Соглашение о концессии

Содержание

Что такое договор концессии простыми словами

Соглашение о концессии

Инвестиции – это нужные финансовые поступления для любой страны. Особенно остро государства нуждаются в инвестициях из-за рубежа.

Во-первых, это ресурсы материального характера, во-вторых, – решения в сфере технологий, инженерии, управления человеческими ресурсами. Государства часто нуждаются в иностранных профессионалах. Решить проблему инвестиций можно с помощью концессий.

Перед государством стоит задача добиться реализации какого-то проекта. Проект может быть строительным – аэропорт, электростанция, новая станция метрополитена.

Очевидно: чтобы построить новый объект, нужны значительные средства. Кроме собственно расходов на строительство нужно еще привлечь квалифицированную рабочую силу, найти подрядчика, который отнесется к работе со всей ответственностью.

Организация и даже муниципалитет могут не справиться с такой непомерной финансовой нагрузкой. Поэтому в таком случае часто требуются инвестиции. Организация строит объект и впоследствии после его открытия получает с объекта доход, который покрывает затраченные расходы.

Концессии – это процесс предоставления правительством организации права на возведение объекта с дальнейшей передачей его в государственную собственность.

При этом организация получает возможность эксплуатации объекта после завершения строительства в течение какого-то периода.

Примеры строительства объектов с использованием договора концессии есть и в нашей стране. Например, мост через реку Обь в Новосибирске, некоторые станции водоснабжения в Волгоградской области были построены именно таким образом.

При этом договор концессии в России – это не современное изобретение. Сделки такого рода заключались еще в средние века, когда был жива система откупов. Тогда частные предприятия получали право собирать налоги с русских граждан, которые затем шли в казну государства.

Концессионное соглашение – договор

Официальным документом, закрепляющим сделку по концессии, является договор или концессионное соглашение.

При этом в соглашении должны быть прописаны следующие моменты:

  • Сведения общего характера о целях каждой из сторон сделки. Часто вторая сторона соглашения выбирается с помощью общих торгов. При этом сведения о таком мероприятии тоже обязаны прописать в договоре.
  • Сведения описательного характера об объекте, который строится. Так, требуется прописать его размер, период создания и срок завершения строительства, некоторые характеристики процесса строительства.
  • Правила использования строящегося объекта после введения в эксплуатацию, объем выплаченных средств.
  • Права и обязанности каждой из сторон концессионного соглашения:
  • Концессионер. Здесь прописываются все моменты, касающиеся организации, которая возводит объект. Например, записываются сведения о том, кто строит объект – сама компания или ее подрядчики. Организация должна придерживаться установленных правил, использовать объект в соответствии с целью, после сдачи объекта передать его государственным органам. При необходимости ремонтировать объект, обслуживать переданный проект и технические материалы.
  • Концессионер может по требованию концедента дать банковскую гарантию того, что он справится с требованиями.
  • Концедент. Государство обязано придерживаться технических правил и норм законодательства, передать землю для строительства во временное пользование компании. При этом сторона концессионера может требовать от другой стороны строго исполнять ее обязательства по срокам и прочим моментам строительства.
  • Третья сторона. Между концессионером и концедентом могут возникать споры, которые разрешаются с участием еще одной стороны. Для большей справедливости суда в качестве третьей стороны выбирается орган, который находится в другой стране.

Коммерческая концессия

Такой вид концессии нужен для того, чтобы компания могла передать особые права другому лицу (физическому или юридическому).

Коммерческая концессия по своим условиям похожа на франчайзинг. Таким образом сейчас расширяются сети фаст-фуда.

Владелец компании передает права другому лицу производить или распространять товары или услуги под его брендом, с использованием его технологий и пр. При этом владелец фирмы оставляет за собой право требовать арендной платы за использование бренда.

В чем различия коммерческой и обычной концессии?

  1. В обычной концессии лицо, которое предоставляет право владеть чем-либо – это правительство. В коммерческой концессии таким лицом становится владелец компании или ее представитель.

  2. Коммерческая концессия не дает концессионеру право на обладание или распоряжение своим имуществом.
  3. Государство, предоставляя право на объект, не заинтересовано в получении имущественной выгоды.

    Коммерческий концедент, напротив, продает свой бренд ради получения материальной выгоды.

Как определяются стороны концессии?

Концессионер – та сторона, которая получает право пользоваться имуществом государства и берет на себя обязанность сдать объект в назначенное время.

Концедент – сторона, которая предоставляет право пользоваться своим имуществом стороне, которая приносит прибыль концеденту.

Плата в концессии

За время пользования государственным объектом, сторона-концессионер обязана выплачивать государству нечто вроде «арендной платы».

Она может устанавливаться такими способами:

  • как процент от прибыли, которую компания получает при использовании объекта;
  • как фиксированная сумма за определенный период;
  • как передача имущества, которое принадлежит компании, в собственность государства.

Обе стороны согласуют размер платы так, чтобы он устроил каждого. Такой механизм развития строительства выгоден каждой стороне. Государство получает от него готовую инфраструктуру в той части города, которая в этом нуждается.

При этом сотрудничество с бизнесом открывает новые возможности и привлекает сторонние вложения в государственные объекты.

Источник: https://helpjournal.ru/chto-takoe-dogovor-kontsessii-prostymi-slovami/

Статья 3. Концессионное соглашение | ГАРАНТ

Соглашение о концессии

Статья 3. Концессионное соглашение

1.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

1.

1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.

Статья 3 дополнена частью 1.2 с 29 июня 2018 г. – Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ

1.

2. В случае, если объектом концессионного соглашения наряду с иными объектами концессионного соглашения являются объекты, предусмотренные пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение и прекращение концессионного соглашения в части, относящейся к таким объектам, осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4.1 настоящего Федерального закона.

2. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.

К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

3.

В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

4. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц.

В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.

Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.1

4.1. Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.

5. Изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения не допускается.

6. Передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается.

7. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное.

8. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

Концессионным соглашением на концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения.

9.

Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее – иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения.

10. Движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением.

 Недвижимое имущество, которое создано концессионером с согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Недвижимое имущество, которое создано концессионером без согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концедента, и стоимость такого имущества возмещению не подлежит.

11. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением.

12. Концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное.

13.

Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

13.

1. Утратила силу с 1 января 2017 г.

См. текст части 13.1 статьи 3

14. Концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15.

Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента.

Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество.

Срок подачи документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на созданный объект концессионного соглашения, не может превышать один месяц с даты ввода данного объекта в эксплуатацию. Ответственность концессионера за нарушение этого срока определяется концессионным соглашением.

16. Объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества.

 В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.

17. Обращение взыскания по долгам концессионера на его права в отношении объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества не допускается.

Источник: https://base.garant.ru/12141176/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Концессионное соглашение

Соглашение о концессии
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Договоры в недвижимости и строительстве » Концессионное соглашение

Специфической формой взаимодействия государства и частных лиц в области эффективного использования недвижимости, находящейся в государственной или муниципальной собственности, является концессионное соглашение, заключаемое на основании Федерального закона  «О концессионных соглашениях».

Концессионное соглашение представляет собой один из видов государственно-частного партнерства, которое направлено на привлечение инвестиций в создание или реконструкцию объектов недвижимости.

Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, которые возникают в связи с разработкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, провозглашает права, обязанности, а также гарантии прав и интересов сторон соглашения.

Согласно концессионному соглашению, концессионер – хозяйствующий субъект обязуется за собственные средства возвести или реконструировать объект недвижимого имущества, а в результате осуществления таких работ, когда определенный концессионным соглашением объект недвижимости будет создан или реконструирован, получить его на определенный срок во владение и пользование от концедента с условием внесения ему соответствующих платежей – концессионной платы.

Данный договор является смешанным, то есть он содержит в себе элементы других договоров, например, элементы договора строительного подряда и аренды.

Таким образом, концессионное соглашение содержит в себе несколько сделок, которые осуществляются в определенной последовательности.

На первом этапе концедент предоставляет концессионеру недвижимое имущество – земельный участок или объект строительства (здание или сооружение). В зависимости от вида предоставленного недвижимого имущества и условий договора, концессионер обязуется возвести на земельном участке здание или сооружение либо реконструкцию уже имеющегося объекта строительства.

На следующем этапе концессионер использует возведенный или реконструированный объект недвижимости в своих целях в течение всего срока, установленного соглашением.

По своей юридической природе концессионное соглашение является:

  1. Консенсуальным – вступает в силу с момента заключения, а исполняется уже после подписания.
  2. Срочным – всегда заключается на определенный срок.
  3. Взаимным – обе стороны имеют права и несут обязанности.
  4. Возмездным – наличие материальной выгоды в результате исполнения соглашения у каждой из сторон.
  5. Двусторонним – наличие прав и обязанностей двух равноправных сторон, а также необходимость выражения согласованной воли обеих сторон для его заключения.

Типовые формы концессионных соглашений для различных видов деятельности устанавливаются Правительством РФ, однако, в отношении гидротехнических сооружений, аэродромов и других особых отраслей приведены в соответствующих законах.

Существенные условия концессионного соглашения

Для концессионных соглашений законодательством предусмотрены определенные условия, по которым должно быть достигнуто согласие сторон, при отсутствии которых договор не может считаться заключенным. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» называет такие условия существенными и относит к ним следующие условия:

  • Предмет концессионного соглашения;
  • Обязанности сторон по осуществлению деятельности, которая предусмотрена соглашением;
  • Срок концессионного соглашения;
  • Объект концессионного соглашения (его описание и состав);
  • Порядок предоставления концессионеру недвижимого имущества, которое предназначено для осуществления деятельности, определенной соглашением сторон.
  • Цели и срок использования объекта соглашения.
  • Иные существенные условия, предусмотренные законодательством.

Перечень существенных условий является открытым, поскольку концессионные соглашения в отдельных отраслях деятельности, помимо Федерального закона «О концессионных соглашениях», регулируются специальным законодательством, в котором предусмотрены дополнительные условия, присущие конкретному виду деятельности.

Помимо существенных, законодательство устанавливает иные условия концессионного соглашения, которые в большинстве случаев предусмотрены соглашением. Такой перечень условий не является исчерпывающим, это означает, что стороны концессионного соглашения по своей воле могут включить в концессионное соглашение и иные условия. К ним относятся:

  • Объемы оказания услуг, выполнения работ, производства товаров при осуществлении деятельности, которая предусмотрена соглашением.
  • Порядок установления и изменения цен на выполненные работы, оказанные услуги и произведенные товары.
  • Объем денежных средств, инвестированных в создание либо реконструкцию объекта соглашения.
  • Срок сдачи в эксплуатацию объекта концессионного соглашения, с предусмотренными в договоре техническими и экономическими показателями.
  • Обязанности концессионера по реализации выполненных работ, оказанных услуг, произведенных товаров на внутреннем рынке в течение срока, предусмотренного соглашением сторон, а также другим условием.

Стороны концессионного соглашения

Сторонами концессионного соглашения, в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях», признаются концедент и концессионер.

Обладателем права собственности на объект такого соглашения является концедент, в качестве которого могут выступать:

  • Государство, от имени которого действует Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен на то Правительством, в случае если соглашение заключено в отношении объектов, право собственности на которые принадлежит государству или в отношении объектов соглашения, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности государства.
  • Субъект РФ, интересы которого представляет орган государственной власти субъекта РФ, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ.
  • Муниципальное образование, от имени которого действует орган местного самоуправления, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Концессионером признается организация, индивидуальный предприниматель либо, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества, два и более юридических лица. При этом, концессионер может как являться резидентом РФ, так и не быть таковым.

Исходя из положений законодательства, стороны концессионного соглашения должны обладать общей правоспособностью.

В науке выделены некоторые проблемы относительно субъектов концессионного соглашения. Например, на стороне концедента могут выступать Российская Федерация, ее субъекты либо муниципальные образования.

Однако, полномочия различных органов власти не конкретизированы законодательством.

Также множественность лиц на стороне концедента недопустима, но несмотря на это договор может затрагивать одновременно интересы как муниципального образования, так и Российской Федерации или ее субъектов.

Срок концессионного соглашения

Концессионное соглашение является срочным договором. Такой признак вытекает из определения концессионного соглашения, которое предусматривает предоставление концессионеру прав владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный концессионным соглашением. Исходя из этого срок действия соглашения признается его существенным условием.

Срок действия концессионного соглашения определяется соглашением сторон, с учетом срока создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, а также объема денежных вкладов в создание или реконструкцию такого объекта. Помимо этого, учитывается срок окупаемости таких денежных вкладов и других обязательств сторон по концессионному соглашению.

Как правило, концессионные соглашения являются продолжительными – обычно 25 лет. Мировая практика основывается на таких же принципах, что и национальная. Например, в большинстве стран Европы обычный срок концессионного соглашения составляет 30-50 лет.

Российское законодательство же не содержит конкретных требований к максимальному сроку концессионного соглашения. Поэтому срок концессионного соглашения определяется сторонами.

Ответственность сторон концессионного соглашения

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» предусматривает положения, касающиеся ответственности субъектов договора. Ответственность концессионера за качество объекта соглашения предусмотрена статьей 12 вышеуказанного закона.

Концессионер ответственен перед концедентом за допущенное при возведении либо реконструкции объекта соглашения нарушение требований, предусмотренных договором, или требований проектной документации, технических регламентов, иных обязательных требований.

При нарушении установленных соглашением требований, концедент имеет право требовать от концессионера устранения такого нарушения безвозмездно в установленные концедентом сроки.

Концедент имеет право требовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок, а также, если такие нарушения являются существенными.

Ответственность за качество предоставленного объекта концессионер несет перед концедентом в течение срока, предусмотренного концессионным соглашением. В случае, если такой срок не предусмотрен, то в течение 5 лет со момента передачи объекта.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/dogovory-v-nedvizhimosti-i-stroitelstve/koncessionnoe-soglashenie.html

Прямое соглашение с кредиторами концессионера: Что такое, зачем нужно, и в чем проблема?

Соглашение о концессии

Прямое соглашение в международной и российской практике реализации концессионных проектов и проектов ГЧП рассматривается как инструмент защиты интересов Кредиторов по проекту, как необходимое предварительное условие для получения доступа к заемному финансированию.

В российской практике прямые соглашения можно встретить в тех концессионных проектах, которые реализуются на принципах проектного финансирования.

Закон о концессионных соглашениях не содержит термина “прямое соглашение”, но в ч. 4 ст.

5 предусматривает, что если Концессионер привлекает средства Кредиторов, права Концессионера по концессионному соглашению (КС) могут использоваться в качестве способа обеспечения исполнения обязательств Концессионера перед Кредиторами в порядке и на условиях, которые определяются КС.

В этом случае между Концедентом, Концессионером и Кредиторами заключается соглашение, которым определяются права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Концессионером своих обязательств перед Концедентом и Кредиторами).

Следует отметить, что Закон о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации (Закон о ГЧП) в ст.

3 содержит следующее определение прямого соглашения: Это гражданско-правовой договор, заключенный между публичным партнером, частным партнером и финансирующим лицом или финансирующими лицами в целях регулирования условий и порядка их взаимодействия в течение срока реализации соглашения, а также при изменении и прекращении соглашения.

На картинке ниже схематично представлены основные договорные связи по концессионному проекту:

Примечание: Субъект РФ является третьей самостоятельной стороной по концессионным соглашениям, заключаемым в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, если у концедента – муниципального образования нет полномочий в сфере тарифного регулирования.

У Концессионера могут быть разные кредиторы с точки зрения действующего законодательства, в том числе законодательства о банкротстве, но «прямое соглашение» заключается только с теми Кредиторами, с которыми Концессионер заключил соглашение, предусматривающее залог прав по концессионному соглашению качестве обеспечения исполнения обязательств Концессионера перед Кредиторами.

2. Зачем нужны прямые соглашения?

Заключение прямого соглашения позволяет достичь как минимум две цели:

Первая – закрепить права Кредиторов на “вступление” (step-in) в проект (то есть замену Концессионера), когда над есть угроза досрочного расторжения концессионного соглашения из-за существенного нарушения Концессионером своих обязательств. “Вступление” в проект осуществляется путем замены Концессионера, но об этом чуть ниже.

Вторая цель состоит в предоставлении Кредиторам права получить ту часть компенсации, выплачиваемой в случае досрочного расторжения концессионного соглашения, которая должна быть направлена Концессионером на покрытие своей задолженности перед такими Кредиторами напрямую от Концедента, минуя Концессионера.

При досрочном расторжении концессионного соглашения существует риск, что в отношении концессионера будет возбуждена процедура банкротства. В этом случае денежные средства, причитающиеся Кредиторам, попадут в общую конкурсную массу и будут подлежать распределению среди всех кредиторов (в широком смысле этого слова).

Но даже если Концессионер погашает задолженность перед Кредиторами до начала банкротства,  например из суммы компенсации, выплаченной Концедентом, то это может быть впоследствии оспорено другими кредиторами в суде как нарушающее их права, так что Кредитору придется вернуть полученные денежные средства в конкурсную массу.

Чтобы избежать этого риска, на практике в случае досрочного расторжения концессионного соглашения, в прямом соглашении обязанность погасить долг перед Кредиторами возлагается Концессионером на Концедента, который выступает в качестве третьего лица по смыслу ст. 313 ГК РФ (Исполнение обязательства третьим лицом). Таким образом, размер компенсации, выплачиваемой непосредственно Концессионеру, пропорционально уменьшается на сумму, выплаченную напрямую Кредиторам.

Проблема в том, что пока данное решение пока не нашло своего подтверждения в судебной практике, а недавно появилось судебное решение, которое может перечеркнуть надежды Кредиторов, связанные с использованием прямых соглашений для защиты своих интересов по концессионным проектам, но об этом чуть ниже .

3. Замена концессионера по требованию Кредиторов

Вступление в проект Кредиторов (step-in), является с точки зрения мировой практики одним из важнейших средств защиты интересов Кредиторов. Положительным результатом вступления Кредиторов в проект является сохранение концессионного соглашения в силе и, как следствие, продолжение обслуживания новым Концессионером своей задолженности перед Кредиторами в полном объеме.

В Законе о концессионных соглашениях предусмотрена возможность замены Концессионера по решению Концедента в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Концессионером своих обязательств перед Кредитором, с которыми заключено Прямое соглашение (часть 4 ст. 5 ФЗ-115):

1)     Без конкурса (часть 4 ст. 5 ФЗ-115) (если предусмотрено концессионным соглашением или прямым соглашением) при условии, что неисполнение или ненадлежащее исполнение Концессионером обязательств повлекло за собой:

▪             нарушение существенных условий концессионного соглашения; и (или)

▪             причинен вред жизни или здоровью людей; либо

▪             имеется угроза причинения такого вреда.

2)     По результатам проведения конкурса в целях замены концессионера (часть 5 ст. 5 ФЗ-115).

Таким образом, если возникает угроза досрочного расторжения концессионного соглашения из-за  действий Концессионера,  или если Концессионер нарушает обязательства по соглашениям о финансировании, и возникает риск невозврата Кредиторам займов и кредитов, то у Кредиторов есть возможность потребовать замены «плохого» Концессионера на «хорошего», и таким образом сохранить соглашение и все обязательства Концессионера перед Кредиторами в силе.

В чем проблема?

Пока не было случаев, когда условия прямого соглашения и их применимость и действительность проверялись бы правоприменительной практикой.

Поэтому так интересно решение 14 ААС от 5 декабря 2017 года по делу № А44-3434/2012: В рассматриваемом деле «прямого соглашения» не было, поскольку не использовалось проектное финансирование, и поэтому не было кредиторов, которые бы были заинтересованы в сохранении контроля за проектом.

В отношении концессионера было введено конкурсное производство, и его права по концессионному соглашению были включены в конкурсную массу, а затем «проданы» на торгах сторонней компании.

Соответственно концедент в этом деле полностью потерял контроль над проектом и вынужден теперь взаимодействовать с новым концессионером, которого он не выбирал в рамках каких-то конкурсных процедур.

А теперь представьте на секунду, что данное концессионное соглашение предполагало бы применение проектного финансирования, и обеспечением прав Кредиторов выступали бы права Концессионера по концессионному соглашению.

В этом случае при первых признаках неудовлетворительного положения Концессионера, Кредиторы потребовали бы его замены, концессионное и прямое соглашения были бы перезаключены на другое лицо, подконтрольное Кредиторам.

Оставшийся без проекта (и без поступлений от этого проекта) прежний Концессионер (и его собственники) должен был бы как-то взаимодействовать с другими кредиторами, чья надежда на возврат долгов была бы связана исключительно с субсидиарной ответственностью собственников и директора, поскольку Концессионер, скорее всего не обладает какими-либо активами, его главным активом были права по концессионному соглашению, и теперь этого актива у него нет.

С точки зрения мировой практики на этом история заканчивается – Концедент, новый Концессионер и Кредиторы красиво уходят в закат, продолжают проект и получают предусмотренные КС выгоды. А прежний «плохой» Концессионер и его собственники остаются на пепелище разбираться с теми кредиторами, с которыми прямое соглашение не заключалось

Именно такая картинка крутится в голове у тех представителей экспертного сообщества и банков, которые разделяют общепринятое в мировой практике понимание института “прямое соглашение с кредиторами”, и распространяют это понимание на нашу российскую реальность.

Однако, подход, который был продемонстрирован в рассматриваемом деле, говорит о том, что российским банкам, активно продвигающим использование «прямых соглашений» в качестве инструмента защиты своих интересов, есть о чем волноваться:

Суд решил, что «в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) (…) центральным нормативным правовым актом является Закон о банкротстве и при проведении процедуры банкротства названный закон имеет преимущество перед иными законодательными актами».

Если продолжить логику судебного решения, то нормы Закона о банкротстве будут иметь преимущество и при оспаривании решений, принятых на основании условий прямого соглашения (по выплате компенсации в случае расторжения соглашения напрямую кредиторам концессионера, и (или) о замене концессионера), поскольку такие решения могут нарушать права других кредиторов.

Получается, что в настоящее время у Кредиторов по прямому соглашению с точки зрения законодательства о банкротстве нет никаких преимуществ по сравнению с обычными кредиторами, что создает серьезный риск для рынка концессионных проектов, потому что в этом случае у финансирующих организаций не останется никаких эффективных механизмов защиты своих прав

ГЧП Пчёлка в Телеграм: https://t.me/p3_bee_channel

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7d42178139ba29ed8d2999/priamoe-soglashenie-s-kreditorami-koncessionera-chto-takoe-zachem-nujno-i-v-chem-problema-5a7d465348c85e51b765620c

Концессионное соглашение — что это такое простыми словами

Соглашение о концессии

Концессионное соглашение – это взаимовыгодная форма партнерства между государством и частным сектором.

Благодаря ей государство получает возможность снять с себя часть нагрузки, а частные лица (организации и ИП) – получить прибыль и реализовать определенные проекты.

  • Концессия простыми словами
  • Что такое концессионное соглашение (договор)
  • Концедент и концессионер кто это
  • Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества
  • Образец предложения о заключении соглашения

Концессия простыми словами

Само слово происходит от латинского «concessio» — разрешение или уступка.

Простыми словами, это вид договора, регулируемый Гражданским Кодексом, по которому инвестор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) получает возможность использовать государственное имущество и получать с него доход.

Взамен он обязуется либо создать его (например, проложить дорогу), либо реконструировать бесплатно или за определенную плату со стороны государства.

: в России первое концессионное соглашение было заключено только в 2016 году между муниципалитетом Наро-Фоминска и ООО «Наро-Фоминская платная дорога» о строительстве новой трассы с мостом и путепроводом.

Доход от концессии для инвесторов может заключаться в:

  1. Разовых или регулярных выплатах от государства: полное возмещение затрат или частичное погашение (например, капитальный или эксплуатационный гранты).
  2. Процентах от выручки, полученной от эксплуатации.
  3. Наценке на цену продаваемого товара.

В качестве передаваемого ресурса могут выступать:

  1. Природные ресурсы.
  2. Государственные предприятия и недвижимость, которые имеют социальное значение, но не могут быть приватизированы: аэродромы, железнодорожные станции, ЖКХ, общественный транспорт, объекты здравоохранения, культуры и образования.
  3. Оборудование и техника.
  4. Права на использование фирменного названия или обозначения, охраняемой информации, товарных и других знаков.

Что такое концессионное соглашение (договор)

Это документ, регулирующий все вопросы о передаче имущества. Он заключается на определенный срок, на который новый владелец получает право пользоваться и владеть имуществом.

Договор обычно касается строительства нового имущества (например, возведения здания) или реконструкции имеющегося.

В последнем случае речь может идти о:

  1. Переоборудовании всего комплекса по новым технологиям, капитальном ремонте.
  2. Замене устаревшей или износившейся техники на новую.
  3. Автоматизации производства.
  4. Изменение самого функционала или технических свойств переданного имущества: например, вместо вырубки леса на определенном участке владелец будет добывать лекарственные травы, если это покажется ему более выгодным.
  5. Любые другие мероприятия, направленные на улучшение характеристик объекта.

Документ регулируется Федеральным Законом №115, в котором говорится о:

  1. Основных положениях: сторонах, передаваемых вещах, условиях и т.д.
  2. Гарантиях прав сторон.
  3. Заключении договора: порядке проведения конкурса среди юридических лиц и порядке подписания соглашения.
  4. Особенностях регулирования возникших отношений среди определенных объектов. К последним относятся объекты теплоснабжения, системы подачи горячей и холодной воды, водоотводы и их отдельные части.

Это важно: объекты исключительных прав не могут быть переданы частным лицам.

Соглашение заключается после проведения конкурса среди претендентов. Оно должно быть составлено на взаимовыгодных условиях: они заранее обсуждаются и прописываются в тексте. В зависимости от конкретных ситуаций условия могут быть разными.

Концедент и концессионер кто это

Оба понятия относятся к сторонам сделки.

Концедент – это тот, кто передает права на собственность: государство, муниципалитет или любая местная власть, обладающая правами на данный объект.

Концессионер – это юридическое лицо, которому передают права. Это может быть организация, ИП или несколько (более двух) коммерческих компаний, между которыми заключен договор простого товарищества.

Стоит отметить: в качестве концессионера может привлекаться и российское, и иностранное лицо.

Если в процессе эксплуатации объекта обязанности юрлица были переданы другой фирме, переход прав происходит в соответствии с требованиями, указанными в решении о заключении.

Концессионер не может передавать свои права на объект в качестве залога. А вот их переход к другому лицу из-за задолженности возможен, но только при согласии концедента.

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества

Муниципальное имущество – это имущество, которым владеет муниципалитет (местный орган управления).

Сюда входят любые МУП (муниципальные унитарные предприятия):

  1. Жилые постройки, если он не были приватизированы.
  2. Нежилые сооружения различного назначения: больницы, школы, дворцы культур, музеи, и т.д.
  3. Объекты ЖКХ: водоснабжение, электросети, канализация и т.д.
  4. Объекты культурного и исторического значения, парки, ландшафты, детские площадки.
  5. Дороги и полезные ископаемые.

При пользовании имуществом недопустимо изменение его статуса (приватизировать объект или зарегистрировать в Росреестре нового владельца), а также оставлять его в качестве залога, сдавать в аренду или выставлять на торги.

При заключении концессионного договора необходимо помнить о том, что любые повреждения объекта или его гибель возмещается концессионером, если в договоре не указано иное.

Обратите внимание: концессионер может застраховать объект, но тоже за свой счет.

Также в договоре необходимо указать:

  1. Объем производства, если такое имеется.
  2. Объем инвестиций.
  3. Правила установления или изменения цен на продукцию, если объект что-то производит или указывает услуги. Временный владелец не имеет права без какой-либо весомой причины повысить стоимость товара, так как это негативно отразится на дальнейшей деятельности объекта, когда тот вернется в руки муниципалитета.

Образец предложения о заключении соглашения

Его Вы можете скачать здесь, но в каждом случае соглашение составляется индивидуально, поскольку обе стороны должны прийти к соглашению.

В договоре обязательно должно быть указаны:

  1. Все обязательства концессионера: характеристики будущего объекта, что должно быть реконструировано, в какие сроки и т.д.
  2. Если передается земля, отмечают все правила, на основании которых будет вестись деятельность на них.
  3. Описание объекта и его состав: если дело касается недвижимости, то его точный адрес и характеристики, если машин – то номера и другие отличительные нюансы. Это необходимо для исключения мошенничества. Тут же указывают экономические характеристики.
  4. Цели и задачи пользования объектом: восстановление, разработка рудников и т.д. Этот пункт не позволит концессионеру использовать объект в своих целях и причинить ему вред.
  5. Период действия бумаги и срок эксплуатации самого объекта. Это разные даты: договор может действовать дольше, чем длится сама эксплуатация.
  6. Любые другие важные нюансы: например, возможность страхования объекта, при каких условиях возможно расторжение и т.д.

Замечание специалиста: основные пункты договора прописываются в образце до проведения конкурса. Это позволяет претендентам ознакомиться с условиями и решить, стоит ли принимать участие. Эти пункты могут быть скорректированы после окончания конкурса только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством. Остальные меняются при достижении согласия между сторонами.

Концессионное соглашение заключается в передаче определенного объекта от государства юридическим лицам и его дальнейшей модернизации или эксплуатации.

Это позволяет повысить заинтересованность юрлиц в инвестициях в муниципальную собственность и принести им определенный доход.

Предлагаем вашему вниманию видео, в котором специалист разъясняет актуальное положение дел с концессионными соглашениями в России:

Источник: https://1001sovetnik.ru/biznes/kontsessionnoe-soglashenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.