Сообщение с требованием представления пояснений от налоговой

Содержание

Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Сообщение с требованием представления пояснений от налоговой

Сегодня, некоторым учреждениям приходиться сталкиваться с необходимостью предоставления в налоговые структуры объяснения после какой-либо проверки или отчетности. Чтобы объяснения не спровоцировали дополнительные проверки надзорным органом, к оформлению пояснения необходимо отнестись очень серьезно, со всей ответственностью и не затягивать с ответом.

Какие требования сейчас актуальны

Как правило, требование о предоставлении объяснений возникает через определенный период после отчетов или деклараций, а поводом для требования может оказаться любая ошибочная запись или неточность в отчетности.

Довольно часто возникают вопросы у надзорных структур по отчетности к возмещению НДС, при несоответствии отчетов у контрагентов, из-за несовпадения данных о налогообложении в декларациях по налогу на прибыль.

Также могут возникнуть вопросы в результате неоправданных убытков предприятия при проведении ревизии, при отправке уточненной декларации или в отчетности по налогу, в которой размер налога показан меньшим, чем в первоначальных сведениях и т.д.

Например, по НДС определены 3 основных вида требований о написании объяснений, образец которых разработан и утвержден в электронном виде нормативами ФНС:

  • По контрольным соответствиям
  • По разногласиям с контрагентами
  • О не записанных сведениях в журнал продаж (письмо ФНС № ЕД-4-15/5752 от 07.04.2015).

Требования об объяснениях после деклараций по НДС – могут возникнуть и по другим причинам, но образец документа пока налоговыми органами не разработан.

Для отправки ответа, в распоряжении плательщика имеется 6 рабочих дней на сообщение о получении требования, плюс еще 5 рабочих дней для отправки ответа на запрос (выходные дни и праздники не учитываются).

Как написать пояснения в налоговую в 2021 году

Если плательщик получил запрос из налоговой службы о предоставлении объяснений, значит инспекции нашла что-то подозрительное в декларации плательщика.

Надо отметить, что ИФНС обеспечивает камеральный контроль всех деклараций и отчетов бухгалтерии с использованием автоматической электронной программы, которая может быстро выявить ошибки в отчетности (разночтения между данными в отчетах, несоответствие между сданной декларацией и информацией, имеющейся у закрепленного инспектора), в результате этого ИФНС подает запрос об объяснении такого факта (п. 3 ст. 88 НК РФ). Могут быть и другие причины для отправки требования для подачи объяснений.

Объяснительная в ИФНС оформляется в свободном виде, кроме объяснений при камеральной ревизии декларации по НДС. Если, плательщик считает, что, в отправленном отчете неточности и несоответствия отсутствуют, то так и нужно указать в объяснении на требование:

«…В ответ на ваш запрос от 02.03.2021 года № 75 докладываем, что в декларации по налогу за запрашиваемое время неточности отсутствуют. На основании этого внесение исправлений в отчетность за указанное время считаем не допустимым…».

При обнаружении допущенной ошибки в отчетности, которая не влечет уменьшения налога (к примеру, техническая неточность при отображении какого-нибудь кода), можно объяснить, какая ошибка допущена, указать правильный код и привести доказательства, что данная неточность не привела к снижению размера уплаченного налога или отправить уточненную декларацию.

Однако, если обнаружена неточность, повлекшая снижение налога, необходимо немедленно отправить уточненную декларацию. Объяснения при таких обстоятельствах давать не имеет смысла (п. 1 ст. 81 НК РФ; Письмо ФНС № ЕД-4-15/19395 от 06.11.2015).

Каждый налогоплательщик обязан знать, что законодательством не предусмотрено, что объяснения должны подаваться только в письменном виде, т.е. это говорит о том, что объяснения можно предоставлять и устно, тем не менее для избегания каких-либо недоразумений, лучше составить письменный ответ.

Пояснение в налоговую по убыткам

При проверке убыточных предприятий налоговая служба внимательно изучает, не занижены ли налоги на прибыль. Период проведения ревизии осуществляется за прошедшие два года и более.

При получении плательщиком налогов запроса об объяснении причины убытков, необходимо своевременно отправить ответ в надзорную службу, в котором подробно объяснить, почему затраты выше доходов. К примеру, можно сослаться на то что фирма создана недавно, еще мало клиентуры, а затраты на аренду здания и на содержание сотрудников большие и т.д.

В ответе необходимо обратить внимание на то, что все издержки документально обоснованы и отчетность составлена верно. Для большей наглядности, можно создать таблицу с отображением перечня затрат за год в разрезе операций.

Скачать пояснительную записку в налоговую по убыткам
Скачать образец

(: “Составляем пояснения по убыткам в ответ на требование налогового органа”)

Пояснение в налоговую о расхождениях в декларациях

Надзорные структуры проверяют все декларации с использованием автоматических программ, и они очень быстро могут найти несоответствие сведений в одной декларации (к примеру, по НДС) со сведениями другой (к примеру, по налогу на прибыль) или с отчетом бухгалтерии. В этом случае инспекция вынуждена обратиться к плательщику с требованием объяснения причины несовпадения показателей (например, выручки).

Учитывая, что бухгалтерский учет в учреждениях ведется не в таком порядке, как учет в надзорной службе, объяснить выявленные несовпадения не сложно.

Например, налоговые данные по НДС могут не совпадать с размером прибыли, так как существуют доходы вне реализации, не облагаемые НДС (штрафы, дивиденды, курсовые расхождения).

Это обстоятельство может оказаться причиной разночтений, о чем и нужно написать в ответе на запрос. (ст. 250 НК РФ).

Пояснение в ИФНС по НДС

Источник: https://DocInfo.net/obrazets-otveta-na-trebovanie-nalogovoj-o-predostavlenii-poyasnenij/

Письмо из налоговой: что делать?

Сообщение с требованием представления пояснений от налоговой

13 февраля 2020 в 15:54

Если вы получили письмо из налоговой инспекции/налогового органа, то первое, что нужно сделать – определить статус полученного документа. Это важно, поскольку именно статус письма влияет на обязанности его получателя.

Правила взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов закреплены в специальном акте: Налоговом кодексе РФ. В НК РФ заложены не только основы налогообложения, но и правила ведения  переписки между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Так, при ведении переписки с налоговой (если вы уже получили письмо из налоговой) нужно учитывать следующие принципы:

  • все обязаны передавать налоговой документы, которые требуются для исчисления и уплаты налогов, тогда, когда это предусмотрено НК РФ и в соответствии с процедурой, закрепленной в нем же;
  • все должны подчиняться законным требованиям налогового органа об устранении выявленных нарушений законов о налогах и сборах.

Следовательно, вы должны исполнять требования налоговых органов, если они направляются в случаях, которые прямо описаны в НК РФ, и согласно установленному порядку.

Письмо из налоговой инспекции: все-таки какие виды документов могут прийти из налогового органа?

Налоговое уведомление

Физлица уплачивают ряд налогов (транспортный и земельный налоги, налог на имущество) на основании уведомления. Эти виды платежей налоговики рассчитывают самостоятельно на основании данных из органов, занимающихся регистрацией прав на имущество.

Налогоплательщик может не платить имущественный налог или уплачивать его в меньшем размере при наличии права на льготу

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения такого уведомления. Налоги нужно заплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим календарным годом.

Если налогоплательщик имеет свой личный кабинет, то уведомление будет направлено в электронном виде.

Если в уведомлении содержится ошибка, обратитесь в налоговую службу по месту жительства (желательно успеть до 1 декабря).

Требование (налоговое требование)

Налоги, которые не были уплачены в срок, становятся недоимкой, на которую начисляются пени за каждый день просрочки. При наличии такой задолженности налоговый орган направляет требование (это следующий вариант письма из налоговой). Требование представляет собой извещение о наличии долга по налогам с требованием его погасить, о сумме пеней, набежавших за дни просрочки.

Обычно требование направляют в течение 3 месяцев со дня, следующего за сроком уплаты налоговых платежей. Пени в требовании рассчитываются на день, указанный в требовании.

На пени, которые успеют набежать после этой даты, направят отдельное требование уже после уплаты суммы налога.

Налог следует оплатить в срок, указанный в требовании (если в требовании про срок не сказано, то у вас есть 8 рабочих дней со дня получения этого документа).

Если требование не будет исполнено, налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налогов и пеней.

Требование о представлении пояснений или исправления налоговых деклараций

Кроме рассмотренных документов, может прийти требование о представлении пояснений или исправлении налоговых деклараций, если в ходе проверочных мероприятий налоговая обнаружила ошибки либо какие то разночтения между сведениями, поданными физлицом, и данными, которые находятся в распоряжении налогового органа.

Для справки: каждый поданный документ проверяется налоговиками, указанные мероприятия именуются камеральной налоговой проверкой (т.е. эта проверка без выезда к налогоплательщику, что отличает ее от выездной налоговой проверки).

Обязанность направить декларацию может возникнуть только в связи с уплатой НДФЛ (в предусмотренных НК РФ случаях).

Например, декларацию надо направлять, если получен доход по гражданско-правовому договору от другого физического лица (например, от сдачи внаем своего имущества), если была продажа недвижимости, которой владели менее установленного срока, если вы претендуете на получение налоговых вычетов.

Раз возможность направления требования при проведении контрольных мероприятий прямо предусмотрена НК РФ, налогоплательщик обязан их исполнять. Сроки предоставления документов – 10 дней с момента получения требования.

Если вы не успеваете представить документы и сведения в этот срок, то необходимо письменно уведомить налоговый орган об этом.

Отказ в предоставлении документов

В редких случаях можно не давать ответ по сути и не предоставлять документы, то есть ответить вежливым отказом в их предоставлении.

В частности, это возможно в следующих условиях:

– если пояснения запрошены налоговым органом уже после окончания контрольных мероприятий. Камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня предоставления соответствующего документа. За это время налоговики должны успеть провести все проверочные мероприятия (в том числе, запросить у налогоплательщика документы и сведения, если есть какие то противоречия).

Если требования о предоставлении пояснений или документов направлены уже за рамками указанного выше срока, то они незаконны;

– если налоговая просит документы, которые вы ранее уже предоставляли. Сотрудники налоговой службы не могут запрашивать бесконечное количество раз документы, которые вы ранее им уже направляли. Если получено такое требование, можно направлять мотивированный отказ;

– отказ с вашей стороны также возможен, если налоговики, по вашему мнению, требуют документы по декларации, в которой нет противоречий. Для того, чтобы убедиться в безошибочности поданных документов, рекомендуем обратиться за юридической консультацией. Это позволит снизить риски привлечения к ответственности за неисполнение требований налогового органа.

Налоговые санкции

Что касается санкций, за нарушение законодательства в рассматриваемой сфере могут быть применены разные виды ответственности. Так, за неуплату налогов предусмотрен штраф 20% от суммы долга (налоговая ответственность).

За непредставление сведений в налоговую службу рамках контрольных мероприятий – штраф от 100 до 300 рублей для физлиц (административная ответственность).

Если неуплата налогов имеет крупный или особо крупный размер, то применяется уголовная ответственность.

Надеемся, мы помогли вам разобраться, какие формы взаимодействий и последствий скрываются за формулировкой письмо из налоговой инспекции. Не нужно откладывать этот документ в “долгий ящик”: своевременное решение проблемы поможет предотвратить большую проблему.

Новое по теме: Обжалование решения налоговой инспекции в суде

Налоговая подает на банкротство. Порядок действий для физических и юридических лиц

Вам также может быть интересно: Что делать, если пришла повестка в полицию

Налоги: главные изменения с 2020 года

Что будет, если не заплатить налоги до декабря?

Если вы получили письмо из налоговой инспекции/налогового органа, то первое, что нужно сделать – определить статус полученного документа. Это важно, поскольку именно статус письма влияет на обязанности его получателя.

Правила взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов закреплены в специальном акте: Налоговом кодексе РФ. В НК РФ заложены не только основы налогообложения, но и правила ведения  переписки между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Так, при ведении переписки с налоговой (если вы уже получили письмо из налоговой) нужно учитывать следующие принципы:

  • все обязаны передавать налоговой документы, которые требуются для исчисления и уплаты налогов, тогда, когда это предусмотрено НК РФ и в соответствии с процедурой, закрепленной в нем же;
  • все должны подчиняться законным требованиям налогового органа об устранении выявленных нарушений законов о налогах и сборах.

Следовательно, вы должны исполнять требования налоговых органов, если они направляются в случаях, которые прямо описаны в НК РФ, и согласно установленному порядку.

Письмо из налоговой инспекции: все-таки какие виды документов могут прийти из налогового органа?

Об ответственности за непредставление пояснений инспекторам

Сообщение с требованием представления пояснений от налоговой

Долженко Д. А.,ведущий юрист

ООО «Актуальный менеджмент»

Многие руководители компаний и бухгалтеры сталкиваются с необходимостью представления пояснений. Но не все знают, что делать в этом случае. Кто-то представляет минимальные пояснения, чтобы формально соблюсти ограничения и представить пояснения.

Кто-то представляет максимальное количество документов, связанных и не связанных с предметом проверки и запросом проверяющих. А некоторые избирают позицию отказа от пояснений, рассчитывая на минимальные штрафные санкции.

В этом случае важно оценить негативные налоговые последствия.

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Налоговый орган, в свою очередь, может вызвать налогоплательщика в налоговый орган в следующих случаях:

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и(или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Получение пояснений в ходе выездной налоговой проверки способствует выявлению позиции налогоплательщика до составления акта налоговой проверки и в отдельных случаях позволяет избежать предъявления недостаточно обоснованных претензий.

Также правомерным будет требование пояснений налогоплательщика в письменной форме или закрепление пояснений иными способами, в том числе с использованием технических средств (письмо ФНС России от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015).

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Обращение к налогоплательщику с требованием о представлении пояснений должно быть документировано.

Какие документы вправе потребовать налоговый орган?

1. Пояснения по налоговой декларации.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и(или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

2. Пояснения о размере убытка. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).

3. Документы, подтверждающие уменьшение налоговой базы. В подтверждение уменьшения налогооблагаемой базы налоговый орган запрашивает:

  • первичные документы;
  • регистры налогового учета.

4. Подтверждение нулевой декларации. Для того чтобы подтвердить право на применение льгот по НДС, например при экспорте, также понадобятся документы.

5. Подтверждение имущественных льгот.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика – индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и(или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

6. Противоречия в декларации.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Способ представления пояснений

Пояснения в налоговый орган подаются двумя способами: на бумажном носителе; в электронном виде.

Если вы решили представить документы на бумажном носителе, то в этом случае также существуют два варианта: представление лично; представление через почтового представителя.

В случае направления пояснений в электронном виде важно помнить, что пояснения в электронном виде могут быть необязательными и обязательными.

Обязательные пояснения требуются в отношении НДС, например, когда «упрощенец» выступает в качестве налогового агента.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст.

173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

Таким образом, в отношении НДС пояснения обязательны в электронной форме. В остальных случаях возможно подать пояснения на бумажном носителе. Но при этом достаточно сложно определить, в каком виде лучше давать пояснения, это решает сам налогоплательщик.

Кто-то предпочитает подавать пояснения на бумажном носителе, поскольку можно лично побеседовать с инспектором, а «инспекторы – тоже люди» и могут понять и пойти в каком-то случае навстречу. Кто-то желает избежать коррупционной составляющей и поэтому представляет документы в электронном виде.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

При представлении пояснений в адрес контролеров налогоплательщик на основании п. 4 ст. 88 НК РФ вправе дополнительно направить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Ответственность за непредставление пояснений

Ответственность за непредставление пояснений не так велика, но предусмотрена в различных нормах налогового законодательства.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.

; на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.

Согласно ст. 129.

1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Однако те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

Штраф за непредставление документов в ходе встречной проверки не зависит от количества непредставленных документов. Отказ от их представления или представление с опозданием влечет ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ. В этом случае штраф взыскивается в размере 10 000 руб.

Налоговая ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний установлена ст. 128 НК РФ. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=0YMgrKk5dw0

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Форма требования о представлении пояснений утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение 1).

В каком случае можно избежать налоговой ответственности?

Существует ряд случаев, когда ответственность не наступает.

Так, по смыслу положений п. 3 ст. 88 НК РФ под сроком представления уточненной декларации для целей неприменения к налогоплательщику ответственности по ст. 129.

1 НК РФ подразумевается пять рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (со дня, когда требование считается полученным налогоплательщиком).

То есть если налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений внес соответствующие исправления и представил уточненную налоговую декларацию, ответственность по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление пояснений не наступает.

Еще один случай, когда ответственность не наступает, связан с отсутствием обязанностей налогоплательщика. Из буквального толкования п. 3 ст.

88 НК РФ следует, что сообщение с требованием представить пояснения может быть направлено налогоплательщику при условии нарушения последним налогового законодательства (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 № 05АП-11259/2013).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если же налогоплательщик обнаружит в поданной им декларации недостоверные сведения и ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то он вправе «уточниться», внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Неявка в налоговый орган может быть связана с уважительной причиной: болезнь сотрудника; направление сотрудника в командировку.

Во избежание штрафа необходимо представить больничный лист либо приказ на командировку. Но бремя доказывания неуважительности причины неявки (уклонения от явки) лежит на налоговых органах (решение Арбитражного суда Калужской области от 20.08.2007 № А23-1512/07А-14-90).

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях (ст. 90 НК РФ). Следовательно, ввиду болезни или старости ответственность не наступает, если по уважительным причинам лицо не явилось в налоговый орган для представления пояснений.

В заключение нужно обратить внимание, что пояснения целесообразно представлять вовремя. В случае невозможности представления пояснений нужно сообщить в налоговый орган по месту регистрации.

Источник: https://buhpressa.ru/svezhij-nomer/262-oktyabr-2017/7163-ob-otvetstvennosti-za-nepredstavlenie-poyasnenij-inspektoram

Требование о предоставлении документов (информации) от ИФНС: инструкция по применению

Сообщение с требованием представления пояснений от налоговой

Каждому предпринимателю, директору, главному бухгалтеру знакомо чувство легкой тревоги при получении требований налоговых органов о предоставлении документов (информации). Требование может касаться самого налогоплательщика, его контрагентов, знакомых и незнакомых третьих лиц.

Наряду с требованиями, нередко поступают уведомления о необходимости дать пояснения, в том числе письменные, которые мало отличаются от требований по содержанию. Требования могут прийти в рамках начавшейся проверки или на этапе предпроверочного анализа, обозначая интерес инспектора.

Попробуем разобраться, как сберечь время, нервы и бумагу в принтере, если требование пришло, и как при этом не нарваться на штрафы за его невыполнение.

В последние годы НК РФ дает инспекторам все новые и новые возможности для запроса документов, судебная практика отворачивается от налогоплательщиков, а налоговые инспектора входят во вкус, направляя все больше и больше требований и запрашивая пояснения. В результате количество требований, составляемых налоговыми органами, достигло апогея.

Для начала разберёмся, что и у кого может запрашивать инспектор:

По ст.ст. 88, 93 НК РФ
в рамках камеральной
проверки
По ст.ст. 89, 93 НК РФ
в рамках выездной
проверки
По ст. 93.1 НК РФ
в рамках «встречной»
проверки
Вызов для дачи пояснений,
в том числе письменных,
на основании
(подп. 4 п.1 ст.31 НК РФ)
В отношении
самого
налого-плательщика 

– Документы, которые подаются вместе с налоговой декларацией;

– Документы, подтверждающие убыток (уменьшение суммы налога), заявленный в уточненной декларации, поданной спустя 2 года после подачи первичной декларации;

– Иные документы, предусмотренные ст. 88 НК РФ, связанные с проверками применения льгот, уплатой НДС, инвестиционных товариществ, возвратов подакцизных товаров, услуг иностранных организаций, состоящих на учете в РФ, операций, освобожденных от обложения страховыми взносами, вычетов при продаже товаров по tax free, инвестиционных вычетов.

Любые документы и информацию, связанные с исчислением и уплатой проверяемых налогов в проверяемом периоде.  Документы и информацию относительно конкретной сделки, при отсутствии камеральной или выездной проверки, если у налогового органа возникла обоснованная необходимость их получения.  Пояснения о любых аспектах деятельности налогоплательщика, в том числе с обязанностью приложить подтверждающие документы. Сроки ответа устанавливаются инспектором произвольно. 
В отношении
Вашего контрагента 
Не запрашиваются. Не запрашиваются.  Любые документы и информацию, связанные с исчислением и уплатой налогов.  Пояснения о специфике взаимоотношений с контрагентом. 
В отношении
третьего лица
– то есть
организаций/ИП,
с которыми
Вы как налого-плательщик
напрямую не имеете
договорных отношений 
Не запрашиваются.  Не запрашиваются.  Любые имеющиеся документы и информацию, если проверяемое лицо связано с Вами «по цепочке» поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).   Не запрашиваются. 
Санкции за неисполнение  Непредоставление документов – штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Возможна выемка документов.
Непредоставление сведений, запрошенных на основании п. 3 ст. 88 НК РФ – штраф 5 000 рублей. 
Непредоставление документов – штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Возможна выемка документов.  Непредоставление документов – штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).
Несообщение информации, – штраф 5 000 рублей. 
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица – штраф от 500 до 1 000 рублей для ф.л., и от 2 000 до 4000 рублей для должностных лиц (19.4 КоАП РФ) 

 

А теперь более подробно.

Что могут запросить при проверках?

Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно.

Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.

Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.

И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.

Так, совсем недавно в Свердловской области и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».

Скорее всего, данная формулировка была транслирована из ст. 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение ставки 0%, и бездумно скопирована из требований, выставленных какой-либо из структур Роскосмоса. Однако для бухгалтеров других компаний такие формулировки, дававшие повод задуматься о бескрайних просторах вселенной, вызывали недоумение и ухмылку.

В рамках выездной проверки могут запрашиваться любые документы

Пункт 12 статьи 89 НК РФ содержит лишь одно ограничение: они должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов. В Письме ФНС России от 25.07.

2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», налоговая служба описывает то, какие документы и информация могут интересовать проверяющих, не намного подробнее: 

«в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки».

Какого-либо исчерпывающего перечня таких документов нет, соответственно, объем и состав запрашиваемых документов и информации фактически не ограничен.

Требования в рамках «встречных проверок»

Состав документов, который может быть запрошен непосредственно у налогоплательщика, в рамках камеральных проверок ограничен (ст.88 НК РФ). В основном это документы, подтверждающие право на применение льгот или правомерность возмещения, либо возврата НДС.

Однако данные ограничения могут быть легко инспектором преодолены.

Если документы, связанные с деятельностью налогоплательщика нельзя истребовать при камеральной проверке у самого налогоплательщика, то почему бы не запросить интересуемые инспектора документы в рамках «встречной» проверки каждого из контрагентов налогоплательщика.

Получается, что инспектор запрашивает документы не в отношении самого налогоплательщика, а имеющиеся у него документы в отношении всех его контрагентов. Фактически же проверяется сам налогоплательщик.

Формально такие требование законны и оспорить их в суде в подавляющем большинстве случаев не удается.

Важным нюансом встречных поверок является то, что запрашиваемые при их проведении документы и информация должны быть связаны с проверяемым налогоплательщиком, то есть с вашим контрагентом, в отношении которого и проводится проверка.

Эта связь не обязательно должна быть прямой.

В ситуации, когда у вас запрашивают документы по взаимоотношениям с вашим контрагентом, но при этом проверяют третье лицо (которое вы можете и не знать), такое требование будет законным, если ваш контрагент является звеном в цепочке поставщиков (покупателей), ведущей к проверяемому третьему лицу.

Или, например, у вас может быть запрошена информация о том, как вы отразили операцию с контрагентом в своем бухгалтерском учете. Связь данной информации с проверяемым налогоплательщиком (вашим контрагентом) неочевидна, однако суды признают истребование такой информации правомерной.

Требования, выставленные в рамках предпроверочного анализа.

Если вы получили требование, в котором есть фраза «Вне рамок налоговых проверок», и вас просят представить документы, относящиеся к одному или нескольким налоговым периодам, то, «поздравляем» – с большой вероятностью вы являетесь претендентом на выездную налоговую проверку.

Приведем пример реального требования, полученного контрагентом одной группы компаний, подозреваемой налоговыми органами в искусственном дроблении бизнеса:

Такие требования используются инспекторами очень широко, и информация о вас аналогичным требованием может быть запрошена у всех ваших контрагентов.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает среди мероприятий налогового контроля проведение предпроверочного анализа, однако отвечать на такие требование придется.

Что учесть при подготовке ответа на требование, выставленное вне рамок налоговых проверок?

Налоговый кодекс РФ содержит правило, согласно которому вне рамок налоговых проверок инспектор может запросить документы и информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, если у налоговых органов возникла обоснованная необходимость их получения.

Из данного правила следует, что налоговый орган должен указать сведения, позволяющие определить ту самую конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, и налоговый орган должен обосновать необходимость их получения.

Сведениями, позволяющими конкретизировать сделку (сразу отметим, что это может быть сразу несколько сделок), могут быть реквизиты договора, счетов-фактур и так далее. И по такой конкретной сделке можно запрашивать любой объем документов, любую информацию.

Источник: https://www.taxcoach.ru/taxbook/trebovanie_o_predostavlenii_dokumentov_ot_ifns

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.