Состояние условий и охраны труда

Кто контролирует охрану труда в организациях?

Состояние условий и охраны труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий.

Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ.

Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением: — радиоактивных веществ; — атомной энергии;

— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали: — гигиенические нормы;

— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях: — лаборатории госнадзора;

— центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении.

Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке.

Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера.

Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки.

Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее.

Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ.

Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок.

Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ.

В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации.

Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(14 4,36 из 5)

Источник: https://beltrud.ru/organi-nadzora-i-kontrolya-za-ohranoy-truda/

Охрана труда

Состояние условий и охраны труда

Анализ несчастных случаев на производстве осуществляется с целью выработки оптимальных профилактических мер.

Для проведения анализа работодатель должен иметь количественную информацию о степени производственного риска в своей организации в целях сравнения ее с другими организациями (в том числе с учетом средних данных по группам родственных организаций, отраслей, в экономике в целом), т.е. осуществлять количественные (статистические) исследования (анализ), при проведении которых необходимо:

а) установить взаимосвязь между частотой и тяжестью несчастных случаев на производстве и общим объемом выполненной работы, количеством работников, выполнявших ее, и числом отработанных человеко-часов;

б) определить степень реального производственного риска, достоверность оценки которого достигается, лишь если показатели частоты и тяжести несчастных случаев на производстве получены на основе достаточно большого количества отработанных человеко-часов и других оценочных показателей объема выполняемых работ;

в) сравнивать только сопоставимые величины и факты, причем, как правило, в рамках одной профессии (или группы однородных профессий).

Не секрет, что состояние условий и охраны труда в Российской Федерации остается достаточно напряженным.

Производственный травматизм и профзаболевания ухудшают демографическую ситуацию в нашей стране, приводят к серьезным экономическим потерям.

Наличие многочисленных рабочих мест с вредными условиями труда отрицательно влияет на состояние рынка труда: с одной стороны, влечет за собой сокращение численности трудовых ресурсов, а с другой — приводит к необходимости привлекать иностранную рабочую силу.

Неудовлетворительные условия труда определяют низкое качество готовых работать в них трудовых ресурсов, что выражается в снижении квалификации и производительности труда, падении престижа ряда профессий и специальностей, росте дефицита кадров в первую очередь по рабочим специальностям.

В условиях кризиса тяжелое экономическое положение для многих организаций невольно отодвигает на второй план задачу улучшения условий труда, дает формальный повод работодателям не тратить средства на обеспечение охраны труда и выполнение государственных нормативных требований.

Однако, несмотря на это, есть и положительные результаты. В последние годы благодаря комплексу предупредительных мер по охране труда, осуществляемому на производстве, сохраняется тенденция снижения производственного травматизма, наметившаяся в 2002 г.

Общее количество пострадавших на производстве за последние восемь лет в расчете на 1 тыс. работающих сократилось более чем в два раза.

Вместе с тем в отдельных видах (отраслях) экономической деятельности, таких как организации сельского и лесного хозяйства, строительства и добычи полезных ископаемых, этот показатель остается высоким.

Медленнее, но все же устойчиво снижается и травматизм со смертельным исходом: от 5870 человек, погибших на производстве в 2002 г., до 3700 человек — в 2008 г. Высокий уровень травматизма фиксируется в организациях, осуществляющих добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, обработку древесины, проведение общестроительных работ, других отраслей и подотраслей экономики.

Анализ типологии несчастных случаев с тяжелыми последствиями свидетельствует, что практически каждый третий работник пострадал (получил тяжелую травму или погиб) в результате падения с высоты, а каждый четвертый — в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.п.

Около 15% работников получают тяжелые травмы или погибают в результате транспортных происшествий, свыше 10% — в результате падения, обрушения, обвалов предметов, материалов.

Большинство несчастных случаев с тяжелыми последствиями (свыше 70%) происходит по организационным причинам, таким как нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников безопасности труда.

Много нерешенных проблем в сфере условий и охраны труда накопилось в организациях малого бизнеса.

Высокий уровень производственного травматизма на малых предприятиях связан с повсеместным несоблюдением нормативных требований охраны труда и безответственным отношением работодателей к созданию безопасных условий труда работников.

В частности, на большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не выделяются средства на аттестацию рабочих мест по условиям труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; не проводятся периодические медосмотры, санаторно-курортное оздоровление работников и т.д.

Руководители и специалисты малых предприятий не проходят обучение и проверку знаний по охране труда, в их должностных обязанностях отсутствуют обязанности по охране труда. С одной стороны, такое положение практически повсеместно связано с отсутствием у работодателя необходимых средств на указанные цели.

С другой стороны, это результат неэффективности для малых предприятий тех механизмов, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в целях осуществления предупредительных мер за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Профилактические мероприятия реализуются по разрешению Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС России). По результатам аттестации рабочих мест в 2006 г. за счет средств Фонда страхователи смогли профинансировать мероприятия по улучшению условий труда на 140 тыс.

рабочих мест (0,35% от общего количества рабочих мест), что оказало положительное влияние на снижение уровня производственного травматизма работников. В этом же году органами по сертификации предприятиям выдано 900 сертификатов безопасности (общее количество в целом по России — 2388). За 2006 г.

ФСС России израсходовал на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний более 2,8 млрд руб., что на 32,7% больше, чем в 2005 г.

Структура расходов на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и средства индивидуальной защиты (СИЗ) в организациях государственной формы собственности (включая муниципальную) в 2006 г.

такова: оплата дополнительного отпуска — 31,1%; оплата труда в повышенном размере — 28,5%; лечебно-профилактическое питание — 7,1%; выдача молока или других равноценных пищевых продуктов — 6,2%; спецодежда, спецобувь и другие СИЗ — 27,1%.

В мировой практике в системе профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда и снижение профессиональных заболеваний, средства индивидуальной защиты занимают важное место.

По имеющимся данным, СИЗ пользуют около 30 млн работников, занятых в промышленности, строительстве, на транспорте. На приобретение СИЗ в 2006 г. в среднем на одного работника затрачено 1963 руб., что составляет 31,7% от общего количества фактических расходов на компенсации и СИЗ (в 2005 г, — 1672 руб.).

Таким образом, можно отметить устойчивую тенденцию роста финансовых средств, направленных работодателями на приобретение средств защиты. Возможность направить до 20% от суммы взноса в ФСС России на предупредительные меры, в том числе покупку сертифицированных СИЗ, с каждым годом приобретает все большее значение.

Если в 2005 г. сумма, выделенная Фондом на закупку СИЗ, составляла 0,634 млрд руб., то в 2006 г. эта цифра выросла до 1,3 млрд руб.

Возможность позитивных сдвигов в улучшении условий и охраны труда в нашей стране связана с совершенствованием работы по различным направлениям государственного регулирования в сфере охраны груда.

Источник: https://isfic.info/ohtrud/mastr23.htm

Организация контроля за состоянием охраны труда в организации

Состояние условий и охраны труда

Периодическая оценка соответствия работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда производится для повышения эффективности управления охраной труда на предприятиях, в организациях, филиалах и подразделениях.

Постоянный контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда и действенным средством предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными видами контроля за состоянием охраны труда в организациях являются:

  1. Оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц.
  2. Административно-общественный (трехступенчатый) контроль.
  3. Контроль, осуществляемый службой охраны труда. 

Контроль в сфере охраны труда осуществляется за:

  • соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • проведением специальной оценки условий труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;
  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
  • своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
  • организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством. 

Постоянный профилактический контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах – одно из действенных средств предупреждения аварий, инцидентов, производственного травматизма и профессиональных заболеваний – осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований охраны труда с оперативным принятием необходимых мер по их устранению.

Контроль состояния охраны труда в любой организации является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда, без реализации которого невозможно эффективное функционирование системы управления охраной труда. Естественно, что оперативное слежение за состоянием техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности может осуществляться людьми, которые ежесменно находятся на рабочих местах.

В зависимости от специфики производства, структуры предприятия, контроль может производиться:

I. Первая ступень – руководителями I уровня управления – непосредственные руководители работ на производственных объектах и руководители производственных объектов (мастера, механики, энергетики, технологи и др.) на участке цеха, строительной площадки, в смене или бригаде.

II. Вторая ступень – руководителями II уровня управления – руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители) в цехе, на строительной площадке, на производстве или участке предприятия.

III. Третья ступень – руководителями III уровня управления – руководители и главные специалисты организации (работодателя) на предприятии в целом.

Каждая ступень контроля должна осуществляться на определенном уровне управления по установленной программе в установленные сроки.

  • Руководители I уровня управления осуществляют контроль ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работа с повышенной опасностью и др.) – и в течение рабочего дня (смены).
  • Руководители II уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю, как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах.
  • Руководители III уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц.

Руководство организацией контроля осуществляет руководитель предприятия. Результаты проведения контроля должны фиксироваться в специализированных журналах.

I. Первая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

На первой ступени контроля рекомендуется проверять:

  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, защитных устройств, заготовок и др.);
  • состояние проходов, переходов, проездов;
  • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение правил электробезопасности при работе с электроинструментом и на электроустановках;
  • соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
  • исправность приточной и (или) вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
  • наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
  • наличие первичных средств пожаротушения;
  • наличие у работающих соответствующих удостоверений на право проведения отдельных видов работ (работ на грузоподъемных средствах, работ с пиротехническим инструментом и др.).

По выявленным при проверке нарушениям намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены незамедлительно, то руководитель подразделения должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, могущего причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнал первой ступени контроля, который должен находиться у руководителя подразделения.

Непосредственные руководители объектов (начальники цехов, участков и т. д.) не реже одного раза в неделю проверяют состояние условий охраны труда на рабочих местах, а также работу руководителей работ (бригадиров, мастеров и т.п.) по проведению первого уровня оперативного контроля и принимают оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков. 

II. Вторая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации 

На второй ступени контроля рекомендуется проверять:

  • организацию и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника цеха, решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов требованиям по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок;
  • состояние переходов и галерей;
  • состояние уголков и стендов по охране труда, наличие сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • наличие и состояние противопожарных средств, путей эвакуации;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и взрывопожароопасными веществами и материалами;
  • своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
  • обеспеченность работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Результаты проверки записываются в журнал второй ступени, который должен храниться у начальника цеха. При этом комиссия назначает мероприятия, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения.

В случае невозможности выполнения мероприятий силами цеха начальник цеха обязан доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер. 

III. Третья ступень контроля за состоянием охраны труда в организации 

На третьей ступени контроля рекомендуется проверять:

  • организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущей третьей ступени контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, комплексными планами по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранение, организация стирки, чистки и ремонта;
  • подготовленность персонала подразделений к действиям в аварийных ситуациях и др.

Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия, и руководителем профсоюзной организации не реже одного раза в месяц.

В состав комиссии входят руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда, руководители технических служб, руководитель надзора за зданиями и сооружениями, начальник пожарной охраны (ответственный за пожарную безопасность).

Крупное предприятие, проверка которого за один обход невозможна, проверяется по отдельным цехам (объектам) по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении охраны труда – не менее шести раз. 

Комиссия третьей ступени контроля может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.

Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещании у руководителя предприятия с участием членов комиссии по охране труда комитета профсоюза.

 На совещании у руководителя предприятия должны присутствовать все руководители цехов, участков, служб.

 На совещании заслушиваются руководители тех цехов, участков, служб, где выявлено неудовлетворительное состояние охраны труда.

Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем предприятия по итогам проверки издается приказ.

Ежемесячный день проведения контроля третьей ступени может именоваться как «День охраны труда».

Источник: https://www.protrud.com/2016/04/19/%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F-%D0%B7%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0%B2-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/

Проверка состояния охраны труда на предприятии

Состояние условий и охраны труда

Аудит охраны труда считается важнейшей составляющей системы управления безопасностью на любом предприятии. Проведение данного мероприятия является обязательным для любого производства.

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ каждый работодатель обязан обеспечить проведение проверок состояния условий труда на рабочих местах в своей компании.

От того, насколько грамотно проводится контроль на производстве, насколько эффективны меры корректировки существующих недочетов, зависит в целом репутация организации и общая удовлетворенность своей работой участников трудового процесса.

Каким должен быть контроль охраны труда в организациях?

  1. Эффективным. Проверка состояния охраны труда должна проводиться не для галочки, а для выявления и устранения существующих недочетов.
  2. Объективным. Контроль охраны труда должен проводиться квалифицированными специалистами.

    Должны быть проверены все факты и явления в компании, чтобы в результате была дана объективная оценка существующей системы охраны труда.

  3. Систематичным.

    Для поддержания должного состояния системы охраны труда в организации требуется регулярная проверка соблюдения всех правил.

  4. Своевременным.

    Проверка состояния охраны труда на предприятии должна проводиться тогда, когда есть время и возможность исправить все недостатки. Важно понимать, что от качества организации контроля на производстве зависит здоровье, безопасность и жизнь работников.

Виды контроля

Контроль охраны труда на предприятии можно разделить на следующие виды:

  1. Технический. Объектами проверки в данном случае являются предметы труда. А именно выпускаемые товары, документация компании и др.
  2. Социальный. Проверке подвергается деятельность работников предприятия.

Контроль на производстве, в свою очередь, можно разделить на другие 2 группы:

  1. Ведомственный. Осуществляется на конкретном предприятии вышестоящей организацией. Это может быть контроль охраны труда, который проводится систематически, проверка условий труда по требованию работников подведомственной организации или же контроль со стороны государства. За соблюдением всех государственных нормативов на предприятии следит такой орган, как Федеральная инспекция труда.
  2. Общественный. Инициаторами проверок состояния охраны труда являются профсоюзы, которые действуют в интересах работников производства. Эти организации, согласно статье 370 Трудового Кодекса РФ, следят за выполнением работодателем условий, отраженных в трудовых договорах.

Существует 3 формы проведения проверок состояния охраны труда в организации:

  1. Постоянный контроль. Предусматривает ежедневную проверку работником организации состояния охраны труда. Он прежде всего проверяет исправность техники, грамотность применения защитных ограждений и установок на травмоопасных производствах, состояние спецодежды, чистоту рабочего места, наличие средств тушения пожара.
  2. Оперативный контроль.

    Периодическая проверка состояния охраны труда, которая проводится руководителями подразделений предприятия вместе с членами профсоюзов или трудовых коллективов.

    Эти уполномоченные лица проверяют правильность проведения мероприятий по контролю производства, соответствие проводимых работ действующим инструкциям, безопасность аппаратуры и инструментов, соблюдение правил безопасности жизнедеятельности при работе со взрыво- и пожароопасными материалами, санитарное состояние всех помещений предприятия.

  3. Выборочный контроль.

    Проверка на предприятии проводится 1 раз в месяц (или чаще) специальной комиссией, в которую входят инженер по охране труда и представитель вышестоящей организации.

    В данном случае проверяется наличие и грамотное применение средств защиты работниками, соблюдение всех законов и нормативов ТК РФ работодателями, выполнение всех мероприятий, контролирующих безопасность рабочих, выполнение планов по совершенствованию условий труда, проведение аттестации рабочих мест, эффективность проведения обучающих курсов для работников, санитарно-гигиеническое состояние помещений и спецодежды и т. д.

Методика проведения проверки состояния охраны труда

Одна из самых эффективных форм проверки состояния охраны труда на предприятиях — трехступенчатый контроль.

1 ступень. Проверка проводится руководителем данного вида работ (бригадиром, мастером, начальником участка) ежедневно или ежесменно в начале рабочего дня, а в некоторых случаях и в течение всей смены.

Проверяется состояние рабочих мест, исправность технического оснащения, вентиляции, освещения, состояние помещения, наличие средств тушения пожара и других средств безопасности.

При выявлении каких-либо недостатков намечаются мероприятия по их устранению.

Если устранить все неполадки собственными силами невозможно, руководитель отдела сообщает о существующих проблемах вышестоящему начальнику и просит принять должные меры.

2 ступень. Проверка осуществляется руководителем подразделения (начальником цеха, старшим мастером, инженером) не реже 1 – 2 раз в месяц при участии уполномоченных лиц по охране труда.

В ходе проверки выявляется, выполняются ли мероприятия по устранению неполадок, которые были найдены во время контроля «первой ступени».

Также проверяется исправность оборудования, автомобилей, выявляется наличие несчастных случаев и проверяется работа по их предотвращению.

3 ступень. Проверка проводится не реже 1 раза в квартал специальной комиссией, в которую входят руководитель предприятия и представители вышестоящих организаций.

Также в этом мероприятии могут принимать участие заместители директора, главный инженер, представители профсоюза, технологи и другие ответственные за охрану труда лица. Проверка «третьей ступени» касается всех производственных подразделений предприятия.

Комиссия проверяет выполнение мероприятий, намеченных во время контроля 1 и 2 уровня, соблюдение всех законов ТК РФ и прочих нормативов, состояние зданий и помещений, в которых работают люди, планы по совершенствованию условий труда и т. д.

Результат проверки состояния охраны труда

По окончании контрольных мероприятий на предприятии все замечания заносятся в «Журнал проверки» и составляется специальный акт. В нем указываются наименование учреждения, члены проверяющей комиссии, все выявленные нарушения (если есть). Затем этот акт с результатами проверки передается руководителю организации.

Результаты обсуждаются в недельный срок на совещании у директора предприятия при участии всех руководителей отделов, а также представителей профсоюзов.

Здесь анализируются все выявленные недочеты и нарушения, намечаются методы и сроки исправления этих ошибок, назначаются ответственные за данные мероприятия лица.

После устранения всех погрешностей в «Журнал проверки» вносятся данные руководителей подразделений, которые при проведении следующих мероприятий по контролю охраны труда назначаются ответственными за корректировку недостатков на производстве.

by HyperComments

Источник: https://www.unitalm.ru/blog/proverka-sostojanija-ohrany-truda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.