Социально ориентированные некоммерческие организации по 44 фз

Содержание

Сонко – что это такое в госзакупках

Социально ориентированные некоммерческие организации по 44 фз

Время чтения: 4 минут(ы)

О том, что существуют так называемые социально ориентированные некоммерческие организации, слышал, наверное, каждый. Однако о том, что они собой представляют, известно далеко не всем. В этой статье мы расскажем о СОНКО – что это такое, и какое отношение они имеют к закупкам по 44-ФЗ.

Что это такое: расшифровка

СОНКО – не что иное, как аббревиатура от словосочетания «Социально Ориентированная Некоммерческая Организация».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона №7-ФЗ от 12 января 1996 года под названием «О некоммерческих организациях», статус СОНКО присваивается некоммерческим учреждениям, созданных в форме:

  • общественной организации;
  • религиозного объединения;
  • автономной некоммерческой организации;
  • фонда некоммерческого партнерства;
  • казачьего общества;
  • общины коренных и малочисленных народов РФ;
  • объединения юридических лиц.

Важно: Государственным компаниям, корпорациям и общественным объединениям, являющихся политическими партиями, статус СОНКО присвоен быть не может.

СОНКО — это какие организации, чем занимаются?

Основная деятельность СОНКО заключается в решении социальных проблем и развития гражданского общества посредством:

  • социального обслуживания, социальной защиты и поддержки граждан;
  • подготовки населения страны к преодолению технологических, экологических и иных катастроф, а также последствий стихийных бедствий и своевременному предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи жертвам техногенных или экологических катастроф, стихийных бедствий, а также национальных, социальных или религиозных конфликтов;
  • защиты животных;
  • охраны окружающей среды;
  • охраны и содержания исторически и культурно-значимых объектов и территорий;
  • оказания юридической помощи на льготной или безвозмездной основе;
  • профилактики социально опасных и девиантных форм поведения граждан;
  • осуществления благотворительной деятельности;
  • осуществления деятельности в области просвещения, образования, культуры, искусства, науки, здравоохранения, охраны и профилактики здоровья граждан, пропаганды ЗОЖ, физической культуры, повышения морально-психологической устойчивости граждан, содействие духовному развитию личности;
  • формирования общественной нетерпимости к коррупции;
  • развития межнационального сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, языков, традиций и культуры народов РФ;
  • осуществления деятельности в области патриотического воспитания граждан;
  • проведения поисковых работ, направленных на выявление затерянных воинских захоронений защитников Отечества;
  • участия в профилактике и тушении пожаров, а также в проведении спасательных мероприятий;
  • проведения социальной и культурной адаптации мигрантов;
  • проведения мероприятий по медицинской и социальной реабилитации, а также социальной и реинтеграции наркозависимых лиц;
  • оказания содействия повышению мобильности трудовых ресурсов;
  • увековечивания памяти жертв политических репрессий.

Как осуществляется поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций?

Согласно действующему законодательству в рамках 7-ФЗ, оказание поддержки СОНКО может осуществляться в виде:

  • финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также поддержки в сфере подготовки и дополнительного образования сотрудников и добровольцев СОНКО;
  • предоставления СОНКО льгот по уплате налогов и сборов;
  • осуществления закупок работ, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд у СОНКО;
  • предоставления юридическим лицам, оказывающим СОНКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов.

Наряду с вышеперечисленными формами муниципальные образования и субъекты РФ могут оказывать поддержку СОНКО и в других формах за счет бюджетных ассигнований соответствующего масштаба (из федерального бюджета, местных бюджетов или бюджетов субъектов страны) посредством предоставления субсидий.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета предоставляются в порядке, определенном Правительством РФ.

Кроме того, оказание имущественно поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется органами местного самоуправления и органами государственной власти посредством передачи учреждению во владение или пользование муниципального или государственного имущество. Важным условием такой процедуры является использование указанного имущества строго по целевому назначению.

Реестр СОНКО России

В соответствии со статьей 31.2 Закона «О некоммерческих организациях» в обязанности органов исполнительной власти, оказывающих поддержку СОНКО, входит ведение федерального, государственного и муниципального реестра получателей такой поддержки.

В реестр СОНКО в обязательном порядке вносится следующая информация:

  • полное и сокращенное наименование, адрес, государственный регистрационный номер записи;
  • ИНН;
  • форма и размер оказанной поддержки;
  • сроки оказания поддержки;
  • наименование органа, оказавшего поддержку;
  • дата принятия решения о предоставлении поддержки или о ее прекращении;
  • сведения о видах деятельности компании;
  • сведения о допущенных компанией нарушениях (в том числе о нецелевом использовании предоставленного имущества и средств).

Порядок ведения таких реестров, хранения всей предоставленной СОНКО документации, а также требования к средствам обеспечения использования указанными базами данных устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти федерального уровня.

Важно: Вся указанная в реестрах СОНКО информация является открытой для общего доступа, иными словами, ознакомиться с размещенными сведениями может каждый желающий.

Что нужно знать об участии СОНКО в госзакупках?

В соответствии с 44-ФЗ Заказчики обязаны осуществлять часть собственных закупок у социально ориентированных организаций и субъектов малого предпринимательства (СМП) в объеме, не менее пятнадцати процентов от общего годового объема всех закупок. При этом начальная цена контракта не может быть более 20 миллионов рублей.

Необходимо отметить, что действие данного законодательного акта распространяется и на СОНКО – за исключением организаций, основанных правительством, субъектами или муниципальными образованиями РФ.

Закупки с социально ориентированных некоммерческих учреждений могут осуществляться путем организации:

  • открытого конкурса;
  • двухэтапного конкурса;
  • конкурса с ограниченным участием;
  • электронного аукциона;
  • запроса предложений;
  • запроса котировок.

При осуществлении закупки у СОНКО или СМП в извещении устанавливается ограничение в отношении потенциальных участников закупок с указанием, что участвовать в торгах могут только социально ориентированные некоммерческие учреждения или субъекты малого предпринимательства. При этом участники закупки обязаны в своих заявках на участие декларировать собственную принадлежность к необходимому типу организации.

Важно: Заказчик также вправе указать в извещении требование к участнику, не являющемуся СОНКО или СМП, о привлечении к исполнению контракта соисполнителей и субподрядчиков из числа необходимых организаций.

В соответствии с частью 15 стати 44 Закона 44-ФЗ, сумма обеспечения заявки при размещении заказа у СОНКО не может превышать двух процентов от максимальной стоимости контракта.

В том случае, если договор заключается с СОНКО, то в документ в обязательном порядке вносится условие об оплате поставленного товара, оказанной услуги или выполненной работы не позднее тридцатидневного срока с дата подписания документа о приемке.

Таким образом, наше правительство создает для социально ориентированных некоммерческих учреждений достаточно комфортные условия для осуществления деятельности, в том числе для участия в закупках.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:

Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/sonko.html

Преференции по 44-ФЗ: кто может ими воспользоваться?

Социально ориентированные некоммерческие организации по 44 фз

Опытные поставщики, принимающие участие в закупках, знают, что такое преференции, и пользуются ими, если имеют такое право.  Для начинающих «игроков» скажем, что преференции – это льготы или преимущества, которые предусмотрели законодатели для некоторых групп участников.

В этой статье подробно расскажем о каждой из этих групп, и на какие преимущества они могут рассчитывать.  Также рассмотрим преференции, которые предоставляются в рамках ст. 14 44-ФЗ о национальном режиме.

Что такое «преференция» в контрактном законодательстве?

Государство оказывает поддержку определенным участникам торгов, которая изложена в виде, так называемых, преференций в тексте 44-ФЗ. Причем, отдельной статьи в Федеральном законе, в которой были бы собраны все виды преимуществ для всех групп участников, не существует.

Льготные условия положены 3 группам участников, требования к которым указаны в разных положениях 44-ФЗ:

1-я группа (ст.30 44-ФЗ) – субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНКО);

2-я группа (ст.28 44-ФЗ) – структуры уголовно-исполнительной системы (УИС);

3-я группа (ст.29 44-ФЗ) – союзы инвалидов.

Разберем глубже, какими преференциями могут пользоваться участники из названных групп.

Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.

Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:

  • В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
  • Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов – не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.

Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:

  • предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
  • оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
  • проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
  • и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).

Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.

Объем закупок

Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.

В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).

СМП и СОНКО на субподряде

Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:

  • если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
  • если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.

Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства

Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие – 30 календарных дней.

Размер ОИК исчисляется из ценового предложения

Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.

Когда ОИК не предоставляется?

Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.

Выполните следующие действия:

  1. Перейдите по ссылке;
  2. В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
  3. Нажмите кнопку «Проверить»;
  4. Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
  5. Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.

Уменьшенные размеры штрафов

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).

Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):

  • 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
  • 5% – 3-50 млн. руб.;
  • 1% – 50-100 млн. руб.;
  • и т.д.

Преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ

Вопрос № 1: Кто предоставляет преимущества организациям инвалидов?

Ответ: заказчики, это их обязанность.

Вопрос № 2: Какие преимущества получают организации инвалидов?

Ответ: это поддержка в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15% в порядке, утвержденном Правительством РФ, которая распространяется на товары, работы и услуги, собранные Правительством РФ в соответствующих перечнях (ч.3 ст.29 44-ФЗ). Для более полной картины ознакомьтесь с Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. № 341.

Названные условия не относятся к закупкам с единственным поставщиком.

К организациям инвалидов относятся общероссийские общественные организации инвалидов (включая союзы общественных организаций инвалидов) и организации, уставный (складочный) капитал которых целиком сформирован из вложений общероссийских общественных организаций инвалидов (ст. 29 44-ФЗ).

Как понять, что организация относится к организациям инвалидов?

  • 4/5 членов общероссийских общественных организаций инвалидов (союзы) имеют статус «инвалида»;
  • уставной (складочный) капитал таких организаций на 100% состоит из вкладов организаций инвалидов:

– минимальная среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам – 50%;

– минимальная доля з/п инвалидов в фонде оплаты труда – 25%.

Как работает преференция 15% по 44-ФЗ?

Представьте, что заказчик проводит закупку, предметом которой является товар из перечня ПП РФ №341 от 15.04.2014 г., и в документации указал преференции для организаций инвалидов в размере 15%. НМЦ контракта составляет 200 тыс. руб.

Первый участник не относится к организации инвалидов и предложил исполнить контракт за 170 тыс. руб. А второй участник – организация инвалидов предложил цену 160 тыс. руб. Контракт выигрывает второй участник, он имеет право воспользоваться своим преимуществом в виде 15%, которое установил заказчик. Таким образом, контракт с победителем будет заключен по цене 160000 + 15% = 184000 руб.

У Вас может возникнуть вопрос: «А если бы второй участник предложил 180 тыс. руб., контракт был бы заключен по цене 180000 + 15% = 207000 руб.?» Отвечаем: нет, потому что по закону заказчик не может заключить контракт по цене выше НМЦК. То есть со вторым участником контракт был бы заключен по цене 200 тыс. руб.

Преференции УИС по 44-ФЗ

По аналогии с преференциями организациям инвалидов для предприятий уголовно-исполнительной системы:

  • предоставление преференций предприятиям УИС – это обязанность заказчика;
  • оказывается поддержка в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15%;
  • перечень товаров, работ и услуг для таких закупок утвержден Постановлением Правительства от 14 июля 2014 г. № 649;
  • данные условия не распространяются на закупки у единственного поставщика.

Какие учреждения и предприятия относятся к УИС, определило Правительство РФ в Постановлении № 89 от 01.02.2000 г.  в перечне о видах таких структур. Это базы материально-технического и военного снабжения, управления строительства, образовательные учреждения и др.

15-процентная преференция реализована по аналогии с вышеприведенным примером для организаций инвалидов. Отличаются лишь перечни товаров, работ и услуг, у УИС – он свой.

И наконец, существует еще одна общая преференция для организаций инвалидов и структур УИС. Она работает следующим образом: если закупка проводится по нормам ст.28 и 29 44-ФЗ, и участником является учреждение УИС или организация инвалидов, а НМЦ контракта – более 20 млн. руб., то сумма обеспечения заявки не может быть больше 2% от НМЦК (ч.17 ст.44 44-ФЗ).

Для остальных процедур с НМЦК больше 20 млн. руб. размер обеспечения заявки – 0,5% – 5% НМЦК.

Преференции при национальном режиме в 44-ФЗ

Государство поддерживает российских поставщиков, которые участвуют в госзакупках. Правила и ограничения, создающие благоприятные условия для отечественной продукции, изложены в ст.

14 44-ФЗ о национальном режиме.

Речь идет не только о товарах, работах или услугах, произведенных на территории нашей страны, но и произведенных на территории стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Согласно 44-ФЗ национальный режим реализовывается в трех вариантах:

  1. Запреты;
  2. Ограничения;
  3. Условия допуска (преференции).

Запреты на участие в государственных закупках

Такие запреты применяются к определенным видам продукции, произведенной за рубежом. Перечни соответствующих товаров, работ и услуг установлены Правительством РФ:

  • ПП № 616 от 21.06.2012 г. о промышленных товарах;

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f874fc25d4c7f7c3b059c2d/preferencii-po-44fz-kto-mojet-imi-vospolzovatsia-5fb25adc8d19932be12757cc

Что такое СМП и СОНО и кто к ним относится? Понятие и особенности закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Социально ориентированные некоммерческие организации по 44 фз

СМП расшифровывается, как субъект малого предпринимательства. СОНО, или СОНКО – это социально ориентированные некоммерческие организации. Данные виды учреждений объединяются в одну группу по той причине, что для них предусмотрены одинаковые привилегии в процессе государственных закупок, которые проводятся по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Что такое СОНО

В самом 44-ФЗ и 223-ФЗ не содержится детализации понятия СОНО. Но его можно найти, если обратиться к ФЗ-7 от 1996 года. Социально ориентированными признаются не все некоммерческие организации, а лишь те из них, которые занимаются деятельностью, связанной с развитием гражданского общества и решением социальных проблем по п. 2.1 ст. 2 7-ФЗ.

СОНО признается организация, которая не имеет своей целью извлечение прибыли в качестве основополагающей цели создания и которая не распределяет полученную прибыль между участниками по ч. 1 ст. 2 7-ФЗ. Некоммерческая организация может иметь форму союза, фонда, ассоциации, общины, объединения и пр.

Перечень возможных направлений деятельности, которыми могут заниматься некоммерческие организации, включает (на основании п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):

  1. Социальное обслуживание граждан.
  2. Организация социальной поддержки и защиты.
  3. Помощь гражданам в преодолении последствий стихийных бедствий.
  4. Организация мероприятий по профилактике социально опасных поведенческих аспектов.
  5. Защита животных.
  6. Охрана окружающей среды.
  7. Юридическая помощь, которая оказывается льготно или бесплатно.
  8. Деятельность в области здравоохранения, искусства, науки и пр.

Такие некоммерческие организации могут участвовать в государственных закупках на особых условиях, если только ее учредителями не являются РФ, российские регионы и муниципальные образования.

Понятие и критерии отнесения к СМП

К субъектам малого предпринимательства относят малые компании и микропредприятия в статусе юридического лица или индивидуального предприятия. Критерии отнесения компании к СМП также не содержатся в законодательстве о закупках, но они приведены в отдельном ФЗ-209 от 2007 года.

Согласно данному закону, для отнесения к СМП компания должна соответствовать определенным критериям по среднесписочной численности, размеру доходов от предпринимательской деятельности и доле участия в данной компании иных субъектов. Для того чтобы компания считалась СМП, доля иностранных компаний и иных юрлиц в ней не может превышать 49%. Доля участия РФ, муниципалитетов, общественных и религиозных учреждений в СМП не может быть более 25%.

По ФЗ-209 от 2007 года субъекты малого предпринимательства разделяют на микропредприятия и малые предприятия. Для того чтобы компанию можно было отнести к микропредприятию, среднесписочная численность в ней не может превышать 15 человек, а доходы от предпринимательской деятельности – не превышать 120 млн р. (такой размер доходов утвержден Постановлением Правительства от 2016 года №265).

В малом предприятии работает не более 100 человек, а величина доходов должна находиться в пределах 800 млн р.

К СМП относят также организации со статусом участника «Сколково», общества из инновационного сектора экономики или организации, внедряющие результаты интеллектуального труда.

Что нужно делать для подтверждения своей принадлежности к одной из категорий для участия в закупках

Для того чтобы принять участие в закупках, которые проводятся исключительно среди СМП и СОНО, участник должен подтвердить свою принадлежность к одной из указанных категорий.

Для этого организация предъявляет декларацию в свободной форме с указанием на то, что она является представителем малого бизнеса или НКО.

Ответственность за достоверность сведений в декларации возлагается на поставщика.

С учетом требований ч. 3 ст. 30 44-ФЗ участнику недостаточно указать принадлежность к данным категориям в заявке на участие в закупке, дополнительно от него запрашивается декларация. Для электронных процедур подобная декларация может быть сформирована прямо на ЭТП. Она прилагается к заявке в электронном виде в виде отдельного документа.

Заказчикам по 44-ФЗ рекомендовано проверять принадлежность участника к СМП с помощью специального реестра, который ведет ФНС. Проверка проводится в режиме онлайн. Достаточно вбить в строку поиска ИНН и наименование компании.

Для участия в закупках, которые проводятся на общих основаниях без привилегий для СМП и СОНО, подтверждать свою принадлежность к данным категориям не нужно.

При закупках по 223-ФЗ правила подтверждения своей принадлежности к СМП и СОНО несколько отличаются. Декларировать свою принадлежность вправе только созданные юрлица и индивидуальные предприниматели. Остальные участники предоставляют выписку из реестра СМСП от ФНС.

Выписку можно запросить онлайн на официальном сайте ФНС. Она включает в свой состав дату формирования документов, номер документа, наименование юрлица, категорию СМСП, дату включения в реестр, сведения о среднесписочной численности и пр.

Для подтверждения принадлежности к СОНО учреждению нужно предоставить:

  1. Копии учредительных документов для проверки соответствия видов деятельности тем, которые указаны в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ.
  2. Выписку из реестра социально ориентированных НКО.

Особенности проведения закупок по 44-ФЗ

Преимущества для СМП и СОНКО в рамках 44-ФЗ предусмотрены в ст. 30. В обязанности государственных заказчиков входит подписание государственных контрактов с представителями указанных учреждений на сумму не менее 15% от совокупного годового объема государственного заказа (СГОЗ). Под СГОЗ понимается совокупный объем закупок за текущий год, в который не входят:

  • закупки в рамках гособоронзаказа;
  • закупки у единственного поставщика;
  • подписанные через закрытые процедуры;
  • в сфере атомной энергии;
  • в сфере заимствований.

При расчете СГОЗ учитываются только те контракты, оплата по которым будет произведена в текущем году, включая контракты, подписанные в предыдущие периоды, но оплаченные в этом году.

Подобного рода преимущества для СМП и СОНО предоставляются в двух форматах:

  1. Через проведение закупок, к участию в которых допускают только юридических лиц из числа СМП и СОНО. Такие закупки могут проводиться в формате открытого конкурса, электронного аукциона, запроса предложений и котировок, конкурса с ограниченным участием. При этом установлено одно законодательное ограничение: сумма данных государственных контрактов не должна превышать 20 млн р.
  2. Установление требования к победителям по привлечению СМП и СОНО к реализации контракта в качестве субподрядчика. В этом случае заказчик может не бояться превысить НМЦК: никаких ограничений не предусмотрено. С учетом Постановления Правительства №1446 от 23 декабря 2016 года заказчиком закрепляется объем привлечения субподрядчиков из числа СМП в размере не менее 5%, а исполнитель государственного контракта рассчитывается с ними не позднее 15 рабочих дней вместо 30.

Также заказчики могут «набирать» минимальный объем закупок у СМП через обычные торги, в которых вправе принять участие все желающие. Перечень продукции, который заказчики обязаны закупать у СМП, законодательно не предусмотрен. На это указывается в письме Минэкономразвития России от 2015 года № Д28и-79.

Закупка в размере более 15% у СМП и СОНО по закону не запрещается, но нарушение указанного лимита считается грубым нарушением и карается по нормам КоАП (ст. 7.30).

При несоблюдении требования о минимальном объеме заказа у СМП и СОНО должностное лицо в лице контрактного управляющего или иного специалиста контрактной службы может быть привлечено к административной ответственности. Она предполагает штраф до 50 тыс. р.

Объем закупок у СМП и СОНО распределять и лимитировать не нужно. Можно приобрести все товары на сумму 15% от СГОЗ у малых предпринимателей и ничего не закупить у некоммерческих организаций. И это не будет считаться нарушением законодательства.

В случае если закупка среди СМП или СОНО не состоялась, то заказчики вправе убрать ограничения для участников и допустить к торгам всех желающих. Но такой контракт не войдет в требуемый норматив 15% от СГОЗ.

О соблюдении законодательных нормативов заказчики обязаны отчитаться. Отчет о закупках среди СМП и СОНО по результатам года они публикуют в ЕИС в установленные сроки.

В 44-ФЗ предусмотрены и некоторые другие особенности контрактов с представителями малого бизнеса и СОНО.

Заказчик должен оплатить их услуги в течение 15 рабочих дней после подписания приемочного акта или товарной накладной на поставку товаров, тогда как стандартные сроки для оплаты заказчиком составляют 30 дней. Размер обеспечения участия в закупке по 44-ФЗ не может превышать 2% от НМЦК.

Для СМП и СОНО также предусмотрены пониженные штрафы при нарушениях по 44-ФЗ. С них взимается уменьшенная плата за ЭТП: она не может превышать 2 тыс. р. (данные комиссионные оператор удерживает с победителя закупки).

Особенности проведения закупок по 223-ФЗ

Заказчики, которые работают в рамках 223-ФЗ, могут обеспечить годовой объем закупок у лиц, подтвердивших принадлежность к субъектам малого предпринимательства, в размере 18% от годового объема закупок и более.

При этом 15% годового объема закупок составляют договоры, которые были подписаны по результатам торгов, участниками которых были СМП (на основании п. 5 Положения об особенностях участия СМП, утвержденного Постановлением Правительства от 2014 года №1352).

То есть процент закупок заказчиков по 223-ФЗ у малого бизнеса выше, чем по 44-ФЗ.

С 2020 года указанные нормативы будут пересмотрены. Заказчики должны будут закупать у СМП товаров на сумму не менее 20% от СГОЗ вместо 18%. Изменится и обязательный процент закупок только у СМП: с 15% он увеличится до 18%, согласно Постановлению Правительства от 2019 года №1001.

В отличие от 44-ФЗ заказчики по 223-ФЗ утверждают перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобрести через тендеры с участием только поставщиков из числа малого бизнеса. В перечень включают товары с указанием из ОКПД-2 с учетом их наименования, кода, категории и подкатегории, что позволяет их четко идентифицировать.

Утвержденный заказчиком документ о перечне товаров, которые закупаются у СМП, в обязательном порядке публикуется в ЕИС и на официальном сайте заказчика. При этом товары, работы и услуги из утвержденного списка в некоторых случаях допускается закупать и у иных категорий поставщиков. Но если товары перечислены в локальном перечне и заказчик указан в п.

2 Постановления Правительства №1352, то он обязан закупать их у субъектов малого бизнеса.

Если предметом сделки стала продукция из утвержденного правительственного перечня, а НМЦК не превысил 200 млн р., то провести тендер среди малых предприятий заказчик обязан. Если же цена контракта находится в пределах 200-400 млн р., то заказчик вправе сам выбирать способ закупки и потенциальных участников.

С июля 2018 года новая редакция 223-ФЗ определила конкретные разновидности закупок и сроки для публикации в ЕИС извещения о проведении закупок данного типа.
Минимальный срок размещения извещения о проведении конкурса и аукциона составляет 7 дней до окончания приема заявок при цене контракта до 30 млн р., 15 дней – при цене более 30 млн р. Запрос предложений проводится при цене контракта в пределах 15 млн р., а извещение размещается за 5 рабочих дней до начала процедуры. Запрос котировок проводится при цене в пределах 7 млн р. с минимальными сроками для подачи заявок в 4 рабочих дня.

Таким образом, государство в целях поддержки малого предпринимательства и некоммерческих организаций обязывает заказчиков закупать определенный объем товаров, работ и услуг у представителей таких учреждений.

Для заказчиков по 44-ФЗ минимальный объем заказа у СМП и СОНО составляет 15% от СГОЗ. Для тех заказчиков, которые работают по 223-ФЗ, минимальный объем заказа составляет не менее 18% от СГОЗ.

Для подтверждения соответствия участника требованиям к СМП и СОНО участник должен задекларировать данный факт.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/smp-i-sono.html

Что регулирует ст. 30 ФЗ №44

Социально ориентированные некоммерческие организации по 44 фз

44-ФЗ регулирует особенности закупок для обеспечения потребностей государственных и муниципальных заказчиков в товарах и услугах. В число аспектов проведения торгов, которые регулируются по данному закону, входит участие в закупках субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. На долю данных участников должно приходиться как минимум 15% от общего объема госзакупок.

Что регулирует статья 30 ФЗ № 44-ФЗ о госзакупках, кто исполняет ее положения

Все вопросы, которые связаны с особенностями участия в госзакупках субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций, прописаны в ст. 30 44-ФЗ. Положений данной статьи должны придерживаться все муниципальные и государственные заказчики, которые занимаются закупками в рамках 44-ФЗ.

Ст. 30 44-ФЗ обязывает всех заказчиков проводить закупку товаров и услуг у субъектов малого бизнеса или социально ориентированных НКО.

Доля закупок у организаций подобного профиля должна составлять не менее 15% от объема поставок по 44-ФЗ за текущий год.

15% – это нижняя граница объема госзакупок у представителей малого бизнеса, тогда как верхняя планка не установлена  и не регламентирована законодательно.

Установлены такие лимиты для того, чтобы открыть доступ к госзаказам для представителей малого бизнеса. Ведь в области госзаказа им бывает непросто конкурировать с крупными корпорациями, обладающими мощными административными и финансовыми ресурсами.

Привлечение к участию в закупках представителей малого бизнеса также расширяет численность участников тендеров, что повышает уровень конкуренции и способствует росту эффективности расходования денежных средств.

В 44-ФЗ не конкретизируется понятие субъекта малого предпринимательства. Но в ФЗ-209 от 2007 года к таким можно отнести компании с численностью до 100 человек, с доходами до 800 млн р. за прошлый год; в уставном капитале данных организаций не допускается участие государственных и муниципальных заказчиков свыше 25%, а доля других юрлиц и иностранных компаний не должна быть более 49%.

Под некоммерческими организациями социальной направленности, согласно ФЗ-7 от 1996 года, понимаются такие, которые не предполагают получение прибыли. Они могут быть созданы в целях социальной поддержки граждан, культурной, благотворительной, просветительской и иной деятельности. Такие цели должны быть подтверждены учредительными и уставными документами.

Заказчики должны осуществлять закупки у субъектов малого бизнеса при цене контракта (НМЦК) не более 25 млн р. через такие закупочные процедуры, как:

  • открытые конкурсы;
  • конкурсы с ограниченным участием;
  • электронные аукционы;
  • двухэтапные конкурсы;
  • запросы котировок и предложений.

Участниками таких закупок становятся только участники из числа субъектов малого бизнеса и социальные НКО, которые подтверждают данный факт в декларативном порядке (обязанность декларировать свою принадлежность к указанным группам предусмотрена ч. 3 ст. 30 44-ФЗ). Но если сведения будут недостоверными, то заказчика могут отстранить от участия в закупке и внести данные о нем в РНП.

Если информация об организации входит в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, то участник может приложить выписку из него. Для социально ориентированных НКО обычно требуется указать направление их деятельности в декларативном формате.

В указанные обязательные 15% от объема закупок должны включаться закупки для обеспечения обороноспособности и безопасности страны, услуги кредитования, закупки у единственного поставщика, госзаказ, связанный с использованием атомной энергии, заказы через закрытые способы определения поставщиков.

Заказчик при определении поставщика наделен правом указать в извещении требование, согласно которому, поставщик, который не входит в число СМП или НКО, может привлекать к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа подобных организаций.

Закупки у малого бизнеса предполагают наличие в извещении заказчика условия о том, что к государственной закупке привлекаются только представители малого бизнеса и социально ориентированные НКО. Подтверждается такая принадлежность только в декларативной форме, т. е. заказчик не вправе требовать от участника подтверждающих сведений. При осуществлении заказов для субъектов малого бизнеса и НКО предусмотрены такие преимущества:

  1. Обеспечение заявок от участников такого рода не может превышать 2% от НМЦК.
  2. Срок оплаты по госконтракту после подписания акта приема-передачи не может превышать 15 рабочих дней.

Обязанности победителя привлекать к исполнению контракта представителей малого бизнеса должны быть указаны в виде определенного процента от величины госзаказа в извещении. Конкретный процент устанавливается в зависимости от цены контракта и составляет не менее 5%.

Статья 30 44-ФЗ обязывает заказчиков составлять и публиковать отчеты о закупках у малого бизнеса до 1 апреля следующего года (отчетного периода). Форма такой отчетности, типовые условия заключенных контрактов и порядок информирования граждан об условиях регламентированы Правительством РФ.

С того момента, как 44-ФЗ был опубликован, в него неоднократно вносились изменения. Так, в ст. 30 появилась ч. 1.1, регулирующая закупки у субъектов малого бизнеса, которые не входят в общий объем годовых закупок.

В ч. 1.2 ст. 30 был регламентирован порядок включения поставок товаров и услуг из части 1.1 в общий объем, полученный от субъектов малого бизнеса. В ч. 4.

1 было введено предписание о том, что порядок подготовки отчета, форма отчетности и сама процедура были введены Правительством РФ. В ч.

8 были прописаны дополнительные условия, которые позволяют проводить закупки среди представителей малого бизнеса.

Ответственность за невыполнение условий ст. 30 44-ФЗ

Невыполнение условий проведения закупок у субъектов малого бизнеса или несоблюдение минимального объема поставок на предприятии государственной или муниципальной формы собственности в размере 15% грозит предприятию взысканием. Такое деяние подпадает под регулирование КоАП и предусматривает наказание в виде штрафа. Административные штрафы прописаны в ст. 7.30 КоАП.

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, заказчику грозит штраф за несоблюдение 15%-го лимита для представителей малого бизнеса в общем объеме закупок. Размер такого штрафа составляет 50000 р. По ст. 192 ТК ответственному лицу также грозит дисциплинарная ответственность.

За неразмещение отчета об объеме закупок у СМП и НКО должностному лицу грозит штраф по ч. 3 ст. 7.30 КоАП в размере до 50000 р.

В случае поступления на заказчика жалобы на то, что он игнорирует требования законодательства в области государственного заказа, в отношении него могут назначить внеплановую проверку со стороны ФАС.

Таким образом, ст. 30 44-ФЗ предоставляет определенные льготы и преференции для участия в госзакупках отдельных организаций: субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО. На такие организации должно приходиться не менее 15% в общем объеме государственных закупок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/ucastie-smp.html

Социально ориентированные некоммерческие организации

Социально ориентированные некоммерческие организации по 44 фз

Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации

В соответствии с п. 2.1 ст.

2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Виды деятельности социально ориентированных НКО

Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.

1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:

1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;

2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;

3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.

Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными

Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:

1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях»

Источник: https://to82.minjust.gov.ru/ru/node/463498

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.