Содержание прилегающей к зданию территории

Все, что необходимо знать об уборке внутренней и прилегающей территории предприятия

Содержание прилегающей к зданию территории

Территория предприятия с обилием мусора, переполненными урнами и контейнерами – неприятное зрелище, которое портит первое впечатление клиентов и партнёров.

Руководитель обязан организовать комплекс мероприятий по уборке территории предприятия в соответствии с санитарными нормами и требованиями. Это поднимет репутацию компании и поможет избежать административных взысканий.

Что в нее входит?

Это территория для ведения хозяйственной деятельности, которая оформлена собственником в соответствии с действующим законодательством.

Может включать следующие элементы:

  1. Участки земли под сооружениями, строениями, установками и так далее.
  2. Отмостка, тротуары, проезды.
  3. Автостоянки, парковки.
  4. Площадки хозяйственного назначения.
  5. Озеленённые участки.

Все элементы, прилегающая к ним территория, согласно СанПиН, требуют профессиональной и своевременной уборки.

Кто должен убирать?

Организация мероприятий по содержанию территории предприятия возлагается на руководителя (собственника). Уборка может проводиться силами персонала при условии, что сотрудники обучены, обеспечены средствами защиты, инвентарём, знакомы с порядком проведения работ и профессиональными технологиями.

Альтернативный вариант – услуги клининговых компаний. Для этого заключается договор, который должен включать техническое задание:

  • объём;
  • периодичность;
  • график оказания услуг.

Уборка должна проводится в соответствии с графиком работы предприятия, оборудование и спецтехника подбираться с учётом производственных условий. Соблюдение требований техники безопасности, охраны труда, промышленной санитарии является обязательным.

Содержать в чистоте территорию, которая примыкает к зданию предприятия или земельному участку, на котором оно расположено, является обязанностью владельца предприятия. Её границы определяются документом – Правилами благоустройства территории муниципального образования (конкретного населённого пункта).

Например, для города Москва — Закон г. Москвы N 18 «О благоустройстве в городе Москве» от 30 апреля 2014 г. Законодательной базой для Правил являются Градостроительный кодекс РФ и ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Размер прилегающей территории измеряется в метрах от вертикальных поверхностей зданий или границ участка (периметра) и прописан в Правилах.

Основные требования

Уборка территории (ручная, механическая) проводится ежедневно, в соответствии с требованиями техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

Перед её началом работник обязан:

  1. Пройти инструктаж.
  2. Надеть спецодежду и средства индивидуальной защиты.
  3. Подготовить инвентарь и рабочую зону.

Требования к уборке элементов территории предприятия:

ОбъектыМероприятия
Мусоросборники (контейнеры)Очистка по необходимости (минимум через день), мойка, дезинфекция
Урны, пепельницыПо мере наполнения (не более 2/3)
Подъездные дороги, автостоянки, парковкиЕжедневная уборка от мусора, песка (лето), снега льда (зима)
ТротуарыРегулярное подметание и поливка Тёплый период), противогололёдная обработка (холодные месяцы)
ОбочиныСистематическая уборка мусора
Площадка с контейнерами для твёрдых и бытовых отходовСбор и вывоз мусора специальным транспортом
Озелененные участкиВыкос травы высотой 10-15 см и её уборка в течение 3 суток, подстрижка кустарников, удаление погибших растений и подсадка новых

Уборочный инвентарь по окончанию работ необходимо очистить и убрать в специально отведённое место, оставлять его на тротуарах, проезжей части не допустимо.

Выполнять очистку осветительных приборов разрешается только электротехническому персоналу.

Что будет, если не поддерживать чистоту?

За исполнением Правил благоустройства каждого населённого пункта РФ следят надзорные органы – окружные администрации.

Регулярные проверки позволяют выявить хозяйствующих субъектов и юридических лиц, которые пренебрегают обязанностями по содержанию собственных и прилегающих территорий.

Нарушения фиксируются, передаются в административные комиссии, которые определяют меру наказания – вынесение предупреждения или наложение административного штрафа.

За игнорирование требований по содержанию территорий должностные лица обязаны выплатить до 20000 рублей, юридические – до 100000. 1 января 2021 года сумма штрафа увеличится в два раза.

Перечень работ по сезонам

Уборка на территории предприятия должна проводится ежедневно.

Стандартные мероприятия:

  • мытье и чистка урн;
  • уход за газоном;
  • уборка площадки с контейнерами для мусора.

Остальной перечень работ изменяется в зависимости от сезона.

Лето

Тёплое время года характеризуется обилием пыли, мусора и засухой.

Виды обязательных мероприятий:

  1. Устранение пыли и грязи с увлажнением покрытия (асфальта, тротуарной плитки, брусчатки, бетона).
  2. Озеленение территории, уход за клумбами и газонами.
  3. Сбор и вывоз листвы.
  4. Нанесение разметки, побелка и покраска газонов, бордюров, стволов деревьев.

По необходимости проводится скос травы и вырубка аварийных деревьев.

Механизированная уборка применяется 1-2 раза в день, в часы минимального скопления людей на территории. Применяются:

  • подметальные машины;
  • поливальная техника;
  • триммеры;
  • тракторы-газонокосилки;
  • аэраторы.

Уборка некоторых элементов, например, парковки требует предварительного оповещения клиентов и сотрудников.

Зима

Основная проблема сезона – наледь и обилие снега.

Необходимо систематически проводить:

  1. Чистку кровли от сосулек, снега.
  2. Уборку снега и наледи.
  3. Обработку песком, специальными реагентами.
  4. Вывоз снега.

На обширных участках уместно применение спецтехники (мини-тракторы, снегоочистители), периодичность выбирается в соответствии с погодными условиями.

Услуги профессионалов и цены

собственного штата уборщиков часто экономически невыгодно. Самый удобный вариант – помощь клининговой компании.

Найти профессионалов можно по рекомендациям знакомых, запросу в интернете или на специализированных порталах. Оценка объёма работ и смета составляются менеджером компании после осмотра территории.

Факторы, которые учитываются при расчёте стоимости:

  • площадь;
  • периодичность уборки;
  • виды отходов и мусора;
  • дополнительные услуги.

Актуальные цены в таблице ниже.

УслугиЦена, рубли
Уборка территории предприятия10-85 за м2
Летняя6-15 за м2
Зимняя10-35 м2
Ручной вынос мусораот 3000
Вывоз в контейнерахот 9000

Возможно единоразовое сотрудничество или подписание долгосрочного договора. Качество предоставляемых услуг не должно зависеть от погодных условий и расстояния до объекта и соответствовать ГОСТу Р 58394-2019.

Заключение

Поддержание чистоты территории предприятия – важное звено в формировании репутации организации и привлечении клиентов. Если собственных ресурсов для проведения качественной и своевременной уборки недостаточно, следует обратиться в клининговую компанию.

Источник: https://yborka.online/uborka/territoriya/predpriyatiya

Прилегающая к зданию территория

Содержание прилегающей к зданию территории

7.4.1 Прилегающая к зданию территория должна быть благоустроена, озеленена, оборудована инженерно-техническими устройствами для полива зеленых насаждений, проездов и тротуаров, иметь электрическое освещение. Для проездов и пешеходных дорожек необходимо предусматривать твердое покрытие.

7.4.2 прилегающей к зданию территории включает:

— поддержание в технически исправном состоянии элементов благоустройства (пешеходных дорожек, проездов, мест отдыха, игровых и хозяйственных площадок и малых архитектурных форм), озеленения (газонов, клумб, кустарников и деревьев с посадкой и сносом аварийных), открытых водоотводов, ливневой канализации до места подключения в общегородской коллектор и встроенно-пристроенных общественных туалетов;

— вывоз отходов (мусора, нечистот) по договору с организациями по очистке и контроль за выполнением графика удаления отходов;

— ежедневную санитарную уборку и очистку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;

— установку на обслуживаемой территории урн, сборников для твердых отходов, а в некализованных домовладениях, кроме того, — сборников для жидких отходов;

— оборудование площадки под мусоросборники с водонепроницаемым покрытием.

7.4.3 Зимняя уборка прилегающей к зданию территории не должна препятствовать движению пешеходов и транспорта и включает:

— уборку снега с проездов и тротуаров и пешеходных зон;

— очистку крыш зданий;

— вывоз снега и снежно-ледяных образований;

— противогололедную обработку тротуаров и проездов.

Летняя уборка прилегающей к зданию территории включает:

— уборку мусора;

— поливку территории для уменьшения пылеобразования и увлажнения воздуха.

7.4.4 Механизированная уборка и очистка улиц, тротуаров и дворов должна производиться в часы, установленные местными исполнительными и распорядительными органами в зависимости от климатических условий, времени года и с учетом интенсивности пешеходного движения.

7.4.5 Запрещается:

— производить пересадку или вырубку деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения;

— осуществлять посадку деревьев ближе чем 6–8 м от здания;

— складировать тару, строительные материалы, дрова и т. п. вне территории, отведенной для этих целей;

— парковать автотранспорт на дворовых территориях в радиусе 10 м от мусоросборников, на газонах, в скверах, на детских площадках, тротуарах и в других неорганизованных для этих целей местах;

— оставлять автотранспорт на дворовых территориях на длительный период, а также в местах, препятствующих проезду специального транспорта, пожарных машин, машин скорой помощи, вывозу мусора, уборке снега;

— осуществлять мойку автотранспорта во дворах, на улицах и в других местах общего пользования;

— выгуливать собак на дворовых территориях, детских площадках, на газонах, в зеленых зонах, парках, скверах, за исключением специально отведенных площадок;

— сжигать листья, мусор и все виды отходов на территории города.

Текущий ремонт

8.

1 Текущий ремонт строительных конструкций и внутренних инженерных систем проводится
с целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа, восстановления исправности и устранения незначительных повреждений конструкций и инженерных систем зданий.

8.

2 Текущий ремонт здания проводится по планам-графикам, утвержденным собственником, пользователем или нанимателем.

8.

3 Опись ремонтных работ на каждое здание включается в годовой план текущего ремонта.

8.

4 Периодичность текущего ремонта зданий принимается с учетом технического состояния строительных конструкций и инженерных систем.

8.

5 Перечень работ, выполняемых при текущем ремонте зданий, принимается в соответствии
с СНБ 1.04.02.

8.

6 При выполнении работ по текущему ремонту проектная документация должна включать:

— дефектный акт;

— опись работ (смету);

— ведомость расхода материалов;

— необходимые рабочие чертежи.

8.

7 Выполненный текущий ремонт зданий подлежит приемке комиссией в составе собственника, пользователя объекта строительства, нанимателя или уполномоченного ими лица, представителей эксплуатационной организации, производителя работ (при выполнении работ собственными силами), подрядчика (при выполнении работ подрядным способом), ЖСК, товариществ собственников, КИЗ и т. д., регионального представителя Департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации (для зданий, являющихся историко-культурными ценностями).

Капитальный ремонт

9.

1 Капитальный ремонт зданий проводится с целью восстановления основных физико-техни­ческих, эстетических и потребительских качеств зданий, утраченных в процессе эксплуатации.

9.

2 Сроки проведения капитального ремонта зданий определяются с учетом результатов технических осмотров, оценки технического состояния зданий специализированными организациями.

Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации жилых и общественных зданий приведена в приложении К, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем приведена в приложении Л.

9.

3 Капитальный ремонт зданий, являющихся историко-культурными ценностями, должен осуществляться с разрешения Департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации (кроме тех видов работ, которые оговорены в тексте охранного обязательства и могут проводиться без разрешения Департамента).

9.

4 Одновременно с капитальным ремонтом зданий по решению заказчика может проводиться их модернизация (дооснащение недостающими системами инженерного оборудования, перепланировка помещений, замена отдельных строительных конструкций и инженерных систем и др.).

9.

5 Замена строительных конструкций и инженерных систем при капитальном ремонте зданий должна производиться при их значительном износе, но не ранее минимальных сроков их эффективной эксплуатации согласно приложения Л. Замена их до истечения указанных сроков должна производиться при наличии соответствующего обоснования.

9.

6 При капитальном ремонте жилых зданий за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, в состав работ должны в обязательном порядке включаться работы по восстановлению внутренней отделки квартир, поврежденной: при ремонте ограждающих конструкций и инженерных систем здания; в связи с нарушением температурно-влажностного режима эксплуатации здания по причинам, не зависящим от проживающих (протекание кровли, промерзание стен и др.).

9.

7 Порядок разработки проектной документации объектов капитального ремонта и объемы ремонтных работ определяются в установленном порядке.

9.

8 В процессе производства ремонтных работ генеральная подрядная организация обязана своевременно информировать собственника зданий, пользователя объекта строительства (уполномоченную организацию) об ожидаемых отключениях инженерных систем в зданиях и планируемых сроках их включения. В случае возникновения аварийной ситуации генеральная подрядная организация обязана самостоятельно принять меры к ее ликвидации, а также информировать об этом собственника, пользователя объекта строительства (уполномоченную организацию).

9.

9 Здания, законченные ремонтом в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, должны предъявляться заказчиком к приемке государственным приемочным комиссиям в соответствии с требованиями СНБ 1.03.04.

Приложение А

(справочное)



Источник: https://infopedia.su/14x2611.html

Блог

Содержание прилегающей к зданию территории

В предыдущей части мы дошли до следующих вопросов:

  • Каково содержание понятия «лицо, ответственное за эксплуатацию здания»?
  • Можно ли приравнять «участие в содержании» к «обязанности по содержанию»?
  • Каков объём «участия в содержании» прилегающей территории (ПТ)?

Снова берёмся за Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) и находим ч. 1 ст. 55.25:

«В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо».

Как видим, по общему правилу лицом, ответственным за эксплуатацию здания, является:

  • собственник здания;
  • законный владелец здания (любое право: аренда, ХВ, ОУ);
  • привлечённое на основании договора в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания иное лицо.

Таким образом, проведено разграничение ответственности за ненадлежащую эксплуатацию здания: если собственник нанял по договору иное лицо, то оно и несёт ответственность.

Но и здесь есть тонкость; в Определении от 28.02.2017 г. № 461-О КС РФ указал, что положения ст. 55.25 ГрК РФ, рассматриваемые во взаимосвязи с положениями ст.

209 и 210 ГК РФ, не означают снятия с собственника здания бремени содержания принадлежащего ему имущества и что ГрК РФ не регулирует правоотношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) за соблюдением иного отраслевого законодательства, и не определяет лиц, в отношении которых могут проводиться мероприятия такого государственного контроля (надзора).

А что такое «безопасная эксплуатация здания» (БЭ)? Прямого определения в ГрК РФ не имеется, но из положений ст. 55.24 ГрК РФ, можно выделить признаки БЭ:

  • эксплуатация в соответствии с разрешённым использованием (ч. 1);
  • эксплуатация в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, НПА РФ, НПА субъектов РФ и муниципальных правовых актов (ч. 5).

Из ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ, можно сделать вывод о том, что для достижения БЭ необходимо обеспечить:

  • техническое обслуживание (содержание ТО раскрыто в ч. 8);
  • эксплуатационный контроль (содержание ЭК раскрыто в ч. 7);
  • текущий ремонт.

По сути ТО и ЭК управляющим организациям давно знакомо по Правилам № 491, по Минимальному перечню № 290, Правилам № 170 Госстроя и т.д. А ч. 10 ст. 55.24 ГрК РФ прямо указывает, что эксплуатация МКД осуществляется с учётом требований жилищного законодательства.

Кто может быть нанят для БЭ МКД по договору?

  • управляющие организации, которые осуществляют деятельность по управлению МКД на основании договора управления (ст. 162 ЖК РФ);
  • при «непосреде» – организации, работающие на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ МКД (ст. 164 ЖК РФ).

А какова цель упомянутого в ч. 1 ст. 55.25 договора? Цель – именно безопасная эксплуатация. С учётом положений ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ, можно сказать, что управляющие организации обеспечивают БЭ в рамках договора управления, обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание ОИ в МКД и т.д.

Поскольку в отношении эксплуатации МКД действует жилищное законодательство (специальное), можем сказать, что БЭ любого МКД нанятым лицом обеспечивается одним из двух договоров – ДУ (ст. 162 ЖК РФ) или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ МКД (ст. 164 ЖК РФ), ибо других договоров законом не предусмотрено.

ТСЖ не выбиваются из предлагаемой нами логики, поскольку как юридические лица в силу ч. 2.2 ст.

161 ЖК РФ несут ответственность за содержание ОИ в МКД в соответствии с требованиями технических регламентов и правил содержания ОИ в МКД, то есть обеспечивают ровно то же самое – БЭ МКД. И это укладывается в логику ч. 1 ст. 55.

25 ГрК РФ («В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом» – а ТСЖ это и не собственник, и не нанятое по договору лицо).

Как видим, ст. 55.24 ГрК РФ в совокупности ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ говорят о публичной обязанности указанного законом лица обеспечить безопасную эксплуатацию своего имущества, поскольку право собственности подразумевает бремя содержания имущества.

А что не так с ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ? Во-первых, эта норма установила публичную обязанность в отношении чужого имущества, не принадлежащего лицу, ответственному за БЭ здания.

Высшие судебные инстанции неоднократно подчёркивали, что случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами или договором (Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2018 г. № 50-КГ18-6).

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika/prilegayushchaya-territoriya-chast-vtoraya-postaraytes-dochitat-do-kontsa/

Правовой статус прилегающей территории

Содержание прилегающей к зданию территории

       Суть спора, о котором большинство юристов наверняка слышало и который затронул вопрос, до сих пор не урегулированный федеральным законодателем, заключался в следующем.

       ЗАО “Тандер” (тот самый “Магнит”) посчитало, что нормы правил благоустройства г. Брянска (а правила типовые) нарушают их права и возлагают необоснованную обязанность по пресловутой уборке прилегающей территории. Эти нормы признаны несоответствующими ст. 71 Конституции РФ, ст.

210 Гражданского кодекса, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Максимально коротко: прилегающая территория – собственность муниципалитета, поэтому в силу ст.

210 ГК РФ бремя ее содержания несет именно он, а в отсутствие федеральной нормы или договора насильно заставить кого-то за ней ухаживать никак нельзя.

На стороне Брянска, кстати, была Генеральная прокуратура, которая после принятия решения судом логичным образом изменила свою позицию и поручила нижестоящим прокурорам “зачищать” местные правила по благоустройству от таких норм.

Ссылочки:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70791918/

https://pravo.ru/court_report/view/116543/

       Следом беда пришла, откуда совсем уж не ждали – свинью подложил Минюст РФ в другом деле, добившись признания недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству Минстроя (которые, к тому же, обладая признаками нормативно-правового акта, не были зарегистрированы в Минюсте):

http://prokhmao.ru/legal-advice/mo-help/4/?ELEMENT_ID=50061

       Таким образом, ВС РФ широким жестом (и формальным подходом\буквальным толкованием норм права) разрешил довольно давний и довольно тонкий вопрос. Пресечена в том числе и соответствующая административная практика. Но, как известно, у любой медали есть две стороны.

       Фактически использование прилегающих (кроме МКД) территорий – это обычай и сформировался он еще в советские времена (о царской России судить не возьмусь).

В меньшей мере это касается городов, в большей – мелких населенных пунктов, так как в городе на счету каждый клочок земли (да и объем таких прилегающих территорий минимален), а вот в поселениях эта территория довольно обширна и активно используется.

       Гражданами, а не муниципалитетом. И если де-юре тот же “Магнит” не виноват в захламлении такой территории, пока не будет доказано обратное в судебном или административном порядке, то де-факто очевидно, что товарные упаковки, коробки и просто мусор на такой территории возникли либо по его прямой вине, либо в связи с массовым посещением гражданами этого магазина.

       Пункт 2 Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г.

N 25 разъяснил, что под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.
Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
       Но с оговоркой, что согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.
       К сожалению, ВС РФ (с молчаливого попустительства Брянска и Генпрокуратуры) вопрос отнесения спорной нормы к обычаю и, соответственно, вопрос противоречия ее основным началам гражданского законодательства (к которым, мне кажется, можно отнести и принцип распределения бремени содержания имущества), не рассмотрел. А жаль.
       В какой-то мере формализм был верным выходом, так как правовые механизмы недопущения использования прилегающих территорий (которые являются при этом ведь и территориями и землями общего пользования) есть. Но это нарушает тот тонкий баланс, который достигался годами: ты вправе использовать прилегающую территорию без договора, на основании одного лишь владения смежным участком, а взамен ты осуществляешь его благоустройство. Потому что при формальном причислении такой территории к землям общего пользования (предназначенных, как известно, для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц), фактически эту территорию использует исключительно собственник домовладения\иного объекта. Более того (с известной долей допущения), ст. 304 и 209 ГК РФ защищает такого собственника соответствующего участка (и одновременно – формально владеющего несобственника) от посягательств в виде какого-либо занятия этой территории, так как она обеспечивает проход и проезд от дома к дороге, улице. Или позволяет выгнать машину из гаража, использовать ее как т.н. гостевую стоянку.
       Сработал также классический принцип, согласно которому недостаточность бюджета не освобождает муниципалитет от исполнения каких-либо обязанностей, при том что объективно ни одно поселение не в состоянии обеспечить надлежащее содержание всех территорий общего пользования.
       Да, запрещена стоянка и хранение машин. Да, запрещено самовольное занятие земельного участка. И мусорить запрещено. И цветочки сажать. Но проигнорировав принцип разумной сдержанности, так любимый Конституционным Судом, ВС РФ не подумал о последствиях. Ведь не имея законной возможности повлиять на людей, муниципалитету, как собственнику земель общего пользования, остается только путь запрещения.
       Между тем, Минстрой в данной ситуации смиренно принял судебные акты и разрабатывает новые методические рекомендации (во многом аналогичные старым). К федеральному законодателю с довольно очевидным предложением определить наконец особый правовой статус прилегающих территорий, никто не обращается.
       Муниципалитеты находят выход в принятии нормативных актов, согласно которым прилегающие территории использовать запрещено без заключения соответствующего договора пользования\аренды, при этом сталкиваясь с проблемой, вытекающей из того, что такие территории необходимо как-то индивидуализировать, причем с большой долей вероятности – путем кадастрового учета. При этом такая земля не занята соответствующим объектом недвижимости, что вызывает и вопросы возможности предоставления ее в таких общеполезных, казалось бы, целях, без проведения торгов (хотя опять же, проведение торгов здесь объективно неуместно по причине крепкой связи домовладения и прилегающей к нему территории).
       Логично предположить, что платность такого пользования для физических лиц практически исключена – это породит социальную напряженность и банальный отказ граждан от принятия на себя такого бремени – ведь проще будет обратиться в суд или к прокурору, который обяжет администрацию, к примеру, покосить соответствующую территорию.
       В любом случае, как и до принятия этих неоднозначных решений, в целом вопрос соблюдения банальной чистоты остается на совести самих жителей, как и раньше. Кто убирал за собой – продолжит убирать, ему не нужны для этого нормы права. Кто был замарахой и соседом, которого никто не любит – им и останется.

       А вот “Магнитам” в Брянске, я думаю, теперь намного труднее будет объяснить, почему их фуры разгружаются на территории муниципалитета, равно как и выпросить разрешить там же размещение стоянок для клиентов.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/08/18/pravovoj_status_prilegayuschej_territorii

Прилегающая территория МКД. Кто в ответе за её содержание

Содержание прилегающей к зданию территории

О благоустройстве и содержании земельного участка под МКД ( ЗУ ) я уже немного писал ранее..

Сегодня, обратим взор на содержание прилегающих к нему территорий.

Ведь МКД это не островок в океане или оазис в пустыне. Это часть комплекса сооружений, возводимых по генплану, согласно законам градостроительства.

Подчинен он, также и требованиям различных инженерных систем, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения и пр..

И тут как не крути, за состоянием прилегающих территорий необходимо обязательно приглядывать..

Иначе чужое самодурство и(или) халатность, своими последствия “накроет” и ваше жилище.

ИТАК,

Тема это мутноватая или выражаясь дипломатическим языком, многогранная.

До 2004г. норм регулирующих порядок содержание ЗУ, право собственности на ЗУ под МКД не существовало, практически вообще (собственность, за редким исключением была муниципальная – госсобственность).

Соответственно все зависло от творчества товарищей (пользователей) на местах, и их отношением к состоянию прилегающих к ЗУ территорий. Согласно правилам благоустройства, котрые обозначали границы, зоны, расстояния от и до..

То есть, пользуетесь (арендуете) чужим имуществом, значит надо как-то компенсировать, не платите, так ремонт делайте..

После того как ЖК РФ, выдали путёвку “в жизнь”, приняли новый земельный кодекс, то есть права собственности за конкретными лицами юридически закрепили.

И после этого, вопрос содержания прилегающих территорий становиться камнем преткновения.

Судебная практика стала суетиться и расходиться в своих решениях. Выдавала противоречивые постановления.

Одни судьи следовали традициям “предков” и говорили, это Ваша прилегающая, – Вы её и содержите.

Другие, настроенные к вдумчивому подходу, говорили, а почему ОМСУ(администрация МО) обязывает лиц которые не являются владельцами (собственниками) ЗУ, его содержать!?

Таких обязанностей на них, ни федеральное, ни местное законодательство не возлагает.

И стали появляться определения, даже на уровне ВС РФ, отменяющие правила благоустройства, того или иного города.

Суды указывали, что только федеральный закон имеет полномочия, установить такие обязанности за жильцам МКД.

И фактическое оформления пользования (обязанностей содержания) стало гордиевым узлом.

В 2017 году его попытались разрубить, внеся изменения (дополнения) в градостроительный кодекс, закон о местном самоуправлении.

Минстрой утвердил примерные правила благоустройства территории. Которые стали смотреть более “проницательно”, на вопрос содержания прилегающих территорий.

Вот цитата из Градостроительного кодекса:

Обратим внимание, обязано принимать участие – не содержать !

И вот в чем разница. Обязанность содержать, это вещь всеобъемлющая, то есть несет прямую ответственность за не надлежащие содержание ЗУ и любых объектов на его территории.

А участие это может быть, только определенные виды работ, которые определяются правилами благоустройства конкретного МО.

НО обратим внимание на ( ) в этом пункте, которые отвечают за исключения.. и говорят, что если ЗУ не образован, то и обязанности участвовать тоже нет.

Ведь если формально ЗУ нет, то и “прилагать” к нему что-либо тоже не выйдет.

Если ЗУ образован по границам МКД, то есть по отмосткам, то и в этом случае речи об какой-то прилегающей территории и быть не может. Так как участка нет.

И выходит, что говорить о наличии прилегающих территорий, можно только в случае если участок превышает границы дома (отмостки).

И только в этом случае, можно поучаствовать в содержании прилегающих территорий.

Аналогичную норму содержит ФЗ 131 от 06.10.2003

Обращаем внимание в п. 2 на “могут, не обязаны !

А рассматривая пп. 13 можем необходимо обратить внимание, что участие само по себе – означает определённые усилия и затраты.

И если муниципалитет в правилах благоустройства, к примеру указал, что участие означает – вырубку деревьев, уборку от снега, территорию в 10-20м2…

Это его право и действительно федеральное законодательство такие нормы содержит.

НО, есть один или точнее два момента.

1) В самом федеральном законодательстве следующие имеются расхождения:

  • п.9 ст. 55.25 Грк мы видим – “лицо ответственное за эксплуатацию..“А наравне с собственником отвечают и Управляющие компании, ТСЖ/ЖСК. .согласно договорам управления. И получается, что обязанность по содержанию лежит на УК/ТСЖ/ЖСК.
  • а в ст.45.1 ФЗ-131 – мы видим – собственников и (или) иных законных владельцев.. То есть об УК/ТСЖ/ЖСК речи нет.

Так как правильно!

Разумнее, учитывая специальность ФЗ-131 (приоритет, иерархия права) сделать вывод, что все таки обязанность это именно собственников, а ни как не УК/ТСЖ/ЖСК.

И вот почему. Любое участие означает расходы, тем более финансовые. А где их взять (источник).

Ведь ни в минимальном перечне работ и услуг на содержание имущества МКД, в иных нормах, расходы на содержание прилегающих территорий отсутствуют.

Нет таких работ. И это однозначно означает, что УК/ТСЖ/ЖСК расходовать средства собственников на эти работы права не имеют.

На это нужно решение самих собственников.

То есть, если УК/ТСЖ/ЖСК решили соблюдать правила благоустройства МО им необходимо провести собрание, и получить протокол с источником финансирования (допработы).

Поэтому при спорах с администраций МО, привлечению к административной ответственности (ненадлежащее содержание…).

Первым делом надо понимать, что для УК это не относиться к нарушению лицензионных требований, а для ТСЖ/ЖСК к вопросам связанным с содержанием общего имущества.

То есть речь может идти, только об нарушении правил благоустройства (в каждом регионе свой размер штрафа).

Второе, если УК/ТСЖ/ЖСК все таки привлекли к ответу, то необходимо предоставить решения собрания с отказом собственников выполнять эти работы. И указать судье, что Вы не оспариваете право муниципалитета устанавливать правила благоустройства, но так как УК/ТСЖ/ЖСК работают только в рамках договора управления и решений принятых собственниками.

А раз речь не идет об содержании (это обязанность), а об участии. Которое конечно необходимо, но на это обязательно нужна зафиксированная воля (средства) собственников.

Значит действия УК/ТСЖ/ЖСК – основаны на законе.

Иначе это самоуправство и растрата средств собственников на содержание не принадлежащего им имущества (прилегаемые территории). Даже если на эти работы, есть отсылки в федеральных законах.

И получается привлекать можно только собственников. Но КоАП РФ, возможности привлекать (нести ответственность) коллективно не содержит.

Вот и все.

Спасибо за внимание.

Если было интересно, поддержите пожалуйста

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zhkkh/prilegaiuscaia-territoriia-mkd-kto-v-otvete-za-ee-soderjanie-5eec761fec8d8d74a1311a23

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.