Согласие на смс рассылку

Блог

Согласие на смс рассылку

В наше время вряд ли есть человек, который отказался бы от мобильного телефона, как средства связи с внешним миром. А при скоростном развитии технологий современный мобильный телефон является и телефоном, и компьютером, и игрушкой, и т.д. 

И все мы часто приходим в негодование, когда на наш мобильный телефон постоянно поступают различные сообщения, не всегда нам нужные и засоряющие память нашего устройства. Та-кие сообщения мы называем спамом. Думаю, понятие спама никому разъяснять не нужно, его знают даже детсадовцы и младшие школьники.

И законодателем установлен запрет на рассылку таких сообщений без согласия абонентов сети связи.

Судебная практика и практика Федеральной антимонопольной службы по привлечению к ответственности операторов связи, различных юридических лиц, которые злоупотребляют смс-рассылками, многочисленна и практически единообразна, и не вызывает каких-либо сомнений в толковании правовых норм законодательства о связи по этому вопросу.

На эту тему имеется куча судебных решений и решений УФАС, а также большое количество статей в сети Интернет и СМИ, поэтому приводить ее здесь не будем ввиду её ясности и определенности. Административная ответственность, предусмотренная ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) касается нарушения законодательства о рекламе.

Иных мер ответственности за рассылку сообщений без согласия абонентов КоАП не предусмотрено. В данной статье мы выясним правовое обоснование направления управляющими организациями – исполнителями коммунальных услуг смс-сообщений о долгах и прочих уведомлений собственникам помещений МКД во взаимосвязи жилищного законодательства и законодательства о связи.

Большинство читателей нашего блога трудятся либо в самой отрасли ЖКХ, либо близки к данной отрасли, поэтому нам всем известно основное правило применения жилищного законодательства, которое изложено в самом начале Жилищного кодекса РФ, а именно в статье 5 в пункте 8: приоритет норм Жилищного кодекса РФ в случае противоречия ему остальных нормативно-правовых норм, содержащихся в федеральных законах, иных нормативно-правовых актах РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее по тексту – Правила 354), установлен перечень прав и обязанностей Исполнителя коммунальных услуг и Потребителей, которые предусмотрены в разделе IV. В пункте 31 Правил 354 установлен довольно внушительный перечень обязанностей Исполнителя, который составляет почти 30 пунктов, а в этом же разделе пунктом 32 предусмотрены и права Исполнителя, пусть и в меньшем, почти в 2,5 раза, количестве.

 С начала 2017 года в пункт 32 Правил 354 внесены изменения, которые дополнили его, в том числе и подпунктом е (3), который предоставляет Исполнителю право на уведомление потребителя о задолженности по оплате коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пени).

 Способы такого уведомления следующие:

  • путем передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя;
  • посредством телефонного звонка с записью разговора;
  • сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
  • размещения на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
  • передачи потребителю ой информации по сети фиксированной телефонной связи.

Одним из спорных моментов, вызывающих вопросы у правоприменителей, является вопрос о необходимости получения согласия абонента (читай, собственника или нанимателя помещения МКД) для получения смс-сообщений о задолженности за коммунальные услуги (КУ), а также иных уведомлений от управляющих организаций.

Статьей 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи” (далее по тексту – Закон о связи) предусмотрено, что рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также – рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Однако в пункте 3 указанной статьи установлены случаи – исключения, которые позволяют признать законной рассылку, полученную без согласия абонента:

  • рассылки сообщений в целях информирования абонента в связи с перенесением абонентского номера, иных сообщений, которую оператор связи обязан осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • рассылки сообщений по инициативе федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций и других органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также без согласия абонентов, исходя императивно установленной обязанности оператора связи в силу пункта 9 Правил предоставления услуг телефонной связи (утверждены Постановлением Правительства РФ № 1342 от 09.12.2014 г.), в порядке, определенном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивать в зоне экстренного оповещения населения передачу сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее соответственно – оповещение, сообщение экстренного оповещения).
Пунктом 6 статьи 45 Закона о связи предусмотрено право абонента обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается, за исключением сообщений, передача которых осуществляется оператором подвижной радиотелефонной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • для осуществления рассылки исполнителем коммунальных услуг о задолженности за коммунальные услуги не требуется согласие абонента в силу закрепления такого права в Правилах 354, которые применяются в приоритетном порядке в жилищных правоотношениях «Потребитель КУ-Исполнитель КУ» перед нормами законодательства о связи;
  • для осуществления уведомительной или информационной рассылки Исполнителю коммунальных услуг все-таки необходимо получить согласие собственников на такую рассылку, закрепив такое право управляющей организации в договоре управления либо собрав заявления от каждого собственника о согласии на получение такой рассылки.

С уважением, Ильмира Носик.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika51303298/nuzhno-li-soglasie-sobstvennikov-na-otpravku-im-sms-po-dolgam-i-prochie-uvedomleniya-smotrim-novye-n/

Про согласие абонентов на рассылку или отправляем СМС без спама и штрафов — Квантек

Согласие на смс рассылку

К 2019 году SMSрассылки уже успели в полной мере доказать своюэффективность. Их давно используют как крупные компании вроде банков и сетевыхритейлеров, так и небольшие бизнесы. При грамотном подходе массовая отправка СМСпоказывает высокие конверсии и продажи, увеличивая лояльность покупателей иобеспечивая приятные показатели ROMI.

Звучит здорово, но при этом не стоит забывать, что всё должно быть сделано в рамках закона, иначе можно попасть на крупные штрафы и санкции от ФАС. Поэтому в данной статье мы рассмотрим основные принципы законных СМС рассылок. Если вам лень читать всю статью, то промотайте в конец, чтобы увидеть основные выводы.

Согласие абонента

Нельзя просто взять случайные номерателефонов и начать слать им рекламныеSMS. Предварительно клиент должен согласиться получать отвас сообщения. Штраф зарассылку без согласия – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. И это сумма неза всю кампанию, а за каждое доставленное СМС.

При этом потраченные деньгиоператор сотовой связи вам не вернёт, ведь он уже по сути принял SMS в обработку. Также штраф может прийти и от оператораабонента, которому пришел спам от вас.

Поэтому гораздо выгоднее заручиться согласием на СМС рассылкуи строго следовать букве закона, а не пользоваться сомнительными практиками иотправлять сообщения кому попало.

Помимо этого, нужно также взять у клиента подтверждение на обработкуперсональных данных.

Подтверждение должно быть явным

Федеральный Закон «О связи» гласит,что рассылка «должна осуществляться при условии полученияпредварительного согласияабонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначноидентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить еговолеизъявление на получение рассылки».

Это значит, что нельзя слать рекламу человеку, который подписался просто как «Мария» или «pasha84». Всегда должны быть полностью даны ФИО (и подпись, если это анкета).

Сохранение подтверждения

Заказчик обязан бессрочно хранить согласие абонентов на СМСрассылки. Иными словами, в случае спорных моментов для суда или ФАС увас всегда должны быть доказательства, что отправка сообщений велась назаконных основаниях. Поэтому: анкеты и договоры не выбрасываем, звонкизаписываем, а подтверждениена получение SMS через сайт логируем у себя на сервере.

Что нельзя писать в СМС

Не допускается рекламировать:алкоголь, табачные изделия, азартные игры, интимные услуги и товары, оружие ивоенную продукцию, финансовые пирамиды, ценные бумаги, услуги по заключениюдоговоров ренты и сопутствующее посредничество, а также товары, производство и/ или реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

Реклама медицинских услуг и продукции,БАДов, а также финансовых услуг допускается с определенными ограничениями.

Услуги и продукты, требующиеобязательной сертификации, должны иметь соответствующие подтверждающиедокументы.

В тексте СМС рассылки не допускается использовать бранныеслова, призывать к насилию, межнациональной розни и незаконным действиям,сообщать недостоверную информацию, обманывать или вводить людей в заблуждение,а также использовать имена чужих брендов без их письменного разрешения.

Что ещё нельзя делать:

Не стоит использовать принудительную или скрытую форму подписки,то есть нельзя в обязательном порядке включать в договор пункт о получении СМСбез возможности отказаться от него или заранее проставлять на сайте галочки оподтверждении подписки.

Не рекомендуется покупать готовую базу телефонов для рассылки. Даже если люди изнеё когда-то кому-то давали согласие получать сообщения, то это оно уж точно нераспространяется на вас.

К тому же номера из базы могут быть отключены илинаходиться в черном списке оператора.

Да и кто в здравом уме будет делитьсясвоей базой клиентов? Это уже не говоря о том, что такая «реклама» (спам) явно незаинтересованнымлицам вызовет лишь волну негатива в вашу сторону, а вы просто сольёте бюджет наSMS-маркетингбез всякого результата.

Всё то же самое касается и сбора номеров из открытых источников.То, что человек выложил свой номер в соцсети или на доске объявлений, не даётвам права отправлять ему спам.

Всё должно быть официально

В сообщении должно быть указаноназвание компании или другая информация о ней (сайт, телефон). Роль названияможет взять на себя имя отправителя. Его нужно регистрировать для каждогооператора отдельно.

Также компания обязана заключить договора со всеми операторами сотовой связи. Этого делать не нужно, если вы заключили договор с провайдером СМС рассылок, у которого есть официальные партнерства и прямые подключения.

Дайте возможность отписаться

Хорошим тоном будет дать абонентуотказаться от ваших сообщений. Если он пошел на такое, то ваша компания его ужевряд ли заинтересует.

А продолжая заваливать его бесконечными SMS-ками вы вызовете только недовольство ивозможное обращение в гос. органы.

Об этом говорит и ФЗ «О рекламе»: распространитель«обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица,обратившегося к нему с таким требованием». То же касается и удаления персональныхданных о клиенте.

Инструкции по отписке от рассылкиможно дать на сайте, в самой SMS и потелефону. А лучше использовать все три варианта для надёжности. Так вы покажетеклиентам свою открытость и добропорядочность, а это плюсик в вашу карму и укреплениедоверия.

Основные выводы:

  1. Всегда получайте согласие абонентов на СМС рассылку. Без него вы спамер + штраф до 500 тыс. руб. за каждое SMS + возможны дополнительные санкции.
  2. Оформите подтверждение в явной форме, всегда должно быть полностью ФИО.
  3. Храните согласие бессрочно в виде анкет, логов на сайте и записей звонков.

  4. Не отправляйте то, что запрещено в РФ и то, что нельзя рекламировать. Медицинские и финансовые услуги можно, но с оговорками. Будьте вежливы, не призывайте к насилию, не обманывайте получателей, не используйте имена чужих брендов без разрешения.
  5. Не используйте принудительную форму подписки. Не покупайте базу телефонов.

    Не собирайте номера из открытых источников.

  6. Оставьте информацию о себе. Зарегистрируйте имя отправителя. Заключите договор со всеми операторами или доверенным провайдером.
  7. Дайте возможность отписаться от рассылки.

Да, правил много, всё это кажется сложным и в некоторой мереограничивающим вашу свободу для рекламы. Но на самом деле такая гос. регуляция играеттолько на руку добропорядочным бизнесам. На рынке становится меньшесомнительных фирм и серых агрегаторов, да и сам СМС канал всё меньшеассоциируется с надоедливым спамом.

А законные рассылки с согласием абонентов гарантируютто, что ваши сообщения получат только те, кому на самом деле интересны вашипродукты и услуги.

P.S.

Если этой статьи вам вдруг оказалось недостаточно, то вы всегдаможете изучить законы сами, чтобы точно знать, что ваша рассылка ничего ненарушает.

Источник: https://qntk.ru/blog/zakonnaya-sms-rassylka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.