Сокращение государственных служащих в 2021 году

���������������� �������������� �� �������������������� ���������������������� �� 1 ������������ 2021 ��������

Сокращение государственных служащих в 2021 году

���� ������ ������������ ��������������-�������������� ������������ ���������������� �������������� ���������������������������� ������������������������������ �������������� ������������.

���������� �������������� �������������������������������� �������������� ���������������� �� 1 ������������, �� ���� �������������������� ���������� ���������������� �� 1 ������������ 2021 ��������.

���� �������� ���������� �������������� ������������ ���� ������������������ �� ��������-��������������������.

������������������ �������������������� ���������������������� �� ������������ ���������������� ������������������ ������ ���� ������������������ ����������������������. ���� 2011-2013 �������� �������������������������� �������������� ���� ���������������������� ���������� ���� 20 ������������������.

�� 2016 �������� �� �������������� ���������� ������������������, �������������������� ������������������ �������� ���� 10 ������������������. ������������ ���� ������������ ���������������� ������������ ������ ������������������, ������ �������������������������� �������������������� ���� ����������������������.

������, �� 2013 �������� �������������������� ���������������������� ���������������������� ���������� ������������ ���������� ���� ������������ ������������������ ���� ������������������ �� ������������ 2010 ��������.

�� �� 2016 �������� �������������� ������������ �������������������� �� ���������������� ������������ ���� 5,6 ���������������� “������������”, ���������������� ��������������, ������ ������ �������������������� ���� �������� ���������������������� �������������� ���������� ������ �������������������� �������������� �������� ����������������������.

������������ �������������� �������� ������������������ �� �������������� ��������.

���� 2020-2021 �������� ���������������������������� ���� 10 ������������������ �������������� �������� ���������������������� ������������������ ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������ (��������) �� ���� 15 ������������������ – ���� ������������������������������ ��������������������������. ���������� �������������������������� �������������������� ���������������������������������� ��������������������, ������ �������� ���� ���������������������������� ��������������������. ������������ �������������� ���������� ���������������������� ������ ���������� ���� ����������������.

“���������������������� �������������� ������������ ������������.

���������� ������������ �� ���������������������� ������������������ �������������� �������������������������������� ��������������������, ������ �� �������������� ������������������, – ������������ ���������� ������������ ���������������� ���� ������������������ �� ��������-��������������������.

– �������������� ������������������ ������������ ���������������������� �������������� �������������������� �� 1 ������������. �� ���� ����������������������, �� ���������������� ���� ���� ������ ������������ – ���� 1 ������������”.

���������� ���� ����������������, �� ���������������������� ���������������������������� �������� ������������������������ ������������������������ �� ���������� ������������������������ ���������� ������������������������������ �������������� ������������ ���������������������������� ������������, �������������� ���������� ��������������������������.

������������ ���������� 20 ������������������ �������������������� �� �������������������������� �� �������������������� ���������������� ��������������������.

���������� ������������������������ �������������� ������������������������ ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������ �� ���� ������������������������������ �������������������������� �� �������������������������� ���������������������� �������������������� �������������������� ����������������������: �� ���������������������� ������������������, ������ ���������� 20 ������������������ ����������������, �������� ������������ �������� ���������������� ���� 5 ������������������, �� �� ������������������������������ �������������� ���������������������� �� ���������������� �� ���� 18 �������������������� ���������������� – ���� 10 ������������������. “������������ ������ ���������� ���� �������� �� ���������������� ������������������ ��������������, – ������������ ���������� ��������������. – ������ �������� �������������������� ������ �������������������� ��������������, �� ������ ���������� ������������������������ ����������������������������, �������������� �������� ���� ���������������������� ����������������”. �������������� �������������������� ���������� ����������������. �������� ������������������������ ������ ������������������ ������������������ �������������������� ������ ������������������������ ����������������, ���� ������ ������������������ ������������������ ���������� ������������ �� ������������������������������ ����������������������������, �� ����������������.

���������������������� �������������� ������������ ������������. ���������� ������������ �� ���������������������� ������������������ �������������� �������������������������������� ��������������������

������������������ ���������������������������� ������������ ���������������� ������������������ ������������������ �� ������������������ ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������.

���� ���������� ����������������������, �������������� ���������������������� �������������������������� �� �������������������������� ������������ �������������������� ���� ���������� 40 ��������������, �������������������� �� �������������������� – ���� ���������� 25, �������������� �� �������������� ������������������������ ������ �������������������� – ���� ���������� 5, �� �������������������������������� ������������ – ���� ���������� 10 ����������������������. ������ ���������������������������� ��������������������������, ���� �������������� ������������������, ����������������, ����������������, ����������������������������������, ����������������������, �������������������������� �� �������� ��������������, ������������������������������ ���������������������� – ���� ���������� 30 ������������������ ���������� ���������������������� ����������������������.

������������������ �������������������� ������������������ �� ������������������������ �������������������������� ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������. ������ ������������ ���������������������������� ������������ ���� ���������� �������� �������������������������� ������ ��������������������.

�� ���������������������������� ��������������, ������������������ �� ������ ���������� �� ������������������������ ������������������������, �������������������������� �� �������������������� ���������������� ������������������ ���� �������������������������� ������������������������.

���������� �������������� ���������� ������������������ ���������������������� ���������������������� ���� ���������������� ���������������������� ������������������ �� ���������������������� ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������ ���������������������������������� ���������������� ���� �������������������� �������������������������������� ��������������.

���� 20 ������������ ������������������������ ���������������������� �� ���������������� ������������ ���������������������� �� ������������������������ ���������������� �� �������������� �������������������������� ���������������������� �� �������������������� �������������������� ���������������������� �� ���������� ������������. ������ �������������� ������������������������������ �������������������������� ������������������ ���� �������������� ���������������������� �� ���������������������� �������������������������� �������������������� �������������������� ���� 1 ��������������. �������������� ���������� �������������� �������� ���������������������� ���������������������� ������������������ ���� �������������� 16 �������������� ������������ �� �������������������������� �������������� ������������������������������ ���������������������� ���������������� ����������, ������������������������ �������������������� ���������������������� ���������������������� ��������.

����������, ���������� ������ �������������� �������������������������������� �������������������� ���������������� ���������� �� ����������������, ������������������������������ ������������������ �� ���������������� ����������

������ ����������������������������-�������������� ���������������������� �� �������������������������� �� �������������������� ������������ ���������������� �������������������� ���������������� ���� 1 ������������. ���� 1 ������ �� �������������������������� �������������� �������������� ���� ���� ��������������������.

“������ ������ �������� ���������������� ���������������� �������������������������� ������������ ���������������������������� ������������, – ������������ ����������������.

– ����������, ���������� ������ �������������� �������������������������������� �������������������� ���������������� ���������� �� ����������������, ������������������������������ ������������������ �� ���������������� ���������� �� �������� �������������������������� ���� �������������� �������������� ������������ – ������������������ ���������������� ���������� �������������� ���������������� ���� �������� ���������� ������������������ �� �������������������� ����������”.

������ �������������������� �������������������������������� �������������� ���������� ���������������� ���������������� �� ���������������������� ���������������� ���������������� ���������� ���������� ������������ �� ������������������������.

“���������� ������������, �������� ������������������ ������������, ������ ���������������� �������������������� �� ������������������ ������ �� ������������������������ ��������, ���� ���������������� �������������� �������������� ������ ����������������, �� �������������� – �������������������� ���������������� ���������� ���� �������� ������������������, ���������������� ��������������������”, – �������������� ����������������. ������ ���������� ���������� ������������������ ���������������������� �������������� �������������� ������������������������������ �� �������������������������� ����������. “������������������” ������������ ������������������������ �� ������������������, ������ ������������ �������������� ���������������� ������������������������. “������������ ������������������ ���� �������������� ���������������� ���� �������������� ������������ ������������������ ������������������ �� ������������������������ ������������������������������, ������������������������ ����������������������, �������� �������������������������� ������������������������ ����������������������, �� ���������� �� ���������� ���� �������������� ������������������������������ ������������ ���������������� ������ ���������������� ����������������������������, �� ���������� ������������ ���������������� ���������������� ������������ ���� �������� ������������������”, – ������������ ��������������.

���������������������� “����”/������������ ��������������/�������������������� ������������

Источник: https://rg.ru/2020/11/16/mishustin-obiavil-o-sokrashchenii-gosapparata-s-1-ianvaria-2021-goda.html

Волна увольнений: Становится понятно, кто первым попадет под сокращение – Свободная Пресса

Сокращение государственных служащих в 2021 году

Оптимизация системы государственного управления стартует 1 января 2021 года. Проще говоря, чиновников ждет сокращение в центральных аппаратах на 5%, в региональных — 10%. Причем коснется реформирование, видимо, не только персоналий, но и ряда ведомств.

По информации газеты «Известия» со ссылкой на председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, обсуждается, в частности, оптимизация структуры Минцифры, однако кроме самого министерства, есть два агентства и одна служба.

«К службе (Роскомнадзору) вопросов нет и быть не может. А вот что касается Роспечати и Россвязи — их будущее в правительстве обсуждается», — пояснил депутат.

Не исключает он реформирования и других ведомств. Информацию политика изданию подтвердил и источник в правительстве. Впрочем, в комментарии для РИА «Новости» Александр Хинштейн сказал, что окончательного решения по Россвязи и Роспечати нет.

Премьер-министр Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами 16 ноября сообщил о грядущем сокращении штатов госаппарата, добавив, что реформу далее откладывать нельзя и надо провести за 3 месяца.

https://www.youtube.com/watch?v=XUVNDXGoks8

Глава кабмина рассчитывает, что предлагаемые меры повысят эффективность работы исполнительной власти. Он также акцентировал внимание на налаживании надежного и эффективного механизма обратной связи между людьми и государством, чтобы любой гражданин мог оперативно получить ответ на своё обращение.

Кстати, по данным Минфина, на 1 июля 2019 года в России около 2,4 млн. человек работало в государственных и муниципальных органах. Это около 2.4 млн. человек. На их содержание уходит 1,4% ВВП.

На сокращение численности чиновников правительство заставляет идти необходимость найти деньги для решения ряда задач, считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

— Можно позволить менее жесткий бюджет, если все хорошо, и более жесткий, если не очень. Поскольку коронавирус, то потребность в нефти колеблется. При этом нужны деньги на борьбу с коронавирусом и т. д. Ведь Минфин ставил вопрос об атаке на «святую корову» — на военный бюджет. Это показывает, что вопрос острый.

«СП»: — Почему такими быстрыми темпами ее хотят провести?

— Такую реформу хочется провести как можно быстрее, потому что на время реформы система выключается. Пока ее не дореформировали, она (система — ред.) не работает. Но до сих пор, конечно, такие сроки никто не ставил. Может, это связано с остротой проблемы, а может со стилем управления Мишустина — размазывать кашу по столу он не собирается.

«СП»: — Сокращение чиновников проводилось не раз. Так почему же Мишустин решил провести очередное?

— Сокращение госаппарата — любимая игра любого госаппарата. Это связано с тем, что он растет не только количественно. Под каждую задачу создается или выделяется некий институт — министерство, департамент, управление, назначается какое-то количество ответственных чиновников.

Потом задача исчезает, а институт остается, поэтому постоянно необходимо сокращение. Так было всегда: в русском царстве начинали с 12 приказов, заканчивали 500, потом всех разогнали, сделали 12, а через 200 лет опять стало 500.

У Ленина есть в 1918 году записка — «мы 2 раза сокращали аппарат, он у нас в 2 раза вырос».

«СП»: — Почему же так происходит?

— Потому что на следующий день после сокращения опять начинается ревизия задач. И каждый прибегает с криком, что него новая задача и ему нужен новый аппарат под нее. При этом никто не закрывает подразделения, которые были сделаны под другую задачу, чиновники продолжают ходить на работу.

Все будет зависеть не от того, сколько уволят, а от того насколько точно определят реально работающие институты и не работающие. Причем не только сами ведомства, а именно подразделения внутри них.

Если будет сокращено то, что уже выполнило свою задачу, будет хорошо, так как количество чиновников реально уменьшится, а их эффективность возрастет, так как согласований будет меньше.

Ведомство, сидящее на выполненной задаче, обычно живет согласованиями, так как надо же их чем-то загружать.

Но если, как это часто бывает во всех странах, а не только у нас, мы выгоним тех, кто работает, а оставим тех, кто не работает, то эффект будет противоположный.

Вопрос в том, увольнять будут по принципу «нравится рожа или нет» или реально проведут функциональный анализ и выяснят нужна или нет та или иная структура? Понятно, что всегда что-то есть, какие-то недоделанные задачи, за которые структура цепляется. Однако если при серьезном анализе выясняется, что задачи выполнены и структуру надо закрыть, будет хорошо. Но если спустят вниз, особенно в регионы, что надо сократить 30%, то все органы власти будут состоять из родственников.

Есть нулевой вариант — сократить все вакансии. Но, как я понимаю, на этом не закончится. Если министру реально хоть немного надо, чтобы министерство работало, он сядет и посмотрит, какие подразделения не выполняют реальные, а не бумажные функции.

Если это будет проведено, то все получилось. Правда, это все равно временная победа, потому что, когда волна схлынет, каждый начальник начнет думать, что у него есть задача и не попросить ли под нее еще людей.

А поскольку мы страна развивающаяся, то новые задачи будут появляться постоянно.

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев отмечает, что в данном случае важно учесть событийный контекст реформы.

— Эпидемия коронавируса и меры борьбы с распространением этого заболевания существенным образом отразились на доходах государства. По словам первого заместителя главы Минфина Леонида Горнина, в 2020 г. сократятся 830 млрд.

рублей по сравнению с предшествующим годом. Власти Москвы заявляют, что недополученные доходы бюджета столицы могут составить более 500 млрд. рублей, и еще 300 млрд.

городская казна потеряет в результате выделения средств на переоборудование больниц для приема больных COVID-19.

Решить проблему нехватки средств путем «перенарезки» бюджетного пирога не получится: федеральные группы интересов уже приготовились осваивать выделенные средства, и лишить их источников дохода означало бы спровоцировать внутриэлитный конфликт.

Последнее спровоцировало бы рост политической нестабильности накануне выборов в Госдуму, что недопустимо, с точки зрения власти. И потому федеральное руководство вынуждено довольствоваться лишь ограниченными мерами экономии, не затрагивающими интересы истеблишмента.

Кроме того, в Кремле хорошо осведомлены, что широкие слои населения воспринимают госаппарат как чрезмерно раздутый и малоэффективный, в силу чего меры по его сокращению не вызовут особого возмущения.

«СП»: — Недавно Минфин предлагал сократить не только некоторые незащищенные статьи бюджета, реформировать правоохранительный блок, сократив в том числе сотрудников и отменив повышенную индексацию военных пенсий, а также отказаться от индексации зарплат чиновников. Мечты Минфина сбываются? Во что бюджету обойдется сокращение чиновников?

— Я сомневаюсь, что, на фоне событий в Белоруссии и в Карабахе, политическое руководство пойдет на сокращение силовиков или «оптимизацию» их доходов.

Хотя нельзя исключать, что субъективный фактор либо последствия «войны башен» все же приведут к соответствующим решениям.

Полагаю, что в ближайшем будущем точно можно будет ожидать дальнейшего сокращения численности сотрудников образовательных организаций, а после завершения эпидемии — еще и медиков.

Власти не отказывались от программ оптимизации систем здравоохранения и образования, а пандемия COVID-19 даже подтолкнула чиновников к ряду «интересных» решений в этом направлении.

Оценить экономические последствия решения о сокращении госаппарата достаточно сложно: для этого нужно понять, каким образом они повлияют на эффективность госуправления, т.е.

будут ли у реформы издержки, и каких масштабов они достигнут.

«СП»: — Ждать ли от «оптимизации» чиновников положительных результатов?

— «Архитекторы» этой реформы так и не привели полноценного описания того, каким образом будет увеличена эффективность работы чиновников. Скорее всего, произойдет некоторое сокращение расходов бюджета в чисто «бухгалтерском» выражении.

«Оптимизацию» должны сопровождать перемены в системах подготовки и переподготовки, рекрутирования и ротации кадров, оплаты труда и т. д. Также необходимо каким-то образом «сломать о колено» токсичную корпоративную культуру в системе госуправления.

Излишний авторитаризм и опечные модели организационного поведения, зачастую «завязанные» на родственных и дружеских связях, должный уйти в прошлое. Без этого на планах любой кадровой реформы можно смело ставить штамп «артель напрасный труд».

В случае сокращений первыми будут уволены, скорее всего, сотрудники, не связанные с руководством посредством личных связей либо в целом не демонстрирующие высокого уровня лояльности. Также наверняка охотно пожертвуют людьми, потенциально не способными активно сопротивляться увольнению.

Источник: https://svpressa.ru/society/article/281831/

Заместительская терапия

Сокращение государственных служащих в 2021 году

Правительство в ближайшее время объявит о введении единых стандартов органов исполнительной власти: в 2021 году будут сокращены в основном за счет незаполненных вакансий 5% центральных аппаратов министерств и ведомств, 10% штатов территориальных органов. Наиболее символичным будет выглядеть сокращение части заместителей министров и заместителей глав ведомств Белого дома. Но основной смысл реформы — не в увольнениях и сокращениях, а в приведении в рациональный вид системы управления в министерствах.

Как стало известно “Ъ”, в самое ближайшее время (предположительно сегодня) премьер-министр Михаил Мишустин должен подписать постановления правительства об установлении единых стандартов структуры центральных аппаратов и территориальных органов исполнительной власти, а также о сокращении их численности.

Это первый за последние годы план реформирования федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), находящихся в ведении правительства РФ, он был, напомним, объявлен заранее: Минфин сообщал о нем еще в сентябре 2019 года как об обсуждаемом, из-за эпидемии COVID-19 и смены правительства сроки сдвинулись.

Набор проблем, который предполагает решить «административная реформа» (так проект называется во внутренних документах Белого дома), выглядит так.

С момента последней унификации в 2004 году центральные аппараты ФОИВ уже сильно отличаются друг от друга — это уже часто мешает их взаимодействию, что в новом правительстве, часто работающем по проектным методам, критично.

Существенно разрослись «обеспечивающие» подразделения ФОИВ — напомним, Белый дом уже решал в 2019–2020 годах часть проблемы через объединение финансовых, бухгалтерских подразделений, а также концентрацией части центральных аппаратов ФОИВ в Москва-Сити.

Рост численности ФОИВ и в центре, и в терорганах — в основном «бумажный», сейчас в них около 20% вакансий. Наконец, система оплаты труда в них сама по себе проблема: это низкий оклад и в целом гарантированная часть, высокий уровень негарантированных денежных поощрений и премий.

Основная идея реформы — установление жестких требований к структуре как аппарата ФОИВ, так и его терорганов: в зависимости от числа «управляемых» подчиненных рассчитываются лимиты числа руководителей высшего и среднего звена, помощников и советников, штат обеспечивающих подразделений должен быть менее 30% от общего.

По итогам подсчетов нормативов в аппарате Белого дома из 329 должностей заместителей руководителей ФОИВ сократить предполагается несколько десятков, в том числе 25 должностей заместителей министров.

Обсуждается, но пока не решена судьба пяти ФОИВ с численностью менее 100 человек персонала, что считается в Белом доме малорациональным: Россвязи, Роспечати, Роспатента, Росгидромета и Ростуризма.

В основном сокращаются незаполненные вакансии, которых в министерствах (по расчетам на март 2020 года) — 18,7%, в службах — 22,5%, в агентствах — 14,3%, притом что центральные аппараты нужно сократить на 5%.

Терорганы ФОИВ сокращаются на 10%: в министерствах и агентствах увольнений действующих сотрудников практически не будет, возможны лишь некоторые сокращения в службах в 2021 году. По итогам предельная численность сотрудников центральных аппаратов ФОИВ предполагается в 22,8 тыс.

человек, терорганов — 302,8 тыс. (сейчас — 23,9 тыс. и 336,5 тыс.). Сокращение пройдет довольно быстро — с 1 января по 1 апреля — основная часть, в регионах могут идти чуть дольше.

Наибольшие в цифрах сокращения в регионах по естественным причинам придутся на самые многочисленные ФОИВ: ФНС, казначейство, ФТС, Росреестр и Росстат.

Возможность особых случаев, учитывающих специфику ФОИВ, сохраняется, но свою «нестандартность» ведомству придется доказывать и получать отдельное разрешение на превышение нормативов правительственной комиссии по админреформе: в мае 2021 года она получит первый отчет об итогах сокращений.

Причины относительных неудач предыдущих оптимизаций, кажется, учтены дотошно. Так, Белый дом отдельно озаботится тем, чтобы сокращение не сводилось к оптимизации численности ФОИВ за счет подведомственных служб и агентств. Подведомственные структуры другого рода (ФГУПы и т. п.) происходящее пока не затрагивает.

Сокращения расходов на оплату труда госслужащих реформа не предполагает. Напротив, с финансовой точки зрения основная задача изменений — нормализовать ситуацию с оплатой их труда.

Федеральное правительство — один из крупнейших работодателей в РФ с неконкурентоспособной структурой оплаты труда: в зарплатах чиновников низка формально постоянная часть и высока — условная.

Программа реформы в 2021–2023 годах — направить сэкономленное на повышение общего уровня зарплат, ограничив госрасходы на эти цели: должностные оклады должны вырасти, размер премий в общей зарплате — сократиться до 30–40%, а также должно снизиться «ежемесячное денежное поощрение» — наиболее проблемная часть ФОТ госслужащих.

В терорганах в отдельных случаях «поощрение» — основная часть зарплаты, что создает абсолютную зависимость доходов федеральных служащих от доброй воли начальства.

Вся реформа вписывается в бюджетные назначения по оплате труда федеральных госслужащих и, видимо, даже позволяет сэкономить около 14 млрд руб. средств индексации правительственного ФОТ в 2021 году — без оптимизации он вырос бы на 43 млрд руб., в результате реформы — на 29 млрд руб.

Полностью отказаться от изменения размеров и структуры оплаты труда в ФОИВ, видимо, невозможно: проигрыш Белого дома в конкуренции на рынке труда с другими работодателями (это не только частный бизнес, но и госкомпаний) вызывает и привлечение во власть лиц, чьи доходы мало зависят от зарплат, и снижение управляемости, и падение уровня средней квалификации — само по себе удовольствие работать в правительстве с низкой и негарантированной зарплатой влечет немногих.

Момент для новой реформы госслужбы подходящий: и эпидемические потрясения 2020 года (в том числе впервые массовая удаленка в ФОИВ), и чисто управленческие и технологические (цифровизация и аутсорсинг) изменения в госаппарате позволяют сейчас по крайней мере попробовать изменить массовую управленческую культуру в Белом доме — это отчасти удалось в ходе админреформы 2001–2004 годов, целью которой было превращение по сути еще советского госаппарата в госадминистрацию по мировым образцам 1980–1990-х годов. Для объявленных задач правительства Мишустина госаппарат образца середины 2000-х, видимо, просто не годится.

Отметим, сейчас ничего не известно о синхронных изменениях в других частях госаппарата.

Об ограничении и оптимизации — например, госкорпораций, институтов развития и госАО — между тем летом 2020 года в правительственных структурах шли активные дискуссии.

Реформа системы оплаты труда в федеральной службе без изменений во всем госсекторе может привести к «перекачке» туда федеральных кадров.

Впрочем, и здесь есть существенные ограничения: механизмы управления этими структурами правительством опосредованны, а коронавирусная эпидемия ставит ограничения на любые массовые увольнения, тогда как навеса вакансий в институтах развития, госкорпорациях и госАО нет или он меньше госслужбы.

Дмитрий Бутрин

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4574020

В россии начинается административная реформа

Сокращение государственных служащих в 2021 году

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Административная реформа, подразумевающая оптимизацию аппарата госслужащих, начинается в России с 1 января 2021 года. Согласно планам, она должна завершиться в течение трех месяцев – до 1 апреля.

Как ранее отмечал премьер-министр России Михаил Мишустин, правительство неоднократно обсуждало необходимость оптимизировать систему управления. Однако сроки проведения административной реформы не раз переносились по разным причинам, в том числе из-за ситуации с коронавирусом.

Начинающаяся оптимизация должна повысить эффективность работы госаппарата. Так, по данным кабинета министров, сейчас почти 20% должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными. В то же время, как подчеркивал российский премьер, для качественной работы нужен “не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов”.

Новая структура госаппарата

После реформы все министерства и ведомства должны будут соответствовать определенному стандарту. Согласно утвержденному решению, штат центральных аппаратов федеральных органов власти с 1 января должен быть сокращен на 5%, территориальных органов – на 10%. Сокращение будет проходить в основном за счет вакантных мест. Освободившиеся средства при этом останутся в фондах оплаты труда.

Устройство ведомств теперь будет зависеть от численности их сотрудников. Так, в структурных подразделениях министерств по новым требованиям должно трудиться не меньше 40 человек, в службах и агентствах – не менее 25.

В отделах в составе департамента или управления должно состоять не менее пяти работников, в самостоятельных отделах – не менее 10.

Для обеспечивающих подразделений устанавливается ограничение – к ним должно относиться не более 30% от общего числа сотрудников.

Отдельное требование касается заместителей руководителей федеральных органов власти. Каждый из них должен координировать работу не менее двух департаментов или управлений.

При этом, как поясняли в кабинете министров, в особых случаях может быть разрешено отклонение от установленных параметров. Такими полномочиями наделяется специальная подкомиссия.

При реформе госаппарата под сокращение попадут 37 заместителей руководителей федеральных органов власти. Всего же реформа коснется 45 министерств и ведомств.

Доклад о результатах проведения реформы должен лечь на стол председателя правительства к 1 мая.

По мнению главы российского кабмина, все эти меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти.

Важно, чтобы вся система государственного управления “работала четко и слаженно, соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи – повышении качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы”, отмечал ранее Мишустин.

При этом он подчеркивал, что при проведении административной реформы необходимо наладить надежный и эффективный механизм обратной связи между людьми и государством, чтобы каждый, кому требуется помощь, мог напрямую обратиться в профильное ведомство или к чиновнику, отвечающему за решение вопроса. “А главное – оперативно получить ответ на свое обращение, добиться результата”, – указывал премьер. Для этого власти в том числе расширяют возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Оптимизация институтов развития

Изменения коснутся в том числе институтов развития – 23 ноября Мишустин объявил об их масштабной оптимизации. Часть из них перейдет под управление госкорпорации “ВЭБ.

РФ”, часть объединится с другими, схожими по функционалу, а практически каждый пятый ждет ликвидация.

Как ранее сообщали ТАСС в пресс-службе правительства, будут ликвидированы в том числе Фонд развития моногородов, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики, а также ОЭЗ.

При этом в пресс-службе ВЭБ.РФ предстоящие изменения называли частью административной реформы, которую проводит правительство для повышения эффективности работы госструктур. “В ее рамках планируются мероприятия по оптимизации численности персонала, созданию эффективной, работающей модели поддержки экономики и достижения национальных целей развития”, – поясняли в госкорпорации.

Такие изменения позволят решить и проблему конкуренции институтов развития друг с другом и с коммерческими структурами, подчеркивали в ВЭБ.РФ. Результатом должно стать повышение их эффективности и общего вклада в реализацию национальных проектов, что в конечном итоге поможет улучшать качество жизни россиян.

Комментируя эти меры, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отмечала, что ряд корпораций и фондов развития дублируют функции исполнительной власти, а административная реформа, подразумевающая оптимизацию госаппарата в России, уже назрела. Она обращала внимание на то, что “тучные годы остались позади, и сегодня вопрос более рационального расходования средств является крайне важным”.

Большинство жителей страны также согласно с необходимостью проведения административной реформы. Так, согласно результатам опроса сервиса по поиску работы SuperJob, около 54% опрошенных россиян поддержали предложение Мишустина об оптимизации штата госслужащих. Против высказались 18%, еще 28% затруднились с ответом.

В то же время научный руководитель института государственного и муниципального управления ВШЭ Виталий Клименко в беседе с ТАСС выражал мнение, что оптимизация штата позволит стабилизировать конкурентоспособность госслужащих, а также улучшить структуру оплаты труда.

Он обращал внимание на то, что планы по сокращению аппарата были и ранее. “Прошлые неудачи во многом были связаны с тем, что сокращения проводились на фоне роста числа функций и без создания необходимых условий для роста “производительности”.

На этот раз есть все основания полагать, что ситуация поменяется”, – считает эксперт.

Источник: https://tass.ru/politika/10379009

Кого уволят с госслужбы с 1 января 2021 года, открыл секрет Дмитрий Григоренко

Сокращение государственных служащих в 2021 году

Заместитель председателя правительства Российской Федерации — руководитель аппарата правительства Российской Федерации- Дмитрий Григоренко

На этой неделе премьер-министр Михаил Мишустин объявил о новой попытке реформы госаппарата. Всего за три месяца правительство намерено сделать то, что не в полной мере удавалось за предыдущие десять лет. Оптимизировать численность государственного аппарата, ввести единый стандарт структуры госведомств и создать эффективную, работающую модель.

Преобразования, как заявлено, начнутся 1 января и завершатся уже к 1 апреля 2021 года. Разъяснить детали будущей реформы “Российская газета” попросила вице-премьера, главу аппарата правительства Дмитрия Григоренко.

Дмитрий Юрьевич, первый вопрос: почему сейчас?

Дмитрий Григоренко: На самом деле, решение провести реформу было принято давно. Председатель правительства еще в феврале дал поручение руководителям министерств и ведомств представить свои предложения.

Они были детально проработаны. И уже на их основе подготовлена модель преобразований – та самая, которую Михаил Владимирович представил на днях.

На сегодня она наиболее оптимальна, если исходить из тех целей, которые мы перед собой ставим.

Провести реформу планировалось в этом году, но из-за сложной ситуации с коронавирусом, значительного увеличения нагрузки на министерства и ведомства – а она с началом пандемии выросла просто несопоставимо – решено было перенести преобразования на следующий год.

Ну а если более глобально отвечать на ваш вопрос – мы живем в эпоху цифровой трансформации. Она требует кардинального переосмысления роли государства и организации работы органов власти. Они должны становиться цифровыми платформами, формировать собственные цифровые экосистемы и наборы цифровых услуг.

Вот мы с вами еще ходим в МФЦ, чтобы решить какой-то вопрос, требующий общения с государством. А наши дети, не говоря уже о внуках, не захотят тратить время на походы по инстанциям. Это нужно учитывать. И нужно уже сейчас активно к этому готовиться.

Ключевые государственные учеты должны быть централизованы, а процессы оказания госуслуг роботизированы.

Более того, максимально возможный спектр госуслуг должен предоставляться проактивно, чтобы люди не тратили время на ожидание в очередях или даже просто на визит в ту или иную инстанцию.

Государственные услуги должны максимально незаметно встроиться в повседневную жизнь человека – это основной тезис, который мы взяли для себя как цель. Но для этого нужна реформа госаппарата.

У нас должен быть четко и логично сформированный штат компетентных специалистов. И для каждого органа исполнительной власти должна быть четко определена сфера ответственности.

Наша задача – создать действительно эффективную структуру, отвечающую задачам и требованиям времени

А что не так с госаппаратом сейчас? Слишком раздутые штаты? В России уже предпринимались попытки сократить количество госслужащих. Однако всякий раз вывод был один: целевые показатели не достигались. Где гарантия, что на этот раз получится?

Дмитрий Григоренко: Дело не только в количестве госслужащих. Сегодня в структуре госаппарата есть ряд серьезных системных перекосов, которые препятствуют переходу на новый современный уровень работы.

Например, нет единого стандарта организационной структуры министерств и ведомств. Единственный документ, устанавливавший такие требования, был утвержден в 1995 году, но чуть позже ведомствам разрешили отклоняться от них. Происходившие затем масштабные сокращения на фоне отсутствия стандарта привели к дисбалансу структуры многих госведомств.

Частая проблема: начальников больше, чем подчиненных. Число заместителей руководителей и руководителей структурных подразделений во многих ведомствах сейчас явно превышает потребности и не поддается никаким логическим объяснениям.

Идет размывание обязанностей – один заместитель руководителя может курировать деятельность лишь одного управления численностью всего в 10 сотрудников. Я не говорю уже о том, что в таком управлении невозможно создать полноценные отделы.

У нас есть примеры, когда самое крупное управление насчитывает всего 10-16 сотрудников. Есть даже департаменты с 20 сотрудниками.

Сложившаяся многоуровневая управленческая вертикаль с избыточными звеньями увеличивает административные издержки, снижает оперативность и качество принятия решений, отрицательно сказывается на эффективности работы в целом.

Мы много говорим про эджайл и проектное управление, но структура госаппарата не менялась десятилетиями. Она никак не адаптировалась к изменяющимся условиям. В бизнесе же компании за это время успели несколько раз изменить свои структуры и модели управления, исходя из развития технологий и меняющегося уклада жизни.

Этот год, когда в условиях коронавирусных ограничений многие сотрудники работали удаленно, наглядно показал негибкость структуры и несовременность модели управления.

В новой модели госаппарата будет жесткое требование к заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти. Каждый из них должен координировать работу не менее двух департаментов или управлений.

Численность департаментов в министерствах должна составлять не меньше 40 человек, управлений в службах и агентствах – не менее 25, отделов в составе департамента или управления – не менее 5, самостоятельного отдела – не менее 10.

Это создаст оптимальный баланс между количеством руководителей и подчиненных.

Государственные услуги должны максимально незаметно встроиться в повседневную жизнь человека. Но для этого нужна реформа госаппарата

Единые требования нужны не для кальки. Не для того, чтобы сделать все ведомства формально похожими друга на друга. Наша задача – создать действительно эффективную структуру, отвечающую задачам и требованиям времени.

Вы сказали, что в ряде федеральных министерств и ведомств слишком много сотрудников – помощников, заместителей руководителей на высокооплачиваемых должностях. Это звено тоже решено оптимизировать. Не получится ли так, что в итоге министерства и ведомства лишатся ключевых людей, которые действительно, что называется, тянут повестку?

Дмитрий Григоренко: В действующем законодательстве достаточно механизмов, позволяющих обеспечивать оценку профессионального уровня сотрудников и принимать взвешенные решения для сохранения в системе госуправления компетентных кадров.

Даже в случае перехода сотрудников на нижестоящие должности есть возможность сохранять имеющийся у них уровень зарплаты. Так что рисков потери действительно ценных и компетентных кадров нет.

В постановлении о структуре центральных аппаратов отдельно оговорена численность сотрудников обеспечивающих подразделений. С чем связан этот акцент?

Дмитрий Григоренко: Во многих подразделениях, занимающихся делопроизводством, организационно-техническим, бухгалтерским сопровождением, количество сотрудников завышено. Иногда их даже больше, чем тех, кто работает в профильных подразделениях. Между тем цифровизация позволяет сделать многие процессы автоматическими.

Можно, конечно, продолжать вести документооборот на бумаге, но электронный формат гораздо эффективнее и связан с меньшими издержками. То же самое можно сказать, например, о централизации бухгалтерского учета в Федеральном казначействе. Это проще, быстрее, эффективнее.

Поэтому было принято решение, что для обеспечивающих подразделений будет установлено ограничение: на их долю должно приходиться не более 30% общей численности сотрудников.

Cокращения планируется провести в основном за счет вакантных должностей. Такая же логика была и четыре года назад, и раньше. Получается, что со временем в ведомствах всякий раз снова образуется много пустующих ставок. Зачем им такое количество вакансий?

Дмитрий Григоренко: Сегодня средняя доля вакансий в центральных аппаратах достигает 20 процентов, в отдельных ведомствах даже больше. Многие сохраняют их умышленно для повышения денежного содержания своих служащих.

Это препятствует проведению реформы оплаты труда, цель которой – повышение уровня гарантированных выплат в структуре денежного содержания. Поэтому мы решили пойти по пути сокращения именно этих искусственно поддерживаемых пустующих ставок.

Как уже было озвучено, штаты центральных аппаратов с 1 января 2021 года должны быть сокращены на 5%, территориальных органов – на 10%. Все преимущественно за счет имеющихся вакансий.

Можно эти проценты перевести в количественные показатели?

Дмитрий Григоренко: В процессе реформы предполагается сократить почти 1200 должностей в центральных аппаратах федеральных органов и более 33,5 тысячи в территориальных отделах. Будет сокращено более 40 структурных подразделений, более 45 штатных единиц заместителей руководителей федеральных ведомств.

Одновременно будут упрощены процессы исполнения государственных функций с приоритетным внедрением цифровых технологий. Все это позволит ускорить принятие решений и повысить качество государственного управления. Но я хочу еще раз подчеркнуть, что главное, не количественные показатели, а изменение структуры, которое позволит госаппарату работать более эффективно.

Территориальные органы подвергнутся более масштабному сокращению – не на 5, а на 10%. Почему именно такое решение было принято? Не получится ли так, что под сокращение все-таки попадут не вакантные ставки, а живые люди – рядовые сотрудники, которые честно и профессионально выполняют свою работу?

Дмитрий Григоренко: По последним данным, количество вакансий в территориальных органах составляет около 18%.

Это дает определенный простор для оптимизации и в то же время позволяет минимизировать риски увольнения действующих сотрудников.

Люди, работающие на рядовых должностях – основа госаппарата, мы это хорошо понимаем. И если они работают эффективно, они должны быть максимально защищены.

Работы у них будет достаточно, но изменится ее формат. Территориальные органы в основном оказывают типовые государственные услуги и выполняют контрольные функции. Сейчас мы активно внедряем в работу министерств и ведомств цифровые технологии.

Это делается для того, чтобы люди могли получать услуги быстро и без необходимости лично посещать инстанции. Это ключевая задача, которую мы для себя определили.

Переход в такой формат избавит рядовых сотрудников госведомств в регионах от рутинной работы и повысит качество оказываемых ими услуг.

Нужно учитывать, что принятое постановление правительства дает руководителям федеральных органов с учетом специфики их деятельности право корректировать параметры оптимизации и проводить сокращение территориальных органов в меньшем объеме за счет оптимизации центрального аппарата.

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств могут укрупняться. Разрешается также формировать компактные приемные, которые будут выполнять только профильные функции. Обеспечивающие полномочия могут централизоваться в крупных межрегиональных территориальных органах.

Но ведь вы сами говорили, что в свое время возможность отклоняться от установленных требований была одной из причин разбалансировки структуры госведомств. И теперь им снова будет позволено это делать. В чем логика?

Дмитрий Григоренко: Это будет возможно в исключительных случаях при наличии особых обстоятельств в рамках базовой структуры.

Любое отклонение будет оцениваться с точки зрения эффективности. Решение будет принимать специальная комиссия.

Особым обстоятельством может быть, к примеру, резкое увеличение нагрузки на федеральные органы исполнительной власти из-за коронавирусной инфекции.

Повторюсь: цель реформы – повышение эффективности работы. У нас принято считать, что оптимизация – это сокращение всех под одну гребенку. В этом случае это не так.

Кто и каким образом будет контролировать соблюдение требований к установленной структуре министерств и ведомств и численности сотрудников, чтобы реформа снова не превратилась в формальность?

Дмитрий Григоренко: Решения об установлении численности федеральных органов, количества структурных подразделений и заместителей руководителей принимается правительством, поэтому контроль за исполнением принятых решений также будет осуществляться правительством.

Будет ли реформа эффективной, целиком и полностью зависит от нас. Мы это хорошо понимаем. Задачу быстро и качественно настроить систему государственного управления поставил президент. Мы должны выполнить эту работу в установленный срок.

Источник: РГ

Источник: https://kurer-sreda.ru/2020/11/20/624281-kogo-uvolyat-s-gossluzhby-s-1-yanvarya-2021-goda-otkryl-sekret-dmitrij-grigorenko

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.