Сокращение числа плановых показателей для предприятий

Содержание

Экономические реформы 1965 года или «рывок из болота»

Сокращение числа плановых показателей для предприятий

В 1965 году в СССР была проведена реформа, предусматривающая внедрение элементов экономического регулирования и расширение самостоятельности предприятий. Она вошла в историю как «косыгинская реформа».

Предыстория

За годы «семилетки» (1959-1965 гг.) в стране был достигнут рост объема промышленного производства, введены в строй сотни новых промпредприятий и проведен ряд мероприятий по повышению благосостояния народа. И в то же время снизился национальный доход и замедлился темп роста производительности труда.

В связи с выявленными отрицательными тенденциями правительство решилось на радикальные меры в экономике. Председатель Совмина СССР Алексей Косыгин, лично проведя тщательный анализ эффективности общественного производства, инициирует хозяйственную реформу.

Разработка реформационных мероприятий осуществлялась под руководством известного экономиста Евсея Либермана. Поэтому экономическая реформа 1965 года в Советском Союзе известна как «косыгинская», а в западных странах – «реформа Либермана».

Реформы в сельском хозяйстве

Начало экономическим переменам положили реформы в агропромышленном комплексе. Эта отрасль экономики считалась наиболее кризисным участком и требовала срочных перемен. Реформы предусматривали реализацию следующих мероприятий:

  • Повышение закупочных цен для колхозов и совхозов.
  • Утверждение закупочных цен на 10 лет.
  • Повышенная оплата сверхпланового урожая.
  • Понижение подоходного налога с колхозов.
  • Оснащение коллективных предприятий материально-технической базой.
  • Выплата заработной платы колхозникам согласно тарифным ставкам.
  • Отмена ограничений на личные подсобные хозяйства селян.

Кроме того, была изменена и упрощена система органов управления сельским хозяйством. Правительство упразднило территориальные производственные колхозно-совхозные управления и министерства производства и заготовок сельхозпродуктов союзных республик.

Реформы в промышленности

Параллельно с преобразованиями в аграрном секторе проводилась и реформа промышленности. Она представляла комплекс следующих мероприятий:

  • Возврат к отраслевой системе. Вместо созданных в 50-е года Совнархозов были учреждены союзные и республиканские министерства. Союзные республики получили больше прав.
  • Сокращение количества директивных плановых показателей. Их количество было сокращено от 30 до 9.
  • Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Предприятия получили право собственнолично определять ассортимент выпускаемой продукции, оставлять себе часть чистой прибыли и материально стимулировать работников (премии, строительство жилья и прочее).
  • Определение экономической эффективности по интегральным показателям (прибыль и рентабельность).
  • Внедрение ценовой политики. Правительство пересмотрело оптовые цены, и они стали более объективно отражать производственные затраты предприятий.

Реализация

Ключевые мероприятия экономических реформ были проведены в 8-ю пятилетку (1966-1970). Уже через год «по-косыгински» функционировали 5,5 тысяч предприятий, производящих 1/3 промышленной продукции, а к 1969 году – 32 тысячи (77 %).

На протяжении 1966-1970 гг. были зафиксированы высокие темпы экономического роста, поэтому этот период получил название «золотая пятилетка». Вырос объем промышленного производства на 50 %, создано около 1900 больших предприятий, увеличились масштабы жилого строительства.

Благоприятный импульс получило и сельское хозяйство. Увеличились поставки продовольствия в городские поселения, колхозы и совхозы получили новую современную технику, улучшился уровень жизни колхозников.

Итоги реформы

Положительная динамика, отмеченная в 8-ю пятилетку, пошла на спад после 1970 года. Замедлились темпы прироста национального дохода и производительности общественного труда. Многие современники отмечали, что «косыгинские» реформы «буксовали» из-за интриг в правительстве. Брежнев опасался конкуренции Косыгина и постепенно лишал его реальных рычагов управления экономикой.

Выделялись и следующие причины неудач реформы:

  • Непоследовательность и половинчатость проводимых реформ. Сочетание экономических начал и плановой экономики дает лишь недолговременный положительный эффект. Затем административно-командные принципы вновь доминируют над экономическими.
  • Некомплексный характер. Реформа не была дополнена реформами политической системы, намеченными в 1950-х годах при Хрущеве.
  • Кадровая неподготовленность. Руководство многих предприятий не было готово к самостоятельности и проявлению смелых инициатив.
  • Неблагоприятная демографическая ситуация. В стране наблюдалось снижение естественного прироста население и сокращение количества трудоспособных граждан.
  • Износ оборудования. Основные производственные фонды на ряде предприятий постепенно изнашивались и морально устаревали, но не заменялись вовремя.
  • Милитаризация экономики. Огромные расходы на «военные» предприятия негативно отражались на реформаторской политике и сводили ее результаты к нулю.
  • Чехословацкие события 1968 года. Аналогичные реформы в соцстране привели к обострению политической ситуации, что испугало советское руководство.

В итоге «косыгинская» реформа была расценена руководством как неудачная и к концу 70-х годов свернута.

Источник: http://rrepetitor.ru/ussr/ekonomicheskie-reformy-1965-goda-ili-ryvok-iz-bolota/

Экономическая реформа 1965 года в СССР

Сокращение числа плановых показателей для предприятий

Определение 1

Экономическая реформа 1965 года — это реформа экономической политики, проводимая в 1966—1970 годах, продолжившая начатую ранее Н.С. Хрущёвым политику децентрализации управления предприятиями путём введения показателя прибыльности и прибыли, увеличения свободы, смягчение плановых показателей, а также стимулирование труда работников.

Проведение реформы связывают с усложнением экономических связей, снижавших эффективность планирования и со стремлением в полной мере использовать все факторы экономического роста.

Последнее достижимо через повышение производительности труда, а также эффективного использования ресурсов.

Было признано, что система планирования не заинтересовывает достаточно предприятия в принятии плановых заданий, в внедрении технических новшеств.

Основные идеи реформы впервые были обнародованы в статье «План, прибыль, премия» профессора Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана в газете «Правда». Поддержку его предложениям высказали экономисты С.Г. Струмилин и В.С. Немчинов, эксперты Госплана, руководители предприятий.

Статья начала общесоюзную дискуссию в прессе и ряд экономических экспериментов, которые подтвердили эффективность предложенных мероприятий.

В качестве альтернативы рассматривались идеи академика В. М. Глушкова, развивавшего программу тотальной информатизации процессов экономики с применением системы ОГАС.

Главным аргументом стало то, что Либерман затраты на проведение реформы оценил в стоимость бумаги для печати соответствующих указов, а первые результаты обещал через месяцы. Косыгин выбрал реформу Либермана.

Реформа: основные направления

Реализуемая реформа представлялась как разрыв с «субъективизмом» и «прожектёрством» советской экономической политикой конца 1950-х — начала 1960-х годов, практикой волевых и административных решений. Реформа осуществлялась под руководством Председателя Совмина СССР А. Н. Косыгина.

Реформа собой представляла комплекс пяти групп мероприятий.

Ликвидировались советы народного хозяйства, бывшие органами территориального хозяйственного управления, основной хозяйственной единицей становились предприятия. Была восстановлена система отраслевого управления промышленностью.

Сократилось с 30 до 9 количество плановых показателей. Оставались следующие показатели:

  • общий объём продукции в действующих ценах;
  • важнейшая продукция в натуральном измерении;
  • общий фонд заработной платы;
  • общая сумма прибыли и рентабельности;
  • платежи в бюджет и ассигнования из бюджета;
  • общий объём капитальных вложений;
  • задания по внедрению новой техники;
  • объём поставок сырья, оборудования и материалов.

Расширялась самостоятельность предприятий. Предприятия были обязаны сами определять номенклатуру и ассортимент продукции, за свои средства осуществлять инвестиции, устанавливать долговременные связи с поставщиками, определять численность работников, размеры их поощрения. За невыполнение обязательств предприятия подвергались санкциям, усиливалось значение арбитража.

Ключевое значение получили интегральные показатели прибыли и рентабельности. Предприятия за счёт прибыли получили возможность формировать фонды материального поощрения, развития производства, жилищного строительства, социально-культурного назначения. Предприятия могли использовать фонды по собственному усмотрению.

Оптовая цена была должна обеспечивать предприятию рентабельность производства. Были введены не подлежащие пересмотру нормативы длительного действия.

Закупочные цены в сельском хозяйстве были повышены в 1,5—2 раза, была введена льготная оплата сверхпланового урожая и снижены цены на технику и запчасти, крестьянам уменьшались ставки подоходного налога.

Реализация реформы

Мероприятия реформы вводились в действие на протяжении 1966—1970 годов. Осенью 1967 года по новой системе уже начали работать 5,5 тысяч предприятий, весной 1969 года — 32 тысячи предприятий.

В течении пятилетки были зафиксированы рекордные темпы роста экономики. В 1966—1979 годах среднегодовые темпы роста ВНД в СССР составили 6,1 %.

Осуществлялся ряд крупных проектов (Единая энергосистема, автоматизированные системы управления предприятий, гражданское автомобилестроение). За счёт средств предприятий финансировались высокие темпы роста жилищного строительства и развития социальной сферы.

На 50 % вырос объём промышленного производства. Было возведено почти 1900 крупных предприятий, включая тольяттинский Волжский автозавод.

Замечание 1

Восьмая пятилетка была названа «золотой».

Реформа имела эффект разового привлечения резервов: повысилась скорость обращения «товар — деньги», была уменьшена «штурмовщина» и увеличена ритмичность поставок, улучшалось использование фондов.

Развитие реформы

В 1970-е годы было принято решение, призванное скорректировать негативные стороны реформированной системы хозяйства:

  • тенденция к росту цен;
  • стремление использовать затратные схемы, обеспечивающие высокие показатели «валовой выручки, поскольку они присутствовали в государственном плане.

Постановление Совета Министров «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» от 21 июня 1971 года восстановило на пятилетний план 1971—1975 годов директивные задания по увеличению производительности труда, по объёму новой продукции.

В 1970-е годы многоступенчатую систему управления промышленностью заменила двух- и трёхзвенная (министерство — объединение (хозрасчетный комбинат) — предприятие). Соответственно перераспределялись функции управления и планирования.

Образованные комбинаты и объединения действовали на основе хозрасчёта, осуществляли инвестиционную деятельность, кооперировали связи предприятий. Министерству отводилась роль проводника научно-технической политики. Сокращалось число показателей отчётности и форм документации. Реорганизацию сопровождало значительное высвобождение управленческого персонала.

Отмечались и негативные тенденции: быстрый износ средств без обновления, интерес к «сиюминутной» выгоде без заинтересованности в стратегических целях, рост криминализации отношений внутри предприятий и между ними.

Итоги реформы

В историографии преобладает точка зрения о неудаче реформы или ее сворачивании.

В разгар косыгинских реформ в 1967 году на закупку зерна было потрачено 50,2 тонны золота, а в 1972 году — 458,2 тонны.

На итоги реформы, в том числе на феномен «замедления темпов роста», повлиял ряд факторов:

  • исчерпание экстенсивных факторов роста из-за исчерпания резервов рабочей силы и снижения отдачи от увеличения занятости;
  • необходимость дотирования неэффективных предприятий и экономик отдельных территорий, вызванная стремлением руководства избегать непопулярных решений;
  • социальные программы 1970-х;
  • программы развития Дальнего Востока и Сибири, не давшие в краткосрочном периоде ожидаемой прибыли;
  • затратная программа развития вооружённых сил;
  • кредиты странам третьего мира.

В ходе реформы была предпринята попытка перейти к интенсивному росту экономики, понятие экономической эффективности создало условия для децентрализации хозяйственной жизни.

Замечание 2

Наработки этой реформы были использованы при подготовке экономической реформы 1987—1988 годов.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/ekonomicheskaya_reforma_1965_goda_v_sssr/

Шанс на рывок или шаг к развалу: в чем был главный подвох косыгинской экономической реформы

Сокращение числа плановых показателей для предприятий

18 декабря 1980 года скончался Алексей Косыгин, один из самых влиятельных государственной деятелей СССР второй половины ХХ века.

Войдя в высшее руководство страны еще в сталинские времена, Косыгин никогда его не покидал, а в брежневскую эпоху стал одним из трех “соправителей”.

 С именем Косыгина принято связывать смелую экономическую реформу 1965 года, ставшую одной из самых дискуссионных в советской истории.

Одни считают ее попыткой перестроить советскую экономику на рыночные рельсы и сделать ее конкурентоспособной в капиталистическом мире. Другие видят в ней мину замедленного действия для плановой экономики и считают, что ослабление СССР началось именно с этой реформы. Евгений Антонюк рассказывает, в чем заключалась суть косыгинской реформы и почему она вызывает настолько неоднозначное отношение.

Авторы реформы

Экономическую реформу 1965 года принято именовать либо косыгинской, по имени председателя Совета министров Алексея Косыгина, либо реформой Либермана, в честь харьковского профессора экономики Евсея Либермана, который одним из первых выступил в печати, призвав к реформе.

В действительности ни тот ни другой не принимали решающего участия в ее разработке, которая велась сначала в Госэкономсовете, а затем в Госкомитете по науке и технике. Тем не менее можно сказать, что состоялась она благодаря Косыгину, который своим авторитетом обеспечил ее внедрение. Авторитет хозяйственника у Косыгина был высочайший.

Он начинал в кооперации еще во времена ленинского НЭПа, попал на высокие руководящие посты еще до войны и с тех пор неизменно входил в число высшей бюрократии, независимо от личности у руля. Косыгин был крупной фигурой при Сталине, остался ей при Хрущеве, а при Брежневе и вовсе вошел в триумвират высших руководителей страны.

Он возглавил правительство, Брежнев — партию, а Подгорный — Президиум Верховного совета.

Алексей Косыгин | ТАСС

Такое уникальное положение Косыгина объяснялось не столько его умением приспосабливаться, сколько тем, что он считался крупнейшим специалистом в своем деле. Косыгин был одним из немногих в брежневскую эпоху, кто не был обязан возвышением Брежневу, но при этом стабильно оставался на высоких постах почти до самой смерти.

Что касается Либермана, его нельзя назвать автором реформы, хотя он и стал одним из первых ее популяризаторов и идеологов. Однако он жил и работал в Харькове, а разработка экономической реформы велась в Москве. Причем началась она задолго до 1965 года, еще в хрущевскую эпоху.

Активная работа велась в Госэкономсовете, которым руководил бывший министр угольной промышленности Засядько.

После расформирования ГЭС его наработки перешли к Госкомитету по науке и технике, который несколько смягчил имевшиеся наработки после консультаций с Косыгиным, сделав реформу чуть более компромиссной и приемлемой для высшей бюрократии.

Суть реформы

Противники реформы слева традиционно рассматривали косыгинскую реформу как шаг к реставрации капитализма.

Конечно, она не была попыткой реставрации капитализма, это был небольшой шаг вправо, но очень скромный даже в сравнении с временами НЭПа. Фактически реформа была попыткой устранить хаос и бардак хрущевских непродуманных реформ и некоторые недостатки плановой экономики.

В сталинскую эпоху все отрасли управлялись фактически вручную, каждое предприятие работало по спущенному сверху плану, который состоял более чем из 30 различных показателей.

Все заработанные предприятием деньги сдавались в казну.

Предприятию разрешалось сохранять у себя небольшую часть средств для премиального фонда, однако премии выдавались за очень серьезные достижения — рационализаторские идеи и т.д.

При этом государство вручную дирижировало экономикой, следя за тем, чтобы количество денег и товаров оставалось в равновесии, и порой даже искусственно занижая рост доходов населения.

Предприятия не были заинтересованы в получении прибыли, вместо этого их стимулировали снижать себестоимость выпускаемой продукции.

Фактически за счет снижения себестоимости предприятия и получали дополнительные средства.

Благодаря этому периодически проводились кампании по снижению цен на продукты первой необходимости.

Эти мероприятия имели неплохой рекламный эффект, однако через несколько месяцев после снижения цен эффект нивелировался “добровольно-принудительным” подписанием граждан на очередной выпуск государственных облигаций.

То есть левой рукой государство периодически снижало цены на некоторые товары, а правой рукой изымало излишки денег через облигации.

Облигация 1955 года

При Хрущеве была предпринята попытка повысить уровень жизни населения за счет приравнивания колхозов к совхозам. Но вместе с тем были окончательно свернуты последние островки частной инициативы — артели. Также началось наступление на приусадебные участки колхозников.

Финальным этапом хрущевской реформы стало создание совнархозов — территориальных органов управления промышленностью, которые по сути стали параллельными органам власти в регионах.

Вместо децентрализации, которая должна была оживить темпы роста экономики, началась бюрократизация.

Реформа Косыгина стартовала осенью 1965 года с отмены совнархозов. Позднее был внедрен ряд положений, радикально отличавших эту реформу от всех предыдущих. Суть, по задумке ее авторов, заключалась в том, что децентрализация экономики окажет мощный стимулирующий эффект на производство и заодно приведет к росту доходов трудящихся.

Если раньше предприятия имели мало стимулов для увеличения темпов производительности, теперь им предоставлялась широкая хозяйственная самостоятельность.

Количество плановых показателей, которые должно было выполнять предприятие, сократилось с почти 40 до 9. Впервые вводилось понятие прибыльности.

Более того, прибыль, полученная предприятием, и рентабельность производства стали ключевыми показателями, по которым оценивалась его успешность.

Рыбный завод в Астрахани, 1958 год | GETTY

Предприятия получили право оставлять значительную часть полученной прибыли у себя, в одном из фондов.

Либо в зарплатном, за счет которого руководство могло повышать доход работникам, либо в жилищном, из которого оплачивалось строительство нового жилья для сотрудников, либо в фонде развития производства, который можно было использовать для модернизации и т.д. Были прекращены гонения на личные приусадебные участки, повышены закупочные цены на сельхозпродукцию.

Успех или провал

Первая пятилетка после начала реформы получила название золотой. По темпам экономического роста она считается одной из лучших за всю советскую историю. В среднем темпы роста национального дохода составляли рекордные 7,7% в год.

Тем не менее до сих пор так и не сформулировано однозначной оценки этой реформы. В зависимости от идеологических взглядов одни считают ее упущенным шансом, который загубили ретрограды и консерваторы из брежневского окружения. Другие считают вредительской акцией, предательством идеалов марксизма и бомбой замедленного действия, заложенной в фундамент советской экономики.

Косыгин на конференции в американском Гласборо, 1967 год

Первые — в основном это люди, придерживающиеся правых экономических взглядов, — считают, что реформа могла стать фундаментом для постепенного перехода советской экономики с плановых на рыночные рельсы, как это сделали в Китае в 80-е годы. То, что реформа так и не была доведена до логического конца, они считают величайшей неудачей и утратой исторического шанса на мощный экономический рывок.

Вторые, как правило придерживающиеся левых экономических позиций, видят в этой реформе попытку капитуляции перед капитализмом. Они указывают на то, что прибыль не может быть мерилом успешности предприятия в социалистической системе.

Эти люди полагают, что попытки поиграть в рынок никогда не приводили ни к чему хорошему, и если бы реформу не затормозили искусственно, то коллапс государства произошел бы не в 1991 году, а на полтора десятилетия раньше.

Косыгинскую реформу они рассматривают как фальстарт Перестройки и указывают на то, что именно во второй половине 80-х эта реформа имела необычайно хорошие отзывы. Ее хвалили повсюду, а некоторые из рыночных реформ того периода по сути базировались на косыгинских начинаниях.

Официально косыгинскую реформу никогда не громили в печати в брежневские времена и даже не сворачивали. Она продолжала действовать. Но с начала 70-х годов ее стали искусственно притормаживать, постепенно возвращая в производственный план для предприятий все большее количество пунктов и изымая из фондов излишки прибыли.

Президиум XXV съезда КПСС | РИА Новости

Главный подвох реформы

Постепенное искусственное замедление реформы объясняют различными причинами и факторами. Кто-то склонен винить брежневское окружение, якобы излишне консервативное и не готовое к переменам.

Кто-то видит причину в событиях в Чехословакии в 1968 году, которые сильно напугали Кремль.

Ведь в Чехословакии все тоже начиналось с постепенной либерализации экономики, а потом к ней добавились и политические требования.

Но главным негативным фактором косыгинской реформы стало то, что она оказалась чрезвычайно успешна в некоторых моментах. Как ни парадоксально это звучит, но именно это ее и погубило.

Предприятия частично перешли на рыночные рельсы, но экономика по-прежнему оставалось плановой. Предприятия имели право пускать прибыль на строительство жилья для работников и нередко это делали.

Однако производство стройматериалов было плановым, и их производилось ограниченное количество. Соответственно, не всегда была возможность вложиться в строительство. Модернизация не требовалась каждый год, к тому же она регулировалась планом, а не только желаниями дирекции.

В итоге на многих предприятиях, перешедших на новую систему, вся оставшаяся в фондах прибыль стала распределяться между рабочими, что привело к значительному повышению зарплат.

Косыгин на выставке достижений США в Москве в 1959 году

Рост зарплат — это очень хорошо, но не тогда, когда он значительно превышает производительность труда, которая хоть и выросла, но не настолько. А в условиях плановой экономики резкое увеличение денежной массы на руках у населения и вовсе может быть весьма неприятно.

Если в случае с рыночной экономикой это ведет к росту инфляции, то в плановой самым неприятным следствием резкого роста зарплат становится дефицит товаров.

Тем более в СССР, в экономике которого перекос в сторону тяжелой промышленности всегда был очень серьезным, а товаров народного потребления хронически не хватало.

Однако такая ситуация сложилась только на успешных предприятиях. Но было и немало аутсайдеров, где косыгинская реформа по сути и не начиналась. Их прибыль была настолько мала, что производственные фонды были почти равны нулю и их работники не ощутили никаких преимуществ от реформы.

 В силу специфики экономики рентабельность различных отраслей отличалась на порядок, поэтому в одних отраслях рабочие получили кратное увеличение зарплат, а в других — ничего. Более того, государство еще и дотировало отрасли-аутсайдеры.

 Вдобавок ориентация предприятий на прибыль и рентабельность не могла не вести к повышению цен на продукцию, что не удовлетворяло руководство.

Косыгин и Маргарет Тэтчер в июне 1979 года | РИА Новости

Уже через несколько лет после начала реформы государство начало притормаживать ее сверху.

Сначала предприятиям-передовикам начали усложнять план и искусственно завышать показатели рентабельности продукции, чтобы сократить прибыль.

А затем государство стало использовать деньги из производственных фондов для своих нужд. Поначалу это позиционировалось как временная мера, но по сути свело к нулю весь смысл реформы.

Косыгинская реформа изначально была попыткой сочетать несочетаемое — вписать элементы рыночной экономики в жестко централизованную плановую систему. Успешно решая одни проблемы (рост производительности труда, повышение благосостояния), она одновременно создавала другие (товарный дефицит, отраслевое расслоение, рост цен).

Она могла стать успешным первым шагом в комплексной и глобальной реформе советской экономики, но для этого надо было делать дальнейшие шаги по внедрению рыночных отношений, к чему руководство страны не было готово по идеологическим причинам.

В качестве “косметического ремонта” экономической системы она была заведомо обречена на неудачу, дав лишь кратковременный эффект.

Подписывайтесь на нас в Instagram:
https://www.instagram.com/ruposters_ru/

Источник: https://ruposters.ru/news/18-12-2019/podvoh-kosiginskoi-ekonomicheskoi-reformi

Конспект по истории России на тему

Сокращение числа плановых показателей для предприятий

Экономическая реформа 1965 года

Сразу после прихода к власти Брежнева перед ним встал острый вопрос – нужна была экономическая реформа, поскольку последние 5 лет деятельности Хрущева привели к ужасающим последствиям.

Поэтому буквально все, начиная от простых граждан, и заканчивая руководителями ЦК, понимали – реформы нужны.

Но почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть все нюансы проводимых изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.

Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР.

Аграрная реформа 1965 года и ее результаты

В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими:

  • Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
  • За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
  • Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
  • Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.
  • Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
  • Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.

Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств.

В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев.

Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме.

Положительные моменты аграрной реформы

Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку – это то, что колхозам было необходимо. Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы  были убыточными. У всех были долги.

Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок.

  Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась.

Отрицательные моменты аграрной реформы

Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» – фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства (выращивания). Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей (цифры приведены только для примера).

Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 – он в любом случае получит свои 50 рублей.  С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов.

Результаты экономической реформы в аграрном секторе

ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:

  • Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
  • Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
  • Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
  • Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.

В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:

  • Совершенствование производства.
  • Стимулирование работников.

Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.

Ключевые аспекты реформы:

  • Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
  • Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
  • Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
  • Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
  • Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.

Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат.

Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может.

Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.

Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.

Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале – отрицательными.

Историческая справка

Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?

Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:

  • Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
  • Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
  • Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
  • Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.

Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране.

В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции.

На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было.

Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.

Многие члены Политбюро искренне  убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции.

А.А. Громыко

Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг

Причины этого отрыва понятны – в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем.

 Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары, но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности.

У западных стран этого перекоса не было, поэтому они начали понемногу в этом отношении отставать от СССР.

Кроме того был еще 1 момент, который затормозил развитие экономики СССР и привел к отставке Косыгина – увеличение цены на нефть и газ. Брежнев со своим окружением решили, что экономическая реформа 1965 года уже свое отжила, а дальше страна будет жить за счет продажи топлива.

Косыгина убрали, кризис усилился. Поэтому причины того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов следует искать в решениях ЦК, где си дели люди искренне убежденные, что реформы не нужны, что можно обойтись не реформированием, а небольшим косметическим ремонтом.

Но они очень сильно ошибались…

Источник: https://infourok.ru/konspekt-po-istorii-rossii-na-temu-ekonomicheskaya-reforma-g-2939515.html

Экономическая реформа 1965 года

Сокращение числа плановых показателей для предприятий

Что этот Косыгин придумал? Какие реформы?  Зачем они нужны? Кому это надо? Кто это понимает? Работать нужно лучше, вот и вся проблема.

Брежнев Л.И.

Сразу после прихода к власти Брежнева перед ним встал острый вопрос – нужна была экономическая реформа, поскольку последние 5 лет деятельности Хрущева привели к ужасающим последствиям.

Поэтому буквально все, начиная от простых граждан, и заканчивая руководителями ЦК, понимали – реформы нужны.

Но почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть все нюансы проводимых изменений в сельском хозяйстве и в промышленности.

Экономическая реформа 1965 года делала главную ставку на модернизацию сельского хозяйства и промышленности. Занялся ей Косыгин, которого убрали после первых положительных результатов, после чего началось падение экономики СССР.

Аграрная реформа 1965 года и ее результаты

В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими:

  • Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
  • За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
  • Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
  • Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.
  • Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
  • Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.

Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств.

В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев.

Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме.

Положительные моменты аграрной реформы

Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку – это то, что колхозам было необходимо. Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы  были убыточными. У всех были долги.

Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок.

  Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась.

Отрицательные моменты аграрной реформы

Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» – фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства (выращивания). Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей (цифры приведены только для примера).

Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 – он в любом случае получит свои 50 рублей.  С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов.

Результаты экономической реформы в аграрном секторе

ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:

  • Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
  • Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
  • Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
  • Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.

В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:

  • Совершенствование производства.
  • Стимулирование работников.

Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.

Ключевые аспекты реформы:

  • Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
  • Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
  • Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
  • Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
  • Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.

Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат.

Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может.

Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.

Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.

Основная причина того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов заключается в том, что экономическая модель СССР себя изжила. В основе этой модели лежало отрицание всего нового. Поэтому локальные результаты были неплохими, но на длительном временном интервале – отрицательными.

Историческая справка

Почему экономические реформы 1965 г не дали ожидаемых результатов?

Есть целый комплекс причины, из-за которых это произошло:

  • Экономические основы изменены не были. Брежнев пытался поверхностными изменениями решить глобальные проблемы, но, увы, это невозможно.
  • Противоречия в партии. Для решения глобальных задач должно быть единство, но его не было и каждый тянул одеяло в с вою сторону.
  • Экономика для ЦК КПСС была менее важна, чем идеология. Даже когда стало очевидно, что экономика СССР в очень плачевном положении, все равно речь была примерно такой – как-нибудь проживем, главное не трогать постулаты социализма и партийной гегемонии.
  • Противоречия. Предприятия наделили элементами самостоятельности, но зачастую их самостоятельные решения шли в противоречие с мнением Министерств.

Одной из причин было то, что в СССР существовало (строилось) большое количество гигантских заводов. В результате они имели монопольное положение в стране.

В следствии же того, что предприятиям давались экономические послабления, страдало качество продукции в виду отсутствия конкуренции. В ответ на это правительство ужесточило нормы проверки качества продукции.

На первый взгляд это шаг абсолютно правильный, но на практике он привел к тому, что продукция подорожала, а также наступил ее дефицит. В итоге реформа развивалась, но результатов положительных не было.

Более того ежегодно все большее число товаров привозились из заграницы, поскольку промышленность СССР не могла обеспечить граждан всем необходимым. Ведь не решалась одна из главных проблем – недостаток продукции массового потребления. Вот, что по этому поводу писал А.А. Громыко.

Многие члены Политбюро искренне  убеждены, что монопольные предприятия, гигантские стройки и тяжелая промышленность требуют неоправданных затрат, в то время, как предприятия, работающие на массовое потребление, оказываются в изоляции.

А.А. Громыко

Причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг

Причины этого отрыва понятны – в СССР делалось все для тяжелой промышленности и военной техники, по показателям развития которых страна была впереди своих западных «партнеров». Но делалось это за счет экономии на нуждах граждан, ведь в СССР был дефицит практически со всем.

 Все, кто жил в ту эпоху, рассказывает, что очереди были за товарами из Югославии, Чехословакии, Польши и других стран. Были и собственные товары, но их крайне не хватало. Это и есть явный признак перекоса экономики к тяжелой промышленности.

У западных стран этого перекоса не было, поэтому они начали понемногу в этом отношении отставать от СССР.

Кроме того был еще 1 момент, который затормозил развитие экономики СССР и привел к отставке Косыгина – увеличение цены на нефть и газ. Брежнев со своим окружением решили, что экономическая реформа 1965 года уже свое отжила, а дальше страна будет жить за счет продажи топлива.

Косыгина убрали, кризис усилился. Поэтому причины того, что экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов следует искать в решениях ЦК, где си дели люди искренне убежденные, что реформы не нужны, что можно обойтись не реформированием, а небольшим косметическим ремонтом.

Но они очень сильно ошибались…

Источники и дополнительный материалпо теме:

  • “Экономика СССР в 1961-1987 гг” – Ханин Г.И. Москва, 2007
  • “Экономическая история России” – Тимошина Т.М. Москва, 1998

Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/ekonomicheskie-reformi-1965-goda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.