Сокращение государственных гражданских служащих

Минфин объявил о сокращении госслужащих начиная с 2020 года

Сокращение государственных гражданских служащих

С 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к сокращению числа госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА Новости первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа. Сначала численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на 10%, территориальных органов — на 5%, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15%.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.

По ее словам, если не произвести сокращение, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно 100 миллиардов рублей в год из бюджета.

“Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.

Отметим так, что 19 сентября подписан указ президента о повышении зарплат госслужащих на 4,3%.

В конце июня президент подписал указ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы».

Одним из основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы названы внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий; ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.

Правительству необходимо до 1 января 2020 года обеспечить функционирование на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих; завершить мероприятия по переходу к использованию федеральными государственными органами в кадровой работе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы.

Сколько в России госслужащих

По данным Минфина, в России на 10 тысяч населения приходится 163 работника государственных и муниципальных органов власти – тех, кого принято относить к чиновникам, это 3,3% от всех занятых в экономике, при этом только половина из них исполняет властные полномочия, занимая должность государственного служащего.

Суммарная доля государственных гражданских и муниципальных служащих в численности занятого населения России составляет сейчас около 1,7%.

По данным на 1 июля, в стране порядка 855 тысяч государственных гражданских служащих. Из них 603 тысячи человек — федеральные гражданские служащие, 252 тысячи — гражданские служащие регионов.

В органах местного самоуправления работают еще 395 тысячи муниципальных служащих.

К “чиновникам” у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, но и всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 миллиона человек.

Получается, на 10 тысяч населения России приходится 163 “чиновника”. Это 3,3% от численности занятых в экономике.

Обновлено 23 сентября 13.30 мск. Позже в понедельник пресс-секретарь Дмитрия Медведева назвал преждевременными заявления о сокращении госсектора. “Заявление коллег из Министерства финансов РФ несколько преждевременно.

Никаких окончательных решений по реформированию госслужбы, сокращению количества госслужащих и повышению зарплат в госсекторе на данный момент нет”, – сказал Осипов.

Он пояснил, что “сейчас идет обсуждение разных концепций и подходов к реформированию”.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Источник: https://d-russia.ru/minfin-obyavil-o-sokrashhenii-gossluzhashhih-nachinaya-s-2020-goda.html

Порядок сокращения государственного служащего

Сокращение государственных гражданских служащих

Вопрос:

Здравствуйте! Работаю госслужащим. Мою должность хотят сократить. Каков порядок сокращения? Компенсация при сокращении мне будет выплачена единовременно или по частям?

  • Вопрос: №2468 от: 2016-02-15.

Ответ:

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 31 ФЗ  «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г.

№ 79-ФЗ (далее – ФЗ «О государственной гражданской службе») о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе все имеющиеся соответственно в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе» и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе».

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока (2 месяца), выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

 Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

 Согласно ст. 38 ФЗ «О государственной гражданской службе» при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

В силу ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п. 8.1 – 8.3 ч 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе», гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В соответствии с п.

8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Таким образом, государственный гражданский служащий может быть уволен по сокращению, при наличии его заблаговременного уведомления о сокращении и предоставлении ему перечня вакантных должностей, при этом закон подразумевает предоставление всех возможных вакантных должностей. Помимо этого государственному гражданскому служащему выплачивается единовременная компенсация при сокращении.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Источник: http://advokativlev.ru/vopros-otvet/poryadok-sokrascheniya-gosslujaschego/

«Нелюбовь нашего гражданина к чиновникам — это обычная форма недоверия к государству»

Сокращение государственных гражданских служащих

Экс-замминистра труда и занятости России Павел Кудюкин — об очередной кампании сокращения госслужащих

В начале этой недели премьер-министр России Михаил Мишустин заявил о необходимости административной реформы посредством сокращения от 5 до 10 процентов госслужащих — в основном за счет вакантных мест.

Провести ее решено в сроки с января по апрель 2021 года.

О том, чего ожидать от очередной кампании сокращения госслужащих, рассуждает Павел Кудюкин, в прошлом заместитель министра труда и занятости России, эксперт в области реформирования системы органов власти.

— Павел Михайлович, а чем, на ваш взгляд, продиктовано предложение Мишустина?

— Каких-то специальных, текущих причин для планов сокращения госслужащих не просматривается, и возникает впечатление, что это некий ритуал. Каждый премьер-министр в какой-то момент считает своим долгом объявить о том, что нужно сократить количество госслужащих.

В принципе, нынешнее сокращение — но не на фиксированный процент, а по ситуации, — может быть связано с так называемой «регуляторной гильотиной», о которой сейчас довольно громогласно объявлено, но которая идет с большим скрипом.

Речь идет о сокращении числа тех, кто занимается регулирующей деятельностью хозяйствующих субъектов — таким образом, может снижаться регулирующая нагрузка на бизнес со стороны контрольно-надзорных служб. Если идея «регуляторной гильотины» будет реализована, то появится объективная возможность сократить работников именно контрольно-надзорных служб.

Возможно, сокращение именно госслужащих, а не людей, осуществляющих какие-то функции, связано и с переходом на принцип «одного окна», то есть с развитием межфункциональных центров по предоставлению муниципальных и государственных услуг.

Мы просто передвигаем функции чиновников на работников учреждений, и таким образом перераспределяются лимиты численности и лимиты финансирования от госорганов на другие организации.

Тем более что сейчас гражданам удобнее общаться с МФЦ, чем с кучей государственных и муниципальных органов.

Но пока не даны конкретные объяснения относительно того, что имел в виду господин Мишустин, комментировать новые решения трудно.

Вот мы слышим, что да, планируется сократить чиновников на 5 процентов в центральном аппарате и на 10 процентов в территориальных органах, но это выглядит так, как выглядело раньше, — урежем незанятые вакансии, но в то же время будут повышены зарплаты тем, кто работает, ведь, как правило, неиспользованная часть фонда оплаты труда идет на стимулирующие выплаты работающим.

open-dubna.ru Возможно, сокращение именно госслужащих, а не людей, осуществляющих какие-то функции, связано и с переходом на принцип «одного окна», то есть с развитием межфункциональных центров по предоставлению муниципальных и государственных услуг

— То есть ту же возможную экономию госсредств вы в этом не видите? В Минфине говорили, что мол, иначе, без сокращения численности чиновников, для доведения их зарплат до достойного уровня нужно 100 миллиардов рублей.

— Тут все непонятно — хорошо, мы сократили вакансии, а фонд оплаты труда чиновников мы сокращаем или нет? Ничего об этом не сказано.

Если сокращаем, то возникает проблема: оставшиеся госслужащие будут получать меньше денег за свою работу. Будут ли они этим довольны? Сильно сомневаюсь.

Если же мы сохраняем фонд оплаты труда при сокращении вакантных ставок, встает вопрос — а что изменилось-то?

Вероятнее всего, все завершится так, как все предыдущие сокращения. То есть, возможно, на какое-то время сократится штатная численность ряда ведомств, но потом она опять начнет расти.

Почему? Потому что само по себе сокращение бессмысленно, если мы не понимаем, чем вообще занимаются государственные и муниципальные служащие и в каких органах. Сейчас очевидно, что есть места, где их, вероятнее всего, недостает, и есть места, где они не нужны. И это нужно срочно проанализировать.

— Получается, после того, как в апреле 2019 года об очередном сокращении госслужащих объявлял Минфин, никаких сдвигов в этом вопросе не было?

— Принципиальных изменений не случилось. В том числе и в подходах к этому вопросу.

Почему?

— У нас широко распространено представление, что чиновников слишком много, что это паразиты, которые ничего не делают, а если и делают, то только вредят, и это стало предрассудком общественного мнения. Конечно, есть в этих предрассудках элементы истины, но далеко не стопроцентные. Но в основном причина именно в них — других рациональных подходов к сокращениям у нас наверху не видят.

«Создается впечатление, что госкорпорации — это отделы по перекачке госсредств в частные карманы»

— Можно ли сейчас понять, где действительно нужны сокращения?

— Давайте разбираться.

В регионах мы имеем дело с тремя разными категориями служащих — служащие территориальных органов исполнительной власти, служащие субъекта федерации, то есть региональных органов госвласти, и, наконец, муниципальные служащие. По этим категориям нужен отдельный анализ.

Нынешние объявленные сокращения все-таки относятся к федеральным органам власти, но если отвечать на ваш вопрос, то в принципе, исходя из моих наблюдений последних лет, как-то решилась проблема в налоговых инспекциях. Там пришли к оптимальной численности тех сотрудников, которые работают с посетителями, ну и у ФНС развиваются формы электронных взаимодействий.

Но с регионалами и муниципалами, картина, если честно сказать, непонятная. Возьмем отделы социальной защиты населения — какая-то часть их функций ушла в те же МФЦ, но как это отразилось на численности подразделений соцзащиты, непонятно.

Гуландам Фатхуллина С регионалами и муниципалами, картина, если честно сказать, непонятная. Возьмем отделы социальной защиты населения — какая-то часть их функций ушла в те же МФЦ, но как это отразилось на численности подразделений соцзащиты, непонятно

— В 2019 году вы говорили, что в общем-то правильно было бы сократить чиновников некоторых надзорных организаций типа Рособрнадзора. Некоторые телеграм-каналы сообщили, что сокращения чиновников сейчас могут затронуть казначейство, Росреестр. Насколько правильными были бы такие решения?

— В казначействе какая-то часть, возможно, будет сокращена за счет автоматизации процессов, но надо понимать, что это орган очень ответственный, поскольку его работа касается финансирования всей бюджетной сферы, как федеральной, так и региональной.

И даже если деньги по тем же госзакупкам перечисляются через какую-то коммерческую структуру, они также должны пройти через казначейство, ведь это еще и контрольный орган. Есть ли в казначействе технические возможности для сокращения людей? Сказать трудно. Относительно Росреестра — я сомневаюсь, что там будут сокращения.

Проблем с регистрацией прав на недвижимость остается очень много, и насколько Росреестр справится, большой вопрос.

В какой степени необходимо сокращение служащих в госкорпорациях?

— Госкорпорации — это отдельная песня, их работники все-таки не госслужащие, и то, о чем говорил Мишустин, на них не распространяется.

По российскому законодательству госкорпорации самостоятельны в определении своей численности, и им не спускают сверху численность штата и штатное расписание, они это устанавливают сами.

Тут возникает другой вопрос — насколько уже оправдан статус госкорпораций и само их название как «госкорпораций».

Ведь как только государственные деньги попадают в госкорпорации, они перестают быть государственными, и уровень госконтроля над госкорпорациями (за исключением, может быть, «Росатома», где он прописан очень жестко) очень неэффективен.

И создается впечатление, что госкорпорации, за некоторым исключением, — это такие отделы по перекачке госсредств в частные карманы.

«В России чиновников на душу населения меньше, чем в США, но значит ли это, что наш чиновник эффективнее?»

А что с местными и региональными чиновниками?

— Россия по Конституции — федеративное государство, а субъекты федерации являются государственными образованиями, которые в рамках законодательства являются, в общем-то, самостоятельными в пределах своих полномочий — в тех же вопросах распределения и контроля бюджетных средств.

Конечно, прокуратура контролирует законность действий любых организаций, будь то федеральные, региональные или муниципальные органы власти. Но федеральные контрольно-надзорные органы законность действий нефедеральных органов могут проверять достаточно ограниченно. Если речь идет о полномочиях субъекта, то тут дело самого субъекта, и контроль — это дело самого субъекта.

Что касается контроля эффективности работы чиновников, то это, конечно, слабое место в системе госуправления.

Хотя Счетная палата еще с конца нулевых годов ставила вопрос о том, что она должна контролировать не только соответствие бюджетных ассигнований целевому назначению, но и эффективность их использования, с этим до сих пор много проблем, в том числе и в регионах. Проблем много в том числе потому, что критерии эффективности работы чиновников выработать очень трудно.

Отсутствие методик определения эффективности работы чиновников — это на самом деле общемировая проблема. Даже в коммерческих структурах так называемые KPI — это предмет больших и постоянных споров о том, какими они должны быть, насколько эффективны эти показатели, и доходит даже до вопроса — а нужны ли они вообще? Это очень непростой вопрос.

rulenta.com Хотя Счетная палата еще с конца нулевых годов ставила вопрос о том, что она должна контролировать не только соответствие бюджетных ассигнований целевому назначению, но и эффективность их использования, с этим до сих пор много проблем, в том числе и в регионах

Но если эффективность чиновников не измерена должным образом, может и нельзя утверждать, что в России чиновников много?

— Мы, конечно, можем, делать некие прикидки и сравнивать нашу картину с лучшими образцами, то есть сравнивать количество чиновников на 100 тысяч населения с другими странами.

Но сложность заключается в том, что страны в мире разные, и понятно, что протяженную страну, значительная часть которой населена редко, как Россия, нельзя сравнивать с Нидерландами, где численность населения маленькая, а страна населена плотно.

И где степень транспортной доступности выше, чем в наших сибирских регионах, в которых доступ к чиновникам проблематичен и в них действительно чиновников нужно размещать чаще, нежели на сегодняшний момент.

Конечно, такой подход многое дает увидеть. Мы увидим, что у нас чиновников на душу населения меньше, чем в США, но значит ли это, что наш чиновник работает эффективнее, чем американский? Это было бы довольно смелым допущением без дополнительных исследований.

Тут еще возникает вопрос — а кого мы считаем госслужащим? Человека, имеющего статус госслужащего? В разных странах разные критерии, а вывод нужно делать по сопоставимым критериям.

Кроме того, не стоит забывать, что многие функции госорганы отдают подведомственным учреждениям, и как учитывать численность этих работников, если они лишь частично выполняют госфункции? Проблем много, и они очень сложно решаются, поэтому однозначно сказать, что мы вот столько-то людей сократили и дальше сокращать нельзя, очень сложно.

А вы согласны, что чиновники были бы другими, если бы наверху была принята здравая экономическая и социальная стратегия развития страны, где главная цель — человек? Ведь если бы отношение к людям было на должном уровне, вряд ли бы вопрос сокращения чиновников стоял в повестке дня.

— Я с вами согласен. Нелюбовь российского гражданина к чиновникам — это обычная форма недоверия к государству. Хотя большинство скажет, что мы родному государству всей душой доверяем, но это некая абстракция. Да, доверяют президенту, в меньшей степени правительству, но чиновникам-то не доверяют, потому что чиновник — это то лицо государства, с которым гражданин непосредственно общается.

pravdaurfo.ru Чиновникам не доверяют, потому что чиновник — это то лицо государства, с которым гражданин непосредственно общается

То есть общая неудовлетворенность состоянием дел в стране переносится на конкретных чиновников, которые в большинстве своем всего лишь исполнители. Да, они не очень хорошие исполнители, но в общем, при лучшей организации управления и лучшей организации постановки задач для их выполнения даже эти чиновники могли бы работать лучше. Но пока кардинальных сдвигов ожидать не приходится.

ОбществоВласть

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/194621-pavel-kudyukin-o-sokraschenii-gossluzhaschih

В ходе реформы госаппарата в россии планируют сократить почти 35 тыс. должностей

Сокращение государственных гражданских служащих
https://www.znak.com/2020-11-20/v_hode_reformy_gosapparata_v_rossii_planiruyut_sokratit_pochti_35_tys_dolzhnostey

2020.11.20

Заявленная на 2021 год реформа в сфере госуправления предполагает сокращение почти 1,2 тыс. должностей в центральных аппаратах федеральных органов власти и более 33,5 тыс. в территориальных отделах.

Будет сокращено более 40 структурных подразделений и более 45 заместителей руководителей федеральных ведомств.

Об этом в интервью «Российской газете» рассказал вице-премьер, глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко, отметив, что в основном сокращения планируется провести за счет вакантных должностей.

«Сегодня средняя доля вакансий в центральных аппаратах достигает 20%, в отдельных ведомствах даже больше. Многие сохраняют их умышленно для повышения денежного содержания своих служащих. Это препятствует проведению реформы оплаты труда.

Поэтому мы решили пойти по пути сокращения именно этих искусственно поддерживаемых пустующих ставок. Как уже было озвучено, штаты центральных аппаратов с 1 января 2021 года должны быть сокращены на 5%, территориальных органов — на 10%.

Все преимущественно за счет имеющихся вакансий», — пояснил он.

При этом Григоренко признал, что в структуре чрезмерно раздутого госаппарата есть серьезные системные перекосы, частая проблема — начальников больше, чем подчиненных, и такое положение дел «не поддается никаким логическим объяснениям». По его словам, идет размывание обязанностей, когда один заместитель руководителя может курировать деятельность лишь одного управления численностью всего в 10 сотрудников. 

«Сложившаяся многоуровневая управленческая вертикаль с избыточными звеньями увеличивает административные издержки, снижает оперативность и качество принятия решений, отрицательно сказывается на эффективности работы в целом, — заявил Григоренко. — В новой модели госаппарата будет жесткое требование к заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Каждый из них должен координировать работу не менее двух департаментов или управлений. Численность департаментов в министерствах должна составлять не меньше 40 человек, управлений в службах и агентствах — не менее 25, отделов в составе департамента или управления — не менее 5, самостоятельного отдела — не менее 10.

Это создаст оптимальный баланс между количеством руководителей и подчиненных».

Масштабное сокращение чиновников ранее анонсировал премьер-министр Михаил Мишустин. По его словам, реформа пройдет с 1 января по 1 апреля 2021 года. Это уже четвертое предложение об уменьшении количества госслужащих за последние десять лет.

Только Дмитрий Медведев в период своего президентства дважды объявлял о сокращении армии чиновников. В 2011–2013 годах их должно было стать на 20% меньше, а с 1 января 2016 года — еще на 10%.

На деле эти реформы дали обратный эффект — госслужащих стало только больше.

По данным Росстата, в 2000 году в России насчитывалось 1163,3 тыс. работников госорганов и органов местного самоуправления, в 2010 — 1648,4 тыс., в 2015 — уже 2176,4 тыс., в 2016 — 2146,3 тыс., в 2017 — 2172,9 тыс.

На протяжении этого периода стремительнее других разрастался аппарат федеральных органов власти — с 522,5 тыс. человек в 2010 году до 1438,4 тыс. в 2017 году.

В 2018 году число российских чиновников стало больше еще примерно на 300 тыс. человек. 

Для сравнения, по сведениям Центрального статуправления СССР, в 1985 году в стране насчитывалось 2,03 млн управленцев без учета партийного аппарата. Тогда на 10 тыс. граждан приходилось всего 73 госслужащих.  По информации Минфина, сегодня на каждые 10 тыс.

россиян приходится 163 государственных и муниципальных служащих, а также иных работников государственных и муниципальных органов. В органах власти России сейчас трудятся около 2,4 млн человек — это примерно 3,3% от общей численности занятого в экономике населения.

 

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления РАНХиГС Владимир Ботнев неоднократно констатировал, что любое ведомство борется за выживание и сохранение своего штата. Руководители понимают, что если людей сократить, то возрастает нагрузка на оставшихся и могут возникнуть провалы в работе. 

«Но поскольку сверху требуют контрольных цифр, то, как правило, руководители аппаратов сокращают не особо нужные должности, а зачастую — вакантные, на которые никто и не шел.

А потом, после оптимизации, начинаются просьбы, служебные записки о том, что в связи с сокращением штата „у нас образовался провал в работе“ по такому-то направлению, „значимому для страны“. А потому просим в виде исключения добавить штат. И часто должности выбиваются, причем с перекрытием. То есть сократили одно вакантное место, а получили два.

Вот и вся история. Госаппараты разрастаются за счет такой простой механики. Лично я не верю, что будет какое-то реальное сокращение числа госслужащих», — отмечал Ботнев ранее в разговоре со Znak.com.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2020-11-20/v_hode_reformy_gosapparata_v_rossii_planiruyut_sokratit_pochti_35_tys_dolzhnostey

Сколько в РФ будет сокращено госслужащих в 2021 г.: кого сократят первым

Сокращение государственных гражданских служащих

Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 26 ноября 2020. Время чтения 8 мин.

freepik.com

В 2021 г. штат сотрудников госаппарата уменьшат в центральных ведомствах на 5%, в территориальных – на 10%. Несмотря на то, что сокращение запланировано за счет вакантных единиц, оптимизация затронет все подразделения, так как начнут действовать новые требования к численности.

За 3 месяца правительство планирует оптимизировать численность госаппарата страны. Об этом 16 ноября 2020 г. сообщил Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами. Реформа начнется 1 января, но сколько в РФ будет сокращено госслужащих, станет понятно в апреле 2021 г. Предложенные инициативы коснутся, прежде всего, вакантных должностей, но также затронут и численность в конкретных отделах.

Что это за реформа

Попытки уменьшить количество чиновников предпринимались Правительством и раннее. Так, только при Д. Медведеве сокращение проводили дважды. С 2011 по 2013 гг.

численность должна была уменьшиться на 20%, но по факту федеральных госслужащих стало меньше, по данным Росстата, только на 8%. Следующий этап в 2016 г. преследовал цели сократить штат на 10%.

Однако Счетная палата подтвердила сокращение на 5,6%, при этом отметила явный перекос – численность подчиненных упала, тогда как количество руководителей выросло.

Очередной этап, намеченный на 2020–2021 гг., предполагал уменьшить:

  • на 10% число служащих центрального аппарата (ЦА) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);
  • на 15% – количество чиновников в подразделениях в регионах;
  • изменить структуру, что должно обеспечить дополнительное сокращение.

Однако запустить реформу в 2020 г. так и не удалось из-за сложной ситуации с пандемией. В то же время переход части сотрудников на удаленную работу в режиме самоизоляции:

  • показал новые резервы для сокращения;
  • «оголил» проблемы коммуникации простых граждан с чиновниками.

«Сложившаяся многоуровневая управленческая вертикаль с избыточными звеньями увеличивает административные издержки, снижает оперативность и качество принятия решений, отрицательно сказывается на эффективности работы в целом»

Дмитрий Григоренко, вице-премьер, глава аппарата правительства

Поэтому Кабмин принял решение не откладывать реформу госаппарата, а реструктуризацию совместить с сокращением, о чем и сообщил премьер-министр 16 ноября 2020 г.

«Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент. Поэтому предлагаю начать оптимизацию системы управления с 1 января. И не растягивать, а провести ее за три месяца – до 1 апреля»

М.Мишустин

То есть, речь шла о формировании рационального штата госслужащих с обязательным определением ответственности каждого подразделения.

Новые нормативы

Предварительный анализ показал наличие вакантных единиц:

  • 20% – в ЦА;
  • 18% – в региональных.

Поэтому на первом этапе предложили убрать:

  • 5% – в министерствах и ведомствах ФОИВ;
  • 10% – в территориальных подразделениях.

В Кремле подтвердили, что убирать будут  именно вакансии.

«Делать это будем за счет в основном вакантных позиций. При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование, которые были до оптимизации ведомств»

М.Мишустин

В тему! Как менялась зарплата госслужащих по годам.

Установленные нормы сокращения не будут фиксированными. Ведомства могут самостоятельно регулировать показатели, то есть, если в ЦА уберут больше единиц, то, соответственно, могу оставить такое же количество в территориальных.

freepik.com/ilixe48

Но главное, новшество затронет не только вакансии в штате, но и реальную численность, требования к которой прописаны в Постановлении правительства № 1829 от 16.11.2020. Чтобы соответствовать нормам, придется провести кадровые перестановки, укрупнить отделы, убрать лишние единицы.

Таблица 1. Требования к штату в ФОИВ, не менее

Предельная численностьДепартамент, управление, чел.Самостоятельный отдел, челКол-во отделов
Министерство
Обязательный*40105
1 000–1 500**45105
Более 1 500**50105
Федеральная служба, агентств
Обязательный*25105
200–500**30105
Более 500**35105

Источник: ПП № 1829 от 16 ноября 2020 г.

*независимо от численности

**рекомендованный норматив.

Кроме этого, в методологических рекомендациях указано, что в подчинении у заместителя руководителя ФОИВ должно быть не меньше 2 подразделений или департаментов.

В обеспечивающих отделах количество гражданских работников и служащих не может превышать 30% предельной численности сотрудников ЦА. К ним относят:

  • кадровый;
  • профилактики коррупции;
  • бухгалтерский;
  • документационный: архив, контроль, делопроизводство;
  • хозобеспечения;
  • информационно-технологический;
  • закупочный;
  • мобилизации;
  • защиты гостайны.

«В новой модели госаппарата будут жесткие требования… Это создаст оптимальный баланс между количеством руководителей и подчиненных»

Дмитрий Григоренко

Этапы реформы: как изменится численность

По данным Минфина, на июль 2019 г. в России было около 2,4 млн госслужащих. То есть, на каждые 10 000 населения приходилось 163 чиновника. Но реформа затронет не все ветви, а только федеральные, где трудится 603 тыс. чел.

Планируемое сокращение не означает, что к апрелю останутся без работы 30 000–60 000 госслужащих. С учетом того, что уберут вакантные места, в разных подразделениях цифры будут значительно отличаться.

freepik.com

Например, по сведениям Росстата, на 2019 г. укомплектованность Министерств, агентств составляла от 68,2 до 97,3%. На первый взгляд, например, Федеральная служба, отвечающая за защиту прав потребителей, где свободны 31,8% мест, сможет убрать именно их. А МИДу при 2,7% вакансий придется «жертвовать живыми людьми».

Но Кабмин предложил рассматривать каждое подразделение индивидуально с учетом специфики работы. Поэтому руководители обязаны предоставить в адрес Минфина и аппарат правительства свои расчеты максимальной численности, количества отделов и заместителей:

  • для ЦА – до 20 ноября 2020 г.;
  • для территориальных  – до 1 февраля 2021 г.

При составлении своих предложений руководители обязаны учесть рекомендации правительства к модели госаппарата. Чтобы понять, какие именно будут изменения, сравним нормативы.

Таблица 2. Анализ требований к численности

ПоказательДо 2020 г. включительноС 2021 г.
Департамент, чел.3540
Управление, чел.2040
Отдел5 (10)10
Число отделовВ департ.45
В управлении3

Источник: ПП № 1829, Указ Президента № 1574 от 31.12. 2005 г.

Увеличится и норма управляемости – ранее в подчинении у зама могло находиться 10 человек, а отдел и вовсе состоять из 3 коллег. Теперь зам.руководителя обязан отвечать как минимум за 2 структурных подразделения.

Справка! Как менялось количество министров в России.

Получается, что исчезнут некоторые отделы, департаменты ждет укрупнение. Поэтому станет меньше начальников среднего звена, упростится вертикаль власти.

На основании предложений всех ведомств Минфин до 16 декабря 2020 г. внесет проекты нормативных актов, которыми и будут закреплены новые требования к фактической численности.

freepik.com/snowing

Непосредственно с 1 января 2021 г. начнется процедура сокращения, которая продлится до 1 апреля 2021 г. До 1 мая правительство будет принимать отчеты о проведенной работе, после чего станет известно, сколько же фактически уволили госслужащих в 2021 г.

Перспективы

Премьер-министр Мишустин целью реформы видит не уменьшение служащих, а изменение принципов работы госаппарата. На первом этапе появится механизм прямого обращения граждан в Министерство или к конкретному чиновнику с гарантией получения оперативного ответа.

«Каждый гражданин из личного кабинета на портале сможет направить обращение в министерство здравоохранения, министерство просвещения, Фонд обязательного медицинского страхования, а также в любой из органов государственной власти регионов или местного самоуправления, и через портал госуслуг получить ответы на свои обращения»

М. Мишустин

Но не все оценивают перспективы реформы так радужно. Например, Владимир Ботнев уверен, что ведомства до последнего будут бороться за сохранение штата.

«Поскольку сверху требуют контрольных цифр, то, как правило, руководители аппаратов сокращают не особо нужные должности, а зачастую – вакантные, на которые никто и не шел.

А потом, после оптимизации, начинаются просьбы, служебные записки о том, что в связи с сокращением штата „у нас образовался провал в работе“ по такому-то направлению, „значимому для страны“. А потому просим в виде исключения добавить штат. И часто должности выбиваются, причем с перекрытием.

То есть сократили одно вакантное место, а получили два. Вот и вся история. Госаппараты разрастаются за счет такой простой механики. Лично я не верю, что будет какое-то реальное сокращение числа госслужащих»

В. Ботнев, зав. кафедрой РАНХиГС

Получается, что предусмотренный правительством индивидуальный подход к сокращению чиновников может как исключить непредвиденные провалы в деятельности ведомств, так и нивелировать идеи реформы.

Источник: https://yakapitalist.ru/prof/skolk-budet-sokrashhen-gossluzhash/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.