международных конфликтов, в том числе военных, в связи с борьбой за энергетические и сырьевые ресурсы;

– усиление милитаризации мира, ведение войн, международные конфликты, обострение международного терроризма, лишающие людей главного права — права на жизнь;

– дегуманизация общества, ограничивающая возможности духовного развития, самобытности и мультикультурализма.

К негативным факторам, отмеченным в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 и 2015 годы [4], прямо или косвенно влияющим на состояние прав человека в России, относятся:

– избирательность правосудия, выражающаяся в неравенстве возмоностей для «избранных» и «рядовых» граждан при реализации права на защиту в суде;

– слабость социальных лифтов; дефицит доверия и отсутствие обратной связи между органами власти разных уровней и населением, порождающий гражданскую пассивность и отсутствие веры в возможность полноценной самореализации;

– расцвет «правоограничительного» законотворчества, посягающего на личные права и свободы граждан и оказывающего на них избыточное нормотворческое давление;

– рост агрессивного поведения, непримиримости и неприятия иной точки зрения в противостоянии разного рода групп гражданских активистов по мировоззренческим, политическим и иным мотивам;

– проблема бедности и углубляющееся расслоение общества.

Примечательно, что при таком многообразии социальных проблем и задач, с которыми работает некоммерческий сектор в России, общество, к которому обращены усилия СО НКО, имеет низкое представление о деятельности СО НКО.

Кроме того, гражданское общество ограниченно государством в вопросах влияния на развитие третьего сектора: не участвует в процессе определения лучших практик СО НКО, не получает информацию о работе НКО в должном объеме из привычных информационных источников, а «судьбу» СО НКО решают так называемые «эксперты», которых определяют операторы конкурсов и грантов.

В то время, как одним из критериев эффективности работы СО НКО должен быть так называемый «социальный эффект» — изменения в структуре той или иной социальной проблемы. Если у деятельности НКО есть результат, то можно надеяться и на долгосрочные, структурные изменения.

Поэтом так важно, на наш взгляд, обеспечить доступ к оценке эффективности работы СО НКО со стороны представители целевых групп гражданского общества, с которыми работают СО НКО.

Развитие СО НКО и гражданского общества достижимо при наличии качественного взаимодействия между СО НКО, потребителями их благ и органами государственной власти.

Литература:

  1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
  2. URL: http://fom.ru/TSennosti/12375
  3. URL: European heart of human rights: Monography / ed. by N. Karpachova,J. Siegele. Kyiv: «Noviy druck» LTD, 2015.
  4. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http//www.ombudsmanrf.org (дата обращения: 10.02.2017).

Основные термины(генерируются автоматически): гражданское общество, НКО, гражданин, Российская Федерация, Россия, свобода человека, бесплатная медицинская помощь, информированность граждан, некоммерческий сектор, неотъемлемая часть.

Источник: https://moluch.ru/archive/231/53725/

Статья «Роль социально ориентированных некоммерческих организации в системе гражданского общества» в научном журнале

Социально ориентированное общество

Роль социально ориентированных некоммерческих организации в системе гражданского общества

Автор: Протопопова Екатерина Антоновна – Российская Федерация, г.Москва, Московский городской педагогический институт, Юридический институт, магистрант.

Protopopova Ekaterina Antonovna – Russian Federation, Moscow, Moscow city teachers training university «Juridical Institute»,  master's degree

Аннотация: в настоящей работе будут обсуждаться пути вовлечения граждан Российской Федерации в процесс оценки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена и влияет на реализацию конституционных прав граждан. Кроме того, будут представлены механизмы повышения информированности россиян о важном институте гражданского общества – социально ориентированных некоммерческих организациях.

Annotation: this paper will discuss ways to involve citizens of the Russian Federation in the process of evaluating the activities of socially oriented non-profit organizations whose activities are aimed and affect the implementation of constitutional rights of citizens. In addition, there will be presented mechanisms for raising the awareness of Russians about an important institution of civil society – socially oriented non-profit organizations.

Ключевые слова: конституционное право, социально ориентированные некоммерческие организации, гражданское общество

Keywords: constitutional right, socially oriented noncommercial organization, civic society

     Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций носит не просто социальных характер, о чем говорится во многих стратегических документах и научных статьях, но и фундаментально затрагивает конституционные права граждан, такие как: право на образование,  на бесплатную медицинскую помощь, право на свободу мысли и слова, на охрану окружающей среды и другие.

   Ежедневно происходят нарушения этих прав и здесь социально ориентированные некоммерческие организации выступают важным институтом по защите конституционных прав и свобод граждан: собирают средства на лечение людей, проводят просветительскую и образовательную работу по профилактике заболеваний, защищают природные объекты от негативного воздействия и др.

        В то же время граждане Российской Федерации плохо понимают суть деятельности и миссию социально ориентированных некоммерческих организаций .

      Опрос Фонда «Общественное мнение» в сентябре 2015 года показал, что узнаваемость понятия «гражданское общество» мало изменилось за 15 лет.

       В сентябре 2015 г. знают о гражданском обществе – 22%, 30% что-то слышали, 33% слышат впервые, а 15% затрудняются с ответом.

      Идентификация гражданского общества представляет для граждан большую проблему: в 2015 г. 56% не могут ответить на вопрос, есть оно в стране или нет. Среди ответов на открытый вопрос, что такое гражданское общество, самый популярный – «население страны, граждане, общество, все мы».1

      А ведь социально ориентированные некоммерческие организации часто выступают эффективным поставщиком социальных услуг, в первую очередь для незащищенных групп населения – малоимущих, инвалидов, пенсионеров, бездомных, беженцев, детей из групп риска. В итоге третий сектор, социально ориентированных некоммерческих организаций становится важнейшим сектором экономики и обеспечивает в развитых странах до 5-7% ВВП и немалое количество рабочих мест.

     Обращаясь к положению статьи 32, пункта 1  Конституции РФ «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». 2

Для повышения информированности граждан Российской Федерации о деятельности социально ориентированные некоммерческие организации автор находит необходимость предоставить гражданам возможность выбирать путем прямого ания лучшие социальные практики, претендующие на государственную поддержку, что в свою очередь, позволит улучшить действующую систему оценки и сделает ее «более прозрачной».

     В настоящий момент, механизмы государственной оценки эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления или не предоставления  бюджетной поддержки ограничены оценкой экспертов, утверждаемых  соответствующей документацией.

   В то время, как одним из критериев эффективности работы социально ориентированных некоммерческих организаций  должен быть так называемый «социальный эффект» –  изменения в структуре той или иной социальной проблемы.

Если у деятельности организации есть результат, то можно надеяться и на долгосрочные, структурные изменения.

Поэтом так важно, на наш взгляд, обеспечить доступ к оценке эффективности работы социально ориентированных некоммерческих организаций представителям целевых групп гражданского общества  с которыми взаимодействуют социально ориентированные некоммерческие организации.

Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций и гражданского общества достижимо при наличии качественного взаимодействия между социально ориентированными некоммерческими организациями, потребителями их благ и органами государственной власти.

      Анализ текущего состояния соблюдения основных прав и свобод человека, основанный на результатах ежегодных докладов международных и национальных правозащитных организаций, омбудсменов Европы и стран СНГ, а также специальных исследований в рассматриваемой сфере, свидетельствует, что в мире появились новые вызовы правам и свободам человека, угрожающие не только отдельным государствам, но и самому существованию человеческого сообщества. 3

Перечислим основные из них:

– глобальный финансово-экономический и продовольственный кризис;

– бедность, голод;

– увеличение разрыва в уровнях социально-экономического развития как между странами, так и в границах стран, порождающее потоки неконтролируемой миграции; рост ксенофобии, различные формы нетерпимости, насилие, торговля людьми — особенно женщинами и детьми;

– обострение международных конфликтов, в том числе военных, в связи с борьбой за энергетические и сырьевые ресурсы;

– усиление милитаризации мира, ведение войн, международные конфликты, обострение международного терроризма, лишающие людей главного права — права на жизнь;

– дегуманизация общества, ограничивающая возможности духовного развития, самобытности и мультикультурализма.

К негативным факторам, отмеченным в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 и 2015 годы 4, прямо или косвенно влияющим на состояние прав человека в России, относятся:

– избирательность правосудия, выражающаяся в неравенстве возможностей для «избранных» и «рядовых» граждан при реализации права на защиту в суде;

– слабость социальных лифтов; дефицит доверия и отсутствие обратной связи между органами власти разных уровней и населением, порождающий гражданскую пассивность и отсутствие веры в возможность полноценной самореализации;

– расцвет «правоограничительного» законотворчества, посягающего на личные права и свободы граждан и оказывающего на них избыточное нормотворческое давление;

— рост агрессивного поведения, непримиримости и неприятия иной точки зрения в противостоянии разного рода групп гражданских активистов по мировоззренческим, политическим и иным мотивам;

— проблема бедности и углубляющееся расслоение общества.

       Примечательно, что при таком многообразии социальных проблем и задач, с которыми работает некоммерческий сектор в России, общество, к которому обращены усилия социально ориентированных некоммерческих организаций,  имеет низкое представление  о их деятельности.

       Кроме того, гражданское общество ограниченно государством в вопросах влияния на развитие третьего сектора: не участвует в процессе определения лучших практик социально ориентированных некоммерческих организаций, не получает информацию о работе некоммерческого сектора в том объеме, который требуется для формирования представления о важнейшем институте гражданского общества,  а «судьбу» социально ориентированных некоммерческих организаций решают так называемые «эксперты», которых определяют исключительно операторы конкурсов и грантов.

Список литературы:

  1. Социологическое исследование Фонда «Общественное мнение» 2015 гг. [Электронный ресурс]: Доступ из справ.- http://fom.ru/TSennosti/12375

Источник: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/929/

Социальное государство: понятие, признаки, функции, типы

Социально ориентированное общество

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

Признаки социального государства.

Становление социального государства – это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего – должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в)равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства – специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. Поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. Охрана труда и здоровья людей;

3. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. Поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. Финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. Борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. Поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. Забота о сохранении мира в обществе.

Типы социального государства:

– первичное социальное государство;

– государство социальных услуг;

– государство социального благоденствия;

– социальное государство.

Периодизация развития социального государства:

– первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) – социалистический;

– второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) – правового социального государства;

– третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) – государство социальных услуг;

– четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) – государство всеобщего благоденствия;

– пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) – деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

– шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) – либеральное социальное государство.

Первый тип социального государства – первичное социальное государство был связан с появлением у государства функций социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Этот тип соотносится с первым (“социалистическим”) и вторым (“правовым”) этапами развития социального государства. Это первая форма социального государства, в котором наличие правовых основ, социального бюджета и специализированных социальных структур порождает специфические функции, не свойственные иным государствам.

На третьем этапе развития, обозначенном как государство социальных услуг, происходит переход государства к активной социальной политике, выражающейся в появлении таких функций, как предоставление социальных услуг и обеспечение занятости.

Для второго типа государства – государство социальных услуг свойственно уже не только удовлетворение индивидуальных социальных потребностей в социальной защите, минимизации социальных рисков и прочее, но и активная социальная политика создания социально комфортной жизненной среды, удовлетворения социальных потребностей, не регулируемых рынком, создание полезностей для всего государства.

Государство становится субъектом удовлетворения социальных потребностей человека, государством, которое служит обществу и отдельному человеку.

К государству социальных услуг сегодня относятся многие страны Европы и Америки и некоторые страны Азии и Африки.

Для них характерны наличие всего комплекса функций первичного социального государства, предоставление государством социальных услуг, усилия по обеспечению полной занятости и активная (предупреждающая) социальная политика.

Третий тип – государство всеобщего благоденствия.

Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни обусловливают появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, оказание социальной помощи при страховых случаях, защита от не страховых рисков, тотальное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики.

Последний выделенный этап развития социального государства был обозначен как этап либерального социального государства, и переход к этому этапу был обусловлен неэффективностью механизмов социального страхования и как следствие разрушением принципа солидарности, техническим прогрессом и противоречиями между рыночным и государственным регулированием экономики. Главной особенностью данного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики.

Четвертый Тип социального государства, формирующегося на данном уровне, содержит все признаки такого государства и может быть обозначен как собственно социальное государство.

Только в таком государстве совпадают социальные цели и механизмы их достижения, получают развитие основные принципы социального государства, реализуются его основные функции, снимаются вынужденные противоречия, существующие в прежних, переходных видах.

Источник: https://studopedia.ru/8_7740_sotsialnoe-gosudarstvo-ponyatie-priznaki-funktsii-tipi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.