Сокращение должностей муниципальной службы

Содержание

Порядок сокращения муниципальных служащих

Сокращение должностей муниципальной службы

Определение находим в статье 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ: так называют работника, который занимает муниципальную должность в органе власти местного уровня. Работа на такой должности регулируется местными нормативными актами, а вознаграждение за труд выплачивается ему из местного бюджета.

Нельзя отождествлять гражданских служащих, которые работают в органах федеральной государственной власти и органах власти субъектов Российской Федерации, и местных служащих — это две отдельные системы. Муниципальная служба не является подвидом государственной гражданской службы и регулируется специальными законодательными актами.

Как регулируется увольнение муниципальных служащих

Главным законом, регулирующим общие правила вступления в трудовые отношения и освобождения от должности сотрудников, является Трудовой кодекс РФ. Вопросам увольнения посвящена глава 13.

Специальным законом, устанавливающим особенности, применимые только к местным служащим, является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статья 19 указанного закона содержит специальные условия освобождения от должностей местных служащих. Они применяются только к этой категории работников.

Причины увольнения муниципальных служащих

С местной службы гражданин увольняется по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ, и к нему применяют специальные основания для увольнения муниципального служащего. Общие основания собрали в таблице:

Статья ТК РФ Основание Пояснение
ст. 78 ТК РФСоглашение сторонТрудовой договор расторгается в любой момент, если к тому есть волеизъявление и сотрудника и работодателя
ст. 79 ТК РФИстечение срока договораПо общему правилу, трудовой договор — бессрочный, но в ст. 59 ТК РФ установлено ограниченное количество случаев, когда договор заключается на определенный срок, например, на время отсутствия основного сотрудника. Истечение срока договора ведет к освобождению от должности сотрудника
ст. 80 ТК РФПо инициативе работникаРешение о прекращении трудовых отношений принимает сам сотрудник, о чем подает соответствующее заявление
ст. 71 и 81 ТК РФПо инициативе работодателяУвольнение по инициативе работодателя требуется обосновать. Трудовой кодекс устанавливает закрытый перечень случаев, когда работник освобождается от должности, реализации каждого из этих случаев должна сопутствовать определенная процедура
ст. 83 ТК РФПо обстоятельствам, не зависящим от воли сторонК таким обстоятельствам относятся, например, призыв работника на военную службу, его смерть, восстановление на работе гражданина, ранее занимавшего эту должность, чрезвычайная ситуация

Трудовой кодекс РФ в ст. 75 содержит основание для увольнения руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, если в организации сменился собственник. Спорным является вопрос, относятся ли к этому основанию случаи увольнения муниципальных служащих при смене руководства органа власти.

Основанием для увольнения является смена собственника. В случае местного органа это приватизация имущества из муниципальной собственности в частную.

Если в организации просто сменился руководитель либо даже местный орган реорганизован, у него изменилась подведомственность, форма собственности осталась прежней, оснований для кадровых перестановок нет.

Специальными основаниями для освобождения от должности муниципального служащего являются:
Основание Пояснение
Достижения предельного возраста нахождения на муниципальной службеПункт 2 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает предельный возраст службы в 65 лет. Статья 19 того же закона позволяет расторгнуть трудовой договор с сотрудником, достигшим этого возраста. Продлить срок пребывания на работе можно, но единовременно только на один год. Количество продлений не регламентировано, поэтому продлевать срок работы допустимо сколь угодно долго по согласованию с работодателем
Утрата гражданства РФ или государства, граждане которых находятся на муниципальной службе в РФПо общему правилу, местными служащими являются только граждане РФ, но с рядом иностранных государств, в том числе Белоруссией и Арменией, у России есть международные соглашения, позволяющие их гражданам участвовать в российском местном управлении
Несоблюдение ограниченийФедеральным законом № 25-ФЗ установлен перечень ограничений, которых обязан придерживаться местный служащий, например, он не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, занимать государственные должности или оплачиваемые должности в профсоюзе или избирательном органе
ДисквалификацияЭто вид административных наказаний за совершение, например, административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ. Наложение такой меры исключает возможность работы гражданина на должности

Уволенного из-за утраты доверия включают в специальный реестр! Снова поступить на муниципальную службу такой работник не сможет.

Сроки для увольнения

Срок расторжения отношений с муниципальным служащим зависит от основания, по которому это происходит:

  1. Если основанием является сокращение численности штата, предупредить сотрудника необходимо как минимум за два месяца.
  2. Если сотрудник увольняется добровольно, вся процедура займет две недели.
  3. По соглашению сторон трудовой договор расторгается в течение периода, о котором договорятся работник и работодатель. Допустимо сокращение периода увольнения до одного дня.
  4. В связи с утратой доверия и при неоднократном неисполнении должностных обязанностей — не менее двух рабочих дней. Увольнение по этим основаниям является дисциплинарным взысканием. Прежде чем его применить, работодатель обязан затребовать у работника письменное разъяснение. На его предоставление работнику дается два рабочих дня. Издавать приказ об увольнении до истечения этого срока является нарушением трудовых прав работника.
  5. В случае достижения предельного возраста увольнение оформляется со дня, следующего за днем рождения служащего. Законодательно не оговаривается специальная процедура уведомления о грядущем расторжении договора с сотрудником, но следуя соображениям деловой этики, работодателю стоит заблаговременно известить сотрудника о том, что договор с ним не продлят после наступления предельного возраста.

Как оформляется увольнение муниципального служащего

Процедура снятия с должности состоит из этапов:

  1. Выявление и документальное оформление оснований.
  2. Издание приказа.
  3. Оформление записи в трудовой книжке гражданина и выдача всех документов.
  4. Полный расчет.

Например, увольнение муниципального служащего по собственному желанию предполагает следующую последовательность действий.

Шаг 1. Муниципальный служащий подает заявление.

Оно не имеет строго определенной формы, сотрудник составляет его в том виде, в котором считает нужным. Важно, чтобы в документе было четко выражено намерение уволиться и дата, с которой трудовые отношения будут прекращены.

Скачать

Шаг 2. Передача дел.

На следующий день после дня подачи заявления начинает течь двухнедельный срок отработки. Работодатель ищет увольняющемуся сотруднику замену, а тот заканчивает и передает дела.

Шаг 3. Работодатель оформляет приказ об увольнении муниципального служащего по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.

Скачать

Шаг 4. В последний день работы в трудовой книжке делают отметку об увольнении. Ее и остальные документы сотрудника выдают ему на руки.

Шаг 5. Полный расчет. Все причитающиеся деньги нужно выдать в последний рабочий день.

Выплаты и компенсации муниципальным служащим

При увольнении гражданину выплачиваются:

  • заработная плата за отработанную часть месяца с учетом всех регулярных надбавок и регулярных премий;
  • компенсация неотгулянного ежегодного отпуска;
  • выходное пособие при увольнении муниципального служащего, если он сокращен в связи с уменьшением штата или расформированием органа власти.

Гарантии для муниципальных служащих при увольнении

Гарантии предоставляются в случае, если расторжение трудового договора происходит в связи с ликвидацией или расформированием органа власти.

Тогда работодатель обязан предоставить работнику возможность либо перевестись на другую, более низкооплачиваемую должность, либо дать информацию о возможности трудоустройства в другом органе власти.

Если работник отказывается от предоставленных возможностей, оформляется расторжение.

Увольнение осужденного к лишению свободы

В пп. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ сказано, что гражданин, осужденный к лишению свободы, не вправе оставаться на местной службе.

Трудовой кодекс РФ относит осуждение сотрудника к лишению свободы к основаниям расторжения договора, не зависящим от воли сторон. Расторжение трудовых отношений в связи с приговором реализуется только после вступления в силу решения суда. Вступившее в силу решение становится для работодателя основанием для расторжения трудового договора.

Работодатель издает приказ и под подпись ознакомит с ним муниципального служащего. Если ознакомление невозможно из-за того, что сотрудник находится в местах лишения свободы, об этом делается отметка в приказе со ссылкой на решение.

В трудовой книжке сотрудника причина прекращения трудовых отношений указывается со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Особенности для полиции

Источник: https://gosuchetnik.ru/kadry/instruktsiya-uvolnenie-so-sluzhby-munitsipalnogo-sluzhashchego

Порядок сокращение штата муниципальных служащих

Сокращение госслужащих может производиться за счет уменьшения числа точек и методом проведения различных мероприятий, направленных на реорганизацию учреждения, или замены структуры путем изменения устава или штатного расписания.

После утверждения подобного решения, руководящие органы и те, кто нанимал сотрудников, должны придерживаться определенных актов и положений.

Нанимателю следует в двухмесячный срок после решения о сокращении госслужащих обязательно уладить некоторые моменты: оценить права сотрудников, которые оказываются сокращенными, на первоочередное замещение вакантных служебных мест.

Законодательство предусматривает первоочередное право на занятие вакансии служащим, которые обладают большим опытом, отработали долгое время по специальности, имеют необходимое образование и отмечены по результатам служебной деятельности.

Работодатель должен уведомить письменно сотрудников об их увольнении в связи с сокращением штата.

Сокращение госслужащих может происходить без законного срока предупреждения лишь по взаимной договоренности, выраженной в письменном виде.

Это является нарушением гражданских прав сотрудника, которому необходимо точно знать сроки увольнения, чтобы можно было трудоустроиться в этот срок без прерывания стажа, не находясь в непрерывном ожидании. Когда сотрудник в процессе ожидания увольнения отдыхает в отпуске или попадает на больничный, то в данном случае днем увольнения будет день после окончания больничного листа или отпуска.

Источник: https://lksmrf.ru/poryadok-sokrascheniya-munitsipalnyh-sluzhaschih/

Инструкция: увольнение со службы муниципального служащего

Сокращение должностей муниципальной службы

Определение находим в статье 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ: так называют работника, который занимает муниципальную должность в органе власти местного уровня. Работа на такой должности регулируется местными нормативными актами, а вознаграждение за труд выплачивается ему из местного бюджета.

Нельзя отождествлять гражданских служащих, которые работают в органах федеральной государственной власти и органах власти субъектов Российской Федерации, и местных служащих — это две отдельные системы. Муниципальная служба не является подвидом государственной гражданской службы и регулируется специальными законодательными актами.

���������� ����� � ������ �������� ��������������

Сокращение должностей муниципальной службы

����� �� 24.05.2017 13:11

�� �� ����� �������������� ��������� ����������� ���������� ����������� ��� �����, ������� ����� ������������ �� ��������� ������. ���� 1. ���������� ����������, ����� ��������� ��������� ��� ���������� (� ������ ���������� �����) ���� ������� ������ �������� ���������� (���� ���������� ���������� �����������). ���� 2.

�������� ������ � ������������� ���������� ���������� ����������� ��� ������ � ������� ����������� ���� ���������� ������ ����������, ����, ������� ������� ������� � ������ ���������� � ������ ����������, � ����� ����������, ������� ������ ���� ���������� ����������� ���������� (������������ ����� ������� ����������, ����������� ����� �����������, ������� ������ �������� �� ������.

� �.�.). ���� 3. ������������, ��� ��������� �� ���������� ��������� ��� ����������. ������ ���� ������ ������������ �� ������ ���������� �� ������: �� �� ������������� �������, �������� ������� ����������������� ��� �����������, ��� ����� ������, � ��� �������� �� ������.

���, ��� ���������� ����������� ��� ����� ���������� ���������������� ����� �� ���������� �� ������ ��������������� ���������� � ����� ������� ������������������� ����� � �������������. ����� ������� ������������������ ����� ������������ �� ��������� � �������, ����� � ��������� ���������� ����������� �����-���� ���������, ���� ������������� �������� ���������� �����.

���� �� �������� ��������� �� ������ � �������� �� ��� ������������������� ����� �����������, �� �������� ������� �������� �� ��� ���������������� �������.

� ����� ������� ���������������� ����� �������� ������� ������������ ����������� (���� � ������� ��������� ������ ����������� �� �������), ������� ��������������� ����������� �� ������� �������������, ������� ������ �������, ����� ���������� ���� ������ � ������ �������� ��������������. �� ����� ������ ������� ������� �����.

�� ������ �������, ����������� ���� ���� ������ �� �������������. ������ �� �������� ����� ���������� ��������, ����� � ������ ��������� ����� ���������� ����, �� ��� ���� �� ������� � ������ �����������, ���� ���� � ���� ������� (�� � ��� �� ��� ������� ���������), � � ������� ��������� ����� ���� ������, �� � ������ ����������� �� ���������� ������� ������.

��� �������, ����������� ���������� �������� ���� ��������, ������� ������ ������� ������ � ���� �����������. ����� ������� ������������ �� ������ ���������. ������ � ��� �������, ����� ���������������� ���������� ������������ ��� ��� ���� ������� ������� �� ���������� �����������, �������� ������ ������ ����������, ������������ ���������� ������ ����� ���������� ���� �������.

���, ��������� � ����� ������ ������ 10 ���, �� ������� �� ������ ���� ��� ������� � ����� �������� �������, � ����� �������� � ����� ������� ��������, �� ��� ������, �� ���������������� ���������� � ����� ������ ������ 8 ���, �� ������� 7 – � ������� �������. ������� ��� ���������� ����������� ����������, ���������������� ����� �� ���������� �� ������ ������ ����� ����� ���������.

���� �� �� ��������� ����������� ���� ��� �������, �� �������������� ����� ��������� �� ����� ���������� ����������������� ������ ������������� ��������� ������ � ����� ������������.

��� ������ ������������������ ����� � ������������ ������������ � ���������� �� ������ ��������: 1) �������� – ��� ������� ���� ��� ����� ���������� (���������������� ������ �����, ����������� �� ������ ���������� ��������� ��� ���������� �� ���� ������, ������� �������� ��� ��� ���������� � �������� ���������� ������� � �������������); 2) �����, � ����� ������� ��� ������ ���������� � ��������������� ����������; 3) ����������, ���������� � ������ ����������� �������� ������ ��� ���������������� �����������; 4) ��������� ������� ������������� ����� � ��������� ������ �������� �� ������ ���������; 5) ����������, ���������� ���� ������������ �� ����������� ������������ ��� ������ �� ������. ������������ ��������� ����� ����������������� ������ ��������� ���������� �����������, ������������ ���������������� ������ �� ���������� �� ������ ��� ������ ������������������ ����� � ������������. � ���� ����� ���������� ��������, ��� ����� �� �������������� ������� ������������ ��������� ������������� ������������ ������������� � ��� ������, ����� ��������� �� ���������� ����� ���������� ���������������� �������. ������� �������� �����, ��� ����������������� �� ������������� ����������� �������������� ��������, ��������� � ����������� �� ������ �������� ���������. �� ���� ��������� � �������� ����������, ��� ����, ����������� �� ������, � ������ ���������� ����� ����� ���������������� ����� �� ����������, ������. ���� 4. ���������� �� ����� ��� �� ��� ������ �� ���������� ������������ ���������� ����������� � ����������� ���������� � ����� � ����������� ����������� ��� �����. ��������� ��������������� ������������� ����������� � ��� �������� �� ����� ��� �� ��� ������ �� ����������. ������, ������������ � ����������� �������� ��������� ����� ����� ���������� � ��� �������� ������� �� ��������� ����� �������������� �� ���������� �������� ��� �������������� ����������� � ������� �������� ��������� ���������, ������������ ��������������� �������, ����������� �� ��������� ����� �������������� �� ����������. ���� 5. ��� �������� ������� � ���������� ����������� ��� ����� ���������� ����������� � ��������� ����������� �������� ��������� � ����������� ������������ ������ �� ������� ��� �� ��� ������ �� ������ ���������� ��������������� ����������� �������� �� ����: 1) ��������� ������ ��������� ����������� �����������; 2) � ������ ������ ���������. ��������� ��������� ������ ���� ����������� ���������� � ���������� �����. ����������� � ������ ������ ��������� ����� ������ ��������� �������� �� ���������, ���������, ������������� � ���������������� ���������� � ���, ������� ������ ����� ������� ����������� ���������, ����������� ����������. � ������, ���� ������� � ���������� ����������� ��� ����� ���������� ����������� ����� �������� � ��������� ���������� ����������, �������� ����������� ������ ���� ����������� �� ������� ��� �� ��� ������ �� ������ ���������� ��������������� �����������. ����������� �� ����������� ������ ��������� ����������� ����������� � ������� ������ ��������� �� �������� ���������� ���� �����. ���� 6. ������������ ������ ���������� ���������, �������� ������� � ������� ����� ������������ �� ����������, ������ ��������� ������ (��������� ���������) � ��� �� �����������, ��������������� ������������ ���������, ������, ���� ����� ����� ������������ ��������� ������ ���� ��������������� ������������ ���������, �� ������ ��� ����� �� �����������. ������� ������������ ����������� �������� ���������� ���������� ����� ����������, � ��� ����� ��������� ��������, ���� ������� ����� ���������. � ��������� ������, ���������� ����� ���� �������� ����������. ���� 7. ���� ����������� � ����� � ����������� ����������� ��� ����� ������� ����� ��������� ������ ��������� ����������� ����������� ������������, �� ������������ ������ ������ ������ ������ ������������ ������. � ����������� ������������ ��������� ����� ���� ���������� ���� ������� ������������� ������� ��������� ������ ��������� ����������� ����������� ������ ����������� � ������������ ��������, ��������� � ������������ ��������� �������� �� ���������� ������������. ��������, ���� � ������������ �������� ����������, ��� ������ ��������� ����������� ����������� ������ ���� ������ � ����� ������ ��� ���������� ����������� ��� �����, �� ��� �������� ������ � � ������ ���������� ���������, �� ����������� ������ ���������. ���� 8. ��� ������ �������� ���������� ������������ � ������ ������ ��������� ��������� ����������� ����������� ��������� ����������� ����, ��������������� �� ��, ����� ������������ ��������, ������������ ���������, �����������. �������� ��������� ���������� ������������ � ���������� � (���) ��������������� �����������. �������� ��������� ������������� ��������� � ��������� �� ����������� ������ �� ���������� ��������� � �������� ��������� �������������, ������������ �������������� ������ ��������� – ������������� �� �� 5 ������� 1993 �. N 99. ����, � �������� ������������� ���������� ������� ��������, ���� 1) � ������� 30 ����������� ���� �������������� ������� 50 � ����� �������; 2) � ������� 60 ����������� ���� �������������� ������� 200 � ����� �������; 3) � ������� 90 ����������� ���� �������������� ������� 500 � ����� �������; 4) � ������� 30 ����������� ���� � �������� � ����� ������������ ������� ����� 5 ���. ������� �������������� ������� ���������� � ���������� 1% ������ ����� ����������. ���� 9. �������� ������ (������������) � ����������� ��������� �������� � ����� � ����������� ����������� ��� ����� � ���������� ���������� (�����������) �� ����� N �-8 � N �-8�. � �������� ��������� ���������� ���������� ��������� ������� (������������) ������������ � ���������� ���������� ����������� ��� �����. � ��� �������, ����� ��� ����������, �������� ������� � ���, ��� ������ ��������� ������ ��������� ����������� ����������� ���� ������. ���� 10. �������� ������ ���� ���������� � �������� (�������������) � ����������� � ��� ��������� �������� � ����� � ����������� ����������� � �����. ���� �������� ������������ �� ������������ � ��������, �� ���� ������ ���� ��������� ��������������� ���. ���� 11. ��� ����������� ��������� �������� � ����� � ����������� ����������� ��� ����� ���������� ������������ ��������� ������������� �������� ������� � ������� �������� ��������� ���������. ���� 12. � ��������� ���� ������ � �������� ������ �������� ������ � ����������� ��������� �������� � ������� ������������ � ��. 81 �� �� � �������� ������ �������� �� ���� ���������. ���� �������� ������������ �� ��������� �������� ������, �� �� ������ ����� ���������� (� ���� �� ���������� �� ������ �����������, �� ����� � �� ����� �����������) ������������ �������� ������ � ������������ � ��������, ���������� � ������������� ������� �� �������� ������� ��� ���� ���������� �� �� �������� ������.

���� 13. ��� ����������� ��������� �������� � ����� � ����������� ����������� ��� �����, �� ��������� ���������� ����������� ������� �������� ��������� �� ������ ���������������, �� �� ����� ���� ������� �� ��� ���������� (� ������� ��������� �������). � �������������� ������� ������� �������� ��������� ����������� �� ��������� ���������� � ������� �������� ������ �� ��� ���������� �� ������� ������ ������ ��������� ��������� ��� �������, ���� � ������������� ���� ����� ���������� �������� ��������� � ���� ����� � �� ��� �� ������������.

Источник: https://rossovet.ru/item/482720-sokraschenie-shtata-v-organe-mestnogo-samoupravleniya.html

«Нелюбовь нашего гражданина к чиновникам — это обычная форма недоверия к государству»

Сокращение должностей муниципальной службы

Экс-замминистра труда и занятости России Павел Кудюкин — об очередной кампании сокращения госслужащих

В начале этой недели премьер-министр России Михаил Мишустин заявил о необходимости административной реформы посредством сокращения от 5 до 10 процентов госслужащих — в основном за счет вакантных мест.

Провести ее решено в сроки с января по апрель 2021 года.

О том, чего ожидать от очередной кампании сокращения госслужащих, рассуждает Павел Кудюкин, в прошлом заместитель министра труда и занятости России, эксперт в области реформирования системы органов власти.

— Павел Михайлович, а чем, на ваш взгляд, продиктовано предложение Мишустина?

— Каких-то специальных, текущих причин для планов сокращения госслужащих не просматривается, и возникает впечатление, что это некий ритуал. Каждый премьер-министр в какой-то момент считает своим долгом объявить о том, что нужно сократить количество госслужащих.

В принципе, нынешнее сокращение — но не на фиксированный процент, а по ситуации, — может быть связано с так называемой «регуляторной гильотиной», о которой сейчас довольно громогласно объявлено, но которая идет с большим скрипом.

Речь идет о сокращении числа тех, кто занимается регулирующей деятельностью хозяйствующих субъектов — таким образом, может снижаться регулирующая нагрузка на бизнес со стороны контрольно-надзорных служб. Если идея «регуляторной гильотины» будет реализована, то появится объективная возможность сократить работников именно контрольно-надзорных служб.

Возможно, сокращение именно госслужащих, а не людей, осуществляющих какие-то функции, связано и с переходом на принцип «одного окна», то есть с развитием межфункциональных центров по предоставлению муниципальных и государственных услуг.

Мы просто передвигаем функции чиновников на работников учреждений, и таким образом перераспределяются лимиты численности и лимиты финансирования от госорганов на другие организации.

Тем более что сейчас гражданам удобнее общаться с МФЦ, чем с кучей государственных и муниципальных органов.

Но пока не даны конкретные объяснения относительно того, что имел в виду господин Мишустин, комментировать новые решения трудно.

Вот мы слышим, что да, планируется сократить чиновников на 5 процентов в центральном аппарате и на 10 процентов в территориальных органах, но это выглядит так, как выглядело раньше, — урежем незанятые вакансии, но в то же время будут повышены зарплаты тем, кто работает, ведь, как правило, неиспользованная часть фонда оплаты труда идет на стимулирующие выплаты работающим.

open-dubna.ru Возможно, сокращение именно госслужащих, а не людей, осуществляющих какие-то функции, связано и с переходом на принцип «одного окна», то есть с развитием межфункциональных центров по предоставлению муниципальных и государственных услуг

— То есть ту же возможную экономию госсредств вы в этом не видите? В Минфине говорили, что мол, иначе, без сокращения численности чиновников, для доведения их зарплат до достойного уровня нужно 100 миллиардов рублей.

— Тут все непонятно — хорошо, мы сократили вакансии, а фонд оплаты труда чиновников мы сокращаем или нет? Ничего об этом не сказано.

Если сокращаем, то возникает проблема: оставшиеся госслужащие будут получать меньше денег за свою работу. Будут ли они этим довольны? Сильно сомневаюсь.

Если же мы сохраняем фонд оплаты труда при сокращении вакантных ставок, встает вопрос — а что изменилось-то?

Вероятнее всего, все завершится так, как все предыдущие сокращения. То есть, возможно, на какое-то время сократится штатная численность ряда ведомств, но потом она опять начнет расти.

Почему? Потому что само по себе сокращение бессмысленно, если мы не понимаем, чем вообще занимаются государственные и муниципальные служащие и в каких органах. Сейчас очевидно, что есть места, где их, вероятнее всего, недостает, и есть места, где они не нужны. И это нужно срочно проанализировать.

— Получается, после того, как в апреле 2019 года об очередном сокращении госслужащих объявлял Минфин, никаких сдвигов в этом вопросе не было?

— Принципиальных изменений не случилось. В том числе и в подходах к этому вопросу.

Почему?

— У нас широко распространено представление, что чиновников слишком много, что это паразиты, которые ничего не делают, а если и делают, то только вредят, и это стало предрассудком общественного мнения. Конечно, есть в этих предрассудках элементы истины, но далеко не стопроцентные. Но в основном причина именно в них — других рациональных подходов к сокращениям у нас наверху не видят.

«Создается впечатление, что госкорпорации — это отделы по перекачке госсредств в частные карманы»

— Можно ли сейчас понять, где действительно нужны сокращения?

— Давайте разбираться.

В регионах мы имеем дело с тремя разными категориями служащих — служащие территориальных органов исполнительной власти, служащие субъекта федерации, то есть региональных органов госвласти, и, наконец, муниципальные служащие. По этим категориям нужен отдельный анализ.

Нынешние объявленные сокращения все-таки относятся к федеральным органам власти, но если отвечать на ваш вопрос, то в принципе, исходя из моих наблюдений последних лет, как-то решилась проблема в налоговых инспекциях. Там пришли к оптимальной численности тех сотрудников, которые работают с посетителями, ну и у ФНС развиваются формы электронных взаимодействий.

Но с регионалами и муниципалами, картина, если честно сказать, непонятная. Возьмем отделы социальной защиты населения — какая-то часть их функций ушла в те же МФЦ, но как это отразилось на численности подразделений соцзащиты, непонятно.

Гуландам Фатхуллина С регионалами и муниципалами, картина, если честно сказать, непонятная. Возьмем отделы социальной защиты населения — какая-то часть их функций ушла в те же МФЦ, но как это отразилось на численности подразделений соцзащиты, непонятно

— В 2019 году вы говорили, что в общем-то правильно было бы сократить чиновников некоторых надзорных организаций типа Рособрнадзора. Некоторые телеграм-каналы сообщили, что сокращения чиновников сейчас могут затронуть казначейство, Росреестр. Насколько правильными были бы такие решения?

— В казначействе какая-то часть, возможно, будет сокращена за счет автоматизации процессов, но надо понимать, что это орган очень ответственный, поскольку его работа касается финансирования всей бюджетной сферы, как федеральной, так и региональной.

И даже если деньги по тем же госзакупкам перечисляются через какую-то коммерческую структуру, они также должны пройти через казначейство, ведь это еще и контрольный орган. Есть ли в казначействе технические возможности для сокращения людей? Сказать трудно. Относительно Росреестра — я сомневаюсь, что там будут сокращения.

Проблем с регистрацией прав на недвижимость остается очень много, и насколько Росреестр справится, большой вопрос.

В какой степени необходимо сокращение служащих в госкорпорациях?

— Госкорпорации — это отдельная песня, их работники все-таки не госслужащие, и то, о чем говорил Мишустин, на них не распространяется.

По российскому законодательству госкорпорации самостоятельны в определении своей численности, и им не спускают сверху численность штата и штатное расписание, они это устанавливают сами.

Тут возникает другой вопрос — насколько уже оправдан статус госкорпораций и само их название как «госкорпораций».

Ведь как только государственные деньги попадают в госкорпорации, они перестают быть государственными, и уровень госконтроля над госкорпорациями (за исключением, может быть, «Росатома», где он прописан очень жестко) очень неэффективен.

И создается впечатление, что госкорпорации, за некоторым исключением, — это такие отделы по перекачке госсредств в частные карманы.

«В России чиновников на душу населения меньше, чем в США, но значит ли это, что наш чиновник эффективнее?»

А что с местными и региональными чиновниками?

— Россия по Конституции — федеративное государство, а субъекты федерации являются государственными образованиями, которые в рамках законодательства являются, в общем-то, самостоятельными в пределах своих полномочий — в тех же вопросах распределения и контроля бюджетных средств.

Конечно, прокуратура контролирует законность действий любых организаций, будь то федеральные, региональные или муниципальные органы власти. Но федеральные контрольно-надзорные органы законность действий нефедеральных органов могут проверять достаточно ограниченно. Если речь идет о полномочиях субъекта, то тут дело самого субъекта, и контроль — это дело самого субъекта.

Что касается контроля эффективности работы чиновников, то это, конечно, слабое место в системе госуправления.

Хотя Счетная палата еще с конца нулевых годов ставила вопрос о том, что она должна контролировать не только соответствие бюджетных ассигнований целевому назначению, но и эффективность их использования, с этим до сих пор много проблем, в том числе и в регионах. Проблем много в том числе потому, что критерии эффективности работы чиновников выработать очень трудно.

Отсутствие методик определения эффективности работы чиновников — это на самом деле общемировая проблема. Даже в коммерческих структурах так называемые KPI — это предмет больших и постоянных споров о том, какими они должны быть, насколько эффективны эти показатели, и доходит даже до вопроса — а нужны ли они вообще? Это очень непростой вопрос.

rulenta.com Хотя Счетная палата еще с конца нулевых годов ставила вопрос о том, что она должна контролировать не только соответствие бюджетных ассигнований целевому назначению, но и эффективность их использования, с этим до сих пор много проблем, в том числе и в регионах

Но если эффективность чиновников не измерена должным образом, может и нельзя утверждать, что в России чиновников много?

— Мы, конечно, можем, делать некие прикидки и сравнивать нашу картину с лучшими образцами, то есть сравнивать количество чиновников на 100 тысяч населения с другими странами.

Но сложность заключается в том, что страны в мире разные, и понятно, что протяженную страну, значительная часть которой населена редко, как Россия, нельзя сравнивать с Нидерландами, где численность населения маленькая, а страна населена плотно.

И где степень транспортной доступности выше, чем в наших сибирских регионах, в которых доступ к чиновникам проблематичен и в них действительно чиновников нужно размещать чаще, нежели на сегодняшний момент.

Конечно, такой подход многое дает увидеть. Мы увидим, что у нас чиновников на душу населения меньше, чем в США, но значит ли это, что наш чиновник работает эффективнее, чем американский? Это было бы довольно смелым допущением без дополнительных исследований.

Тут еще возникает вопрос — а кого мы считаем госслужащим? Человека, имеющего статус госслужащего? В разных странах разные критерии, а вывод нужно делать по сопоставимым критериям.

Кроме того, не стоит забывать, что многие функции госорганы отдают подведомственным учреждениям, и как учитывать численность этих работников, если они лишь частично выполняют госфункции? Проблем много, и они очень сложно решаются, поэтому однозначно сказать, что мы вот столько-то людей сократили и дальше сокращать нельзя, очень сложно.

А вы согласны, что чиновники были бы другими, если бы наверху была принята здравая экономическая и социальная стратегия развития страны, где главная цель — человек? Ведь если бы отношение к людям было на должном уровне, вряд ли бы вопрос сокращения чиновников стоял в повестке дня.

— Я с вами согласен. Нелюбовь российского гражданина к чиновникам — это обычная форма недоверия к государству. Хотя большинство скажет, что мы родному государству всей душой доверяем, но это некая абстракция. Да, доверяют президенту, в меньшей степени правительству, но чиновникам-то не доверяют, потому что чиновник — это то лицо государства, с которым гражданин непосредственно общается.

pravdaurfo.ru Чиновникам не доверяют, потому что чиновник — это то лицо государства, с которым гражданин непосредственно общается

То есть общая неудовлетворенность состоянием дел в стране переносится на конкретных чиновников, которые в большинстве своем всего лишь исполнители. Да, они не очень хорошие исполнители, но в общем, при лучшей организации управления и лучшей организации постановки задач для их выполнения даже эти чиновники могли бы работать лучше. Но пока кардинальных сдвигов ожидать не приходится.

ОбществоВласть

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/194621-pavel-kudyukin-o-sokraschenii-gossluzhaschih

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.