Сокращение государственных гражданских служащих в 2021 году

Сколько в РФ будет сокращено госслужащих в 2021 г.: кого сократят первым

Сокращение государственных гражданских служащих в 2021 году

Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 26 ноября 2020. Время чтения 8 мин.

freepik.com

В 2021 г. штат сотрудников госаппарата уменьшат в центральных ведомствах на 5%, в территориальных – на 10%. Несмотря на то, что сокращение запланировано за счет вакантных единиц, оптимизация затронет все подразделения, так как начнут действовать новые требования к численности.

За 3 месяца правительство планирует оптимизировать численность госаппарата страны. Об этом 16 ноября 2020 г. сообщил Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами. Реформа начнется 1 января, но сколько в РФ будет сокращено госслужащих, станет понятно в апреле 2021 г. Предложенные инициативы коснутся, прежде всего, вакантных должностей, но также затронут и численность в конкретных отделах.

Что это за реформа

Попытки уменьшить количество чиновников предпринимались Правительством и раннее. Так, только при Д. Медведеве сокращение проводили дважды. С 2011 по 2013 гг.

численность должна была уменьшиться на 20%, но по факту федеральных госслужащих стало меньше, по данным Росстата, только на 8%. Следующий этап в 2016 г. преследовал цели сократить штат на 10%.

Однако Счетная палата подтвердила сокращение на 5,6%, при этом отметила явный перекос – численность подчиненных упала, тогда как количество руководителей выросло.

Очередной этап, намеченный на 2020–2021 гг., предполагал уменьшить:

  • на 10% число служащих центрального аппарата (ЦА) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);
  • на 15% – количество чиновников в подразделениях в регионах;
  • изменить структуру, что должно обеспечить дополнительное сокращение.

Однако запустить реформу в 2020 г. так и не удалось из-за сложной ситуации с пандемией. В то же время переход части сотрудников на удаленную работу в режиме самоизоляции:

  • показал новые резервы для сокращения;
  • «оголил» проблемы коммуникации простых граждан с чиновниками.

«Сложившаяся многоуровневая управленческая вертикаль с избыточными звеньями увеличивает административные издержки, снижает оперативность и качество принятия решений, отрицательно сказывается на эффективности работы в целом»

Дмитрий Григоренко, вице-премьер, глава аппарата правительства

Поэтому Кабмин принял решение не откладывать реформу госаппарата, а реструктуризацию совместить с сокращением, о чем и сообщил премьер-министр 16 ноября 2020 г.

«Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент. Поэтому предлагаю начать оптимизацию системы управления с 1 января. И не растягивать, а провести ее за три месяца – до 1 апреля»

М.Мишустин

То есть, речь шла о формировании рационального штата госслужащих с обязательным определением ответственности каждого подразделения.

Новые нормативы

Предварительный анализ показал наличие вакантных единиц:

  • 20% – в ЦА;
  • 18% – в региональных.

Поэтому на первом этапе предложили убрать:

  • 5% – в министерствах и ведомствах ФОИВ;
  • 10% – в территориальных подразделениях.

В Кремле подтвердили, что убирать будут  именно вакансии.

«Делать это будем за счет в основном вакантных позиций. При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование, которые были до оптимизации ведомств»

М.Мишустин

В тему! Как менялась зарплата госслужащих по годам.

Установленные нормы сокращения не будут фиксированными. Ведомства могут самостоятельно регулировать показатели, то есть, если в ЦА уберут больше единиц, то, соответственно, могу оставить такое же количество в территориальных.

freepik.com/ilixe48

Но главное, новшество затронет не только вакансии в штате, но и реальную численность, требования к которой прописаны в Постановлении правительства № 1829 от 16.11.2020. Чтобы соответствовать нормам, придется провести кадровые перестановки, укрупнить отделы, убрать лишние единицы.

https://www.youtube.com/watch?v=XUVNDXGoks8

Таблица 1. Требования к штату в ФОИВ, не менее

Предельная численностьДепартамент, управление, чел.Самостоятельный отдел, челКол-во отделов
Министерство
Обязательный*40105
1 000–1 500**45105
Более 1 500**50105
Федеральная служба, агентств
Обязательный*25105
200–500**30105
Более 500**35105

Источник: ПП № 1829 от 16 ноября 2020 г.

*независимо от численности

**рекомендованный норматив.

Кроме этого, в методологических рекомендациях указано, что в подчинении у заместителя руководителя ФОИВ должно быть не меньше 2 подразделений или департаментов.

В обеспечивающих отделах количество гражданских работников и служащих не может превышать 30% предельной численности сотрудников ЦА. К ним относят:

  • кадровый;
  • профилактики коррупции;
  • бухгалтерский;
  • документационный: архив, контроль, делопроизводство;
  • хозобеспечения;
  • информационно-технологический;
  • закупочный;
  • мобилизации;
  • защиты гостайны.

«В новой модели госаппарата будут жесткие требования… Это создаст оптимальный баланс между количеством руководителей и подчиненных»

Дмитрий Григоренко

Этапы реформы: как изменится численность

По данным Минфина, на июль 2019 г. в России было около 2,4 млн госслужащих. То есть, на каждые 10 000 населения приходилось 163 чиновника. Но реформа затронет не все ветви, а только федеральные, где трудится 603 тыс. чел.

Планируемое сокращение не означает, что к апрелю останутся без работы 30 000–60 000 госслужащих. С учетом того, что уберут вакантные места, в разных подразделениях цифры будут значительно отличаться.

freepik.com

Например, по сведениям Росстата, на 2019 г. укомплектованность Министерств, агентств составляла от 68,2 до 97,3%. На первый взгляд, например, Федеральная служба, отвечающая за защиту прав потребителей, где свободны 31,8% мест, сможет убрать именно их. А МИДу при 2,7% вакансий придется «жертвовать живыми людьми».

Но Кабмин предложил рассматривать каждое подразделение индивидуально с учетом специфики работы. Поэтому руководители обязаны предоставить в адрес Минфина и аппарат правительства свои расчеты максимальной численности, количества отделов и заместителей:

  • для ЦА – до 20 ноября 2020 г.;
  • для территориальных  – до 1 февраля 2021 г.

При составлении своих предложений руководители обязаны учесть рекомендации правительства к модели госаппарата. Чтобы понять, какие именно будут изменения, сравним нормативы.

Таблица 2. Анализ требований к численности

ПоказательДо 2020 г. включительноС 2021 г.
Департамент, чел.3540
Управление, чел.2040
Отдел5 (10)10
Число отделовВ департ.45
В управлении3

Источник: ПП № 1829, Указ Президента № 1574 от 31.12. 2005 г.

Увеличится и норма управляемости – ранее в подчинении у зама могло находиться 10 человек, а отдел и вовсе состоять из 3 коллег. Теперь зам.руководителя обязан отвечать как минимум за 2 структурных подразделения.

Справка! Как менялось количество министров в России.

Получается, что исчезнут некоторые отделы, департаменты ждет укрупнение. Поэтому станет меньше начальников среднего звена, упростится вертикаль власти.

На основании предложений всех ведомств Минфин до 16 декабря 2020 г. внесет проекты нормативных актов, которыми и будут закреплены новые требования к фактической численности.

freepik.com/snowing

Непосредственно с 1 января 2021 г. начнется процедура сокращения, которая продлится до 1 апреля 2021 г. До 1 мая правительство будет принимать отчеты о проведенной работе, после чего станет известно, сколько же фактически уволили госслужащих в 2021 г.

Перспективы

Премьер-министр Мишустин целью реформы видит не уменьшение служащих, а изменение принципов работы госаппарата. На первом этапе появится механизм прямого обращения граждан в Министерство или к конкретному чиновнику с гарантией получения оперативного ответа.

«Каждый гражданин из личного кабинета на портале сможет направить обращение в министерство здравоохранения, министерство просвещения, Фонд обязательного медицинского страхования, а также в любой из органов государственной власти регионов или местного самоуправления, и через портал госуслуг получить ответы на свои обращения»

М. Мишустин

Но не все оценивают перспективы реформы так радужно. Например, Владимир Ботнев уверен, что ведомства до последнего будут бороться за сохранение штата.

«Поскольку сверху требуют контрольных цифр, то, как правило, руководители аппаратов сокращают не особо нужные должности, а зачастую – вакантные, на которые никто и не шел.

А потом, после оптимизации, начинаются просьбы, служебные записки о том, что в связи с сокращением штата „у нас образовался провал в работе“ по такому-то направлению, „значимому для страны“. А потому просим в виде исключения добавить штат. И часто должности выбиваются, причем с перекрытием.

То есть сократили одно вакантное место, а получили два. Вот и вся история. Госаппараты разрастаются за счет такой простой механики. Лично я не верю, что будет какое-то реальное сокращение числа госслужащих»

В. Ботнев, зав. кафедрой РАНХиГС

Получается, что предусмотренный правительством индивидуальный подход к сокращению чиновников может как исключить непредвиденные провалы в деятельности ведомств, так и нивелировать идеи реформы.

Источник: https://yakapitalist.ru/prof/skolk-budet-sokrashhen-gossluzhash/

Правительство сэкономит ₽200 млрд на переносе реформы зарплат чиновников :: Экономика :: РБК

Сокращение государственных гражданских служащих в 2021 году

Решение правительства отложить на два года реформу денежной мотивации федеральных чиновников сэкономит бюджету почти 200 млрд руб., следует из проекта госбюджета. Реформа предполагает повышение постоянной части оклада госслужащих

Евгений Одиноков / РИА Новости

Правительство сэкономит почти 200 млрд руб. за счет переноса на 2023 год реформы «системы материальной мотивации» федеральных госслужащих, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы (документ есть в распоряжении РБК). Решение отложить реформу на два года принято ради обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

После обвала бюджетных доходов в 2020 году и рекордных антикризисных трат из-за пандемии российский бюджет будет дефицитным на протяжении трех ближайших лет.

Другие способы балансировки бюджета, согласованные правительством, — сокращение на 10% всех «незащищенных» статей бюджета, пропуск в 2021 году индексации зарплат чиновников и меры по мобилизации дополнительных доходов (включая повышение налоговой нагрузки на добывающий бизнес).

Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.

Что предполагает реформа

Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.

По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году должна сократиться на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.

По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов». А высвобождающиеся средства предполагалось направить на повышение оплаты труда госслужащих.

«Параметры предстоящего повышения рассчитаны на сокращенную численность госслужащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь. Или потребуется выделение из бюджета дополнительных средств в объеме до 100 млрд руб.

ежегодно», — объясняла Нестеренко в интервью «РИА Новости».

Какие изменения предусмотрены в бюджете

Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.

Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.

Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению).

Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года.

Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Сколько зарабатывают федеральные чиновники

Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.

Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.).

Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб.). Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб., МЧС — 145 тыс. руб.

, Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», зарплата госслужащих состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры материального поощрения и стимулирования. К последним относятся, например, премии по результатам профессиональной служебной деятельности и предоставление льгот и соцгарантий.

По состоянию на 1 июля 2019 года в России было около 855 тыс. госслужащих, из них 603 тыс. человек — федеральные чиновники, 252 тыс. — госслужащие регионов, говорила Нестеренко. В органах местного самоуправления работают еще 395 тыс. муниципальных служащих, добавляла она.

«Но к чиновникам у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, а всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс.

населения России приходится 163 чиновника», — рассказывала замминистра финансов.

Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета

Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.

Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.

Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес (увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот).

Cтавки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты возрастут на 20% (что приведет к увеличению стоимости пачки в среднем на 15–20%). Кроме того, дополнительный доход в бюджет принесут введение НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб., повышение НДФЛ до 15% для зарабатывающих более 5 млн руб.

в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/23/09/2020/5f68c72f9a7947663550eec5

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.