Сокращения бюджетников в 2021 году

Эксперты рассказали, кого могут сократить в 2021 году

Сокращения бюджетников в 2021 году

В уходящем году на фоне ситуации с коронавирусом российский рынок труда попал в зону турбулентности. В том числе некоторые россияне столкнулись не только с переводом на дистанционку, но и с сокращениями. Разбираемся, какие специалисты могут оказаться в зоне риска в 2021 году, а кому не стоит беспокоиться за свои рабочие места.

Москва 24/Александр Авилов

Медленно, но верно

В среду, 9 декабря, Владимир Путин провел совещание по экономическим вопросам с членами правительства. Президент РФ заявил, что одним из ключевых вызовов сегодня не только для России, но и практически для всего мира является высокая безработица.

Он напомнил, что, реагируя на ситуацию с COVID-19, российские власти приняли целый набор мер по поддержке бизнеса. Основным критерием в этом вопросе была готовность предприятий нести ответственность за сохранение занятости. “Такой подход во многом позволил минимизировать негативное влияние эпидемии, вынужденных ограничительных мер на рынок труда”, – подчеркнул он.

Доходы – понятно, они, к сожалению, снизились в этом году. Рынок труда испытывает определенную нагрузку, у нас подросла безработица: было 4,7–4,8%, стало 6,8, сейчас поменьше уже – 6,3, это лучше, чем, скажем, в США, а в еврозоне еще выше.

Владимир Путин

президент РФ

По словам российского лидера, после пиковых значений августа безработица в стране начала снижаться. Тем не менее этот процесс идет пока медленно, указал он.

“Эти темпы недостаточны, для того чтобы говорить о кардинальном переломе ситуации. Кроме того, из-за осложнения эпидемиологической обстановки в ноябре вновь наметились риски ухудшения динамики рынка труда”, – заявил Путин.

Перед правительством поставлена задача – к концу следующего года восстановить уровень занятости до значений 2019 года. Я уверен, что это абсолютно реалистичные задачи.

Владимир Путин

президент РФ

Вместе с тем заммэра столицы по вопросам социального развития Анастасия Ракова рассказала, что в городе до начала пандемии уровень регистрируемой безработицы был близок к нулю. Однако коронавирус внес свои поправки. По словам Раковой, проблемы с трудоустройством усугубились во многих регионах и Москва не стала исключением.

“Однако ситуация постепенно выравнивается. Если еще на начало октября регистрируемая безработица составляла 3,04%, то сейчас – уже 1,7%”, – подчеркнула она.

Ракова добавила, что в настоящий момент количество вакансий в городе превышает 260 тысяч – это в два раза выше, чем до начала пандемии.

Она пояснила, что рынок труда продолжает испытывать негативные последствия, однако в Москве ведется серьезная работа по трудоустройству москвичей. В частности, с начала года рабочие места получили около 160 тысяч человек.

Также столичные власти в период первой волны коронавируса выделили более 15 миллиардов рублей на поддержку безработных.

“Бывает, что людям трудно искать работу самостоятельно, даже когда есть вакансии. Я советую обращаться за помощью к карьерным консультантам в службу занятости. Важно, чтобы человек ощущал поддержку при поиске работы.

В современном мире с быстрым ростом цифровых технологий надо овладеть практикой поиска работы, надо понимать, где и как искать работу, надо сделать свое резюме привлекательным для работодателя”, – заключила Ракова.

Москва 24/Александр Авилов

Кто в зоне риска?

Заведующая кафедрой экономики труда и персонала экономического факультета МГУ Татьяна Разумова в разговоре с Москвой 24 подчеркнула, что проблема с трудоустройством обострилась не только в России, но и в других странах. По мнению эксперта, к вопросу возможного сокращения штата бизнес будет подходить с точки зрения своего благополучия и состояния сферы деятельности в посткризисный период.

“Если компания испытывает временные трудности и рассчитывает в обозримом будущем восстановить деятельность, то она будет стремиться сохранить ключевых сотрудников. Если компания видит, что спрос есть, но мы не справляемся с затратами, возможно, дорогих сотрудников заменят на дешевых. Плюс сокращения и слияния отделов, сокращение управленческого персонала”, – объясняет Разумова.

В свою очередь, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков в беседе с Москвой 24 отметил, что в оценках ожиданий от ситуации с работой в 2021 году нужно проявлять осторожность. По его словам, положение дел на рынке труда можно охарактеризовать как восстановление.

“В какой-то мере это позитивное движение. Но все-таки это не развитие отраслей, а восстановление утерянных позиций, и о прогрессе речь пока не идет. Поэтому у меня смешанные предположения на 2021 год”, – подчеркнул Щербаков.

Найти работу в будущем году будет не легче, чем раньше. Многим предприятиям, особенно малым и бизнесу в сфере услуг, нужно находить средства на восстановление, а этот процесс пройдет, на мой взгляд, не очень оперативно. Рабочие места будут заполняться, но не больше, чем в прошлые периоды, и хорошо, если на том же уровне.

Александр Щербаков

профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС

Уже трудоустроенным в 2021 году не стоит беспокоиться за свои рабочие места, считает Щербаков. В процессе восстановления экономики условия для деятельности компаний будут улучшаться, предпосылки к оптимизации штатов отпадут.

“Но если попытаться уловить тенденцию, за счет кого могут произойти сокращения, если руководство компании примет такое решение, то, на мой взгляд, в первую очередь это коснется младшего обслуживающего персонала, который занимается уборкой помещений. Плюс сфер, связанных с бухгалтерским обслуживанием, так как эти услуги можно заменить с помощью информационных технологий”, – поделился профессор.

С Щербаковым соглашается и руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов.

В будущем году на рынок труда будет влиять цифровизация процессов. Она способна обеспечить рост эффективности за счет сокращения штата и практически всех операций в офисе. И вот, к примеру, убираться в офисах надо, но потребность в самих помещениях у компаний может отпасть. А значит, потребность в обслуживающем персонале сократится.

Константин Ордов

руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ

Кроме того, спрос в 2021 году может упасть на кассиров и охранников. Ситуация с первой профессией связана с тем, что во многих супермаркетах все чаще появляются автоматы самообслуживания. Охранников же успешно заменяют новейшие системы безопасности, сказал эксперт в беседе с Москвой 24.

портал мэра и правительства Москвы

По его словам, в новом году на рынке труда условия будут диктовать две основные тенденции. Это возвращение в Россию трудящихся из ближнего зарубежья, которые уехали на родину в период пандемии, и возможный рост банкротств компаний.

Сегодня уже точно можно сказать еще об одной категории трудящихся, которые оказались в зоне риска, – это госслужащие. О сокращении госаппарата премьер-министр Михаил Мишустин объявил еще в середине ноября.

Он подчеркнул, что необходимо сформировать не огромный, а рациональный штат компетентных специалистов и четко определить сферу ответственности каждого органа исполнительной власти.

Безусловно, в плане трудоустройства в 2021 году не стоит переживать медицинским работникам, отметила в разговоре с Москвой 24 HR-эксперт Зулия Лоикова. Спрос на врачей остается высоким, при этом ни о каких сокращениях речь точно не идет.

“В тренде остаются курьеры и водители такси. Во втором случае люди понимают, что они отработают смену и точно получат за это деньги. С дистанционным обучением повысился спрос на репетиторов, у таких специалистов появилась хорошая подработка. Безусловно, с окончанием пандемии произойдет корректировка спроса на тех позициях, которые сейчас в тренде”, – сказала Лоикова.

В целом в крупных городах России ситуация с трудоустройством позитивная, продолжает эксперт. Однако в других населенных пунктах картина совершенно иная.

“Но даже в этом случае компании конкурируют между собой за хороших специалистов. К примеру, человек, который работает на московские компании в call-центре во Владимире, прекрасно себя чувствует. Для столичного бизнеса это оптимизация штата, а для сотрудников это отличная возможность получать зарплату выше, чем в целом в своем регионе”, – отметила HR-эксперт.

Чтобы оставаться востребованным в любой кризис, Лоикова советует постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и приобретать новые компетенции. С развитием дистанционных технологий сделать это стало гораздо легче.

Источник: https://www.m24.ru/articles/ehkonomika/11122020/157465

Заместительская терапия

Сокращения бюджетников в 2021 году

Правительство в ближайшее время объявит о введении единых стандартов органов исполнительной власти: в 2021 году будут сокращены в основном за счет незаполненных вакансий 5% центральных аппаратов министерств и ведомств, 10% штатов территориальных органов. Наиболее символичным будет выглядеть сокращение части заместителей министров и заместителей глав ведомств Белого дома. Но основной смысл реформы — не в увольнениях и сокращениях, а в приведении в рациональный вид системы управления в министерствах.

Как стало известно “Ъ”, в самое ближайшее время (предположительно сегодня) премьер-министр Михаил Мишустин должен подписать постановления правительства об установлении единых стандартов структуры центральных аппаратов и территориальных органов исполнительной власти, а также о сокращении их численности.

Это первый за последние годы план реформирования федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), находящихся в ведении правительства РФ, он был, напомним, объявлен заранее: Минфин сообщал о нем еще в сентябре 2019 года как об обсуждаемом, из-за эпидемии COVID-19 и смены правительства сроки сдвинулись.

Набор проблем, который предполагает решить «административная реформа» (так проект называется во внутренних документах Белого дома), выглядит так.

С момента последней унификации в 2004 году центральные аппараты ФОИВ уже сильно отличаются друг от друга — это уже часто мешает их взаимодействию, что в новом правительстве, часто работающем по проектным методам, критично.

Существенно разрослись «обеспечивающие» подразделения ФОИВ — напомним, Белый дом уже решал в 2019–2020 годах часть проблемы через объединение финансовых, бухгалтерских подразделений, а также концентрацией части центральных аппаратов ФОИВ в Москва-Сити.

Рост численности ФОИВ и в центре, и в терорганах — в основном «бумажный», сейчас в них около 20% вакансий. Наконец, система оплаты труда в них сама по себе проблема: это низкий оклад и в целом гарантированная часть, высокий уровень негарантированных денежных поощрений и премий.

Основная идея реформы — установление жестких требований к структуре как аппарата ФОИВ, так и его терорганов: в зависимости от числа «управляемых» подчиненных рассчитываются лимиты числа руководителей высшего и среднего звена, помощников и советников, штат обеспечивающих подразделений должен быть менее 30% от общего.

По итогам подсчетов нормативов в аппарате Белого дома из 329 должностей заместителей руководителей ФОИВ сократить предполагается несколько десятков, в том числе 25 должностей заместителей министров.

Обсуждается, но пока не решена судьба пяти ФОИВ с численностью менее 100 человек персонала, что считается в Белом доме малорациональным: Россвязи, Роспечати, Роспатента, Росгидромета и Ростуризма.

В основном сокращаются незаполненные вакансии, которых в министерствах (по расчетам на март 2020 года) — 18,7%, в службах — 22,5%, в агентствах — 14,3%, притом что центральные аппараты нужно сократить на 5%.

Терорганы ФОИВ сокращаются на 10%: в министерствах и агентствах увольнений действующих сотрудников практически не будет, возможны лишь некоторые сокращения в службах в 2021 году. По итогам предельная численность сотрудников центральных аппаратов ФОИВ предполагается в 22,8 тыс.

человек, терорганов — 302,8 тыс. (сейчас — 23,9 тыс. и 336,5 тыс.). Сокращение пройдет довольно быстро — с 1 января по 1 апреля — основная часть, в регионах могут идти чуть дольше.

Наибольшие в цифрах сокращения в регионах по естественным причинам придутся на самые многочисленные ФОИВ: ФНС, казначейство, ФТС, Росреестр и Росстат.

Возможность особых случаев, учитывающих специфику ФОИВ, сохраняется, но свою «нестандартность» ведомству придется доказывать и получать отдельное разрешение на превышение нормативов правительственной комиссии по админреформе: в мае 2021 года она получит первый отчет об итогах сокращений.

Причины относительных неудач предыдущих оптимизаций, кажется, учтены дотошно. Так, Белый дом отдельно озаботится тем, чтобы сокращение не сводилось к оптимизации численности ФОИВ за счет подведомственных служб и агентств. Подведомственные структуры другого рода (ФГУПы и т. п.) происходящее пока не затрагивает.

Сокращения расходов на оплату труда госслужащих реформа не предполагает. Напротив, с финансовой точки зрения основная задача изменений — нормализовать ситуацию с оплатой их труда.

Федеральное правительство — один из крупнейших работодателей в РФ с неконкурентоспособной структурой оплаты труда: в зарплатах чиновников низка формально постоянная часть и высока — условная.

Программа реформы в 2021–2023 годах — направить сэкономленное на повышение общего уровня зарплат, ограничив госрасходы на эти цели: должностные оклады должны вырасти, размер премий в общей зарплате — сократиться до 30–40%, а также должно снизиться «ежемесячное денежное поощрение» — наиболее проблемная часть ФОТ госслужащих.

В терорганах в отдельных случаях «поощрение» — основная часть зарплаты, что создает абсолютную зависимость доходов федеральных служащих от доброй воли начальства.

Вся реформа вписывается в бюджетные назначения по оплате труда федеральных госслужащих и, видимо, даже позволяет сэкономить около 14 млрд руб. средств индексации правительственного ФОТ в 2021 году — без оптимизации он вырос бы на 43 млрд руб., в результате реформы — на 29 млрд руб.

Полностью отказаться от изменения размеров и структуры оплаты труда в ФОИВ, видимо, невозможно: проигрыш Белого дома в конкуренции на рынке труда с другими работодателями (это не только частный бизнес, но и госкомпаний) вызывает и привлечение во власть лиц, чьи доходы мало зависят от зарплат, и снижение управляемости, и падение уровня средней квалификации — само по себе удовольствие работать в правительстве с низкой и негарантированной зарплатой влечет немногих.

Момент для новой реформы госслужбы подходящий: и эпидемические потрясения 2020 года (в том числе впервые массовая удаленка в ФОИВ), и чисто управленческие и технологические (цифровизация и аутсорсинг) изменения в госаппарате позволяют сейчас по крайней мере попробовать изменить массовую управленческую культуру в Белом доме — это отчасти удалось в ходе админреформы 2001–2004 годов, целью которой было превращение по сути еще советского госаппарата в госадминистрацию по мировым образцам 1980–1990-х годов. Для объявленных задач правительства Мишустина госаппарат образца середины 2000-х, видимо, просто не годится.

Отметим, сейчас ничего не известно о синхронных изменениях в других частях госаппарата.

Об ограничении и оптимизации — например, госкорпораций, институтов развития и госАО — между тем летом 2020 года в правительственных структурах шли активные дискуссии.

Реформа системы оплаты труда в федеральной службе без изменений во всем госсекторе может привести к «перекачке» туда федеральных кадров.

Впрочем, и здесь есть существенные ограничения: механизмы управления этими структурами правительством опосредованны, а коронавирусная эпидемия ставит ограничения на любые массовые увольнения, тогда как навеса вакансий в институтах развития, госкорпорациях и госАО нет или он меньше госслужбы.

Дмитрий Бутрин

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4574020

���������������� �������������� �� �������������������� ���������������������� �� 1 ������������ 2021 ��������

Сокращения бюджетников в 2021 году

���� ������ ������������ ��������������-�������������� ������������ ���������������� �������������� ���������������������������� ������������������������������ �������������� ������������.

���������� �������������� �������������������������������� �������������� ���������������� �� 1 ������������, �� ���� �������������������� ���������� ���������������� �� 1 ������������ 2021 ��������.

���� �������� ���������� �������������� ������������ ���� ������������������ �� ��������-��������������������.

������������������ �������������������� ���������������������� �� ������������ ���������������� ������������������ ������ ���� ������������������ ����������������������. ���� 2011-2013 �������� �������������������������� �������������� ���� ���������������������� ���������� ���� 20 ������������������.

�� 2016 �������� �� �������������� ���������� ������������������, �������������������� ������������������ �������� ���� 10 ������������������. ������������ ���� ������������ ���������������� ������������ ������ ������������������, ������ �������������������������� �������������������� ���� ����������������������.

������, �� 2013 �������� �������������������� ���������������������� ���������������������� ���������� ������������ ���������� ���� ������������ ������������������ ���� ������������������ �� ������������ 2010 ��������.

�� �� 2016 �������� �������������� ������������ �������������������� �� ���������������� ������������ ���� 5,6 ���������������� “������������”, ���������������� ��������������, ������ ������ �������������������� ���� �������� ���������������������� �������������� ���������� ������ �������������������� �������������� �������� ����������������������.

������������ �������������� �������� ������������������ �� �������������� ��������.

���� 2020-2021 �������� ���������������������������� ���� 10 ������������������ �������������� �������� ���������������������� ������������������ ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������ (��������) �� ���� 15 ������������������ – ���� ������������������������������ ��������������������������. ���������� �������������������������� �������������������� ���������������������������������� ��������������������, ������ �������� ���� ���������������������������� ��������������������. ������������ �������������� ���������� ���������������������� ������ ���������� ���� ����������������.

“���������������������� �������������� ������������ ������������.

���������� ������������ �� ���������������������� ������������������ �������������� �������������������������������� ��������������������, ������ �� �������������� ������������������, – ������������ ���������� ������������ ���������������� ���� ������������������ �� ��������-��������������������.

– �������������� ������������������ ������������ ���������������������� �������������� �������������������� �� 1 ������������. �� ���� ����������������������, �� ���������������� ���� ���� ������ ������������ – ���� 1 ������������”.

���������� ���� ����������������, �� ���������������������� ���������������������������� �������� ������������������������ ������������������������ �� ���������� ������������������������ ���������� ������������������������������ �������������� ������������ ���������������������������� ������������, �������������� ���������� ��������������������������.

������������ ���������� 20 ������������������ �������������������� �� �������������������������� �� �������������������� ���������������� ��������������������.

���������� ������������������������ �������������� ������������������������ ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������ �� ���� ������������������������������ �������������������������� �� �������������������������� ���������������������� �������������������� �������������������� ����������������������: �� ���������������������� ������������������, ������ ���������� 20 ������������������ ����������������, �������� ������������ �������� ���������������� ���� 5 ������������������, �� �� ������������������������������ �������������� ���������������������� �� ���������������� �� ���� 18 �������������������� ���������������� – ���� 10 ������������������. “������������ ������ ���������� ���� �������� �� ���������������� ������������������ ��������������, – ������������ ���������� ��������������. – ������ �������� �������������������� ������ �������������������� ��������������, �� ������ ���������� ������������������������ ����������������������������, �������������� �������� ���� ���������������������� ����������������”. �������������� �������������������� ���������� ����������������. �������� ������������������������ ������ ������������������ ������������������ �������������������� ������ ������������������������ ����������������, ���� ������ ������������������ ������������������ ���������� ������������ �� ������������������������������ ����������������������������, �� ����������������.

���������������������� �������������� ������������ ������������. ���������� ������������ �� ���������������������� ������������������ �������������� �������������������������������� ��������������������

������������������ ���������������������������� ������������ ���������������� ������������������ ������������������ �� ������������������ ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������.

���� ���������� ����������������������, �������������� ���������������������� �������������������������� �� �������������������������� ������������ �������������������� ���� ���������� 40 ��������������, �������������������� �� �������������������� – ���� ���������� 25, �������������� �� �������������� ������������������������ ������ �������������������� – ���� ���������� 5, �� �������������������������������� ������������ – ���� ���������� 10 ����������������������. ������ ���������������������������� ��������������������������, ���� �������������� ������������������, ����������������, ����������������, ����������������������������������, ����������������������, �������������������������� �� �������� ��������������, ������������������������������ ���������������������� – ���� ���������� 30 ������������������ ���������� ���������������������� ����������������������.

������������������ �������������������� ������������������ �� ������������������������ �������������������������� ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������. ������ ������������ ���������������������������� ������������ ���� ���������� �������� �������������������������� ������ ��������������������.

�� ���������������������������� ��������������, ������������������ �� ������ ���������� �� ������������������������ ������������������������, �������������������������� �� �������������������� ���������������� ������������������ ���� �������������������������� ������������������������.

���������� �������������� ���������� ������������������ ���������������������� ���������������������� ���� ���������������� ���������������������� ������������������ �� ���������������������� ���������������������� �������������� ���������������������������� ������������ ���������������������������������� ���������������� ���� �������������������� �������������������������������� ��������������.

���� 20 ������������ ������������������������ ���������������������� �� ���������������� ������������ ���������������������� �� ������������������������ ���������������� �� �������������� �������������������������� ���������������������� �� �������������������� �������������������� ���������������������� �� ���������� ������������. ������ �������������� ������������������������������ �������������������������� ������������������ ���� �������������� ���������������������� �� ���������������������� �������������������������� �������������������� �������������������� ���� 1 ��������������. �������������� ���������� �������������� �������� ���������������������� ���������������������� ������������������ ���� �������������� 16 �������������� ������������ �� �������������������������� �������������� ������������������������������ ���������������������� ���������������� ����������, ������������������������ �������������������� ���������������������� ���������������������� ��������.

����������, ���������� ������ �������������� �������������������������������� �������������������� ���������������� ���������� �� ����������������, ������������������������������ ������������������ �� ���������������� ����������

������ ����������������������������-�������������� ���������������������� �� �������������������������� �� �������������������� ������������ ���������������� �������������������� ���������������� ���� 1 ������������. ���� 1 ������ �� �������������������������� �������������� �������������� ���� ���� ��������������������.

“������ ������ �������� ���������������� ���������������� �������������������������� ������������ ���������������������������� ������������, – ������������ ����������������.

– ����������, ���������� ������ �������������� �������������������������������� �������������������� ���������������� ���������� �� ����������������, ������������������������������ ������������������ �� ���������������� ���������� �� �������� �������������������������� ���� �������������� �������������� ������������ – ������������������ ���������������� ���������� �������������� ���������������� ���� �������� ���������� ������������������ �� �������������������� ����������”.

������ �������������������� �������������������������������� �������������� ���������� ���������������� ���������������� �� ���������������������� ���������������� ���������������� ���������� ���������� ������������ �� ������������������������.

“���������� ������������, �������� ������������������ ������������, ������ ���������������� �������������������� �� ������������������ ������ �� ������������������������ ��������, ���� ���������������� �������������� �������������� ������ ����������������, �� �������������� – �������������������� ���������������� ���������� ���� �������� ������������������, ���������������� ��������������������”, – �������������� ����������������. ������ ���������� ���������� ������������������ ���������������������� �������������� �������������� ������������������������������ �� �������������������������� ����������. “������������������” ������������ ������������������������ �� ������������������, ������ ������������ �������������� ���������������� ������������������������. “������������ ������������������ ���� �������������� ���������������� ���� �������������� ������������ ������������������ ������������������ �� ������������������������ ������������������������������, ������������������������ ����������������������, �������� �������������������������� ������������������������ ����������������������, �� ���������� �� ���������� ���� �������������� ������������������������������ ������������ ���������������� ������ ���������������� ����������������������������, �� ���������� ������������ ���������������� ���������������� ������������ ���� �������� ������������������”, – ������������ ��������������.

���������������������� “����”/������������ ��������������/�������������������� ������������

Источник: https://rg.ru/2020/11/16/mishustin-obiavil-o-sokrashchenii-gosapparata-s-1-ianvaria-2021-goda.html

Правительство сэкономит ₽200 млрд на переносе реформы зарплат чиновников :: Экономика :: РБК

Сокращения бюджетников в 2021 году

Решение правительства отложить на два года реформу денежной мотивации федеральных чиновников сэкономит бюджету почти 200 млрд руб., следует из проекта госбюджета. Реформа предполагает повышение постоянной части оклада госслужащих

Евгений Одиноков / РИА Новости

Правительство сэкономит почти 200 млрд руб. за счет переноса на 2023 год реформы «системы материальной мотивации» федеральных госслужащих, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы (документ есть в распоряжении РБК). Решение отложить реформу на два года принято ради обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

После обвала бюджетных доходов в 2020 году и рекордных антикризисных трат из-за пандемии российский бюджет будет дефицитным на протяжении трех ближайших лет.

Другие способы балансировки бюджета, согласованные правительством, — сокращение на 10% всех «незащищенных» статей бюджета, пропуск в 2021 году индексации зарплат чиновников и меры по мобилизации дополнительных доходов (включая повышение налоговой нагрузки на добывающий бизнес).

Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.

Что предполагает реформа

Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.

По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году должна сократиться на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.

По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов». А высвобождающиеся средства предполагалось направить на повышение оплаты труда госслужащих.

«Параметры предстоящего повышения рассчитаны на сокращенную численность госслужащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь. Или потребуется выделение из бюджета дополнительных средств в объеме до 100 млрд руб.

ежегодно», — объясняла Нестеренко в интервью «РИА Новости».

Какие изменения предусмотрены в бюджете

Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.

Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.

Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению).

Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года.

Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Сколько зарабатывают федеральные чиновники

Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.

Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.).

Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб.). Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб., МЧС — 145 тыс. руб.

, Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», зарплата госслужащих состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры материального поощрения и стимулирования. К последним относятся, например, премии по результатам профессиональной служебной деятельности и предоставление льгот и соцгарантий.

По состоянию на 1 июля 2019 года в России было около 855 тыс. госслужащих, из них 603 тыс. человек — федеральные чиновники, 252 тыс. — госслужащие регионов, говорила Нестеренко. В органах местного самоуправления работают еще 395 тыс. муниципальных служащих, добавляла она.

«Но к чиновникам у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, а всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс.

населения России приходится 163 чиновника», — рассказывала замминистра финансов.

Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета

Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.

Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.

Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес (увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот).

Cтавки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты возрастут на 20% (что приведет к увеличению стоимости пачки в среднем на 15–20%). Кроме того, дополнительный доход в бюджет принесут введение НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб., повышение НДФЛ до 15% для зарабатывающих более 5 млн руб.

в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/23/09/2020/5f68c72f9a7947663550eec5

Волна увольнений: Становится понятно, кто первым попадет под сокращение – Свободная Пресса

Сокращения бюджетников в 2021 году

Оптимизация системы государственного управления стартует 1 января 2021 года. Проще говоря, чиновников ждет сокращение в центральных аппаратах на 5%, в региональных — 10%. Причем коснется реформирование, видимо, не только персоналий, но и ряда ведомств.

По информации газеты «Известия» со ссылкой на председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, обсуждается, в частности, оптимизация структуры Минцифры, однако кроме самого министерства, есть два агентства и одна служба.

«К службе (Роскомнадзору) вопросов нет и быть не может. А вот что касается Роспечати и Россвязи — их будущее в правительстве обсуждается», — пояснил депутат.

Не исключает он реформирования и других ведомств. Информацию политика изданию подтвердил и источник в правительстве. Впрочем, в комментарии для РИА «Новости» Александр Хинштейн сказал, что окончательного решения по Россвязи и Роспечати нет.

Премьер-министр Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами 16 ноября сообщил о грядущем сокращении штатов госаппарата, добавив, что реформу далее откладывать нельзя и надо провести за 3 месяца.

Глава кабмина рассчитывает, что предлагаемые меры повысят эффективность работы исполнительной власти. Он также акцентировал внимание на налаживании надежного и эффективного механизма обратной связи между людьми и государством, чтобы любой гражданин мог оперативно получить ответ на своё обращение.

Кстати, по данным Минфина, на 1 июля 2019 года в России около 2,4 млн. человек работало в государственных и муниципальных органах. Это около 2.4 млн. человек. На их содержание уходит 1,4% ВВП.

На сокращение численности чиновников правительство заставляет идти необходимость найти деньги для решения ряда задач, считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

— Можно позволить менее жесткий бюджет, если все хорошо, и более жесткий, если не очень. Поскольку коронавирус, то потребность в нефти колеблется. При этом нужны деньги на борьбу с коронавирусом и т. д. Ведь Минфин ставил вопрос об атаке на «святую корову» — на военный бюджет. Это показывает, что вопрос острый.

«СП»: — Почему такими быстрыми темпами ее хотят провести?

— Такую реформу хочется провести как можно быстрее, потому что на время реформы система выключается. Пока ее не дореформировали, она (система — ред.) не работает. Но до сих пор, конечно, такие сроки никто не ставил. Может, это связано с остротой проблемы, а может со стилем управления Мишустина — размазывать кашу по столу он не собирается.

«СП»: — Сокращение чиновников проводилось не раз. Так почему же Мишустин решил провести очередное?

— Сокращение госаппарата — любимая игра любого госаппарата. Это связано с тем, что он растет не только количественно. Под каждую задачу создается или выделяется некий институт — министерство, департамент, управление, назначается какое-то количество ответственных чиновников.

Потом задача исчезает, а институт остается, поэтому постоянно необходимо сокращение. Так было всегда: в русском царстве начинали с 12 приказов, заканчивали 500, потом всех разогнали, сделали 12, а через 200 лет опять стало 500.

У Ленина есть в 1918 году записка — «мы 2 раза сокращали аппарат, он у нас в 2 раза вырос».

«СП»: — Почему же так происходит?

— Потому что на следующий день после сокращения опять начинается ревизия задач. И каждый прибегает с криком, что него новая задача и ему нужен новый аппарат под нее. При этом никто не закрывает подразделения, которые были сделаны под другую задачу, чиновники продолжают ходить на работу.

Все будет зависеть не от того, сколько уволят, а от того насколько точно определят реально работающие институты и не работающие. Причем не только сами ведомства, а именно подразделения внутри них.

Если будет сокращено то, что уже выполнило свою задачу, будет хорошо, так как количество чиновников реально уменьшится, а их эффективность возрастет, так как согласований будет меньше.

Ведомство, сидящее на выполненной задаче, обычно живет согласованиями, так как надо же их чем-то загружать.

Но если, как это часто бывает во всех странах, а не только у нас, мы выгоним тех, кто работает, а оставим тех, кто не работает, то эффект будет противоположный.

Вопрос в том, увольнять будут по принципу «нравится рожа или нет» или реально проведут функциональный анализ и выяснят нужна или нет та или иная структура? Понятно, что всегда что-то есть, какие-то недоделанные задачи, за которые структура цепляется. Однако если при серьезном анализе выясняется, что задачи выполнены и структуру надо закрыть, будет хорошо. Но если спустят вниз, особенно в регионы, что надо сократить 30%, то все органы власти будут состоять из родственников.

Есть нулевой вариант — сократить все вакансии. Но, как я понимаю, на этом не закончится. Если министру реально хоть немного надо, чтобы министерство работало, он сядет и посмотрит, какие подразделения не выполняют реальные, а не бумажные функции.

Если это будет проведено, то все получилось. Правда, это все равно временная победа, потому что, когда волна схлынет, каждый начальник начнет думать, что у него есть задача и не попросить ли под нее еще людей.

А поскольку мы страна развивающаяся, то новые задачи будут появляться постоянно.

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев отмечает, что в данном случае важно учесть событийный контекст реформы.

— Эпидемия коронавируса и меры борьбы с распространением этого заболевания существенным образом отразились на доходах государства. По словам первого заместителя главы Минфина Леонида Горнина, в 2020 г. сократятся 830 млрд.

рублей по сравнению с предшествующим годом. Власти Москвы заявляют, что недополученные доходы бюджета столицы могут составить более 500 млрд. рублей, и еще 300 млрд.

городская казна потеряет в результате выделения средств на переоборудование больниц для приема больных COVID-19.

Решить проблему нехватки средств путем «перенарезки» бюджетного пирога не получится: федеральные группы интересов уже приготовились осваивать выделенные средства, и лишить их источников дохода означало бы спровоцировать внутриэлитный конфликт.

Последнее спровоцировало бы рост политической нестабильности накануне выборов в Госдуму, что недопустимо, с точки зрения власти. И потому федеральное руководство вынуждено довольствоваться лишь ограниченными мерами экономии, не затрагивающими интересы истеблишмента.

Кроме того, в Кремле хорошо осведомлены, что широкие слои населения воспринимают госаппарат как чрезмерно раздутый и малоэффективный, в силу чего меры по его сокращению не вызовут особого возмущения.

«СП»: — Недавно Минфин предлагал сократить не только некоторые незащищенные статьи бюджета, реформировать правоохранительный блок, сократив в том числе сотрудников и отменив повышенную индексацию военных пенсий, а также отказаться от индексации зарплат чиновников. Мечты Минфина сбываются? Во что бюджету обойдется сокращение чиновников?

— Я сомневаюсь, что, на фоне событий в Белоруссии и в Карабахе, политическое руководство пойдет на сокращение силовиков или «оптимизацию» их доходов.

Хотя нельзя исключать, что субъективный фактор либо последствия «войны башен» все же приведут к соответствующим решениям.

Полагаю, что в ближайшем будущем точно можно будет ожидать дальнейшего сокращения численности сотрудников образовательных организаций, а после завершения эпидемии — еще и медиков.

Власти не отказывались от программ оптимизации систем здравоохранения и образования, а пандемия COVID-19 даже подтолкнула чиновников к ряду «интересных» решений в этом направлении.

Оценить экономические последствия решения о сокращении госаппарата достаточно сложно: для этого нужно понять, каким образом они повлияют на эффективность госуправления, т.е.

будут ли у реформы издержки, и каких масштабов они достигнут.

«СП»: — Ждать ли от «оптимизации» чиновников положительных результатов?

— «Архитекторы» этой реформы так и не привели полноценного описания того, каким образом будет увеличена эффективность работы чиновников. Скорее всего, произойдет некоторое сокращение расходов бюджета в чисто «бухгалтерском» выражении.

«Оптимизацию» должны сопровождать перемены в системах подготовки и переподготовки, рекрутирования и ротации кадров, оплаты труда и т. д. Также необходимо каким-то образом «сломать о колено» токсичную корпоративную культуру в системе госуправления.

Излишний авторитаризм и опечные модели организационного поведения, зачастую «завязанные» на родственных и дружеских связях, должный уйти в прошлое. Без этого на планах любой кадровой реформы можно смело ставить штамп «артель напрасный труд».

В случае сокращений первыми будут уволены, скорее всего, сотрудники, не связанные с руководством посредством личных связей либо в целом не демонстрирующие высокого уровня лояльности. Также наверняка охотно пожертвуют людьми, потенциально не способными активно сопротивляться увольнению.

Источник: https://svpressa.ru/society/article/281831/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.