Социальные нко

Незачет по НКО

Социальные нко

Другой пример: по российскому закону об образовании образовательная организация может существовать лишь в двух формах — некоммерческая или государственная. На самом деле это одна форма, в обоих случаях организация является некоммерческой, разница лишь в собственнике. Поэтому все частные университеты являются некоммерческими, даже если зарабатывают миллиарды рублей в год.

Как НКО зарегистрированы все госкорпорации, многочисленные профессиональные спортивные клубы и еще многие организации, деятельность которых никак нельзя назвать некоммерческой.

Благотворительные фонды и иные «классические НКО» неоднократно поднимали вопрос о том, как должна быть устроена классификация некоммерческого сектора и господдержка тех, кто действительно выполняет общественно значимые задачи. Дискуссия оживилась, когда в 2017 году изменились правила финансирования НКО и были введены конкурсы с четкими условиями принятия заявок. Критерии отсева НКО установил Фонд президентских грантов. Гранты не могут получить:

  • государственные организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • саморегулируемые организации;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования;
  • нотариальные палаты;
  • государственно-общественные и общественно-государственные организации;
  • микрофинансовые организации.

Я не буду утверждать, что эти критерии идеальны, но все же из действующих 335 тыс. НКО фильтр фонда оставляет около 202 тыс. Однако фильтр отсеивает лишь организационно-правовые формы, но не касается видов деятельности.

Он не фильтрует научные организации, университеты, крупнейших поставщиков по госзаказу, негосударственные учреждения при РЖД или «Газпроме» (да, они тоже НКО) и, с другой стороны, не содержит исчерпывающего перечня видов социальной деятельности организации.

Выполнить эту задачу как раз и должен был ожидаемый много лет реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

И вот он появился. И в предложенном виде не выдерживает никакой критики.

Кто попал в реестр

Первая редакция реестра была опубликована 5 июня. Выложенный файл содержал сведения о чуть менее чем 24 тыс. организаций, среди которых присутствовали, например, ОАО «РЖД», ОКБ «Сухой», 13 ведущих банков, включая Сбербанк.

Это не говоря о тысячах ошибок форматирования, неверно указанных реквизитах и т.д.

К 11 июня появилось обновление реестра, в котором часть наиболее очевидных проблем была исправлена, но самая главная — смысл существования такого реестра — решена не была.

Получилась компиляция базы Фонда президентских грантов, реестров НКО, представленных федеральными органами власти и властями регионов. Ответ на вопрос «Кому давать государственную помощь?» получился такой: давайте тем, кому давали раньше и кому давали другие. Фактически подобный подход блокирует господдержку тех, кто раньше не получал гранты.

Можно привести несколько очевидных примеров организаций, которые включены в реестр необоснованно, а также тех, кто по непонятным причинам не попал туда.

Русская православная церковь

Среди российских НКО есть несколько больших сетевых структур, но крупнейшей является Русская православная церковь (Московский патриархат). В нее входит около 18 тыс.

организаций — приходов, благотворительных фондов, мастерских. Все они существуют в форме НКО, но в реестре присутствуют лишь 736, менее чем 4% от общего числа. Они ничем не отличаются от остальных 17 тыс.

Получается, что одни приходы признаны социально ориентированными, а другие нет.

Образовательные учреждения

Всего в России 17 914 негосударственных образовательных учреждений, из них 1115 вузов. Из этого числа 2126 организаций попали в реестр СО НКО, в том числе 90 вузов. Например, там оказались Российский новый университет (годовая выручка за 2019 год 965 млн руб.) или университет «Синергия» (годовая выручка на конец 2019 года — 4 млрд руб.).

Вопрос в том, можно ли вообще относить вузы, тем более крупные коммерческие, к социально ориентированным НКО. Конечно, они выполняют ключевую социальную функцию, но у них есть и вполне понятная бизнес-модель.

Другие образовательные организации в реестре СО НКО — это в основном школы. Например, школы РЖД, которых в реестре оказалось 60 штук, а всего их у компании 275. Хочется понять, почему включили эти, а не остальные?

Профессиональные союзы

Профсоюзы — это один из наиболее спорных типов НКО. В России насчитывается 16 417 профсоюзных организаций разного уровня.

Они существуют на членские взносы, а их деятельность не предполагает проектной работы, для чего и нужны гранты. Тем не менее гранты профсоюзы получают, хотя и редко.

В последние годы они составляли не более 0,5% от общего числа получателей президентских грантов. Тем более странно, что в реестр СО НКО попали 173 профсоюзные организации.

Органы власти

Вот уже много лет наша команда тренируется в выявлении тех НКО, которые были учреждены органами власти и другими госучреждениями. Я писал об этом не так давно и могу лишь добавить, что идентификация таких организаций позволяет выявить и уход из-под регулирования госзакупок, и контрактацию органов власти со своими НКО, и множество других нюансов.

В реестре СО НКО, вполне ожидаемо, оказалось немало на 100% государственных организаций.

Например, в него попал Фонд кино, учрежденный российским правительством, или АНО «Парламентская газета» (учредители — Госдума и Совет Федерации), а также еще 136 организаций, созданных федеральными бюджетными учреждениями и органами власти.

Сюда же можно отнести АНО «Платформа национальной технологической инициативы» и АНО «Университет НТИ 2035», созданные Агентством стратегических инициатив, в свою очередь, учрежденным правительством.

Получатели средств бюджета

Как минимум три организации в реестре СО НКО являются крупными подрядчиками для госсектора. Это отделения Всероссийского общества слепых в Краснодаре и Омске, а также Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Татарстана. К июню 2020 года у каждой из них было контрактов с государством по 44-ФЗ более чем на 1 млрд руб.

Если взглянуть на контракты с госкомпаниями, то более 1 млрд руб. через корпоративные контракты по 223-ФЗ получили Федерация хоккея России, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и футбольный клуб «Оренбург».

Должен ли критерий получения крупных контрактов использоваться для отсечения организаций, претендующих на государственные гранты? Я бы такой критерий не исключал.

Благотворители и общественники

Организации по смыслу и характеру своего существования, наиболее близкие к пониманию социально ориентированных НКО, — это благотворительные фонды и общественные объединения. Однако мы видим, что из 9150 действующих в России благотворительных фондов лишь 1017, то есть около 11%, оказались в реестре СО НКО, а из 58 634 действующих общественных организаций — лишь 10 635, или около 18%.

Неверный указатель

Получается, что Минэкономразвития провело огромную, но бессмысленную работу. В реестр СО НКО были включены государственные организации, крупнейшие частные университеты и поставщики для государственных нужд, но не попали десятки тысяч структур, куда больше подходящих под критерии социальной ориентированности.

Реестр СО НКО так и не стал классификатором, определяющим виды деятельности организаций и дающим четкие критерии оказания господдержки. Очень хочется надеяться, что ошибки в реестре вызваны именно непрофессионализмом, а не более банальными и приземленными причинами.

В качестве послесловия стоит сказать об опубликованном на сайте правительства постановлении от 11 июня 2020 года № 847 о реестре некоммерческих организаций, больше всего пострадавших из-за пандемии. Возможно, этот реестр будет лучше, чем реестр СО НКО, но методическое обеспечение подготовки реестра возлагается на Минэкономразвития. Ну а какой из этого министерства методист, уже понятно.

Источник: https://www.rbc.ru/opinions/society/17/06/2020/5ee8ce139a79479edce77585

Что такое социально ориентированная НКО?

Социальные нко

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах, предусмотренных ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, перечисленные в п.31.1 ФЗ №7.

Давайте проверим, является ли Ваша организация социально ориентированной. Для этого надо ответить на 3 вопроса

1. Соответствует ли ее организационно-правовая форма одной из ниже перечисленных?

  • религиозная организация (объединение),
  • община коренных малочисленных народов России,
  • казачье общество,
  • некоммерческое партнерство,
  • учреждение,
  • автономная некоммерческая организация,
  • социальный, благотворительный и иной фонд,
  • ассоциация, союз
  • общественные организации (объединения): общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности
  • другая форма НКО, предусмотренная федеральными законами (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, политических партий).

2. Указан ли в Уставе организации хотя бы один вид деятельности из ниже перечисленных:

  1. Социальная поддержка и защита граждан;
  2. Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. Охрана окружающей среды и защита животных;
  5. Охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. Профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. Благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. Деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  10. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  11. Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

3. Осуществляет ли фактически сегодня Ваша организация деятельность, являющуюся социально ориентированной?

Если на все три вопроса Вы ответили положительно – Ваша организация фактически и в соответствии с законодательством Российской Федерации является социально ориентированной некоммерческой организацией (СО НКО) и может претендовать на получение поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления в приоритетном порядке.

В Самарской области в соответствии с региональным законом № 127-ГД «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области», принятым в декабре 2012 года, любая такая организация, вне зависимости от продолжительности деятельности с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, может рассчитывать на информационную и консультационную поддержку. А вот поддержка финансовая, имущественная, в виде подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев предоставляется только тем организациям, которые осуществляют социально ориентированную деятельность на территории области не менее 3-х лет с момента государственной регистрации.

Этот же закон устанавливает и дополнительные виды деятельности, которые признаются социально ориентированными на территории Самарской области в дополнение к перечисленным в федеральном законе:

  1. Защита семьи, материнства, детства и отцовства (в Самарской области)
  2. Развитие детского и молодежного общественного движения, поддержка детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми;
  3. Развитие институтов гражданского общества (в Самарской области)
  4. Укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии (в Самарской области)
  5. Содействие охране правопорядка (в Самарской области)
  6. Деятельность в области патриотического воспитания (в Самарской области)
  7. Обеспечение безопасности отдыха граждан на водных объектах (в Самарской области)
  8. Содействие социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в Самарской области).

РЕЕСТР СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Действующее законодательство Российской Федерации и Самарской области не содержит определения «социально значимые НКО» и не предусматривает ведения списков таких организаций.

Реестр социально ориентированных НКО ведут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие им поддержку. Только после того, как Ваша организация получила какую-либо поддержку на одном из этих уровней, в Реестр включаются следующие сведения:

  1. Полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);
  2. Идентификационный номер налогоплательщика;
  3. Форма и размер предоставленной поддержки;
  4. Срок оказания поддержки;
  5. Наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;
  6. Дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;
  7. Информация о видах деятельности, осуществляемых социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку;
  8. Информация (если имеется) о нарушениях, допущенных социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

Более подробно о видах государственной поддержки СО НКО в Самарской области можно прочитать в региональном законе:

Закон Самарской области о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организациях в Самарской области

Источник: http://songo63.ru/2016/07/15/so-nko/

Социально ориентированные некоммерческие организации: что это

Социальные нко

Социально ориентированные некоммерческие организации – это такие официальные образования, целью создания которых являлось осуществление какой-либо деятельности, непосредственно на решение проблем социального характера, а также на стимулирование развития гражданского общества нашей страны и на прочие аналогичного ряда изменения.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Формы социально-ориентированных некоммерческих организаций

Итак, существуют следующие виды организаций некоммерческого характера, ориентированные на решение общественных проблем.

  1. Объединения, носящие характер:
    • общественных;
    • религиозных.
  2. Общины, представленные народностями, проживающими на территории России, объединенными по признакам:
    • малочисленности;
    • коренного проживания на тех или иных территориях.
  3. Общества, организованные представителями российского казачества.
  4. Социальные фонды.
  5. Партнерства, созданные на некоммерческой основе.
  6. Учреждения частного типа.
  7. Организации, представляющие государство и муниципалитет.
  8. Учреждения, содержащиеся за счет бюджета страны.
  9. Автономные организации некоммерческого типа.
  10. Различные союзы и ассоциации.

Все вопросы относительно деятельности этих учреждений регулируются Федеральным законодательным актом

Регулирование деятельности всех вышеописанных инстанций отведено Федеральному закону № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Социально-ориентированные некоммерческие организации: деятельность

31-я статья обозначенного нами законодательного акта раскрывает перечень конкретных видов действий, которые полагается осуществлять организациям, работающим на основе вышеописанных организационных форм.

В рамках компетенций НКО лежит действительно обширная сфера деятельности

Таблица 1. Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Вид деятельностиОписание
Социальные услуги гражданамОрганизации описанного типа обязаны оказывать россиянам все необходимые меры социальных:

  • защиты;
  • поддержки. Осуществляется данный процесс в том виде, который требует ситуация.
  • Подготовка к экстремальному режиму жизниТакже перечисленные учреждения берут на себя ответственность за:

  • подготовку населения к экстренным событиям;
  • преодоление чрезвычайных ситуаций. К списку обозначенных событий относятся:
  • бедствия стихийного характера;
  • экологические катастрофы;
  • техногенные катастрофы;
  • прочего вида случаи.
  • Оказание помощи в разгар бедствийПредставленные социальные образования обязуются также поддерживать граждан и оказывать им всевозможную помощь при условии, что те пострадали в ходе:

  • катастроф стихийного, техногенного или экологического характера;
  • конфликтов социального, национального или религиозного типа;
  • побега из государства проживания (беженцы и переселенцы).
  • Охрана среды и ее фауныВ компетенциях перечисленных учреждений лежит также защита и охрана:

  • окружающей среды;
  • населяющих эту среду животных, птиц и т.д.
  • Охрана локаций, имеющих высокую значимостьТакже лежит в зоне ответственности искомых органов задача по охране, согласно установленным на законодательном уровне требованиям и содержание объектов (строения и т.п.) и территорий, которые имеют высокую значимость следующего характера:

  • исторического;
  • природоохранного;
  • культурного;
  • морального (захоронения);
  • культового.
  • Оказание безвозмездной юридической поддержкиЕще одна компетенция представлена необходимостью оказывать бесплатно или за плату, установленную ниже общепринятого в регионе тарифа, юридическую протекцию россиянам и прочим организациям этого типа, а также вести просвещение жителей, распространяя сведения о том, как они могут самостоятельно защитить свои:

  • права;
  • свободы.
  • Профилактика социально-опасного поведенияОтветственны структуры обозначенного типа и за введение профилактических мер, препятствующих проявлению гражданами страны социально-опасного с точки зрения закона поведения.
    Деятельность благотворительного характераКаждая инстанция должна совершать благотворительные пожертвования или помощь в иной форме, или хотя бы содействовать проявлению подобной щедрости в других, поощряя добровольчество.
    Деятельность, направленная на духовное и физическое здоровье граждан РФОтветственность искомых структур также лежит в области:

  • образовательных мероприятий;
  • просвещения всех слоев населения;
  • стимуляции развития культуры и науки;
  • поощрения искусства;
  • работы, связанной со здравоохранением, а также профилактикой здоровья населения страны;
  • пропагандирования здорового образа жизни;
  • стимуляции улучшения морально-психологического состояния жителей нашей страны;
  • развития культуры и спорта в России;
  • прочих направлений аналогичной категории.
  • Перечень задач рассматриваемых структур действительно обширен, но все они входят примерно в одну и ту же категорию

    Ведомства, действующие в социальной сфере, помимо перечисленных в таблице задач, обязаны также:

    • проводить стимуляцию негативного отношения к коррупции среди слоев населения;
    • развивать сотрудничество с другими странами, попутно оказывая протекцию культурной, языковой и традиционной самобытности коренных народностей нашей страны;
    • воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, в том числе просвещать относительно военно-патриотических инициатив;
    • осуществлять поисковые мероприятия, в рамках которых случается обнаружение захоронений воинов, павших смертью храбрых во времена Великой Отечественной Войны, среди которых могут быть обнаружены также и пропавшие без вести люди;
    • принимать участие в профилактике пожароопасных ситуаций или же непосредственном тушении возникающих в ходе работ спасательного характера возгораний;
    • помогать в адаптации мигрантов, как с социальной, так и с культурной точки зрения;
    • производить реабилитационные мероприятия для граждан страны, долго употреблявших наркотические или психотропные вещества, которые больше не могут самостоятельно ориентироваться в обществе.

    Выдержка из ФЗ №7 Статьи 31.1. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти

    Ограничения для социальных организаций некоммерческого типа

    Многие из перечисленных организаций вынуждены сталкиваться с трудностями различного характера ввиду специфики производимой ими деятельности. Так, например, Закон «О бухгалтерском учете» определяет перечень структур, представляющих рассматриваемую категорию, не имеющих возможности предоставлять отчетность в упрощенном виде.

    1. Некоммерческие компании, доход которых в виде денег и прочего поступившего на баланс имущества за подотчетный период составил более 3 миллионов российских рублей.
    2. Адвокатские коллегии.
    3. Частные юридические практики, осуществляющие такую услугу, как консультирование.
    4. Палаты нотариальной категории.
    5. Кооперативы характера:
      1. как жилищного;
      2. так и жилищно-строительного.
    6. Кооперативы, имеющие кредитно-потребительский характер, в частности, сельскохозяйственные образования.
    7. Учреждения, представляющие государственный сектор.
    8. Корпорации, организованные государственными структурами.
    9. Компании, также работающие на государственной основе.
    10. Региональные представительства партий политического характера, сами эти образования и прочие их структурные подразделения.
    11. Организации, подлежащие саморегулированию.
    12. Некоммерческие учреждения, ответственные за выполнения функций иностранных агентов, и прочие компании.

    Закон содержит некоторые неточности, которые могут ввести вас в заблуждение относительно формы ведения отчетности, потому нужно учитывать нормативно-правовые акты и их содержание по старшинству

    Обратите внимание: одно из писем Министерства финансов нашей страны изначально разрешает государственным корпорациям вести бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме, что делает ее полностью законной.

    Тем не менее, налицо следующее противоречие: описанный нами выше законодательный акт ее ведение запрещает.

    Соответственно, поскольку норма Федерального закона всегда выше, делать этого не стоит, могут возникнуть неприятные последствия.

    Также недавно произведена отмена действия другого письма Министерства финансов, касающегося уже религиозных организаций.

    В нем говорилось, что при условии, когда обозначенные структуры не имеют облагаемого налогом объекта, то они имеют право не подавать бухгалтерскую отчетность в Федеральную налоговую службу.

    Теперь эта норма считается недействительной и все религиозные образования должны отчитываться перед компетентным надзорным органом.

    Церковь может стать НКО, если осуществляет дополнительные функции

    Также для церквей и других религиозных учреждений действует предложение — получить признание в качестве социально-ориентированных структур, если они осуществят дополнительную деятельность, направленную:

    • на решение возникающих в обществе проблем;
    • на гражданское развитие российского народа.

    При решении упомянутых выше вопросов религиозное учреждение обретет обозначенный статус и сможет подавать отчетность с использованием форм, предназначенных для эксплуатации в организациях социально-ориентированного и некоммерческого типа.

    Цель НКО — во всем помогать людям

    Заключение

    Рассматриваемые организации призваны поддерживать и защищать граждан страны, оказывая им всевозможную помощь. Можно сказать, что эти структуры — столп, на котором держится общество, продолжая развиваться и расти. Без них люди бы оставались беззащитными перед возникающими проблемами.

    – Права НКО с Марией Каневской

    Источник: https://yr-expert.com/soczialno-orientirovannye-nekommercheskie-organizaczii-eto/

    Социально ориентированные НКО

    Социальные нко

    Некоммерческие организации создаются с разными целями, но у социально ориентированных некоммерческих организаций имеются свои специфические черты, ведь они занимаются решением широкого перечня социальных проблем, начиная защитой окружающей среды и заканчивая вопросами обеспечения ухода за престарелыми и маломобильными гражданами. Всякое НКО – это юридическое лицо, которое считается таковым с того момента, как оно пройдёт государственную регистрацию. Её порядок давно определён и требует неукоснительного соблюдения. 

    Термин «социально ориентированной некоммерческой организации» был введен Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». 

    Изменения затронули несколько Федеральных законов, регулирующих деятельность НКО, в том числе и закон «О некоммерческих организациях».  

    Социально-направленные НКО организовываются исключительно в тех формах, что предусмотрены ФЗ «О некоммерческих организациях». К подобным субъектам относятся социально-направленные организации, имеющие прямое отношение к религии или обществу.

    Примечательно, что к СО НКО относятся и этнические общины КМНС, и диаспоры, и сообщества казаков. Но чаще всего встречаются различные партнёрства, не осуществляющие коммерческую деятельность, а также благотворительные фонды, которые оказывают всестороннюю поддержку социально незащищённым слоям населения.

    То есть, подобные НКО занимаются деятельностью, осуществление которой позволяет решить определённые социальные проблемы:

    Защита животных, охрана окружающей среды, проблемы экологического характера (незаконная вырубка зелёных насаждений, отлов и отстрел диких и домашних животных и пр.).

    Моральная и материальная поддержка граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также обеспечение юридической защиты их прав и свобод.

    Работа с населением, проводимая в целях предотвращения несчастных случаев, а также мероприятия, направленные на обучение населения способам преодоления последствий техногенных катастроф и разгула стихии. 

    Помощь вынужденным переселенцам, гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий и прочих катаклизмов (необязательно техногенного или природного характера).

    Пропаганда ЗОЖ, для чего организуются и проводятся различные спортивные мероприятия, направленные на возрождение интереса к физкультуре и спорту.

    Содействие духовному и культурному развитию граждан, что также подразумевает проведение различных мероприятий, направленных на улучшение морального и психологического здоровья граждан. 

    Данный список может быть дополнен и другими видами деятельности, в зависимости от региона РФ и с учётом его специфики.

    Государство готово оказать СО НКО не только финансовую (прямую или непрямую) поддержку, потому что оно заинтересовано в увеличении числа благотворительных, волонтёрских и других некоммерческих организаций, относящихся к социальной сфере.

    Поэтому, оно оказывает информационную, консультационную, организационную поддержку, хотя, любую благотворительную организацию больше всего волнует финансовый вопрос. Под термином «прямое финансирование» принято понимать госконтракты и субсидии, предоставляющиеся в форме грантов.

    Главным инструментом господдержки СО НКО принято считать программу, разработанную на федеральном уровне и реализуемую МЭР (Министерством экономического развития). На данный момент, существует два варианта получения господдержки:

    Предоставление субсидий. Источником для их получения является федеральный бюджет. Чтобы стать участником программы, необходимо подать заявку и пройти конкурсный отбор. 

    Гранты, выдаваемые для реализации определённых программ. Примечательно, что в роли грантодателя теперь не может выступить местная администрация или орган исполнительной власти, потому что они вправе заниматься только субсидированием проектов. 

    Существенных отличий между конкурсами на получение субсидий или грантов – нет. Но сейчас принято апеллировать термином «президентский грант», по своей сути являющийся субсидией из федерального бюджета. Они предоставляются некоммерческим организациям, принимающим активное участие в развитии институтов гражданского общества.

    Сумма, доступная к получению и выдаваемая на безвозмездной основе, с каждым годом становится всё солиднее, а это – более чем веское основание для того чтобы за неё побороться. Что касается госконтрактов, то этот финансовый инструмент является бюджетными средствами, даваемыми СО НКО в рамках, определённых ФЗ-44 «О контрактной системе».

    Если организация использовала выделенные средства по целевому назначению, то налог на прибыль начисляться не будет. 

    Отношения в сфере аренды государственного или муниципального имущества  регулирует статья 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

    Данный закон гласит, что  государственные и муниципальные учреждения вправе сдавать в аренду недвижимое имущество, которое закреплено за ними на праве оперативного управления исключительно на основании результата конкурса или аукциона на право заключения договора аренды государственного и муниципального имущества.

    Но законом «О защите конкуренции» предусмотрен ряд исключений, которые указаны статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» и распространяются, в том числе, на некоторые разновидности некоммерческих организаций.

    Ключевым видом господдержки является имущественная поддержка, заключающаяся в передаче в долговременное пользование организации объектов нежилой недвижимости, являющихся собственностью государства.

    Критерии отбора СО НКО, порядок предоставления объектов нежилой недвижимости и все прочие условия оговорены в Постановлении № 1478 от 30.12.12. Важный момент: передаваемое организации госимущество не может быть отчуждено в собственность лиц, его арендующих, а также в частную собственность. Под запретом целый ряд операций: продажа, переуступка и передача прав и пр. Имущественная поддержка может оказываться, как на безвозмездной основе, так и на льготных условиях.

    Ещё одним видом непрямого государственного финансирования являются налоговые льготы, например:

    • Налоговый вычет из пожертвований, перечисленных гражданином СО НКО для увеличения целевого капитала.
    • Освобождение от НДФЛ, при условии, что организация осуществляет благотворительную деятельность.
    • Освобождение от НДФЛ доходов, передаваемым социально незащищённым слоям населения, например, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим семьям.
    • Расширение перечня целевых поступлений, не подлежащих учёту при определении налоговой базы по налогу на прибыль и налогам, уплачиваемым в бюджет СО НКО, состоящих на УСН.
    • Освобождение от уплаты НДС, если организация оказывает услуги по соцобслуживанию и обеспечивает уход за маломобильными и престарелыми гражданами. 

    Социальные услуги СО НКО

    Государственной думой 7 июля 2020 года был передан в Совет Федерации законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который был внесен еще в 2018 году. По данному закону социально-ориентированные некоммерческие организации смогут принимать активное участие в процессе оказания социальных услуг.   

    О необходимости принятия  мер по повышению качества социальных услуг неоднократно заявлял Президент Российской Федерации в своих посланиях Федеральному Собранию. 

    Данные закон будет обеспечивать повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг, представляющихся  гражданам на  бесплатной основе за счёт средств государственного бюджета в образовании, здравоохранении, социальной защите, занятости населения, физической культуре, спорте и туризме.

    Данный закон учитывает поправки, которые были подготовлены Советом Федерации, в соответствии с которыми некоммерческие организации, признанные исполнителями общественно полезных услуг, получают привилегии при участии в конкурсах на заключение соглашений. 

    Кроме этого, закон предусматривает новые способы включения некоммерческого сектора в оказание услуг социальной направленности.  

    Одним из нововведений стал социальный сертификат, дающий право для граждан на самостоятельный выбор организации, которая будет оказывать социальные услуги. 

    Данный закон является важным аспектом в участии некоммерческих организаций в развитии социальной сферы. В компетенцию Совета по развитию социальных инноваций регионов будет входить мониторинг его реализации в регионах. 

    Кроме того, был одобрен закон об освобождении от НДС государственных (муниципальных) услуг по соглашениям, которые заключены в соответствии с законодательством о государственном (муниципальном) социальном заказе.

    Данный закон позволит сформировать равные условия налогообложения при оказании услуг как для государственных структур, так и для социально ориентированных некоммерческих организаций. 

    Также будет дополнен Бюджетный кодекс новым видом субсидий – на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Предполагается, что данные субсидии будут финансировать исполнение государственного (муниципального) социального заказа. Это даст возможность перераспределить средства бюджета между исполнителями социальных услуг.  

    Министерство экономического развития России сформировало реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

    Некоммерческим организациям, которые попали в этот реестр предоставят поддержку в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками общероссийской акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 г. и совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, состоявшегося 11 мая 2020 г.

    В реестр внесены сведения о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые с 1 января 2017 г:

    • получили субсидии и гранты в рамках программ, которые реализуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
    • получили гранты Президента Российской Федерации;
    • предоставляют социальные услуги;
    • являются исполнителями общественно полезных услуг.

    Сведения о социально-ориентированных некоммерческих организациях были направлены органами исполнительной власти регионального и федерального уровня, органами местного самоуправления, Минюстом России и Фондом президентских грантов для формирования Реестра социально-ориентированных НКО. 

    Некоммерческим организациям,  которые попадают под указанные выше критерии, но не были включены в реестр, нужно подать обращение в тот орган власти,  который осуществлял им государственную финансовую поддержку в период с 1 января 2017 г. по 1 апреля 2020 г., или в Фонд президентских грантов.

    Если подтверждается факт, что некоммерческую организацию ошибочно не включили в реестр СО НКО, указанный выше орган направляет в Минэкономразвития России дополнение к реестру, оформив это официальным письмом.

    Некоммерческие социально-ориентированные организации, которые включены в реестр вправе получить следующую поддержку:

    • предоставление субсидируемых льготных кредитов, выдаваемых СОНКО на выплату части заработной платы своим сотрудникам (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности»);
    • продление на шесть месяцев сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налогов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) и авансовых платежей по налогам, за исключением НДС (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 685);
    • освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций – в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»);
    • расширение налоговых стимулов участия в благотворительности юридических лиц для организаций, вошедших в реестры. Юридические лица, передавшие на безвозмездной основе некоммерческим организациям имущество (включая денежные средства), смогут включить их в состав внереализационных расходов при определении ими налоговой базы по налогу на прибыль организаций (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»).

    Кроме того  Правительство Российской Федерации прорабатывает дополнительные основания и критерии по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

    Источник: https://reg-nko.ru/article/Socialno_orientirovannye_NKO

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.