Соисполнитель по гособоронзаказу

Закупка в рамках гособоронзаказа

Соисполнитель по гособоронзаказу

Гособоронзаказ – закупки для федеральных нужд, которые необходимы, чтобы обеспечить оборону и безопасность России. В рамках гособоронзаказа поставляют продукцию и в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее – Закон № 275-ФЗ).
Порядок, в котором размещают, выполняют и контролируют гособоронзаказ, права и обязанности участников сделки устанавливает Закон № 275-ФЗ.

Государство повышенно контролирует гособоронзаказ, поэтому обратите внимание:

  • на правила, по которым заключают контракт;
  • идентификацию госконтрактов и платежей по нему – уникальный код;
  • специальные банковские счета, которые необходимо открыть под каждый госконтракт.

Участники гособоронзаказа приведены в таблице.

Госзаказчик
  • Федеральный орган исполнительной власти;
  • Росатом;
  • Роскосмос
Головной исполнитель2Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
Исполнитель1Организация (предприниматель), которая:

  • входит в кооперацию головного исполнителя;
  • заключила контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает головного исполнителя раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого головной исполнитель объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

Уполномоченный банк1Банк, который выбрал головной исполнитель. Это банк из числа тех, которые утвердило государство

Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

Гособоронзаказ проходит несколько этапов под государственным контролем. В частности, гособоронзаказ:
1. Формируют. Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, государственной программы вооружения.

2. Утверждают. Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.
3. Размещают. Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru в порядке, который установлен Федеральным законом от 05.04.

2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).
4. Оформляют госконтрактом и контрактами. Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает госконтракт с головным исполнителем. А головной исполнитель заключает контракты с исполнителями других уровней.
5. Выполняют.

Головной исполнитель и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.
6. Надзирают и контролируют. ФАС России контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов.

Это следует из глав 2, 5 и 5.1 Закона № 275-ФЗ.

Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Порядок, в котором стороны заключают контракт, установлен Законом № 44-ФЗ. Исполнителя определяют по результатам торгов.

Есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним госконтракт на гособоронзаказ. Торги не проводят, а исполнитель не вправе отказаться от госконтракта.

Отказаться от госконтракта не вправе:

  • единственный исполнитель, если гособоронзаказ прибыльный;
  • организации, которые занимают доминирующее положение на рынке гособоронзаказа (только если на торгах нет претендентов или по результатам конкурентной процедуры не определили головного исполнителя);
  • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона № 275-ФЗ (когда у организации нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт).

Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона № 275-ФЗ.
В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы за счет собственных средств на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.

Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона № 275-ФЗ. Ситуация: должен ли поставщик заключать договор по гособоронзаказу и открывать счет в Казначействе, если поставляет покупателю товар для изготовления продукции в рамках гособоронзаказа

Да, должен.

Заключать договор в рамках гособоронзаказа и открывать счет в Казначействе должны все исполнители в цепочке по гособоронзаказу.

Исполнитель, который поставляет продукцию по государственному оборонному заказу, входит в кооперацию головного исполнителя и должен заключать договоры с головным исполнителем или исполнителем. Расчеты по договорам, заключенным в рамках государственного оборонного заказа, проходят на отдельном счете, открытом в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Об этом сказано в пункте 4 статьи 3, пункте 3 части 1 статьи 8 Закона № 275-ФЗ. Ситуация: по какому закону ФГУП заключить контракт с соисполнителем гособоронзаказа – по 44-ФЗ или 275-ФЗ, если ФГУП – соисполнитель гособоронзаказа третьего звена

Контракт заключите по Закону № 44-ФЗ, но с учетом требований Закона № 275-ФЗ. Например, прежде чем провести закупку или заключить контракт, заказчик должен определить и обосновать начальную цену такой закупки или контракта согласно статье 22 Закона № 44-ФЗ.

Однако если закупка проходит в рамках гособоронзаказа, то рассчитать и обосновать цену закупки заказчик должен по правилам из части 4 статьи 6 Закона № 275-ФЗ. Вывод следует из части 2.

1 статьи 15, части 21 статьи 22, части 6 статьи 33, части 3 статьи 34, части 25 статьи 95, части 10 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы рассчитать базовую стоимость продукции по гособоронзаказу, применяйте расширенный индексный подход. Стоимость вооружения, военной и специальной техники будут устанавливать раз в шесть лет с ежегодным уточнением на индекс-дефлятор.

Минпромторг, Роскосмос и Росатом по согласованию с ФАС разрабатывают методические рекомендации по ценообразованию в профильных отраслях. Расчет базовой стоимости продукции по ГОЗ утвердили постановлением Правительства от 02.12.2017 № 1465.

Ситуация: в каком документе урегулирована прибыль поставщика по гособоронзаказу и каким документом поставщик может подтвердить расчет цены

Прибыль поставщика урегулирована в разделе IV Положения о государственном регулировании цен из постановления Правительства от 02.12.2017 № 1465.

Прибыль не должна превышать 1 процент плановых привнесенных затрат и 20 процентов плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции с учетом пункта 55 Положения. Организации – исполнители государственного оборонного заказа также применяют Порядок из приказа Минпромэнерго от 23.08.

2006 № 200, чтобы определить состав затрат на производство продукции оборонного значения. Подтвердить расчет цены поставляемой продукции поставщик может, например, сметами и калькуляцией цен.

Техническая особенность госконтракта на гособоронзаказ – это его идентификация. Госзаказчик присваивает госконтракту, который заключает с головным исполнителем, специальный код – идентификатор.

В дальнейшем этот код проставляют на всех контрактах, которые заключают в рамках данного гособоронзаказа. Код действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Код госконтракта содержит:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код госзаказчика.

Это следует из пункта 13 статьи 3, статьи 6.1, пункта 5 статьи 7, подпунктов 4 и 9 пункта 1, подпунктов 4 и 9 пункта 2 статьи 8, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.3, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.5 Закона № 275-ФЗ.
Порядок, в котором заказчик формирует идентификатор, утвержден приказом Минобороны, Казначейства от 11.08.2015 № 475/13н.

Все платежи по гособоронзаказу госзаказчики, головные исполнители, исполнители проводят через специальные счета. Открыть счета обязаны головной исполнитель и исполнители. Головной исполнитель выбирает банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ.

Банк России ежемесячно размещает перечень банков, которые соответствуют критериям, на своем официальном сайте (ст. 8.1 Закона № 275-ФЗ).
Под каждый гособоронзаказ открывают отдельный счет. Расходовать деньги с этих счетов можно только на нужды гособоронзаказа.

Операции, которые не связаны с исполнением гособоронзаказа, запрещены. Например, запрещено предоставлять займы и кредиты, покупать иностранную валюту (п. 10 ст. 3, ст. 8.1–8.6 Закона № 275-ФЗ).
В распоряжениях на перечисление денег указывают код конкретного госконтракта.

В платежном поручении код контракта прописывают в поле 22, которое предусмотрено для уникального идентификатора платежа (письмо Казначейства от 04.12.2015 № 07-04-05/05-822).

Ситуация: открывать ли федеральному бюджетному учреждению второй счет в Казначействе для расчетов по контракту в рамках ГОЗ

Нет, открывать второй счет не нужно. Спецсчета открывают только головной исполнитель, исполнители гособоронзаказа.

Для контрактов в рамках гособоронзаказа применяют банковское или казначейское сопровождение. Если контракт подпадает под казначейское сопровождение, то операции по зачислению и списанию денег проходят на счетах, которые открывают в территориальных органах Казначейства. Счета открывают головной исполнитель или исполнители гособоронзаказа. О том, что нужно открыть счет, заказчик уведомляет исполнителей до того, как заключить контракт. Государственный заказчик перечисляет деньги на счета, которые Казначейство открыло в ЦБ. Затем Казначейство переводит деньги на спецсчет исполнителей.
Если контракт подпадает под банковское сопровождение, то счета открывают в уполномоченном банке. Головной исполнитель, исполнители выбирают банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ. Условие о том, что расчеты проходят на спецсчетах в уполномоченном банке, заказчик включает в контракт.
Об этом сказано в пункте 6 статьи 7, части 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ, пункте 2 раздела 1 Правил, которые Правительство утвердило постановлением от 28.12.2017 № 1680. Ситуация: как взыскать с заказчика деньги по исполнительному листу с отдельного счета, который открыт в рамках гособоронзаказаПолучить деньги с отдельного счета по исполнительному листу можно после того, как контракт будет закрыт.
На операции по отдельному счету, который открыт в рамках гособоронзаказа, действуют ограничения. Например, банк откажет в списании с отдельного счета денег по исполнительным листам. Ограничения прекращают действовать после того, как заказчик уведомит банк, где открыт счет, об исполнении контракта. Поэтому списать деньги по исполнительному лицу с отдельного счета исполнитель гособоронзаказа сможет после того, как контракт будет закрыт, а ограничения со счета сняты. Вывод следует из пункта 9 статьи 8.4, части 2 статьи 8.3 Закона № 275-ФЗ. Позицию подтвердил Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.05.2017 по делу № А40-206396/15.

За нарушения в сфере гособоронзаказа предусмотрена административная и уголовная ответственность. Это следует из статьи 15 Закона № 275-ФЗ.
Виды нарушений и размеры штрафов смотрите в таблице.
Внимание: с 9 января 2018 года за попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства, руководителя организации накажут:

  • штрафом от 1 до 3 млн руб. или штрафом в размере дохода за период от одного до трех лет и лишат права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штрафом от 500 000 до 1 млн руб. или в размере дохода за период от трех до четырех лет, лишением свободы на срок от четырех до восьми лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет.

Если злоупотребление по гособоронзаказу совершит организованная группа, ее участникам грозит лишение свободы на срок от пяти до 10 лет.

В течение пяти лет нарушители не смогут занимать руководящие должности или вести определенную деятельность.

Такое же наказание с конфискацией имущества предусмотрено за злоупотребление должностными полномочиями при выполнении гособоронзаказа (ст. 201.1 и 285.4 УК).

Источник: https://pravobez.ru/articles/zakupka-v-ramkah-gosoboronzakaza.html

Закупки гособоронзаказа по 275-ФЗ

Соисполнитель по гособоронзаказу

Предприятия российского оборонного комплекса при проведении закупочных процедур должны строго следовать 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». 

Закон о государственном оборонном заказе регулирует условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и реализацию военно-технической продукции на международные рынки.

Иными словами, он удовлетворяет федеральные нужды оборонного комплекса с соблюдением требований законодательства, обеспечивая тем самым безопасность страны. Закон определяет порядок государственного регулирования цен на производимую продукцию в рамках заказов для области обороны.

Заказчики по 275-ФЗ нуждаются в разного рода продукции: начиная от канцтоваров и заканчивая закупкой секретных приборов, но рынок испытывает нехватку субподрядчиков для выполнения подобных контрактов. Многих отпугивают особенные условия участия и их отличие от классической процедуры госзакупки.

Заказчик

Государственный заказчик в рамках исполнения государственного оборонного заказа — это Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом.

На первый взгляд процедура ничем не отличается: как и другие госзаказчики, они публикуют закупку на сайте, выбирают способ определения поставщика, назначают начальную максимальную цену.

Но существует ряд принципиальных отличий:

  • цена контракта должна быть строго обоснована;
  • сделка отличается прозрачностью в финансовых операциях между участниками;
  • исполнитель должен предоставлять отчетность по первому запросу заказчика и Федеральной антимонопольной службы.

Для качественного исполнения требований закона заказчик наделен рядом обязанностей:

  • он разрабатывает с привлечением головного исполнителя перечни продукции по государственному оборонному заказу и предложения по их объему;
  • проводит организационные мероприятия по размещению соответствующей закупки;
  • рассчитывает НМЦК в рамках конкурентных закупок и закупок по гособоронзаказу у единственного поставщика;
  • непосредственно заключает госконтракты и контролирует их исполнение;
  • в обязательном порядке присваивает каждому контракту его идентификатор, с помощью которого далее будет осуществляться контроль по договорному исполнению;
  • использует для расчетов только спецсчет, открытый в уполномоченном банке;
  • контролирует целевое использование средств из бюджета, полученных исполнителем в рамках исполнения гособоронзаказа.

Поставщик

В закупках оборонного комплекса могут участвовать любые юридические лица, если они:

  • не имеют задолженности перед Федеральной налоговой службой;
  • не числятся в перечне оффшоров;
  • не относятся к потенциально опасным предприятиям, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

Исполнителями гособоронзаказов не могут быть индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные компании.

Исполнители государственных контрактов бывают двух уровней:

  • головные исполнители — это юридические лица, с которыми непосредственно заключен контракт;
  • исполнители второго уровня — это привлеченные субподрядчики.

Исполнителей первого и второго уровней принято называть кооперацией.

Головной исполнитель и исполнитель второго уровня имеют ряд обязанностей. Функции первых:

  • определяют состав исполнителей по контрактам и обосновывают с ними подробности государственного оборонного заказа, контрактов с ориентировочной ценой;
  • определяют основные условия финансирования: наличие авансов и выбор банка для открытия специального счета;
  • до подписания контракта раскрывает состав кооперации;
  • обеспечивает возможность контролировать процесс заказчику;
  • предоставляет любую информацию по запросу государственного заказчика и обосновывает изменения цен.

В обязанности исполнителей второго уровня входит:

  • обеспечить необходимые поставки продукции по государственному оборонному заказу;
  • соблюдать режим открытия спецсчета;
  • предоставляет информацию по запросам государственного заказчика, органам финансового мониторинга или головного исполнителя;
  • предоставляет головному исполнителю сведения о каждом случае привлечения в рамках кооперации контракта новых исполнителей.

Особенности банковского сопровождения

Основным требованием и главным отличием закупки по 275-ФЗ является открытие специальных счетов в уполномоченных банках. Такие жесткие условия созданы для усиленного контроля со стороны заказчика.

Все расчеты между исполнителем и заказчиком будут проводиться с помощью такого счета, а открыть его можно только лишь в определенных банковских учреждениях.

Вот перечень банков от сайта Центробанка:

  • Банк ВТБ (ПАО);
  • ПАО Сбербанк;
  • Банк ГПБ (АО);
  • ОАО «АБ «Россия»;
  • АКБ «Российский капитал» (ПАО);
  • АО АКБ «Новикомбанк»;
  • ОАО «Банк Москвы»;
  • АО «Россельхозбанк»;
  • Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

В рамках исполнения каждого контракта открывается отдельный счет.Тоже самое применимо и к субподрядчикам.

Все счета в рамках контракта обозначены общим идентификатором. Так банк и ФАС будут отслеживать все манипуляции с деньгами. Банк, в свою очередь, обязан отправлять сведения по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. По исполнению контракта счета закрываются.

Для обеспечения целевого использования число операций ограничено. С помощью такого счета можно:

  • выводить прибыль по окончании госконтракта на основании подтверждающих документов;
  • возмещать затраты от поставщика в случае приобретения материалов за свой счет;
  • оплачивать налоги и сборы;
  • перечислять заработную плату работникам;
  • оплачивать расходы чрезвычайного характера до 3 000 000 рублей в месяц. К ним относят незапланированные командировочные и транспортные обязательства.

ФЗ запрещает использовать полученные деньги на цели, которые не имеют отношения к исполнению государственного оборонного заказа. Распоряжаться по своему усмотрению вы ими сможете исключительно после завершения контракта.

Государственное регулирование цен

Для более эффективного использования бюджетных средств и учета интересов государственного заказчика и исполнителя, цены на продукцию в рамках гособоронзаказа регулируются государством. Здесь у вас не будет возможности завысить цену и предлагать более дорогостоящие сопутствующие исполнению договора услуги. На любое отличие цены от рыночной, необходимо предоставлять разумное обоснование.

Текст договора должен раскрывать информацию о планируемом размере прибыли с указанием точной себестоимости продукции и понесенных затратах.

Надзор и проверка

275-ФЗ открывает для Федеральной антимонопольной службы неограниченные возможности.

ФАС предоставляется возможность полностью контролировать процесс выполнения гособоронзаказа.

У вас могут затребовать абсолютно любую информацию вплоть до персональной.

Служба может выдавать предписания и накладывать штрафы на нарушителей. На самом деле, если вы работаете честно, своевременно оплачиваете налоги и не состоите в родственных связях с заказчиком, бояться нечего.

Для своевременного исполнения и контроля за качеством произведенной продукции непосредственно на предприятиях существуют Военные представительства Министерства обороны РФ, которые осуществляют приемку товара. Также они участвуют в подготовке и согласовании проекта контракта на поставку военной продукции, следят за выполнением научно-исследовательских работ и выдают заключения об обоснованности цены.

Ответственность и штрафы

Департаментом государственного оборонного заказа при правительстве Российской Федерации разработана система наказания за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

Любые нарушения и несоблюдения условий контракта приведут к его досрочному расторжению. К ним относят срыв сроков и порядка оплаты товаров, работ и услуг исполнителей гособоронзаказа.

Должностные лица за подобные нарушения могут быть оштрафованы на сумму 50-100 тысяч рублей и такая практика предусмотрена действующим законодательством. Срок исковой давности для рассмотрения дел такой категории увеличен до 3 лет с момента выявления факта правонарушения.

Изменения с 2020 года

2020 год ознаменован большим количеством нововведений. Так, изменения затронули и 275-ФЗ. В новой редакции они вступили в законную силу с 8 января.

  1. Расширился список уполномоченных банков . ПАО «Промсвязьбанк» признан опорным для проведения расчетов и операций по оборонно-промышленному комплексу.
  2. Дополнены обязанности заказчика. Теперь они обязаны согласовывать банк с головным исполнителем и заключать соответствующие договоры, а также обеспечивать заключение контрактов на определенную сумму.
  3. Правительство РФ получило расширенные полномочия в финансировании программ гособоронзаказа для их качественной реализации.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/zakupki-gosoboronzakaza-po-275-fz

Гособоронзаказ: правила ужесточаются

Соисполнитель по гособоронзаказу

Изменения, вносимые в законодательство, всегда сопряжены с изменениями правил игры. Обсуждаемые сегодня — в особенности, поскольку связаны с серьезной задачей создания системы, максимально эффективно обеспечивающей целевое использование солидных бюджетных средств, выделяемых оборонному комплексу страны.

Поэтому закон был основательно модернизирован. Изменения в отношении государственных контрактов, где заказчиком выступает Минобороны, уже вступили в силу с 1 сентября, а по иным заказчикам — вступят с 1 января.

То есть, по сути, обновленный закон уже жестко заработал, что, естественно, вызвало немало проблем в деятельности предприятий — исполнителей гособоронзаказа. 

— Сергей Вадимович, что, с правовой точки зрения, так  переменилось, чтобы столь сильно озаботить производственников? 

— Начнем с того, что изменился не только закон о гособоронзаказе, но вместе с ним  и несколько других законов: о банковской деятельности, о Центробанке, серьезную добавку статей получил кодекс об административных правонарушениях, изменился закон об антимонопольной деятельности.

Во-первых, появилось такое понятие, как кооперация головного исполнителя. Это означает, что в системе гособоронзаказа предусмотрен заказчик, есть головной исполнитель и есть прочие  исполнители, которые прежде в поле деятельности не попадали.

Деньги, выделяемые на гособоронзаказ на втором и последующем уровнях цепочки исполнителей, прежде могли быть использованы не по целевому назначению в интересах предприятия. Чтобы это исключить, ввели понятие кооперации.

Теперь головной исполнитель формирует и описывает свою кооперацию — всех соисполнителей, вплоть до поставщиков комплектующих, включенных с ним в одну цепочку, что, на самом деле, вызывает определенные сложности. Каким образом? Это объясняет второе новшество: введено банковское сопровождение cделок по гособоронзаказу.

Теперь все участники этой кооперации должны открыть в уполномоченных банках специальные счета, на которые и будут поступать деньги, связанные с гособоронзаказом.

Эти счета выделяют еще одни —  специальные счета для каждого конт-ракта, на них могут поступать и с них расходоваться деньги только в соответствии с правилами — на нужды гособоронзаказа, и запрещены очень многие операции, практикуемые прежде. Например, давать займы, брать взаймы, а дивиденды выплачивать только в части согласованной нормы прибыли. Словом, вводится сквозная система контроля движения финансов всей цепочки выполнения гособоронзаказа. 

— Как представляется, это очень большая и очень серьезная работа, ведь тем же банкам придется открыть огромное количество специальных счетов и специальным образом их сопровождать? 

— По сути, каждый уполномоченный банк становится неким казначейством: он должен внимательно наблюдать за этими счетами, знать, какие операции следует одобрять и проводить по ним, а какие — запрещены, и самое важное — информировать полномочные органы обо всех движениях по этим счетам.

Это очень важно, потому что в соответствии с изменениями кодекса административных нарушений, ответственность за них предусматривается в виде миллионных штрафов. Причем, как для банков, ведущих этот контроль, так и для предприятий, которые используют эти счета.

И все было бы правильно и хорошо, если бы предприятия работали только в рамках оборонзаказа. Однако многие из них выпускают в том числе и гражданскую продукцию, что вызывает, опять же, массу сложностей. Потому что военную продукцию необходимо выделить в учете от гражданской и «рассортировать» по контрактам.

 И, упаси Бог, потратить целевые деньги не на военную продукцию.

— Однако, чтобы установить подобный порядок, необходима и мощная информационная база?

— Придуман специальный идентификатор государственного контракта, который используется во всех документах, прежде всего платежных. Создается единый центр  сбора и обработки информации по гособоронзаказу. Этим центром будет Министерство обороны.

Теперь в этой системе можно будет отследить каждый рубль, выделенный по каждому контракту для каждого исполнителя.

Доступ к системе будут иметь органы  исключительно высшего ранга в соответствии со своими строго определенными полномочиями: Министерство обороны, Минпромторг, Федеральная антимонопольная служба как основной полномочный орган контроля исполнения правил гос-оборонзаказа, Росфинмониторинг, который будет подключаться в случае  выявления сомнительных финансовых операций и, конечно, Банк России, производящий мониторинг банковской системы и исполнение этого законодательства уполномоченными банками. Эта централизованная информационная система должна будет пресечь любую возможную финансовую  манипуляцию. 

— Несмотря на очевидное стремление законодателя обеспечить этими изменениями целевое использование средств гособоронзаказа, они породили для исполнителя и немало проблем? 

— Эти изменения — усиление контроля, повышение уровня прозрачности и ответственности — ведут к повышению рисков производственников, потому что соблюсти все эти правила, особенно для тех, кто выпускает наряду с оборонной гражданскую продукцию, крайне непросто.

 Предприятие едино, но внутри его структуры необходимо отделение всякой иной деятельности от гособоронзаказа. И если будут усмотрены некие затраты средств на нечто, с ним не связанное, ты сразу же становишься нарушителем.

 Наказания же за провинности по исполнению гособоронзаказа предусмотрены весьма серьезные. К примеру, штрафы: нарушение должностным лицом сроков оплаты по государственным контрактам — 50 тысяч рублей. Грубое нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу — дисквалификация на срок до трех лет.

Ликвидация и перепрофилирование головным исполнителем производственных мощностей, обеспечивающих поставки по гособоронзаказу, — 1 миллион рублей. Нарушение требований о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности — 1 миллион рублей.

Совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством РФ в сфере гособоронзаказа, — 1 миллион рублей и т. д.

Сделать же все правильно очень сложно. Ведь предприятие — это живой организм, ему просто необходимы траты на обеспечение его жизнедеятельности. И когда приходит контролер и начинает говорить о том, что вот, скажем, этот рулон туалетной бумаги не имеет отношения к гособоронзаказу, может возникнуть спор.

А есть и проблемы иного свойства — вот этот претерпевший изменения  № 275 ФЗ теперь прямо исключил гособоронзаказ из регулирования закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора — проведение бесконечного числа проверок, обязательного планирования этих действий. Теперь прямо сказано, что  предприятия оборонного комплекса этим законом больше не защищены.

И самое главное — ключевым стал вопрос обоснования цен. Государство стремится  не допустить их необоснованного завышения. Поэтому очень многое будет  регламентироваться. Однако контракты, как правило, бывают длинными — на год и более, цены в течение этого срока неизбежно меняются. Отсюда и вполне возможные проблемы.

Сейчас, например, многие предприятия озабочены тем, что с февраля нынешнего года сильно выросла цена на электроэнергию, порой до 50%. Возникает резонный вопрос: как быть с уже согласованным гособоронзаказом? И таких вопросов возникает очень много. Они порождают серьезные проблемы.

Ведь согласовать цену между исполнителем, соисполнителем и головным заказчиком — это произвести  большой, серьезный, законченный процесс. И самое главное — еще никто не понимает, что же делать, когда в процессе деятельности цены меняются нередко выше индекса дифлятора, установленного на уровне нашей статистики.

Еще одна непростая задача — постановка на предприятии системы раздельного учета и грамотное  управление движением финансовых средств по спецсчетам.  Научиться этому можно не вдруг. А пока платежи зависают, банки  во избежание связанных с этим собственных рисков стопорят процессы, а за несвоевременную оплату по гособоронзаказам опять же предусмотрена ответственность. 

— Что же со всем  этим делать?

— Несмотря на то, что, по сути, правовое регулирование гособоронзаказа, где действуют свои законы и правила, как бы  сильно отделено от общего законодательства, всюду действуют нормы права. Работаешь ли ты в оборонзаказе или на производстве гражданской продукции — все равно все действия регламентированы теми или иными законами, постановлениями правительства и т. д.

Соответственно, предприятие каким-то образом может защищаться, отстаивать свои интересы, позицию, сопротивляться мерам. И чтобы делать это успешно, необходимо грамотно вникнуть в то, как изменилась эта система, как правильно адаптироваться к ней и провести внутренний аудит для применения этих норм.

Нужно постоянно мониторить свои действия: соблюдаем или не соблюдаем,  нарушители мы или нет, соответствуем или нет правовым нормам, могут ли к нам быть предъявлены претензии. Ведь если предприятие на протяжении многих лет привыкло работать по-другому, перестроиться в одночасье ему очень сложно. Тем более в соответствии  с нормами, которые только начинают работать.

И благодаря полученным представлениям о системе и состоянии дел на производстве выработать какой-то план и принять некие предупредительные меры, попробовав минимизировать степень грозящей ответственности.

Во-вторых, если контролеры на предприятии уже работают и уже предъявлены некие претензии, то можно достаточно аргументировано, с отсылкой к этим нормам права противопоставить им собственные резоны, а не втягивать сразу же по сложившейся привычке голову в плечи и — под плеть.  Спорить надо, даже вплоть до судебного разбирательства.

Но, входя в этот спор, следует четко уяснить, насколько ты прав и насколько прочна твоя  позиция,   каковы шансы на успех. Следует также понимать, что речь идет о больших бюджетных деньгах.  И если не взять их под жесточайший контроль,  они могут распылиться. По большому счету, то, что этого не было сделано ранее, — серьезная недоработка. 

— Однако ведь может получиться «как всегда»: борясь с жуликами, под удар можно подвести  тех добропорядочных руководителей, которые использовали  средства «из одного котла» как внутренний восполняемый фонд для поддержки работоспособности предприятия — допустим, решения проблем социальной сферы. 

— Теперь использовать эти деньги как оперативный ресурс для закрытия текущих проблем будет невозможно. Новая жесткая система  диссонирует с живым организмом предприятия, и это не может не вызывать сложностей и неудобств в работе.

Преодолеть их мы предлагаем реструктуризацией тех предприятий, которые имеют и гражданский, и оборонный заказы, фактически отделив не только в учете, но и в материальном производстве гражданскую и военную продукции.

Или постановкой  каких-то специальных регламентов, позволяющих решать проблемы, поскольку теперь, если замешать все в одном котле, работа по оборонзаказу может потянуть на дно все остальное. Нужно только со всей серьезностью просчитать риски и принять управленческие решения.

Ведь цель сохранить средства — нормальна, нам не надо с ней бороться, но надо к ней подстроиться и с ней ужиться. 

«Совет Директоров Сибири»№ 11(122), 02.12.2015 г.

Записала Наталья СЕКРЕТ 

Источник: https://www.sibucom.ru/publ/3/657/

Гоз проблем

Соисполнитель по гособоронзаказу

Покупка дорогостоящего оборудования может быть признана нецелевыми расходами и грозить руководителю уголовной ответственностью. Требования целевого расходования средств государственного оборонного заказа ужесточаются.

Уже больше года предприятия отечественного ОПК работают в новых финансовых условиях.

После внесения поправок в ФЗ-275 «О государственном оборонном заказе», резко изменивших порядок финансирования ГОЗ, с 1 сентября 2015 года экономическое состояние предприятий-комплектаторов, участвующих в выполнении Госпрограммы вооружения, ухудшилось, возникла угроза срыва госконтрактов. Неравнодушные руководители оборонных предприятий Нижегородской области забили тревогу, выступив с инициативой пересмотра ряд норм закона. И были услышаны. Через девять месяцев после принятия поправок в ФЗ-275 3 июля 2016 года в закон были внесены изменения, которые сняли часть проблем. Тем не менее необходимость решения ряда острых вопросов, осложняющих работу предприятий в новых условиях финансирования, по сей день остается актуальной.

“ Высокотехнологичный станок может стоить порядка 12–40 миллионов рублей. Очевидно, что предлагаемые проектом закона величины крупного и особо крупного размера являются сильно заниженными ”

Вместе с тем, несмотря на то, что более 60 процентов ФЗ-275 посвящено ужесточению ответственности за выполнение гособоронзаказа, предлагается внести еще и дополнительные изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс страны в части усиления ответственности за правонарушения и преступления, связанные с ГОЗ. Эти и другие вопросы законодательства в сфере промышленной политики вынес на обсуждение председатель Комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области, генеральный директор АО «АПЗ» Олег Лавричев в ходе «круглого стола» с депутатом Государственной думы РФ Денисом Москвиным, представителями аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе, правительства и Торгово-промышленной палаты региона, главами городов и руководителями промышленных предприятий. О конкретных предложениях их инициатор рассказал «Военно-промышленному курьеру».

– Олег Вениаминович, в настоящее время в Государственной думе РФ находятся на рассмотрении проекты федеральных законов о внесении изменений в КоАП РФ, УК РФ и УПК РФ в части дополнительного усиления ответственности за преступления и правонарушения в сфере гособоронзаказа. Что именно предлагается и как это скажется на работе предприятий отрасли?

– Предлагаемые изменения в статью 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств» увеличивают высший предел наказания в десять раз по сравнению с действующей редакцией, то есть до 500 тысяч рублей.

Из-за отсутствия четких критериев и рамок в определении нецелевого использования бюджетных средств федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере ГОЗ, по своему внутреннему убеждению может усмотреть в действиях исполнителя нарушения и отнести их к нецелевому использованию бюджетных средств. В то же время достаточно существенная разница между низшим (от 100 тысяч рублей) и высшим (до 500 тысяч рублей) пределами наказания за данное правонарушение в итоге отрицательно скажется на объективности при вынесении решения.

Дополнение УК РФ статьей 201 «Нецелевое расходование финансовых средств, предназначенных для выполнения заданий ГОЗ» в предложенной редакции не будет способствовать справедливому назначению наказания.

Крупным размером в настоящей статье признается сумма денежных средств, превышающая 1,5 миллиона рублей, а особо крупным предлагается считать 7,5 миллиона. По нашему мнению, предлагаемые проектом закона величины крупного и особо крупного размера являются сильно заниженными.

В современной экономической обстановке стоимость приобретения одного высокотехнологичного станка может быть порядка 12–40 миллионов рублей.

Поэтому порядок измерения величины ущерба должен быть значительно выше, ведь речь идет уже об уголовной ответственности, преступлении и всех вытекающих последствиях для лица, которое может быть осуждено.

Возможность назначения одного из наказаний, предусмотренных статьей, отводит главную роль правосознанию судьи, которое носит оценочный характер и не поддается детальной и полной конкретизации. Поэтому для максимального исключения человеческого фактора, в данном случае правосознания судьи, выносящего приговор, необходимо установить более узкие рамки для выбора наказания.

– Какие у вас предложения по данному законопроекту?

– Считаю необходимым обратиться в Государственную думу РФ с предложением по внесению изменений в предлагаемые проекты законов:

  • определить конкретные критерии ответственности лиц;
  • уменьшить величины возможного наказания;
  • увеличить крупный и особо крупный размер так, чтобы они были соизмеримы с уголовной ответственностью и экономически обоснованы;
  • конкретизировать, раскрыть понятие «нецелевое расходование финансовых средств, предназначенных для выполнения заданий государственного оборонного заказа».

– Последние изменения в ФЗ «О государственном оборонном заказе» датируются 3 июля 2016 года. Какие из предложенных вами поправок были учтены?

– Проектом предусмотрено возмещение затрат из авансовых платежей на формирование запаса материалов, необходимых для исполнения госконтрактов. Однако такое право предоставлено исключительно головному исполнителю.

В последующих звеньях кооперации такое право предоставляется только при условии длительного технологического цикла, при этом его общая продолжительность, распределяемая по всей цепочке производственной кооперации, с учетом затрат времени на заключение договоров, получение авансирования, изготовление, проведение различных видов испытаний законодателем не учитывается

Теперь законопроект обязывает государственного заказчика известить уполномоченный банк о согласованном размере прибыли, подлежащей перечислению. Это условие дополнительно позволяет зафиксировать момент частичного исполнения госконтракта и соответственно прибыль.

Дополнительно разрешено списывать с отдельного счета денежные средства для выплат физическим лицам в связи с предоставлением гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также погашения процентов по кредитам, взятым в уполномоченном банке для исполнения контрактов.

– В связи с тем что в производстве высокоточного оружия, средств ПВО госзаказ в ближайшие годы снижаться не будет, вам предстоит продолжать работу в условиях нового закона.

Вы уже упоминали, что сейчас после внесенных изменений у предприятий нет возможности реализовывать социальные программы поддержки и мотивации персонала, обслуживать текущие кредиты, взятые в неуполномоченных банках.

Насколько нам известно, вы намерены добиваться дальнейшего совершенствования ФЗ-275. Что конкретно предлагаете?

– К сожалению, июльскими изменениями в закон решение о возмещении части затрат на формирование запасов материалов и комплектующих распространяется только на головных исполнителей.

Необходимо распространить это право (возмещать затраты на формирование запаса для госконтрактов из авансовых платежей) на исполнителей по всей цепочке производственной кооперации.

И не ограничивать это длительностью технологического процесса свыше шести месяцев, поскольку исполнители заранее заказывают ПКИ и материалы, а эта стадия, занимая значительный отрезок времени, не входит в технологический цикл.

Также не были внесены изменения в подпункт «Оплата иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц». Предлагаем добиваться изменения самого подхода к формулировке этого пункта, а именно разрешать предприятию использовать средства на оплату иных расходов исходя из общей суммы контракта.

Также необходимо настаивать на обязательном возмещении с отдельного счета затрат на проезд и наем жилья работниками во время нахождения в командировке, на выплаты стимулирующего характера, направленные на дополнительную мотивацию персонала, которая связана с возмещением процентов по ипотеке, отчислениями за добровольное медицинское страхование работников, в негосударственный пенсионный фонд, за повышение квалификации работников, выполняющих ГОЗ.

Правительство РФ в целях обеспечения и стимулирования выполнения гособоронзаказа в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе определять примерные условия государственных контрактов.

На практике оказывается, что данные условия ретранслируются и на последующие уровни кооперации, при этом становятся не примерными, а обязательными.

В этом смысле получается навязывание головниками исполнителям несвойственных обязательств, что приводит к увеличению сроков заключения договоров.

Отдельно отмечу, что действующая редакция закона исключает возможность обслуживания текущих кредитных портфелей: возврат с отдельного счета сумм займов, кредитов и процентов, полученных в неуполномоченных банках, в том числе ранее привлеченных для создания дополнительных производственных мощностей и страховых запасов с целью выполнения показателей ГПВ 2011–2020 годов. Это очень негативно влияет на экономику предприятий ОПК. Также законодатель не разрешил по отдельному счету приобретение иностранной валюты на закупку оборудования, инструмента, комплектующих и материалов у зарубежных производителей. Между тем законодательно закрепленная возможность возврата с отдельного счета займов, кредитов и процентов по ним, полученных ранее в неуполномоченных банках на создание страховых запасов, приобретение необходимого оборудования, создание производственных мощностей под заказы по ГОЗ, позволила бы значительно улучшить финансово-экономическое состояние предприятий ОПК. Считаю необходимым продолжать работу в этом направлении и добиваться закрепления указанных норм на законодательном уровне.

– Олег Вениаминович, для всех предприятий ОПК наиболее актуальным остается вопрос ценообразования на выпускаемую продукцию. С какими трудностями вы сталкиваетесь здесь?

– Государственный заказчик обеспечивает авансирование и оплату поставок продукции по ГОЗ в соответствии с условиями госконтрактов.

Но на момент формирования начальных цен госконтрактов, которые выставляются на конкурс, нет информации о размерах авансирования.

Хотя только при наличии данной информации в состав цены можно включать такие затраты, как проценты по коммерческим кредитам, размер которых тоже нужно рассчитать.

Цели и принципы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу идут вразрез с существующими реалиями, например:

  • снижение затрат на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, не стимулируется;
  • баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, соисполнителей на практике не соблюдается. По факту используемые в настоящее время исполнителями/соисполнителями ГОЗ индексы-дефляторы (приказ № 37 Минэкономразвития) отстают от реальных темпов инфляции, что в итоге ведет к необоснованному занижению цен на изделия. Поэтому крайне необходимо вносить коррективы в методику ценообразования продукции по ГОЗ.

– Как идет работа с предприятиями-комплектаторами в рамках программы импортозамещения?

“ Навязывание головниками исполнителям несвойственных обязательств приводит к увеличению сроков заключения договоров ”

– Проблемы с качеством комплектующих, приобретаемых нами по программе импортозамещения, еще остаются в силу того, что эти предприятия давно не выпускали элементы большими партиями.

Но главная проблема в том, что если наши изделия сходят с испытаний по причине некачественных комплектующих, предъявить претензии поставщикам очень сложно. Они ссылаются на нарушения предельных режимов и другие факторы, выяснение которых требует минимум полгода разборок.

При этом прокуратура по ФЗ-275 должна в короткие сроки найти виновных за срыв сроков выполнения ГОЗ и назначить наказание. Мы сталкиваемся с тем, что проверяющие и надзорные органы не всегда оказываются достаточно компетентными при анализе подобных ситуаций. Это большой объем очень сложной работы.

А тут еще руководителям оборонных предприятий грозит уголовная и административная ответственность да штрафы до 500 тысяч рублей за то, что купили станок, не подходящий под критерии целесообразности использования федеральных средств.

«Оборонка» и так сейчас трудится на пределе возможностей: выполняя повышенное задание по ГОЗ, мы прикладываем все усилия, работая без выходных, без праздников, в три смены, практически не уходим с завода. Люди забыли, когда в отпусках были. И при этом создаются дополнительные сложности, идет административное давление в виде государственного регулирования.

Справка «ВПК»

Как заявил по итогам «круглого стола» депутат Госдумы Денис Москвин, предложения, отражающие наиболее актуальные и значимые вопросы, стоящие сегодня перед предприятиями ОПК, приняты к рассмотрению Комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Они будут положены в основу дальнейшей законотворческой деятельности.

Часть вопросов относительно ФЗ-275 «О ГОЗ» уже находится в стадии проработки в Окружном совете по промышленной политике при аппарате полномочного представителя президента РФ в ПФО и до конца года будет представлена на рассмотрение президенту РФ.

Источник: https://www.vpk-news.ru/articles/34103

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.