Состав семьи в анкете что писать

Характеристика на семью: образцы и порядок составления

Состав семьи в анкете что писать

Пример

ГОТОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ

ученика —— класса

СОШ«——-»

ФИО ,

——— года рождения,

проживающего по адресу:

ул.——————,——-

Состав и структура семьи __________________ следующие:

Отец — (ФИО)________года рождения, образование среднее, ___________________. В настоящее время работает и живет на территории ОАЭ.Мать — (ФИО)__________года рождения, имеет высшее образование, домохозяйка.Сестра — (ФИО) ________года рождения, обучается в_______________ классе.

Проживают по адресу:______________________________

Бытовые условия, в которых проживает ————————, приемлемые. В квартире чисто, заметно, что наведение порядка осуществляется регулярно. Оба ребенка ______________ и его младшая сестра (7 лет) имеют свое рабочее место (письменный стол), где они делают уроки, условия для выполнения домашнего задания созданы хорошие.

Мальчик растет в полной семье. Родители состоят в браке уже 10 лет. Отец год назад получил приглашение по работе за границей, с тех пор он живет и работает в городе Дубай, прилетает навещать детей во время отпуска.

Дети часто общаются с отцом в мессенджерах, созваниваются по Скайпу. Отец занимается воспитанием детей и обеспечивает семью материально. Его зарплаты вполне хватает для обеспечения отличных условий проживания.

Мама занимается домашним хозяйством и воспитанием детей, уволилась с работы год назад.

Благодаря участию взрослых создана адекватная обстановка для развития детей. Вся семья проявляет заинтересованность успехами старшего сына и внука. Мама постоянно помогает _______________ с учебой и активно участвует в жизни класса.

За успеваемостью мальчика ведется строгий контроль, каждый день проверяется домашнее задание. Родители интересуются рекомендациями учителей. Успехи и неудачи оцениваются адекватно ситуации.

Директор ____________________

Классный руководитель _______________

Часто для получения определенного места работы, визы в некоторые страны и для других целей учреждения или частные лица требуют предоставить семейную характеристику.

По результатам того, как в документе будет описан отдельный член семьи или семейство в целом, будет зависеть получение или отказ в предоставлении определенных привилегий или льгот (например, такая бумага может понадобиться для получения финансовой поддержки многодетной семьей).

Как уже было сказано ранее, документ составляется определенным образом и содержит список требований к заполнению:

  • описание производится в корректной форме, грамотно и сдержанным языком;
  • семейная ситуация описывается конкретно, без лирических отступлений;
  • составление происходит от 3-го лица в настоящем времени (что указывает на события, происходящие в настоящий момент);
  • факты, вносимые в документ, должны быть объективными, выноситься на основании положения вещей здесь-и-сейчас, а не на основе эмоций.

Составление положительной характеристики на семью потребует:

1. Наблюдения в течение определенного времени, проведения личных бесед с каждым из ее членов. Составитель наносит визиты и после каждого из них фиксирует итоги проделанной работы.

2. Наличия Закона о семье.

3. Составления отзывов о каждом из родителей. Для написания отзывов такого плана потребуется сбор мнений учителей, которым понадобится описать, активно ли участвуют мама и папа в жизни дитяти, хорошо ли справляются родители со своими обязанностями.

4. Сбор мнений окружающих семью людей, контактирующих с ней.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Для грамотного составления документа необходимо обзавестись образцом заполнения бумаги и выполнить следующие действия:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • Вписать личные данные каждого члена. Например: мать – Кондратенко Анна Андреевна, возраст – 41 год, образование – среднее (медицинское). Отец – Кондратенко Илья Иванович, Возраст – 44 года, образование высшее (юридическое). Дочь – Кондратенко Милана Ильинична, возраст – 16 лет, образование – учится в школе.
  • Расписать структуру (открытая или скрытая семья, как распределяются и выполняются ли защитная функция, функция стабильности, духовная и моральная стороны членов семьи, выполнение досуговых и рекреационных функций).
  • Внести психологическую совместимость по психотипу. Здесь прописываются особенности характера, темперамента родителей и детей.
  • Определить родительскую позицию. Внести описание целей взрослых, трудности в их достижении и способы решения этих проблем. Это важнейший пункт, позволяющий понять позицию родителей и перспективы развития семейных отношений.
  • Поведение, позиция в семейных отношениях. В подпункте описывается степень доверия к родителям, цели, которых он стремится достичь, способы их реализации, учебные успехи и психологическое состояние здоровья.

Пример

Мать – Анна Андреевна. Возраст – 41 год. Образование – среднее (медицинское).

Отец – Илья Иванович. Возраст – 44 года. Образование – высшее (юридическое).

Дочь – Милана Ильинична. Возраст – 16 лет. Образование – проходит обучение в школе.

Семья полная, в ней прослеживается крепкое мужское ролевое начало. Один ребенок. По статусу супругов семья гетерогенная со скрытой структурой и преобладающим патриархальным направлением. Лидером выступает отец, обеспечивающий семью и организующий ее свободное время.

Прослеживается четкое распределение функций: денежным обеспечением занимается отец (финансовая функция), он же занимается и организацией досуга, мать взяла на себя заботу о хозяйстве, быте и воспитании.

Родители совместно выполняют эмоционально-терапевтическую функцию регулярно и адекватно, для дочери они являются авторитетом; возникающие проблемы находят решение в совместных обсуждениях. Дочь чувствует себя защищенной, дефицита любви не испытывает.

Мать занимается домашним хозяйством, постоянно находится дома. График отца — сутки через трое, он много времени проводит с детьми.

Финансовые трудности отсутствуют, семья имеет достаточно высокий доход на каждого своего члена. Стандартная бытовая техника, необходимые приборы присутствуют в квартире, позволяя облегчить ведение хозяйства.

Семейство гордится своими традициями отмечать совместно праздники, ходить в гости и приглашать их к себе домой, выезжать на отдых за границу. Часто навещают родственников, поддерживают с ними связь.

Базовые семейные ценности члены семьи трактуют одинаково. Ролевые ожидания полностью оправдываются взрослыми и ребенком. Поведенческие алгоритмы членов семейства вполне стандартны, стереотипное поведение традиционно.

Климат благотворный, направленности на усиление конфликтности в семейной системе не выявлены. Настоящий социальный статус устраивает все семейство.

Разногласий в толковании базовых ценностей не выявлено. Наблюдается соответствие поведения каждого члена семьи ролевым ожиданиям детей и родителей. Стереотипы образа действий стандартны, отклонений не выявлено.

К основным характеристикам также относится психологический климат. В качестве примера заполнения можно использовать следующие данные:

  • Базовые ценности едины, разногласий в их оценке и интерпретации не выявлено.
  • Четкое распределение ролей. Все члены разделяют сложившееся положение дел, недовольства по его поводу не высказывают.
  • Тенденций к конфликтному поведению между членами семьи не обнаружено.
  • Члены семьи вполне довольны своим социальным статусом.
  • Острые вопросы решаются путем обсуждения на семейном совете.

Для объективного написания психологической характеристики важно собрать данные о самоощущении и психологическом самочувствии самого ребенка.

В положительной характеристике этот пункт можно описать следующим образом:

  • Умственно и физически ребенок развивается согласно норме.
  • Ребенок проводит одинаковое количество времени с мамой и папой. Больше времени ребенок находится с матерью по причине плотного рабочего графика отца.
  • Родители не оказывают попыток жесткого воздействия, не заставляют совершать противоречащие его воле поступки.
  • Родители не предъявляют к ребенку преувеличенных требований.
  • Ребенку нравится проводить время со своими близкими, а также с каждым родителем по отдельности.
  • Родители не имеют обыкновения придираться и критиковать.
  • Социальные навыки общения и взаимодействия со сверстниками выработаны успешно, он не испытывает сложностей при коллективной работе в классе.
  • Для мальчика отец является эталоном, сын стремится вырасти похожим на отца. Для девочки — мать.
  • Между родителями и ребенком складываются доверительные отношения.
  • По ключевым вопросам родители и ребенок имеют схожее мнение и одинаковые принципы.

Царит доверительная атмосфера, конфликты случаются редко и, в основном, на бытовом уровне. Мать сильно эмоционально привязана к ребенку, эта привязанность взаимна: он делится с ней секретами, скандалов между ними не происходит. У отца теплые отношения с ребенком, для сына он является авторитетом. Родители прислушиваются к сыну, учитывают его мнение по вопросам, касающимся всей семьи.

Любая характеристика семьи начинается со стандартных данных о ее членах:

1. Ф.И.О. родителей и ребенка, даты их рождения, образование, места работы и должности, номера телефонов матери, отца или людей, под опекой которых находится ребенок.

2. Сведения об остальных членах семьи (бабушки, дедушки, братья, сестры и др.). Для каждого из них прописываются: Ф.И.О., кем приходятся ученику, область деятельности, контактные данные.

3. Данные о людях, не состоящих в родстве с семьей, но длительное время проживающих с ней в одном доме: Ф.И.О., область деятельности, кем приходятся остальным членам, контакты.

4. Место жительства семьи (адрес).

Описание условий жизни позволяет сделать вывод о реализации основных нужд ребенка на жилплощади, где он проживает, понять, комфортно ли ему находиться дома.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

К жилищно-бытовым характеристикам относятся:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • Количество комнат в квартире или доме, наличие собственного рабочего пространства и детской, существование места для отдыха.
  • Соблюдение санитарно-гигиенических правил: свежесть косметического ремонта, регулярность уборки, захламленность жилого пространства и пр.
  • Присутствие в доме необходимой мебели, игрового или учебного пространства, учебных принадлежностей или игрушек.

В завершение описания пункта составляется вывод о влиянии домашнего пространства на успешность развития несовершеннолетнего.

Как было сказано выше, характеристика социальной и психологической сторон жизни семьи — важнейшая и наиболее объемная часть документа. Рассмотрим этот пункт более подробно.

Для полной картины семейных отношений в характеристику необходимо внести следующие данные:

1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком. Если ребенок усыновлен, в документ вносятся данные о его усыновлении или опеке (сколько лет проживает, из какого учреждения был усыновлен/взят под опеку, есть ли братья или сестры, оставшиеся в детском доме, и т.д.).

2. Материальная обеспеченность: стабильность заработка родителей, факторы, от которых он зависит (сезонная работа, получение выплат по инвалидности или алиментов и др.), взрослые могут быть нетрудоспособными или просто не работать.

Также в данном пункте прописывается, выдают ли ребенку карманные деньги, обеспечен ли он необходимыми для жизни предметами (едой, одеждой и обувью, учебными принадлежностями и пр.). Если у семьи есть финансовые трудности, нужно описать, в чем они заключаются (не хватает на еду, жилье в непригодном для жизни состоянии и т.д.

) и причины их возникновения (отца уволили с работы, смерть кормильца и др.).

В конце прописывают, как относятся члены семьи к своему материальному состоянию (удовлетворенность, неудовлетворенность, безразличие, чувство неполноценности) и как сложившееся состояние влияет на психологический климат (между кем случаются конфликты на этой почве, кто кого поддерживает, помогает найти работу и т.д.).

3. Социальная устойчивость/неустойчивость. Склонность не только родителей, но и детей к алкогольной, игровой, наркотической зависимостям или правонарушениям. Если происходили случаи задержания родителей или ребенка полицией, это стоит прописать именно здесь. Если отец или мать находятся или находились в местах тюремного заключения, тоже вносим данные в этот подпункт.

4. Распределение обязанностей и основных функций. Здесь составитель описывает наличие или отсутствие бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и других обязанностей у каждого из членов.

Дети могут привлекаться дома к уборке, она может быть их основной обязанностью, выполняться только взрослыми или не выполняться никем из членов семьи. Финансовая функция может лежать на плечах матери, отца или бабушек и дедушек.

5. Формальная или фактическая роль в воспитании. Воспитывать фактически может один из родителей или оба родителя одновременно. Возможно, что взрослые воспитывают только формально, в то время как фактическое воспитание ложится на плечи бабушки или дедушки, а то и самих детей.

В этой части документа составитель описывает все проведенные с семейством работы. Здесь прописываются не только действия самого составителя, но и работа психолога, социального педагога, медработника и других специалистов. К таким видам работ относятся тренинги, консультации, семинары, беседы и др.

Описанный выше образец составления семейной характеристики является наиболее полным, так как в нем отображены все сферы жизни конкретной семьи, особенности воспитания детей в ее микроклимате, а также дана характеристика условий, в которых происходит развитие ребенка. В Сети получил распространение образец характеристики на семью ученицы Гирибасовой Елены Рудольфовны 1997 года рождения. Он выстроен по подобному образцу.

Источник: https://bukvaprava.ru/harakteristika-semi/

Семейное положение в резюме + Примеры как правильно написать: не замужем, не женат или холост

Состав семьи в анкете что писать

Внимание! К 2030 году более 57 профессий исчезнут, зарплаты во многих сферах упадут. Профессиям будущего с высокой зарплатой учат в онлайне. НАЧНИТЕ БЕСПЛАТНО, это легко.

Соискатели путаются, что писать в графе семейного положения при разводе или наличии детей.

Я отвечу на эти вопросы и расскажу, как правильно написать свой статус в анкете резюме при трудоустройстве, и не только.

Информация о семье помогает работодателю оценить серьезность кандидата. В зависимости от должности, наличие или отсутствие семьи – кадровики могут воспринимать такими стереотипами:

  • Молодые соискатели без обязательств халатно относятся к работе.
  • Отсутствие семьи у старших людей говорит о застенчивости и проблемах с общением.
  • Развод – о скверном характере и неготовности к ответственности и решению проблем.
  • На вакансии с ночными сменами или командировками – работодатели предпочитают брать людей без семьи.
  • Высокую должность чаще займет семьянин. По статистике, они заинтересованны в карьерном росте, чтобы обустроить семейную жизнь.

# Виды семейного положения

Юридически выделяют четыре варианта указания семейного статуса:

  1. Не замужем, не женат: ранее не находился в законных брачных отношениях.
  2. Замужем, женат: связан узами брака и статус подтверждён документально.
  3. Разведён, разведена: имел зарегистрированный брак, но официально расторг его и оформленных отношений сейчас нет.
  4. Вдова, вдовец: ранее находился в браке, но вторая половина скончалась.

# Как правильно написать семейное положение

Но работодатель учитывает две разновидности семейного положения – это брак и наличие детей.

Брак делится на две категории, в анкете пишется:

  • Замужем, женат.
  • Не замужем, не женат (холост).

Наличие детей – аналогично, и указывают так:

В приоритете не заострять внимание начальника на своем статусе. По статистике мужская половина больше отдается работе, независимо от наличия семьи. В графе следует писать просто.

Отношения не оформлены официально:

“Холост” или “Не женат” – слова синонимы, можно писать и так, и так. Но если разделить понятия, то молодые соискатели до 30 лет – чаще указывают “холост”. Люди старше тридцати – “не женат”

Не женат / холост

Есть брак и штамп в паспорте:

Положение “Женат” подразумевает вопросы о детях у работодателя, поэтому можно сразу обозначить их отсутствие.

Женат (детей нет)

# Семейное положение для девушки

Как пишется слово не-замужем слитно или раздельно?

СлитноРаздельно

Ответ: частицу «не» в слове «не замужем» нужно писать раздельно.

Женщины пишут статус, как и мужчины. Но часто дети остаются с матерью, независимо от брака – правильно указывать это сразу.

Замужем / не замужем (детей нет)

Нет понятия холостая девушка, пишите только «Замужем» или «Не замужем».

# Нужно ли в резюме указывать детей

Дети для работодателя – большая головная боль. Это больничные, уходы “пораньше с работы”, утренники и родительские собрания, работника сложнее уволить, снизить заработную плату или назначить штрафные санкции. С другой стороны – человек с детьми является надежным работником, ценящим свою должность.

При наличии ребенка, нужно дать работодателю понять, что вы относитесь к ценным кадрам и дети не отвлекают от работы. Указать это можно такими способами:

  • Есть ребенок, находится на поручении у родственников.
  • Есть взрослый сын.
  • Есть самостоятельная дочь.
  • Есть дети, воспитывает супруг.

Расписывайте графу, если вакансия подразумевает командировки или длительное отсутствие дома. Когда начальник думает, что маленькие дети мешают работе – убедите его в обратном.

Дети бывают полезны для вакансий воспитательниц, нянь и подобных, где приходится с ними работать. В остальных случаях пишите коротко: “детей нет” или “есть дети”, лучше привлечь внимание к графе опыта или образования.

# Семейное положение помолвлена, в разводе, вдова

Иногда люди сообщают в резюме, что помолвлены, разведены или овдовели. Начальнику не нужно знать – помолвлен ли претендент, в кого он влюблен, с кем проводит время и прочие подробности из личной жизни работника!

Пишите только так, как указано в примерах. Если начальник захочет уточнить информацию, он позвонит и спросит, либо сможете больше рассказать о себе на собеседовании.

# Как указать гражданский брак в резюме

Любой брачный союз, зарегистрированный и оформленный в соответствующих органах государственной власти необходимо указывать в анкете.

Подробные сведения о своем положении и наличии детей можно указать в сопроводительном письме или графе дополнительной информации, если это необходимо.

Сожительство (разговорное «гражданский брак») или другой официально незарегистрированный союз — не считается браком и говорить о нем нет необходимости.

Для кадровика человек, который не желает юридически оформлять брак – считается ненадёжным и нестабильным.

# Нужно ли указывать семейный статус в резюме

Это стандартная графа в бланке резюме. В 90% случаев придется заполнять ее, хотите вы или нет. Но когда рекрутёра не интересует семейное положение кандидата, то и указывать его не требуется.

Начальнику важнее знать, сможет ли человек выполнять поставленные задачи, чем копаться в его личной жизни. Поэтому, развернуто опишите опыт, навыки и правильные увлечения в резюме.

# Вместо заключения

Не пытайтесь скрыть сведения о своём статусе, все тайное – раскроется и придётся выбирать что важнее, семья или работа.

  • Заполняя резюме девушки должны написать: замужем / не замужем.
  • Молодые люди указывают: женат, не женат или холост.

Источник: https://WorkMe.net/rezume/zapolnenie/semejnoe-polozhenie.html

Не совершайте эти ошибки при заполнении семейного положения в анкете

Состав семьи в анкете что писать

Ежедневно каждый человек заполняет много самых разнообразных анкет: для трудоустройства, на получение визы, при выезде за пределы страны и многие другие.

Семейное положение в анкете – это один из ключевых пунктов, который есть в любом подобном документе.

И тут возникают определенные сложности: как правильно описать свой статус, насколько его детализировать, если нет вариантов ответа и т. д.

Значение семейного статуса

Статус указывают в резюме, анкете на вакантную должность, при заполнении документов на визу. Такие данные просят внести как мужчин, так и женщин, более того, нужно детализовать наличие и количество детей. Но многие люди, вообще, не понимают, зачем такие данные нужны тому же работодателю.

Поясняется все это просто – незамужняя/неженатый не так надежны в плане стабильности работы. Они легки на подъем, что-то не по их, заявление на стол и уволились. Что касается людей семейных, то они имеют обязательства перед супругой/супругом, детьми и просто так сорваться с места и уволиться не имеют морального права.

Обратите внимание! Компании, которые находятся в начале своего пути развития, часто ищут именно неженатых. Тут также все достаточно понятно – такие сотрудники легче соглашаются на внеурочную работу, могут без проблем отправляться в длительные командировки.

Еще одна уловка при уточнении статуса от работодателей касается молодых девушек. Если она не замужем, то у нее больше шансов получить работу.

Если замужем и нет детей, то она рискованный сотрудник, так как может уйти в декрет в любой момент, а работодатель будет иметь перед ней социальные обязательства.

А также неохотно принимают на ту или иную должность маму с маленьким ребенком или когда деток двое и больше. Конечно, по закону отказать в приеме на работу по такой причине не могут, но будет повод поискать другую причину.

В принципе тот же момент интересует и сотрудников консульства при оформлении виз. Многие соотечественники, получая туристическую визу, остаются в другой стране работать, конечно, нелегально. Если их дома ждет жена и дети, такое менее вероятно.

Причин, почему в той или иной анкете указана графа о семейном положении много. Вместе с тем возникает вопрос: как же правильно внести свой статус. Что у мужчин, что у женщин с этим возникают проблемы.

Семейное положение в анкете: какое может быть

Обратимся к чисто юридической стороне вопроса, для разъяснения и понимания статусов. Они бывают:

  • не замужем/не женат. Означает, что женщина/мужчина никогда не пребывали в официально оформленном браке и на данный момент законных отношений не имеет;
  • разведена/разведен. Брак имел место быть, но произошел развод, и на данный момент брачных уз нет;
  • замужем/женат. У человека существует законный брачный союз, на что имеется документальное подтверждение;
  • гражданский брак или сожительство. Данный пункт в анкете есть не всегда, более того, для определенных должностей это понятие вовсе не применимо;
  • вдова/вдовец – вторая половинка умерла, новые официальные отношения не оформлены. Такой пункт также зачастую не присутствует. Считается, что это может быть морально некомфортным для того, кто заполняет анкету.

Важно! Во многих анкетах нет вариантов ответа просто графа для внесения данных. Оптимально указывать реальный статус из первых трех вариантов.

Семейное положение: мужчина

Для правильной формулировки ответа на рассматриваемый пункт анкеты именно мужчинам надо учесть следующее:

  • не женат – супруги нет или еще не было. В этом случае иногда указывают холост. На самом деле значение и первого и второго понятия равнозначно, с юридической точки зрения. Но если взглянуть на значение слова «холост», то подразумевается, что мужчина не может иметь детей. Хотя с такой позиции термин рассматривают редко.
  • разведен – произошло официальное расторжение брака;
  • вдовец – значит, что в браке состоял, но супруга умерла.

Что писать в анкете женщине?

Женщинам можно заполнять рассматриваемое поле анкеты одним из таких обозначений:

  • не замужем;
  • замужем;
  • вдова.

Подробно расписывать еще раз не будем.

Важно! Хотя подобная строка и предусмотрена во многих анкетах, обязательно вносить туда данные не нужно, если человек считает, что так будет правильно.

Так что же указывать?

На самом деле каждый человек сам решает, какой объем информации указывать в той или иной анкете. Так, при заполнении документа на Шенгенскую визу есть обязательные для заполнения поля и те, что можно упустить. Однако, если данные будут не полными, документ просто не примут к рассмотрению.

Работодатели в России могут воспринять прочерк или отсутствие данные в строке о семейном положении, как желание что-либо скрыть, умолчать. Особенно, если кандидату уже за 30.

Основное правило: при заполнении писать реальные, правдивые данные, которые можно проверить или подтвердить документами. Если замужем, должно быть, свидетельство о браке. Когда же такой статус указывает соискатель, но подтвердить факт не может, менеджер по персоналу скорее всего его кандидатуру отклонит.

Вывод

Анкеты каждый из нас заполняет постоянно. Внимательное отношение к их заполнению – это возможность получить работу, визу для выезда за границу, зарегистрироваться на сайте и т.д. Значение семейного положения на самом деле значительно больше, нежели мы себе представляем.

Источник: https://StranaZakonov.com/dokumenty/ne-sovershajte-eti-oshibki-pri-zapolnenii-semejnogo-polozheniya-v-ankete

Характеристика на семью (образец)

Состав семьи в анкете что писать

Характеристика семьи (Образец характеристики на семью)

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать.

Характеристика на семью является одним из таких основных документов.

Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Характеристика семьи: с чего начать?

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.

  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.

  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Первичные (формальные) данные о семье

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.

  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.

  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).

  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые характеристики семьи

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.

  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.

  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.

  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.

Социальные особенности семьи

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка – наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.

  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).

  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.

  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).

  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Психологические характеристики семьи

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.

  2. Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).

  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.

  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка влияния семьи на ребенка

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание работ, проведенных с семьей

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);

  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;

  • наличие традиций; кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;

  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику «Тест-опросник родительского отношения» Варга и Столина.

Карта обследования семьи ученика

Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.

  2. Адрес и общая характеристика помещения.

  3. Социальный статус семьи.

  4. Материальная обеспеченность ее членов.

  5. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).

  6. Какие виды работ с семьей проводились.

Карта обследования – это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика неблагополучных семей

Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка.

Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.

), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося.

Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе.

Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются.

Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.

Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.

Источник: https://infourok.ru/harakteristika-na-semyu-obrazec-2025213.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.