Соглашение о проведении совместной закупки

Содержание

Совместные закупки по 44-ФЗ: разбираемся в нормах

Соглашение о проведении совместной закупки

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое совместные закупки по 44-ФЗ
  • Особенности совместных закупок по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки совместных закупок по 44-ФЗ
  • Обязанности организатора совместных закупок по 44-ФЗ
  • О проведении совместной закупки по 44-ФЗ
  • Требования к соглашению о проведении совместной закупки
  • В чем состоит обоснование НМЦК при совместных закупках
  • FAQ по совместным закупкам 44-ФЗ

Совместные закупки по 44-ФЗ возможны в том случае, когда два (или более) заказчика объединяются, чтобы приобрести одинаковые услуги, товары или работу. В такой ситуации действуют нормы статьи 25 указанного закона.

В рамках совместной закупки проводится всего одна процедура торгов. Такое положение вещей считается более привлекательным для оптовых компаний, так как подразумевается приобретение большого объема продукции. О том, как провести совместные закупки и какими особенностями они обладают, расскажем в нашей статье.

Что такое совместные закупки по 44-ФЗ

Покупатели выбирают данный формат торгов для закупки ТРУ, чтобы обеспечить снижение затрат из бюджета и сократить свои расходы. Такие аукционы используются, когда потребности покупателей в ТРУ совпадают.

Так, ряд медицинских учреждений может объединиться, чтобы приобрести медикаменты, дошкольные образовательные учреждения могут совместно закупать продукты питания.

Отметим, что в сфере здравоохранения данный формат торгов наиболее распространен.

Обычно совместные закупки по 44-ФЗ проводятся как аукцион. К конкурсу прибегают в редких ситуациях, поскольку в этом случае покупатели имеют право выдвигать поставщикам индивидуальные требования, а их бывает сложно сочетать. Отметим, что компания имеет право объединиться с другими заказчиками для проведения торгов в интересующем нас формате, но не обязана этого делать.

Особенности совместных закупок по 44-ФЗ

Стремясь снизить расход бюджетных средств и сократить собственные затраты, заказчики объединяются для покупки одинаковых ТРУ и проведения совместной процедуры. В таком случае обязательно учитываются нормы 44-ФЗ, ГК РФ и заключается двустороннее или многостороннее соглашение (в соответствии с числом заказчиков).

Преимущества и недостатки совместных закупок по 44-ФЗ

Благодаря совместным закупкам удается осуществлять ряд процедур, которые не были бы возможны в другом формате – и это основное достоинство такого подхода.

Совместные торги прекрасно подходят, когда нужно закупить небольшой объем ТРУ. Тогда как проведение обычных торгов в подобной ситуации является нерациональным, поскольку требует слишком больших расходов.

Данный подход решает и другую проблему – не всем поставщикам интересна работа с маленькими объемами, так как подобные заказы невыгодны. А значит, организатор торгов может вовсе не получить заявок на участие. За счет совместного формата процедуры удается повысить НМЦК.

Таким образом, закупка становится более интересной для продавцов, а покупателям удается снизить расходы на ее проведение.

Также совместные закупки по 44-ФЗ становятся решением проблемы, когда ряду компаний в одном городе требуется специфический продукт или услуга.

При этом единственный поставщик/исполнитель находится в другом субъекте РФ, не готов ехать ради одного клиента, так как это ему невыгодно. В данной ситуации от проведения совместной закупки выигрывают и заказчики, и исполнители.

Дело в том, что одинаковые сроки предоставления ТРУ снижают расходы на логистику, а заказчики тратят меньший объем средств из бюджета.

Доставка продовольственных товаров в небольшие населенные пункты приносит больше расходов, чем прибыли, если компания поставляет их только в одно место. Но если товары будут развозиться сразу в несколько соседних деревень, контракт легче привлечет участников на закупку.

Если говорить о минусах совместных закупок по 44-ФЗ, то основным из них является тот факт, что не все заказчики хотят заниматься организацией процедуры, проводимой в совместном формате.

Дело в том, что такая работа непроста и связана с серьезной ответственностью. При недостаточном количестве знаний покупатель не сможет справиться со своими обязанностями по организации тендера.

Подобная задача будет под силу только компании, имеющей неплохой опыт в сфере торгов.

Обязанности организатора совместных закупок по 44-ФЗ

Отметим, что организатором может стать заказчик, получивший некоторый объем полномочий от других участников закупки. Либо на эту роль подходит уполномоченный орган, учреждение. При этом обязательно нужно подписать соглашение на организацию, осуществление торгов.

Проведение совместной закупки по 44-ФЗ

Объединившиеся покупатели должны, в первую очередь, выбрать организатора процедуры, назначив на эту должность уполномоченную организацию либо одного из заказчиков. Последний должен согласиться нести ответственность за все дальнейшие работы. Далее ему нужно:

  • Разработать документацию и извещение о запланированном тендере, отталкиваясь от сведений, полученных от других покупателей. Отметим, что над обоснованием НМЦ, проектом контракта каждый покупатель работает самостоятельно.
  • Выкладывать все необходимые сведения в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.
  • Вносить поправки в извещение и документацию, если возникнет такая необходимость.
  • Давать разъяснения по запросам поставщиков, предоставлять им документы.
  • Оформлять и размещать протоколы для общего доступа.
  • Публиковать проект контракта, но этот шаг необходим только в некоторых ситуациях.

Чтобы во время совместных закупок по 44-ФЗ организатор мог осуществлять все перечисленные действия от имени заказчиков, последние должны официально передать ему такие полномочия, подписав соответствующее соглашение. Часть 1 ст. 25 закона 44-ФЗ указывает, что в данном документе должны быть сведения:

  • об участниках соглашения;
  • об организаторе, его полномочиях;
  • идентификационный код закупки;
  • о предмете закупки, объемах, месте, сроках и других условиях предоставления ТРУ;
  • примерное время проведения самих торгов, сроки, выделенные на подготовку, согласование извещения, документации;
  • информация о формировании комиссии, правилах ее работы;
  • принцип оплаты расходов на проведение совместной закупки по 44-ФЗ;
  • права, обязанности сторон, срок действия соглашения, принцип разрешения споров, а также иная информация, которую заказчики посчитают уместной указать.

Когда соглашение подписано, проводится корректировка плана-графика и плана закупок. В данных документах необходимо прописать, что речь идет о совместном формате торгов.

На остальных этапах действия организатора практически не отличаются от действий заказчиков до подписания договора с исполнителем.

Требования к соглашению о проведении совместной закупки

Согласно требованиям ч. 2 ст. 25, в соглашении о проведении совместной закупки по 44-ФЗ содержатся:

  • информация об участниках договора;
  • код, идентифицирующий закупку, согласно ч. 2 ст. 114 закона о госзакупках;
  • материалы, характеризующие объект торгов, количественные и объемные показатели, организационные условия закупки по каждому заказчику;
  • НМЦК, установленная каждым участником и подкрепленная подробными расчетами и обоснованиями;
  • права, обязанности, меры ответственности каждой стороны;
  • справка об организаторе, о его полномочиях в пределах конкурса;
  • уведомление о закупочной комиссии, ее членах, сроках работы и положениях, на основе которых она функционирует;
  • детальная информация об извещении, сроках его составления, согласование возможности участия в закрытом конкурсе или закрытом аукционе, максимальный отрезок времени, отведенный на формирование конкурсной/аукционной документации;
  • приблизительный период проведения закупки;
  • принцип распределения расходов по торгам, порядок их оплаты;
  • сроки действия соглашения;
  • регламент разрешения разногласий между участниками соглашения;
  • иные положения.

Обоснование НМЦК при совместных закупках

НМЦК устанавливается отдельно для каждого контракта, так как во время проведения совместной закупки по 44-ФЗ заключается количество договоров, соответствующее числу покупателей.

Последние своими силами фиксируют и обосновывают свою НМЦК. Цены обязательно указываются в соглашении сторон.

В извещении и приглашении на участие в торгах указывается итоговая НМЦК, то есть суммарная НМЦК всех заказчиков – именно эту цифру видят потенциальные исполнители.

Иногда совместная закупка по 44-ФЗ может не состояться из-за отсутствия участников либо из-за того, что заявку подал только один потенциальный исполнитель. Постановление Правительства РФ от 28.11.

2013 г № 1088 фиксирует, что каждый покупатель самостоятельно выбирает, как поступить в подобной ситуации. При этом необходимо отталкиваться от правил, установленных 44-ФЗ.

Так, данный закон допускает заключение договора с одним исполнителем.

FAQ по совместным закупкам по 44-ФЗ

  • Кто обосновывает НМЦК для совместной процедуры?Часть 2 ст. 25 закона 44-ФЗ устанавливает, что НМЦК каждого покупателя, обоснование данной суммы должно содержаться в соглашении между сторонами, участвующими в проведении совместных торгов.В извещении о запланированной закупке, приглашении на закрытую процедуру, документах по каждому лоту указывается общая НМЦК заказчиков. Ее обоснование включает в себя аргументы, представленные каждым заказчиком (п. 6 Правил № 1088).
  • Допускается ли организация совместного аукциона для субъектов малого предпринимательства, если общая цена лота превышает 20 миллионов рублей, но цена каждого из контрактов меньше данной суммы?Так как в ч. 1 ст. 30 закона 44-ФЗ идет речь о НМЦК, а в подпункте «б» п. 6 Правил № 1088 – о начальной (максимальной) цене лота, рекомендуется отказаться от приобретения ТРУ при помощи совместного конкурса или аукциона у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Дело в том, что пока отсутствует правоприменительная практика по данному вопросу в сфере совместных закупок по 44-ФЗ.Если заказчик собирается закупить ТРУ у перечисленных выше исполнителей в формате совместного конкурса/аукциона, рекомендуется установить начальную (максимальную) цену лота не более 20 миллионов рублей.
  • Можно ли подписать договор с единственным исполнителем, если совместная процедура считается несостоявшейся?Пункт 9 Правил № 1088 устанавливает, что если совместная процедура не состоялась, то в случаях, установленных законом 44-ФЗ, заказчики сами решают и договариваются о том, будет ли заключен договор с единственным поставщиком.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/sovmestnye-zakupki-po-44-fz/

Проведение совместных торгов по 44-ФЗ

Соглашение о проведении совместной закупки

Что такое совместные торги по 44-ФЗ, подробно описано в статье 25 44-ФЗ.

Для экономии бюджетных средств и минимизации сопутствующих расходов заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы по государственным закупкам. Предварительно перед проведением процедуры, между всеми участниками заключается договор.

Проведение совместных закупок актуально в случаях, когда несколько заказчиков испытывают потребность в приобретении товара, работ или услуг аналогичного вида.

Примером могут служить закупки, проводимые учреждениями здравоохранения, подведомственными Министерству здравоохранения региона. Многие из них имеют отделения стационара, где постоянно находятся пациенты. Поэтому больничные учреждения периодически закупают для них продукты питания, медицинские препараты и другие предметы специального назначения.

Перечень товаров, приобретаемых такими организациями, как правило, одинаков. Каждое учреждение может осуществлять закупки самостоятельно. Но в части регионов функционируют Уполномоченные организации, которые обслуживают соответствующие заявки учреждений подобного типа на определенную сумму.

Допустим, 20 больниц подаст 20 аналогичных запросов. В таком случае организатор будет вынужден провести соответственно 20 одинаковых аукционов, не связанных между собой. Это требует больших финансовых и временных затрат. В таком случае принимается решение о проведении одного аукциона одновременно для всех заказчиков.

Главным отличием совместных торгов по ФЗ-44 от централизованных закупок является то, что организатором последних может выступать исключительно уполномоченный орган. В первом случае данные обязанности могут быть возложены на одного из заказчиков.

Организатор должен:

  • утверждать состав комиссии, в которую входят представители всех сторон соглашения;
  • организовывать процесс торгов;
  • отвечать на запросы и давать разъяснения по поводу документации по закупкам в письменном виде на официальном бланке учреждения.

Особенности

Совместные конкурсы или аукционы по 44-ФЗ имеют ряд характерных особенностей:

  1. Выведение начальной стоимости контракта, расчет важных показателей и подготовка документации для предстоящих торгов производится каждым заказчиком самостоятельно до момента подписания договора.
  2. Расходы на проведение совместных торгов распределяются между участниками пропорционально доле определенной ими начальной максимальной цены контракта (НМЦК) в совокупной величине данного показателя.
  3. По результатам совместно проведенных торгов договор с победителем аукциона заключается каждым участником самостоятельно.

Процесс проведения совместных торгов не имеет значительных отличий от аукционов, проводимых государственными учреждениями в собственных целях.

Основная разница заключается в количестве участников процесса и повышенной величине начальной максимальной цены контракта.

Соглашение о проведении

Заказчики вправе проводить совместные конкурсы и аукционы только после подписания соответствующего договора.

Согласно ч.2 ст.25 44-ФЗ, соглашение о проведении торгов должно содержать следующую информацию:

  1. Данные всех участников договора.
  2. Идентификационный код закупки.
  3. Показатель НМЦК, определенный каждым заказчиком, соответствующие расчеты и их обоснования.
  4. Перечень прав и обязанностей сторон соглашения.
  5. Информация об организаторе торгов и список его полномочий.
  6. Положения о работе комиссии по закупкам, порядок и период ее формирования.
  7. Предельные сроки проведения подготовительных работ: распространения приглашений на участие в тендере, составления необходимой документации.
  8. Планируемая дата проведения торгов.
  9. Распределение расходов между участниками согласно их долям.
  10. Сроки действия данного соглашения.
  11. Порядок урегулирования спорных ситуаций.
  12. Другие положения.

Также можно воспользоваться образцом типового положения о проведении таких процедур.

Порядок проведения

Правила организации и проведения данной процедуры регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1088.

Порядок проведения совместных торгов заказчиками состоит из следующих этапов:

  1. Заключение договора.
  2. Выбор организатора процедуры.
  3. Корректировка графиков каждого участника процесса.
  4. Утверждение организатором состава комиссии и регламент ее работы.
  5. Составление и размещение соответствующего извещения в ЕИС.
  6. Заключение отдельных договоров между каждым заказчиком и победителем конкурса.
  7. Самостоятельное принятие решения каждым участником торгов о подписании контракта с единственным поставщиком.

Преимущества и недостатки

Процедура совместных торгов обладает рядом преимуществ как для заказчиков, так и для поставщиков.

Плюсы для заказчиков:

  1. Экономия трудовых ресурсов, финансов и времени.
  2. Снижение цены объекта закупки с сохранением его качества, благодаря наличию конкуренции между исполнителями.

Преимущество для поставщиков заключается в возможности подписания двух и более контрактов на поставку крупной партии товаров или на длительное сотрудничество.

Минусы данной процедуры для заказчиков заключаются в возможности возникновения между ними спорных ситуаций уже в ходе данного процесса. К тому же не каждый участник согласится взять на себя ответственность за организацию конкурса или аукциона.

Для исполнителей также существуют некоторые недостатки. Особенно это касается мелких поставщиков. Они могут предоставить товары высокого качества, но не способны обеспечить крупные объемы поставок, в связи с чем являются неконкурентоспособными.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/provedenie-sovmestnyh-torgov-po-44-fz

Что такое совместные закупки в рамках госзаказа? | Контур.Закупки

Соглашение о проведении совместной закупки

Под совместными закупками в контексте государственных нужд понимается объединение двух или более заказчиков для проведения конкурса или аукциона в целях приобретения одинаковых товаров. В этом материале пойдет речь об особенностях такой процедуры по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Зачем проводить совместные закупки

Идея, конечно же, в том, чтобы сэкономить. Закупая существенный объем товара, можно получить хорошие скидки или оптовую цену. Кроме того, сэкономить можно и на затратах на организацию закупки, разделив их с другими заказчиками.

Тем не менее торги, проводимые в интересах нескольких заказчиков, нельзя назвать популярными ни в рамках 44-ФЗ, ни в рамках 223-ФЗ. Но иногда они все-таки проводятся, поэтому заслуживают внимания.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Коллективные закупки по закону 44-ФЗ

Проведение совместных закупок регулируется частью 25 закона 44-ФЗ. В этой норме описаны общие принципы, а конкретные правила установлены в постановлении Правительства № 1088 от 23 ноября 2013 года.

Итак, совместные торги проводятся по следующим правилам:

  • в качестве способа определения поставщика можно использовать только конкурс либо аукцион;
  • победитель заключает с каждым из заказчиков отдельный контракт;
  • между заказчиками, проводящими совместную закупку, заключается соглашение (более подробно о нем расскажем чуть позже).

Кто проводит

Организовать совместную закупку может уполномоченный орган или один из заказчиков.

Уполномоченный орган — это орган власти, на который возлагаются функции организации закупок. Такие органы могут либо быть созданы специально для осуществления указанных функций, либо получить эти полномочия в дополнение к своей основной деятельности.

Если такой орган отсутствует, определяется один из заказчиков совместной закупки, кто соглашается исполнять эти функции.

В рамках проведения совместной закупки ее организатор выполняет такие обязанности:

  • разрабатывает закупочную документацию и размещает в ЕИС (документация предварительно согласовывается со всеми заказчиками);
  • публикует в системе информацию о том, как проходят торги, какие изменения вносятся в документы и так далее;
  • дает разъяснения по запросам участников;
  • публикует в ЕИС протоколы торгов;
  • размещает проект государственного контракта.

Соглашение заказчиков

Соглашение между участниками коллективной закупки является основополагающим документом для ее проведения. В нем прописывается следующая информация:

  • о заказчиках и организаторе совместной закупки;
  • об объекте, который закупается;
  • о том, какая часть полномочий заказчиков передается организатору торгов;
  • об условиях поставки объекта закупки каждому из заказчиков, включая сведения о месте, времени, объеме товара и так далее;
  • о размерах НМЦК, рассчитанных каждым из заказчиков, и ее обосновании;
  • о закупочной документации;
  • о создании и действии комиссии по закупке;
  • о сроках, включая срок разработки документации;
  • о том, как будут оплачиваться общие расходы;
  • о том, каковы объемы прав, обязанностей и ответственности каждого из заказчиков;
  • о сроке действия соглашения и порядке разрешения возникающих в связи с ним споров.

Когда соглашение подписано, заказчики должны изменить свои плановые документы. В них необходимо отразить, что закупка носит коллективный характер.

На следующем этапе организатор торгов формирует закупочную комиссию. В нее должны войти представители каждого заказчика. Количество членов комиссии от каждого из них должно быть пропорционально доле этого заказчика в общей цене контракта. По тому же принципу происходит и распределение общих расходов, которые участники совместной закупки несут в связи с ее проведением.

В остальном процедура проводится также, как обычный конкурс или аукцион по 44-ФЗ.

Совместная закупка по закону 223-ФЗ

Чаще всего субъекты, которые обязаны вести закупки по 223-ФЗ, прибегают к совместным закупкам по инициативе головной компании. То есть часто такой вид торгов проводится корпорациями для своих зависимых обществ.

Суть в том же, что и при проведении совместной закупки по 44-ФЗ — сэкономить за счет получения предмета закупки по оптовой цене.

Нередко корпорации, холдинги и прочие заказчики, которые проводят для своих зависимых обществ совместные закупки по 223-ФЗ, руководствуются правилами, установленными законом 44-ФЗ.

Несвязанные между собой заказчики редко прибегают к такой форме торгов, но все-таки иногда это происходит. В таком случае организовывать всю процедуру берется основной заказчик, который испытывает наибольшую потребность в закупаемом товаре. А все прочие, чьи потребности скромнее, присоединяются к нему.

Закон 223-ФЗ не регламентирует проведение совместной закупки, поэтому практически все правила устанавливаются заказчиком самостоятельно.

Плюсы и минусы

Преимущества совместных закупок очевидны для всех звеньев процедуры:

  1. Участники получают выгодные цены.
  2. Поставщики получают возможность реализовать больший объем своих товаров.
  3. Организаторы — уполномоченные органы — могут снизить трудозатраты на проведение закупки.

Минусы связаны со сложностью организации коллективных торгов. Если нет уполномоченного органа, то его роль приходится исполнять кому-то из заказчиков. Но далеко не каждый захочет принять на себя дополнительные функции и ответственность.

Сложности, которые могут возникнуть

Поставщик, выигравший совместную закупку, уклоняется от контракта с одним из заказчиков. Заключаются ли при этом остальные контракты?

В этом случае остальные подписанные контракты будут считаться действующими. Поставщик получит обратно обеспечение своей заявки не полностью: часть суммы будет переведена заказчику, с которым он не заключил контракт. Также при этом поставщик может быть включен по решению ФАС в РНП.

Кто из заказчиков должен обосновывать НМЦК при совместной закупке по 44-ФЗ?

При проведении совместного конкурса или аукциона обосновывать НМЦК должен каждый из заказчиков. Цена и ее обоснование включаются в соглашение, которое заключают заказчики.

Если проводится электронный аукцион для СМП, может ли цена лота превышать 20 млн рублей? Цена каждого контракта при этом меньше указанной суммы.

Правоприменительной практики по этому вопросу пока не сложилось, поэтому специалисты рекомендуют избегать совместных закупок для СМП. Но если все-таки такая процедура будет проводиться, безопаснее не устанавливает цену лота более 20 млн рублей.

Допустим, совместная закупка по 44-ФЗ не состоялась. Могут ли заказчики заключить контракт с единственным поставщиком?

Пункт 9 Правил, утвержденных упомянутым выше постановлением № 1088, гласит, что каждый заказчик должен решать этот вопрос сам, руководствуясь нормами закона 44-ФЗ.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/chto-takoe-sovmestnye-zakupki-v-ramkax-goszakaza/

Совместные торги по 44-ФЗ: порядок проведения конкурсов и аукционов, преимущества и недостатки

Соглашение о проведении совместной закупки

Два и более заказчика по 44-ФЗ могут объединиться в целях закупки одинаковых товаров, работ и услуг. В этих целях законодательство о контрактной системе предусмотрело такой способ закупки, как совместные торги. Они регламентированы статьей 25 44-ФЗ.

Определение совместных торгов

При проведении совместных закупок заказчики должны опираться:

  • на статью 25 44-ФЗ;
  • на Постановление Правительства от 2013 года №1088 (на основании ч. 5 ст. 25 44-ФЗ полномочия по определению порядка проведения торгов принадлежат Правительству).

Заказчиков стимулируют закупать товары, работы и услуги посредством совместных торгов две основные причины: возможность обеспечить бюджетную экономию и минимизировать затраты.

Такие закупки заказчики проводят при наличии потребностей в одинаковых товарах, работах и услугах.

Например, несколько медицинских учреждений объединяются для закупок медикаментов, несколько дошкольных образовательных учреждений – для закупок продуктов питания. Именно в сфере здравоохранения совместные закупки проводятся чаще всего.

В основном такие закупки имеют форму аукциона, к совместному конкурсу сторону прибегают крайне редко. Связано это с тем, что в конкурсе заказчики могут предъявлять к поставщикам индивидуальные требования, которые сложно объединить в рамках нескольких закупок. Объединение для совместных торгов является правом, а не обязанностью заказчика.

Условия организации совместных конкурсов и аукционов

Совместные торги могут проводиться в форме конкурентных закупок, а именно: конкурса или аукциона. Особенности проведения данных закупок прописаны в ч. 1 ст. 25 44-ФЗ.

Конкурсы и аукционы в рамках совместных торгов по 44-ФЗ имеют определенные особенности:

  1. В задачи каждой организации-заказчика по 44-ФЗ входит расчет НМЦК, количества и объемов товаров, работ и услуг, подготовка технических характеристик (техзадания) и конкурсной документации, обоснование объекта закупки. Заказчику следует сделать это до момента подписания многостороннего соглашения.
  2. Расходы на проведение закупки распределяются между заказчиком пропорционально их доле НМЦК в совокупной начальной цене.
  3. Каждый участник подписывает контракт самостоятельно по факту определения победителя конкурентной закупки.

Именно конкурсы и аукционы по 44-ФЗ не имеют ограничения по цене закупки, поэтому совместные торги можно проводить без опасений не уложиться в какие-либо лимиты. Тогда как лимитированные по стоимости закупки (например, запрос котировок с лимитом НМЦК в размере 500 тыс. р.) проводить в виде совестной закупки не допускается.

Цену лота при закупках среди СМП желательно  установить в пределах 20 млн р., хотя этот вопрос законодательно не урегулирован.

Определение организатора совместных торгов и его функции

Функции организатора совместной закупки может взять на себя один из заказчиков или иной уполномоченный орган или учреждение (на основании ст. 26 44-ФЗ). Заказчики могут переложить полномочия организатора на стороннюю организацию по совместно принятому решению.

Сторонние заказчики по соглашению могут быть наделены только функциями отбора исполнителей государственного контракта. После принятия решения о закупке товаров, работ и услуг в форме совместных торгов все учреждения должны изменить план-график с указанием на полное наименование организатора закупки и на то, что торги проводятся в совместном формате.

Уполномоченный орган – это орган государственной власти, которому передаются функции закупок.

Данные учреждения могут быть основаны специально для осуществления совместной закупки, либо они получают полномочия по проведению закупок в дополнение к своей основной деятельности.

Если такая уполномоченная инстанция отсутствует, то по соглашению сторон полномочия организатора берет на себя любой из заказчиков.

Организатор закупки выполняет такие обязанности, как разработка закупочной документации и ее размещение в ЕИС (документация должна быть согласована со всеми заказчиками совместных торгов).

Организатор дает разъяснения по запросам участников торгов, публикует в ЕИС протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов, направляет копии протоколов в контролирующие инстанции, вносит изменения в закупочную документацию, размещает проект госконтракта для подписания.

Соглашение о проведении совместных закупочных процедур

Обязательным условием для проведения совместной закупки является то, что в ее рамках объединяющиеся организации подписывают двустороннее соглашение.

Если участников закупки больше, чем 2, то они подписывают многостороннее соглашение. Такое соглашение подписывается с опорой на правила 44-ФЗ и ГК.

Требования к соглашению о проведении совместных торгов приведены в ч. 2 ст. 25 44-ФЗ. Такой документ должен включать в свой состав:

  1. Сообщение о сторонах договорных отношений.
  2. Идентификатор закупки (на основании ч. 2 ст. 23 44-ФЗ).
  3. Объект закупки, количественные и объемные показатели, организационные условия проведения закупки по каждому из участников.
  4. НМЦК каждого из участников с расчетами и обоснованиями.
  5. Права, обязанности и меры ответственности сторон.
  6. Состав закупочной комиссии, сроки ее функционирования и документы, регламентирующие работу комиссии.
  7. Сведения об организаторе закупке и передаваемых ему полномочиях.
  8. Временной период проведения закупки.
  9. Сведения о закупочном извещении, сроках его формирования, согласованиях участия в закупках в закрытом формате, предельные сроки разработки документации по закупке со стороны участников.
  10. Распределение расходов на проведение закупки между заказчиками.
  11. Порядок разрешения спорных ситуаций.
  12. Сроки действия соглашения.
  13. Прочие положения.

Алгоритм проведения

Пошаговый алгоритм проведения торгов двумя и более заказчиками одновременно включает прохождение следующих шагов:

  1. Заключение участниками соглашения о проведении совместной закупки.
  2. Выбор организатора.
  3. Внесение корректировок в план-график, где заказчики должны указать на коллективный характер закупки (для этого в форме плана-графика есть графа 33).
  4. Утверждение состава закупочной комиссии и регламента ее деятельности. В состав закупочной комиссии входят представители каждого заказчика. Их количество определяется пропорционально доле заказчика в общей цене контракта (распределение общих расходов происходит по аналогичным правилам).
  5. Размещение в ЕИС извещения о проведении закупки.
  6. Определяется победитель закупки. Сама процедура определения аукциона или конкурса производится в стандартном порядке.
  7. Каждый заказчик подписывает контракт с победителем закупки.
  8. При признании закупки несостоявшейся дальнейший алгоритм действий определяют заказчики: они могут подписать контракт с единственным поставщиком или провести новые торги.

Подведение итогов

Итоги совместных торгов подводятся закупочной комиссией. Они оформляются в письменной форме в виде итогового протокола. Данный протокол подлежит обязательной публикации в ЕИС.

Победителем аукциона становится участник, который сделал наиболее выгодное предложение по цене. В конкурсе побеждает участник, которые предложил самые выгодные условия исполнения контракта (участника оценивают по совокупности ценовых и неценовых параметров).

Если на участие в конкурентной закупке была подана только одна заявка, или все остальные заявки были отклонены, то она признается недействительной.

Заключение контракта

После выбора победителя закупки ему предстоит подписать несколько контрактов – с каждым заказчиком в рамках совместных торгов. Полномочия по подписанию контракта с победителем не могут быть переданы организатору закупки.

Поставщику не стоит забывать о своей обязанности внести обеспечение исполнения каждого контракта, подписанного по итогам совместных торгов.

Предоставить обеспечение нужно будет в адрес каждого участника совместных закупок и по каждому подписанному контракту (независимо от его суммы). Обеспечение вносится до подписания контракта заказчиком в форме денежных средств или банковской гарантии. При ненадлежащем исполнении своих обязательств перед определенным заказчиком сумма обеспечения ему не возвращается.

При подписании контракта по результатам совместных торгов могут возникнуть неоднозначные ситуации. Например, победитель совместной закупки уклоняется от подписания контракта с одним из заказчиков.

Подписываются ли в этом случае контракты другими участниками совместных торгов? В этом случае все подписанные контракты считаются действующими: поставщик получает назад часть обеспечения своей заявки на участие, другая часть перенаправляется заказчику, с которым уклонист не подписал контракт. Поставщик в данном случае также может попасть в РНП по решению ФАС.

При признании закупки недействительной каждый заказчик вправе подписать контракт с единственным поставщиком, но не обязан.

Таким образом, для снижения затрат на проведение закупки и достижения бюджетной экономии заказчики могут объединить свои усилия при закупке одинаковых товаров, работ и услуг и организовать совместную закупку. Под совместными закупками понимается объединение двух и более заказчиков в целях проведения конкурса или аукциона для покупки одинаковых товаров, работ и услуг.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/sovmestnye-torgi.html

Совместные торги по 44-ФЗ: механизм проведения

Соглашение о проведении совместной закупки

Статьей 25 44-ФЗ для заказчиков предусмотрена возможность объединяться и осуществлять закупки одних и тех же товаров совместно, проведя не несколько, а одну процедуру торгов.

Считается, что это приводит к увеличению объема поставляемой продукции, что, в свою очередь, привлекает крупные оптовые компании, готовые предложить более выгодные цены.

Правила проведения совместных закупок определены Правительством РФ в Постановлении №1088 от 28.11.2013 года.

В каких случаях проводятся совместные закупки

Первое и главное условия проведения совместных торгов – это наличие необходимости в одинаковых товарах. Такая ситуация часто возникает в больницах, школах, детских садах и других организациях.

Еще один момент – совместными могут быть только аукционы и конкурсы. Организовать таким образом, например, запрос котировок, даже если итоговая цена не превышает 500 000 рублей, нельзя.

Механизм проведения совместных закупок

Первое, что должны сделать объединившиеся заказчики – выбрать организатора торгов. Им может быть как уполномоченная организация, так и один из заказчиков, готовый взять на себя большую долю ответственности и забот. В его обязанности в дальнейшем будет входить:

  • разработка документации и извещения на основании представленной каждым из заказчиков информации (обоснование НМЦ и проект контракта каждый составляет отдельно);
  • публикация всей необходимой информации в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru;
  • при необходимости – внесение изменений в извещение и документацию;
  • ответы на запросы (публикация разъяснений) и предоставление документации заинтересованным лицам;
  • оформление и публикация протоколов;
  • в некоторых случаях – публикация проекта контракта.

Официальная передача полномочий на осуществление всех этих действий от заказчиков к организатору оформляется путем заключения соответствующего соглашения. Согласно части 1 статьи 25 44-ФЗ оно должно содержать следующую информацию:

  • сведения о сторонах, заключающих соглашение;
  • сведения об организаторе, в том числе и рамки его полномочий;
  • идентификационный код закупки;
  • сведения о предмете закупки (описание объекта), предполагаемых объемах, а также месте, сроках и условиях поставки товара/оказания услуг/выполнения работ;
  • примерные сроки проведения аукциона или конкурса, а также период времени, в течение которого должны быть разработаны и согласованы извещение и документация;
  • порядок и срок формирования комиссии, а также регламент ее работы;
  • порядок оплаты расходов, связанных с процессом организации совместной закупки;
  • права, обязанности, ответственность сторон, срок действия соглашения, порядок рассмотрения споров и другие сведения на усмотрение заказчиков и организаторов.

После того как стороны пришли к соглашению и подписали его, важно внести изменения (если необходимо) в план-график и план закупок. Там в обязательном порядке должно быть указано, что закупка проводится совместно.

Далее организатор действует, в принципе, так же как и любой заказчик, вплоть до момента заключения договора.

Заключение контракта по результатам совместных торгов

На этапе заключения контракта заказчики, проводившие совместную закупку, «расходятся» в разные стороны. Максимум, что может сделать организатор – это опубликовать проекты контракта, а уже подписание победитель осуществляет с каждым заказчиком по отдельности.

Сложная ситуация – когда победитель по каком-либо причинам уклонился от подписания только одного контракта. В этом случае все остальные считаются действительными, а вот обеспечение заявки ему возвращается не в полном объеме – из него удерживается сумма, равная доле цены контракта данного заказчика в общей начальной максимальной цене контракта.

Для примера: НМЦ совместного аукциона – 1 000 000 рублей, из них 200 000 (то есть 1/5) приходится на долю заказчика, с которым контракт так и не был заключен. Обеспечение заявки – 1%, 10 000 рублей. Таким образом в итоге из него будет удержана 1/5 часть, 2 000 рублей, а остальное победителю будет возвращено.

Кроме того, уклонившаяся от подписания организация наверняка попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Преимущества и недостатки совместных закупок

Главное преимущество для уполномоченного органа, в случае если он выступает организатором торгов – это отсутствие необходимости проводить несколько одинаковых процедур для разных заказчиков.

Преимущество совместных закупок для заказчиков в первую очередь в том, что увеличение объемов ведет к более выгодным в плане цены предложениям. Правда, есть и недостаток: при отсутствии уполномоченного органа часто бывает непросто договориться об условиях, да и дополнительную долю ответственности брать на себя мало кто хочет.

И, наконец, для участников главное преимущество, оно же для некоторых оборачивается недостатком, совместных закупок – это большие объемы поставок. Крупные компании им всегда рады. А вот небольшие, как правило, отказываются от идеи участия в совместных аукционах и конкурсах.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/161-sovmestnye-torgi-po-44-fz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.