Состав преступления по статье 290 ук рф

к СТ 290 УК РФ

Состав преступления по статье 290 ук рф

Статья 290 УК РФ. Получение взятки

Комментарий к статье 290 УК РФ:

1. Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ редакция ст. 290 была существенно изменена и дополнена. Это относится к характеру наказуемых действий, видам и признакам субъекта преступления, квалифицированным и особо квалифицированным видам преступления, к новому содержанию наказания в виде штрафа, исчисляемого исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки.

2. Объектом данного состава преступления являются интересы государственной службы.
Взятка – наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, поскольку является не только должностным преступлением, но и типичным проявлением коррупции.

Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.

3. Предметом взятки являются не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и различные выгоды, причем в основном имущественного характера. Под деньгами (валюта) понимаются как российские, так и иностранные денежные знаки, находящиеся в официальном денежном обращении.

Старинные монеты, как российские, так и иностранные, не являющиеся средством платежа, не могут быть деньгами в смысле состава ст. 290 УК, а должны относиться к предмету взятки в виде “иного имущества”.
Диспозиция носит бланкетный характер и отсылает к нормам ГК РФ. Так, понятие ценной бумаги определяется в ст. 142 ГК РФ.

Это документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит государственные облигации, например, сберегательного займа, ГКО, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, ценные приватизационные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых (ст. 143 ГК РФ).Термин “иное имущество” означает любые материальные ценности, обладающие стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде и жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.Под выгодами имущественного характера понимаются различного рода услуги и (или) выгоды, оказываемые взяткополучателю безвозмездно и (или) явно по заниженной стоимости. В правоприменительной практике известны случаи, когда взятке придается видимость легальной сделки между “дающим” и “берущим” взятку под видом договора подряда (ст. 702 ГК РФ), бытового или строительного подряда (ст. ст. 730 или 740 ГК РФ), договора займа (ст. 807 ГК РФ) и т.д.
Под услугами имущественного характера следует понимать также предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплату расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ в пользу взяткополучателя. Более завуалированными способами дачи/получения взятки могут быть: прощение долга, преднамеренный “проигрыш” в карты, оплата долга должностного лица, фиктивное зачисление на должность, отзыв материального иска из суда, предоставление в безвозмездное (или по заниженной цене) пользование имущества, получение льготного кредита, завышение “гонораров” и т.д. Получение в таком случае услуг нематериального характера не может признаваться взяткой. Здесь при определенных условиях речь можно вести о злоупотреблениях должностными полномочиями (см. ст. 285 УК).

4.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в получении субъектом преступления лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или предоставляемых им лиц; если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Посредником может быть, с ведома взяткополучателя, как член семьи, так и его близкий друг, а сами денежные средства могут быть зачислены непосредственно на счет самого взяткополучателя. Использование субъектом одних только личных связей для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не может рассматриваться как использование должностного положения (см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе” (в ред. от 6 февраля 2007 г. N 7)).Общее покровительство по службе представляет собой совершение действия, связанное с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, а также совершение других действий, не вызываемых необходимостью.К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. Не являются субъектами взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).Получение взятки – формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввиду пресечения преступления в момент ее передачи), содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК.Существует проблема разграничения взятки и подарка. Она связана с тем, что Федеральные законы “Об основах государственной службы Российской Федерации” и “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” содержат правовой запрет государственным (муниципальным) служащим “получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию” (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 1998. N 2. Ст. 224).

Гражданский кодекс Российской Федерации разрешает дарение государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей “обычных подарков”, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ). Коллизию указанных законов следует разрешать с учетом субъективного фактора, а именно цели совершения подобных действий. Взятка будет иметь место в следующих случаях: 1) если имело место вымогательство этого вознаграждения; 2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица; 3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

5. Субъективная сторона получения взятки характеризуется умышленной формой вины. Должностное лицо, получающее взятку, осознает противоправность и общественную опасность своего поведения, выраженного в совершении действий (бездействия) в интересах лица, давшего взятку.

Осознает оно также, что для получения предмета взятки и достижения требуемого взяткодателю результата использует должностные полномочия, желает этого в целях получения взятки.

Стремление лица приобрести материальную выгоду (не имеет значения, до или после совершения им деяния) следует рассматривать в качестве корыстного мотива данного преступления.

Если лицо получило от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа и присваивает их, содеянное следует квалифицировать как мошенничество.

Действия собственника ценностей следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Для состава получения взятки не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка – до или после совершения им обусловленных действий, равно как и то, оговаривались ли заранее характер и содержание служебных действий, которые виновный должен был или уже совершил за получение незаконного вознаграждения. В судебно-следственной практике различают взятку-подкуп, при получении которой действия должностного лица предварительно оговариваются со взяткодателем, и взятку-вознаграждение, когда материальные ценности вручаются субъекту уже после совершения им заранее не обусловленных предварительной договоренностью действий.

6. Субъектом получения взятки может быть должностное лицо, понятия и признаки которого рассмотрены при комментарии ст. 285 УК, иностранные должностные лица либо должностные лица публичной международной организации (понятие и признаки определены в п. 2 примечания к комментируемой статье).В ч.

2 комментируемой статьи ответственность предусмотрена за получение взятки в значительном размере, который определен в п. 1 примечания к статье и превышает 25 тыс. рублей.В ч. 3 ответственность усилена за получение взятки должностным лицом за совершение заведомо незаконных действий либо бездействие.В ч.

4 ответственность дифференцируется с учетом особого статуса субъекта преступления. Речь идет об ответственности лиц, занимающих государственную должность РФ или субъекта Российской Федерации, а равно должность главы органа местного самоуправления.Более серьезная ответственность предусмотрена в ч.

5 данной статьи за деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо сопряженное с вымогательством взятки, либо в крупном размере.

Наиболее тяжким, по мнению законодателя, признано получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК), который согласно п.

1 примечания к комментируемой статье превышает 1 млн. руб.

Источник: http://www.UgolKod.ru/kommentarii-k-st-290-uk-rf

Статья 290. Получение взятки

Состав преступления по статье 290 ук рф

Когда человек сталкивается с трудностями в достижении какой-либо цели, он ищет любые способы преодолеть их. И зачастую эти способы бывают незаконными или весьма сомнительными.

Поэтому взятка, то есть получение каких либо незаслуженных или даже противозаконных преимуществ путем их “покупки” у уполномоченного лица, является очень распространенным преступлением.

Хуже всего во взятке то, что благодаря ей наиболее сильно развивается коррупция, которая значительно вредит любой сфере государственной деятельности.

Взятка как преступление

Законодательством Российской Федерации взятка рассматривается как уголовно наказуемое преступление. При этом само по себе определение “взятка” в Уголовном Кодексе Российской Федерации весьма гибкое и сложное. Звучит оно следующим образом:

Взятка – получение должностным лицом или иностранным должностным лицом лично или через посредника материальных благ в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера за совершение действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Для человека, знакомящегося с понятием взятки впервые, это определение будет непонятно. Поэтому рассмотрим каждую его часть в отдельности.

Понятие взятки

Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации, под “взяткой” принято понимать передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (взяткодателем) взамен совершения каких-то действий с принимающей стороны (взяткополучателя).

Взяткополучатель при этом должен быть работником государственной или муниципальной структуры, а взяткодатель – гражданским лицом.

В качестве “ответа” на дачу взятки со стороны взяткополучателя могут последовать следующие действия:

  • Покровительство в рабочем процессе (помощь в решении трудовых задач, взятие части задач на собственные плечи и т. д.);
  • Попустительство (сокрытие неточностей по части выполнения должностных обязанностей, освобождение от части трудовых обязанностей или переложение их на чужие плечи);
  • Помощь в шествии по карьерной лестнице;

За дачу взятки виновное лицо привлекается к административной и уголовной ответственности (об мерах наказания читайте в последующих разделах).

Определившись с характером действий перейдем к классификации взяток по Уголовному Кодексу Российской Федерации.

Кому можно передать взятку?

Взятку можно передать любому лицу, занимающему высокую должность и способному оказать взяткодателю какую – либо услугу. При этом не имеет никакого значения, какую должность это должностное лицо имеет: будь то сотрудник ГИБДД или министр, статья в любом случае будет одинаковой.

Стоит так же отметить такого возможного фигуранта, как “иностранное должностное лицо”. Таковым может выступать любой иностранный гражданин, имеющий какую – либо административную должность и способный оказывать услуги. Таким образом законы РФ карают за взятку даже лицу, не являющемуся гражданином России – важен лишь факт незаконности взятки.

Ну и последнее, но не менее важное дополнение – передача взятки посреднику. Много споров вызывает вопрос – а виноват ли посредник в передаче взятки? Это уже устанавливает суд в ходе разбирательства.

При этом если будет доказано, что получатель взятки и посредник действовали по сговору или участвовали в организованном бандформировании, то наказание за взятку значительно ужесточится.

В целом посредничеством занимается статья 291.1 УК РФ.

Взятка ст. 290 УК РФ (Часть 1)

Уважаемые коллеги! Полагаю, что многим из Вас в данной статье будет интересно прочитать сложившуюся судебную практику по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 290 УК РФ нашего региона и других, позицию ВС РФ.

Чтобы не делать статью громоздкой и Вам было легче читать, я буду доносить Вам информацию частями.

Для начала дам краткое понятие взятки, объекта преступного посягательства, субъекта преступления.

И так, взяточничество является наиболее опасным и распространенным проявлением коррупции. Оно включает в себя три общественно опасных деяния — получение взятки (ст. 290 УК РФ), дачу взятки (ст. 291 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью.

Преступления указанной группы отнесены законодателем к главе 30 УК РФ, название которой и определяет объект преступного посягательств.

Объектом данных преступлений является нормальная, т.е. соответствующая законодательству деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ по выполнению стоящих перед ними задач.

Важнейшим условием правильного функционирования этого аппарата управления является осуществление принципа публично-правовой, законной оплаты служебной деятельности должностных лиц.

Должностное лицо обязано в своей деятельности руководствоваться интересами службы и может получать вознаграждение за свою службу только в установленном законом порядке и ни в коем случае не частным образом от отдельных граждан и организаций, заинтересованных в том или ином действии (бездействии) должностного лица или вообще в определенном направлении деятельности должностного лица.

Субъект данного преступления – специальный — должностное лицо, а также иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.

Источник: https://UgKK.ru/uk/st-290-rf.html

Объективная и субъективная сторона, субъект получения взятки

Состав преступления по статье 290 ук рф

Понятие и объект взятки

В статье 290 УК РФ получение взятки определяется как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в круг служебных полномочий должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Данное преступление находится в главе 30 УК РФ – преступления против государственной власти, интересов государственной службы и органов местного самоуправления.

Родовой объект состава преступления получение взятки можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти.

Предусмотренные статьей 290 УК РФ преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и на деятельность (интересы службы) органов местного самоуправления, что составляет видовой объект этого вида посягательств.

При этом под органами власти следует понимать все установленные законом властные структуры – от Государственной Думы и Совета Федерации Российской Федерации до местных законодательных органов (думы, законодательные собрания или иные властные органы).

Под интересами государственной службы имеется в виду деятельность управленческих систем, ведомств, органов, в которых осуществляется государственная служба в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2].

В управленческие или исполнительные системы следует включать структуры любого уровня и ведомственной подчиненности – от Правительства РФ и субъектов РФ, министерств, ведомств, комитетов, управлений до администрации государственных организаций, учреждений, и предприятий. Под службой в системе органов местного самоуправления понимается выполнение соответствующих должностных или служебных функций – в качестве главы муниципального образования или местной администрации, их заместителей, руководителей отделов, секторов, инспекторского состава и т.д.

Непосредственным объектом данного преступления, исходя из того, что в заголовок главы вынесены составные части (компоненты) видового объекта, логично считать нормальную деятельность органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления.

Предмет взятки

Необходимым признаком данного преступления является его предмет. Предметом взятки являются материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.

), а также выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (производство строительных, ремонтных и иных работ, оплата расходов и развлечений, предоставление санаторных и курортных путевок, билетов на поезд, самолет, концерт и т.п.) и имущественные права.

Под услугами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.

Имущественные права – это юридические и фактические возможности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также материальные требования по поводу его распределения и обмена, например: собственность или право пользования на имущество, дом, земельный участок, автомобиль, в том числе аренда помещений и др.; право на вознаграждение за изготовление или создание вещи или произведения; право на социальное обеспечение (пенсию, пособие).

Под деньгами закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения преступления.

Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле статьи 290 УК РФ не являются и должны рассматриваться как «иное имущество», разумеется при условии, что их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная, что в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного и на основании части 2 статьи 14 УК РФ исключает уголовную ответственность.

В соответствии со статьей 142 Гражданского кодекса Российской Федерации[3] (далее ГК РФ) ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых.

Услуги нематериального характера не могут быть предметом взятки.

Объективная и субъективная сторона, субъект получения взятки

Объективная сторона получения взятки заключается в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения (взятки) лично или через посредника за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействии), которые: входят в служебные полномочия взяткополучателя; могут способствовать таким действиям (бездействию) лица в силу должностного положения; заключаются в общем покровительстве или попустительстве по службе; имеют незаконный характер.

Под действиями (бездействием), входящими в служебные полномочия лица, за которые принимается взятка, обычно понимают такие акты поведения, которые взяткополучатель правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него функциями, а под незаконными действиями (бездействием) – неправомерные акты поведения, которые не следовали из служебных полномочий (компетенции) лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия (бездействие), содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, злоупотребление должностными полномочиями).

В случае совершения взяткополучателем соответствующих оговоренных действий, которые сами по себе имеют уголовно наказуемый характер, ответственность наступает по совокупности преступлений.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя со стороны иных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой им должности, наличие подчиненных. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой взяточником должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе относятся, например, действия, связанные с незаслуженными (необоснованными) поощрением, внеочередным повышением в должности, совершением других актов поведения, объективно не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе относятся непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Преступление считается оконченным с момента принятия взятокополучателем хотя бы части передаваемых ценностей (предоставляемых услуг). Если оговоренная передача ценностей (услуг) не состоялась по не зависящим от воли должностного лица обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки.

Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица также следует квалифицировать как получение взятки.

Получение взятки может осуществляться и в завуалированной форме, например: под видом погашения долга, купли-продажи ценных вещей по заниженным ценам или, наоборот, путем покупки-продажи вещи по завышенной цене, под видом проигрыша в карты, путем заключения фиктивных соглашений о выполнении работ и выплат за них.

Высказывание лишь намерения получить ценности и услуги без попытки реализации намерения с помощью конкретных действий (бездействия) не может влечь уголовной ответственности.

Время передачи предмета взятки – до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего (взятка-подкуп, взятка-благодарность) – на квалификацию не влияет.

Не имеет также значения, были ли дача и получение взятки заранее обусловлены (оговорены).

Тем не менее, необходимо признать, что в последнем случае она выступает прямым стимулом для совершения должностным лицом последующих актов поведения, что не может не сказываться на уровне общественной опасности содеянного.

В 290 статье УК РФ выделяются четыре вида взятки в зависимости от ее размера: простая (до 25000 руб.), в значительном размере (свыше 25000 руб.), в крупном размере (свыше 150000 руб.) и в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.).

Федеральным законом от 25.12.

2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[4] в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» внесен ряд изменений в ст. 575 ГК РФ, влияющих на пределы уголовно-правового преследования коррупции, в т.ч. взяточничества.

Так, дарение должностным лицам и иным служащим не допускается, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. Запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Подарки, полученные должностными лицами и иными служащими, стоимость которых превышает указанную сумму, имеют особый режим: они признаются собственностью соответственно федеральной, субъекта Федерации или муниципальной и передаются получившим их служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает определенную должность.

В связи с новой редакцией статьи 575 ГК РФ в уголовном праве возникает ряд вопросов, в частности может ли влечь уголовную ответственность факт получения дорогих подарков должностным лицом. Уголовный закон не содержит на этот счет каких-либо указаний, не определил своей позиции и Пленум Верховного Суда РФ.

Уголовный закон признает преподношения и их принятие должностным лицом преступным независимо от того, было ли дарение предварительно согласовано и какова стоимость преподносимых предметов, хотя эти моменты и важны в плане возможности признания деяния малозначительным. Независимо от наличия договоренности и размера подношения налицо взятка (подкуп), если:

этому предшествовало вымогательство вознаграждения;

подношение было заранее оговорено, обусловлено, имело характер подкупа;

дарение имущества осуществлено за незаконные действия (бездействие).

И лишь в случае, когда вознаграждение без предварительной договоренности было передано (получено) за правомерное деяние по службе, решающим для разграничения подарка и взятки (подкупа) становится размер этого вознаграждения.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий.

Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК РФ.

Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.

Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

Субъект преступления – должностное лицо, иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Не могут нести ответственность по 290 статье УК РФ работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные и технические обязанности, не относящиеся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Взятка считается полученной по предварительному сговору группой лиц, если в совершении преступления участвовали два и более должностных лиц заранее, т.е. до начала преступления, договорившихся об этом. Преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц.

Источник: https://poisk-ru.ru/s44636t3.html

Получение взятки (стать 290 УК РФ) — характеристика преступления и уголовная ответственность

Состав преступления по статье 290 ук рф

Услуги

По статьям УК РФ

  Террористический акт понятие отличие от диверсии

Ст. 290 (Получение взятки, основные признаки преступного деяния)

Получение взятки, как и коммерческий подкуп, остается одним из самых «популярных» деяний с коррупционной составляющей. Данные статистики свидетельствуют о том, что ежегодно по ст. 290 УК РФ привлекаются к уголовной ответственности более 6 000 россиян.

Состав преступления «Получение взятки» по ст. 290 УК РФ отличается следующими признаками:

  1. С объективной стороны данное преступление представляет собой получение должностным лицом напрямую или опосредованно ценностей, имущественных прав, каких-либо услуг от взяткодателя под условием удовлетворения его просьб. Взамен за полученные в качестве взятки блага должностное лицо обязуется совершить в пользу взяткодателя или третьих лиц какое-либо действие или воздержаться от совершения действий, при этом те действия или бездействия, которые обязуется совершить должностное лицо, должны входить в круг должностных полномочий чиновника, либо чиновник может способствовать совершению действий в силу своего должностного положения. В качестве предоставляемой гражданином услуги за взятку может быть также обобщенное деяние, например, покровительство или попустительство по службе. Важнейшее условие — это применение своих служебных возможностей. К примеру, в 2008 году был осуждён за мошенничество член Совета Федерации Ч., который за взятку в сумме 1.5 млн. $ обещал предпринимателю принятие «нужного» решения одним из аудиторов Счетной палаты РФ. Несмотря на то, что Ч. обладал всеми признаками должностного лица, органы следствия и прокуратура законно не усмотрели в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), так как Ч. в силу своего должностного положения не имел полномочий и не мог повлиять в законном порядке на принятие того или иного решения аудитором Счетной палаты РФ.
  2. Предмет: взятку должностное лицо может получить деньгами, имуществом и другими ценностями, также имущественными правами, предоставлением услуг. Российские коррупционеры не отказываются от любой формы получения материальных благ для себя и своих близких. Нередко в качестве взятки предприниматели оплачивают чиновникам дорогостоящий отдых на самых элитных курортах зарубежья, покупают на имя взяточника импортные автомобили представительского класса, оплачивают учебу отпрысков чиновников в лучших учебных заведениях. Особо следует отметить, что в соответствие со ст. 575 ГК РФ допускается получение государственными служащими подарков за совершение правомерных действий по службе при условии, что не имело место быть вымогательство и сумма подарка не превышает трёх тысяч рублей.
  3. Объект: общественные отношения по нормальному функционированию органов госвласти. В результате совершения рассматриваемого вида преступления наносится непоправимый ущерб всей массе общественных отношений, возникающих между гражданами и органами государственной власти, подрывается доверие граждан и предпринимателей к государственным органам и государству в целом.
  4. Субъект: преступление имеет место при получении взятки должностным лицом, зарубежным должностным лицом или должностным лицом публичной международной организации. Все иные лица, участвующие в совершении данного преступления и не обладающие признаками должностного лица, несут ответственность в качестве соучастников или посредников.
  5. Субъективная сторона: получение взятки как преступление совершается исключительно с прямым умыслом и характеризуется наличием корыстного мотива.

Законодательство различает также следующие квалифицированные виды получения взятки:

  1. В значительном размере (от 25000 до 150000 руб).
  2. За совершение нелегальных действий (бездействий).
  3. Получение взятки субъектом, состоящим на госдолжности РФ, госдолжности субъекта РФ или являющимся главой органа местного самоуправления.
  4. Получение взятки группой граждан или организованной группой, получение благ, связанное с вымогательством, либо в крупном размере (от 150000 до 1 млн руб).
  5. В особо крупном размере (более 1 млн руб).

К преступлениям, объединяемым понятием «взяточничество», наряду с «Получением взятки» (ст. 290 УК РФ) относятся следующие составы преступлений:

  • «Дача взятки» (ст. 291 УК РФ);
  • «Посредничество во взяточничестве» (ст. 291.1 УК РФ);
  • «Мелкое взяточничество» (ст. 291.2 УК РФ).

Понятие и законодательный регламент

Получение взятки относят к преступным деяниям из категории коррупционных преступлений.

Суть противоправных действий сводится к покушению на свободную конкуренцию и равноправие между гражданами.

https://www.youtube.com/watch?v=ULj7X6uxEXI

Поэтому первый нормативный документ, регулирующий этот вопрос — это Конституция РФ. Еще один главный регулирующий нормативный документ — это Уголовный кодекс РФ.

Не все нормы понятны даже при детальном изучении документов, которые перечислены выше. Для того чтобы детальнее понять суть противоправного деяния нужно обратиться к постановлению Пленума от 09.07.2013 года под номером 24.

В этом документе содержатся сведения о деталях аппарата, используемого в соответствии с нормами УК РФ. Помимо этого раскрываются понятие взяточничества, вопрос о соучастниках преступного деяния, а также о наказании за нарушение закона.

Помимо основных документов, понятие раскрывается в следующих нормативных актах:

Источник: https://shans-mk1.ru/ugolovnoe-pravo/vzyatka-uk-rf.html

Статья 290 УК РФ. Получение взятки

Состав преступления по статье 290 ук рф

Ст 290 УК РФ с ми и изменениями 2020-2019 года.

1.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере –

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) –

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) с вымогательством взятки;
  • в) в крупном размере, –
  • наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами “а” и “б” части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.

1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.

1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Источник: https://uk-kodeks.ru/st-290-uk-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.