Сохранность жилья детей сирот

���������������������� ������������ �������� ���� ������������ ���������������� ���������� ������ ����������

Сохранность жилья детей сирот

���������� �������������������� ������������������ �������������� �������������������� ���� ������������������ ������������ ���������������������������� �� �������������������� ���������������������� ���� ���������������� �� ������������������������������ ���������� ����������-�������������� ���� �������� ������������.

– �������������� ������������ ���������������� �������� ����������-���������� �� ����������, �������������������� ������ ������������������ ������������������, ���������� �� �������� ������������������������ ���������������������� ������������ �������������� ����������������������, – ������������ ���������� �������������� �� ������������ �� ������������������������������ “����”. ������ ������ ���������������� ������ ���������������� ���� ������������ ������������������������ ������������������.

– �� ������������������, ���������������� ��������������������, ������ ���������������� ���������� ���������� ���������� �������������������� �������������� ���������� ���������� ���������������������� ���� ���� ������������ ����������. ������ ����������������������.

�������������� �� �������������� ���������������� �������������������� ���� �������� ������������ ������������������������������ ���������������� �� ������ �������������������������� �������������� ������������������������������ �������� ������������������������, – �������������������� ���������� ��������������.

���������� �������������� �� ���������� ������������ �������������� ����������������, ���������� �������� ������ ���� ���������������������� 18 ������.

������������ ������ ������������ ����������, ���������������������� ������ ���������� ���������������� �������� – �� 1996 ��������.

������������, ���������������� �� 90-��, �������� ��������: ����������, ������������ ���������������� ���� ����������������, ������������ �������������������� ������ ����������������������.

����������������, ���������������� ������������������ ���������� ������������������ ������������ ����������������, ������������ �������������������� ���������������� ���������� ���� ���������������� ������ ���������������������� ���������������� ���� “���������������� ��������”.

������������ ���������� ������������, ������������, ��������������������, ������ ��������������.

������������ ������������������������ ������������ ���� ������ ������, ���������� ������������, ���� ������������ ������������ ������������������ ������ ���������� “������������������������” ���������� – 159-���� ������ ������������ “����������������” �� ������.

���������������������� ����������, ���������� ���� ��������������, ������������������ ���������� ������ �������������������� �� ���������� ���������� ���� ����������, ���� �������� ���������� �������������� �������� ������ ���������� ������������ ���������� ����������������.

���������� ������ �������� ������������������, ������ ������������ ���� ���������� �������������� �������������������� ���� ���� ������������ ���������������� ��������������������, �� ������������������ ���� ������������������������ �� �������������������������� ����������������.

������������ �������������� ���� �� ������ ������ �������������������� ������������������������ ������������ ������������������ �������������� ���������� �� ������������ ���������� ������������ ������������.

������, ���� ������������ ������������������������ ���������������������� ����, ���� ������������������ ���� 1 ������������ 2020 �������� ���������������������� ����������, ������������������ ���� ���������� ������ ������������������ ������������ ������������������, ������������������ 277,4 ������������ ��������������.

���� ������ 181,7 ������������ – �� ���������������� 18 ������ �� ������������. ���� �������� �� �������� �������� ���������� 182 ������������ ���������� ������������ �������� ���������������� ����������������. ������ �������� �� ������������ ���� ������ ������ �������� �������� ���������� �� ��������.

�� ������ ����������, �������������� ���������������� ���� ������������, – ������. ������ �������� ������ ������������ �� ��������������, �������������� ���� ���������� ������������������.

“�������������������� ������������” ������������ �� ������������������ �������������������� �������������������� ����������������������, ������������ ������ ��������������������.

������ �������������������� ���������������������������� “����” �� ���������������������� ����������������������, ���������������� �� ���������������� ���� �������������� ������������ �������� ���������������������� �� ���������� ����������-����������.

���� �������� ���������� ������������������������ ������������ ������������������ ������������ ���� ������, ������ ������������ ���������������� ���������� ������������ ���� �������������������� ������, �������� ���������� ���������������� ������������ ����������, �� �������� ���� �������������������� �������� �� ��������������.

���������� ���������� ���������������� �������������� �������������� �������� ���������������� �� ����������������������, �������� ������������ �������� �� ������������ ����.

���� �������� ������ ������������ ��������.

���� �������������������� ��������������������, ������ �������������� �������� ���������� ������������������, �������� �� ������ ������������ ������ �������������� �� ������������������������ ��������������.

���� ������ ������ ���� ������.

���� ������������ �������������������� ������������������, ���� ������������ ���������������� ���� ���������������������� �������������� ���������������������������� ���������������� ���� �������������� ���������� �������������� ���� �������� ������������������ ��������������, �� ���������� ���������������������� �������������������������� �� �������������������� ���� ������������������������.

���������� ��������, ���������������� ���������������������������� ���������� ���������������������������� �������������� ����������, �������������� ���� �������������������������� ���������������������� ����������������������, �� ���������������� – ������������������������ ������ ���������� ������ ��������������������.

������ �� �������� �������� ������������������������������ ���� ������������������ ������������������������ ������������������ �� ������������ ���������������������� ������������������ ���� ������������.

�� ���� ������������ ����������������������, �� ���������������� ������������������ �������������� ���������������� ���� �������� ������������.

������������ �������������������� �������� ������������ ������ ��������.

�� �������� �������� ������������������ ���������������� ���������� 9600 ������������������ ������������ �� ������������������������ ���������� ���������� 5 ���������� �������������� ���������� ���� ���������� ����������-����������, �������������� ���������� ���� ���������������������� ������������. ���������� ��������, �� ������������������ ���������� ������������������ �������������������� �� �������� ���������� 4 ���������� ����������, ���������������������� ���� �������������� ������ ��������������������������.

���������� ��������, ���� �������������������� ������������������������ ���������������� �������������������� 13 ������������������ ������ ���� ������������ ������������������������ ������������������������ ������������ ������������������������ ���� ���������������������� ���������� ������������, ���������������������������� ���� �������������� �������������������������� ����������������, �� ���������� ���������������������������� ������������������������ ������������������ ��������������, �������������������� ���� ������ ��������.

����������������, ���������������� ������������������ ���������������������� �������������������������� �������� �������������� ���������������� ���������� ������������������ 8 ���������� �� ���������������������������� ���� ���������������������������� ������������ �������������� �������������������������� ����������������.

�� �������� �������� ������������������ ���������������� ���������� 9600 ������������������ ������������ �� ������������������������ ���������� ���������� �������� ���������� ����������-����������, �������������� �������������� ������������������������ ����������

��������������������, ������ �� �������� ������������������ �������������������������� �������������������� �� �� ������������������ ���������������� ������������������, �������������� �������������������� �������������������� ��������������.

������ ���������������� ���������������������������� �������� �������������������� ���������������������� ������������ �������������������� ������������ ��������������������.

�������������� ���� ���������� ������������������ �������� ���� �������� ����������������, ������������������, ����������������, ����������������, �������������������� �� ����������������.

������ ��������, ���������������� ��������������������, ������������ ���������������� ��������������, ���� ���������� ������ ���� ���������� ������ �������������������������������� �� ���������� �� ������������������������ ������ ���������� ������. ���������� �������� �������������������������� ������������ �� ������ �������������� “������������������������������” ���������������� ���� 6,6 ������ ������������.

���� ������������ ����������������������, �������������������� ������������������ ���������� �������������������� �� ������������������ ������������������ �� �������� ���������������������� ������ ��������������������.

����, ���������������� ���� ������, ������������ �������� �� �������� ����������������, �� �������� �������� ������������������ ���������������� �������������������������������������� ���������� ���������� ������������������.

���������� �������������������������� ������������������ �� ���������������� ���������� ������ ������������ �������������������������� ������������ ���������������������� ������������ ���������������� ���������� �� �������������������� ���������� ������������ ��������������������.

���� ������������������������ ������������, �������������� ������������ ���������������� ��������������, �������������������� ������������������ �������� ���� ������������ �� ��������������������������.

�� �������������������������� �������������� ������ ������������������������ ������ ���������������������� �� ������������������ �� ���������������������� �������������� ���������� ���������������������������� ���������� 33 ������ ������������.

���������� ���������������������������� �������������������� ������������ �� “�������������������� “����������������” �������� ������������������ 5 �������������������� ���� �������������������������� 37 �������������� ������ ����������.

���������������� ��������, ������ �������������� ���������� ������������ ���������� ���������������� �������� �� ������������������������, ������������ ���� �������������� ���������������� ���������������� ���� 35 ������ ������������.

�� ���������� ���������������� ������������ ����������������, ���� �������� ������ �� ���� ������������������.

�� ������������ ���� �������������������� �������������������� �������������������� ������������������ �������� �� ���������������������������� �������������� ���������� �� ������������������ ����������.

�������������������������� ������������ “��������-�������������� ��������” ���� ������������������ ���������� ���������������� 12 �������������� ���������������� �� ���������� ��������, �������������� ���� ���������� ���������������� ������������������������ ������ �������������������� �� ������ �������������� �� ���������� ������������.

���������� ��������, ������������������ ��������������������, ������ ���� �������������������������� ������ �� “��������������������”, ���� ���������������� ������ ������������, ������������������������������ ������������.

�� ���� ���� ���������� ������������������������ ������ ���������������������� ������������ ������������������ ������ ����������-�������� ������������������. ���� ���������������������� ���������������� �������������������� ������������������ �������� ���� ������������ �� ��������������������.

���������������� ������������������ �� ������ �� ������������ ������ ��������, ���������� �������������� ������������������������ ���������� ���������� – �������������������� �� ������������������������.

���������� ���������� �������������������������� �������������������� ���� ������������������ ���������� ������������ ���������������� ������������������������������ ���������������� ���������� �� �������������������� �������������������� ����������������.

������, �� ����������, �� ���������������������� ������������, �������������� �������������� ���������� – ������������������ ���������������������� ������������ ���������� �������������� �������������� ������ �������� �� ����������������.

���������� �������������������������� ������������������ �� ������������������ �������� �� ������ �������������������������� �������������� �������������������� ���������� �������������������������������� ��������������������.

������ �������� ������������ ���� �������������������� ������������ ���������� �� 2018 �������� ���������� ������ ���������������� ������������������ ����������������, ������������ ���������� ���� ������ �� ���� ��������.

������ ���������������� ����������������������, ���� ������ �������� �������������������������� �������������������� ������������ �������� ���� �������������������� ���������� ���������������������������� ������������ ���� �������������� ���������������� ������ ������������.

���� ������������ �������������� ���������������������� ������ �� ���������������� ��������������, �� �������� ������������������������ �������������������� ���������������������������� ������������������������. ���� ���������������������� ������������������������ ���������� �������������������������� ������������������������ �������������� ������������������������ ������������������������������ ����������������.

�� �������������������������� �������� ������������������ �������������������������� ���������������������� 5 �������������� ���������� ���������� ���������������� ����������������, �������������� ���������� ������������ ��������.

������ ���������������� �� ����������������������������, ���������������� �������������� �������� �� �� ������������ ���������������� ������������. �� ������ ������ ����������������������, ������ ������������������-���������������� �������������������� ������������������ – ������������������������ ���������� �������� ����������, ���� ������������������������ ������������.

Источник: https://rg.ru/2020/10/13/genprokuror-rossii-vzial-na-osobyj-kontrol-zhile-dlia-sirot.html

Детей-сирот могут лишить жилья?

Сохранность жилья детей сирот

Novostroy.ru: Какими законодательными актами и статьями сегодня регулируется процесс получения сиротами жилья?

Николай Слабжанин, национальный директор Российского комитета «Детские деревни – SOS»: Если говорить в целом о бесплатном обеспечении жильем, то это право граждан закреплено в Конституции: “Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами” (часть 3 статьи 40). Более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе.

Социальная поддержка непосредственно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч.

и обеспечение их жильём, регламентируется соответствующим федеральным законом (№159-ФЗ), в статье 8 которого сказано, что после достижения совершеннолетия сиротам «однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда» – в случае, если у них нет своего жилья. Делать это должны исполнительные власти субъекта Федерации – за счет своего регионального бюджета и субсидий из федерального центра.

Ильмира Киш, заместитель директора по экспертной работе Благотворительного фонда «Образ жизни»: Отдельные нормы содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 92, закрепляющей виды жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2018 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До принятия этого Постановления в каждом регионе существовал свой порядок ведения списка.

Поскольку вопрос обеспечения жильем детей-сирот находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на уровне регионов принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру обеспечения этим правом.

Novostroy.ru: Почему даже после наступления совершеннолетия многие сироты не получают обещанных квартир? Опишите основные проблемы в рамках данного вопроса.

Н.С.: Очередь на данный момент составляет 191 тыс выпускников, она выросла за прошлый год примерно на 9 тыс человек. Это связано не только с тем, что не все региональные бюджеты одинаково богаты, и, соответственно, в бедных регионах и жилья строится меньше.

Взаимосвязанная проблема – относительно низкая стоимость жилья «социального назначения», если сравнивать с коммерческой недвижимостью или элитным жильём. Строить муниципальное жилье не всегда выгодно для застройщиков.

Поэтому часто власти объявляют тендеры, а застройщики просто игнорируют их.

В ряде регионов приходится возвращать неиспользованные средства в федеральный бюджет, так как они вовремя не были освоены, либо соответствующее жилье не было найдено.

Строить жильё для детей-сирот нужно в рамках специальных федеральных программ, – даже, возможно, нацпроекта – под управлением федерального Министерства строительства. А сейчас за обеспечение сирот жильем отвечают не строители, а региональные власти.

И.К.: В качестве основных проблем можно выделить следующие:

1. Несоблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– вовремя не установлен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и, как следствие, невозможность быть признанным нуждающимся в предоставлении жилья без установления данного юридического факта;
– неправильно проведена оценка факта возможности проживания в имеющемся у ребенка на правах собственности или социального найма жилье.

2. Совершеннолетний дееспособный не всегда обладает информацией о том, что имеет право на предоставление жилья, т.к. не имеет в силу многих причин необходимых знаний и компетенций и не в состоянии самостоятельно воспользоваться своим правом, если до его совершеннолетия этого не сделал его законный представитель.

3. Обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В ряде регионов строительство жилья, относящегося к спецжилфонду, идет недостаточными темпами из-за недостаточного финансирования.

Еще одна причина – в спецжилфонде регионов недостаточно жилья, соответствующего нормативам предоставления жилой площади на условиях социального найма.

Novostroy.ru: Минпросвещения предложило ужесточить правила получения жилья для данной категории граждан.

Речь идет о вводе ограничений на получение жилья для детей-сирот старше 23 лет, об усложнении процедуры постановки в очередь при переезде в другой город и об исключении некоторых категорий претендентов из списка.

К чему, по Вашему, способно привести закрепление подобной инициативы на уровне законодательства? Сократит ли это очереди на жилье?

Н.С.: Это борьба не с проблемой, а с пострадавшими от проблемы. По сути, речь об искусственном ограничении законных прав сирот.

То есть, это на какое-то время позволит формально сократить очереди, но никак не решит проблемы людей, которым негде жить, и не поможет увеличить количество доступного жилья.

Само Министерство просвещения говорит, что более 30% стоящих в очереди – это граждане старше 23-х лет. Но это же не значит, что им не нужна крыша над головой! Среди сирот есть и те, кто до 30 лет не может реализовать своё законное право на жильё.

Это нарушает статью 19 Конституции РФ, которая говорит о недескриминации по любому признаку перед законом и судом, и статью 18 Конституции РФ, в которой закреплено, что права и свободы являются непосредственно действующими, и не нужно их добиваться через суд.

Novostroy.ru: Каким образом проблемы с получением жилья влияют на жизнь детей-сирот после ухода из интерната и их социализацию?

Н.С.: Несомненно, отсутствие своего постоянного жилья не помогает нормальной социализации.

Это дополнительная проблема для молодого человека, и без того редко полностью готового к самостоятельной жизни.

Вместо того, чтобы заниматься построением правильной жизненной траектории – учиться, овладевать перспективной профессией и т.д., вчерашний ребёнок вынужден решать базовые вопросы безопасности.

Но здесь вопрос шире: насколько сирота подготовлен и социализирован на момент совершеннолетия? У детей, всю жизнь воспитывавшихся в специализированных учреждениях, вне семьи, уровень этой подготовки всегда ниже, потому что за них всё решают воспитатели и другие взрослые. Для такого сироты и своя квартира может оказаться не помощью в личностном становлении, а местом для «весёлой жизни» со случайными друзьями – с печальными последствиями, как правило…

В результате пандемии коронавируса проблема обостряется, так как выпускник, теряя работу, теряет средства для оплаты съёмного жилья. Если закрывается общежитие, проблема еще сложнее. Это проблема не только одного человека, но и его семьи. Поэтому число пострадавших от данной очереди в 1,5 -2,5 раза больше, чем 191 тысяча.

Многие эксперты говорят, что законопроекты имеют единственную цель: сократить социальные обязательства государства в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями – путем отказа от ранее установленных государственных гарантий прав указанных граждан на жилые помещения.

Да, проблему нужно решать, но не за счет людей, многие из которых годами ждут квартиру. В свое время большую их часть предали родители, а теперь получается, что они опять сталкиваются с тем, что их могут предать.

И.К.: Обеспеченность собственным жильем дает как материальную, так и эмоциональную уверенность выпускника в своих силах. Как правило, они трудоустроены не на самые высокооплачиваемые позиции, поэтому крайне важно, чтобы весь доход выпускника не уходил на вынужденную аренду жилья.

Источник: https://www.novostroy.ru/articles/interview/detey-sirot-mogut-lishit-zhilya/

Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сохранность жилья детей сирот

17 декабря 2019 13:50

Совещание

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Совещание об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Мы договаривались обсудить вопрособеспечения жильём детей-сирот. Эту тему мы обсуждали и в Правительстве, и с Алексеем ЛеонидовичемКудриным я тоже это обсуждал.

Проблема носит застарелый характер. Такие дети по разнымпричинам остались без родителей, и очень часто, кроме как на государство, им рассчитывать не накого. Поэтому решения здесь нужно принимать. Вопрос в том, какие и за счётчего.

Нам предстоит в ближайшие годы обеспечитьжильём около 280 тысяч детей-сирот и детей, которые остались без попеченияродителей. Их число, конечно, не является жёстко фиксированным, оно меняется. Втакую очередь на жильё попадает ребёнок, которому исполнилось 14 лет.И по понятным причинам решается эта проблема в разных местах по-разному.

Ситуация далека, мягко говоря, от идеальной. Впоследние годы несколько усовершенствована была работа по этому направлению.

Теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов,которые закреплены за детьми-сиротами, в случае если речь идёт о жилыхпомещениях, где ребёнок, например, жил до того, как попал в детский дом.

C ними ничего не должно случиться до момента, когда он сможет распоряжатьсятаким имуществом, то есть до совершеннолетия. Но, к сожалению, ситуации бываютразные.

Мы также вносили изменения в законодательство, чтобыупростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попеченияродителей. С этого года жилое помещение можно купить у физического лица, в томчисле у собственника квартиры или дома, что актуально для территорий, где темпыстройки не очень высокие.

И есть специальная информационная система, в которойможно прогнозировать потребность в таких новыхквартирах и планировать расходы.

Предоставление жилья сиротам –это прежде всего обязательство регионов. Но с этимобязательством многие регионы не справляются. Поэтому с 2007 года федеральныйцентр софинансирует эти расходы из федерального бюджета.

На 2019 год этоприблизительно 7,4 млрд рублей. На последующие годы эта цифра увеличивается до7,7 млрд рублей. Но очевидно, что этого не хватит. В 2018 году было обеспечено жильёмоколо 25 тысяч детей-сирот.

По итогам этого года цифра вырастет приблизительнона полторы тысячи – до 26,5.

Есть несколькомоментов, на которые надо обратить внимание.

Во-первых, этонеэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета. Еслибрать этот год, хотя он ещё не закончился, то использовано приблизительно дветрети федеральной субсидии.

Одни и те же регионы три года подряд не полностьюиспользуют предоставленные деньги.

Надо разобраться, почему так происходит, и,может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобыденьги не простаивали, а пошли на эти цели.

Кроме того, регионымогли бы и свои остатки как-то иначе использовать. Давайте проработаем этотвариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно.

Во-вторых, качествожилья, которое выделяется, должно быть надлежащим.

В-третьих, длительныеочереди. По правилам ребёнок должен получить жильё сразу, как ему исполнится 18 лет. Тем неменее очередь есть. В разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10лет. Людям приходится идти в суд. Конечно, это неправильно. Не скрою, ко мнетоже неоднократно обращались те, кто имеет право на эту льготу.

Наконец, есть и такаяпроблема. Это обязательство перед детьми-сиротами в таком классическом вариантевозникло ещё в советские времена.

Надо посмотреть, каким образом егомодифицировать, чтобы оно было более современным и не просто превращало такогорода решения в обязанность государства приобрести это жильё. Ситуации бываютразные.

Напомню, что для того, чтобы ребёнка, который был сиротой или осталсябез попечения родителей, обеспечить жильём, могут использоваться различные правовыемеханизмы, не только договор социального найма, который очень часто трансформируетсяпотом в приватизацию и последующую продажу этого жилья. В таких случаях, ксожалению, очень часто возникает необходимость искать какое-то другое жильё.Это уж точно является неправильным с точки зрения государственных интересов иинтересов конкретного гражданина.

Давайте послушаемпредложения на эту тему.

Изстенограммы:

Вопрос:Сколько,по данным на 1 декабря, детей-сирот старше 18 лет в очереди на жильё?

Т.Голикова:280 тысяч – всего в очереди, из них 191 тысяча – это те, кто уже имеет право,то есть им 18 лет и более.

Вопрос:Какова динамика этого показателя за последний год? И ещё один вопрос. Премьерговорил о модификации механизма предоставления жилья детям-сиротам. Какие ещёвозможные механизмы здесь могут использоваться?

Т.Голикова:С учётом средств, которые мы выделяем, ежегодно на проблему обеспечения жильёмдетей-сирот направляется порядка 35 млрд рублей. Два источника: Российская Федерацияи субъекты Российской Федерации. Ежегодно обеспечивается порядка 25 тысяч, вэтом году мы ожидаем 26,5 тысячи нуждающихся. В то же время и очередьприрастает – 11,5–12,5 тысячи человек ежегодно.

С учётом этойнакопленной задолженности сейчас Премьер-министром принято решение, что мысовместно с регионами должны принять шестилетнюю программу ликвидации полнойзадолженности – вне зависимости от того, сколько на это потребуется финансовыхресурсов. Источников также будет два.

Это дополнительные средства федеральногобюджета – ещё до совещания мы согласовали, что к 7,7 млрд рублей, которыесейчас есть в бюджете на 2020 год, в рамках поправок будущего года будетдобавлено 2,3 млрд рублей, плюс в рамках подготовки этой шестилетней программынаверняка сумма ещё будет дополнительно увеличена.

С другой стороны, мысовместно с Минфином отработаем вариант привлечения свободных остатковсредств бюджетов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день именносвободных остатков скопилось в объёме 2,6–2,7 трлн рублей.

Понятно, что почти50% приходится на Москву, которая успешно решает эту проблему, но и в рядедругих субъектов, в которых имеется существенная задолженность, есть свободныеостатки, часть из которых могла бы быть направлена на решение этой проблемы.

Следующий момент в рамках этой шестилетней программы – это,конечно, повышение ответственности регионов за исполнение их собственныхполномочий. Потому что полномочия по обеспечению жильём детей-сирот – это ихсфера компетенции.

Дмитрий Анатольевич дал поручение Счётной палате и иныморганам, которые занимаются контролем за исполнением законодательства, ещё развнимательнейшим образом посмотреть на то, как регионы страны планируют иисполняют обязательства в отношении детей-сирот.

Что касается возможной модификации законодательства в этомнаправлении, на совещании шла речь, и, собственно, это зафиксировано врешениях, чтобы федеральные органы власти проработали вопросы, которые касаютсяне только обеспечения жильём в рамках социального найма, но и возможностипредоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иныхкомпенсационных форм. Кроме того, принято решение, что шестилетняя программа ипоследующая реализация обязательств перед детьми-сиротами будут зафиксированы впрограмме «Жилище» с установкой соответствующих показателей для субъектовРоссийской Федерации.

Источник: http://government.ru/news/38620/

Жилье детям сиротам: новый закон и норма предоставления

Сохранность жилья детей сирот

Одной из социальных гарантий, которые предоставляются государством малоимущим гражданам, является обеспечение их жильем. Такое жилье предоставляется им на определенный срок и на очень выгодных льготных условиях.

Среди прочих претендовать на него могут дети-сироты, забота о которых практически полностью является обязанностью государства. Условия и процедуру получения жилья стоит рассмотреть более подробно.

Категории сирот, которые имеют право на жилье

Статус данных граждан определен в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 этого закона, к рассматриваемой категории лиц относятся несовершеннолетние дети:

  • сироты — у которых умерли оба или единственный родитель;
  • оставшиеся без попечения родителей — обоих или единственного из них.

Считается, что попечение детей отсутствует в том случае, если родители:

  • отсутствуют;
  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • отказываются забирать детей из госучреждений (воспитательных, медицинских);
  • уклоняются от своих обязанностей как по воспитанию детей, так и по защите их прав и интересов;
  • находятся в СИЗО;
  • объявлены умершими;
  • считаются безвестно пропавшими;
  • пребывают в лечебных учреждениях;
  • признаны недееспособными (или ограниченно дееспособными);
  • лишены свободы и отбывают наказание;
  • в других предусмотренных законом случаях.

Также право на получение жилья имеют совершеннолетние лица до 23 лет, которые лишились родителей, будучи в возрасте до 18 лет и, в соответствии с законом, имеют право на получение государственной социальной поддержки (например, если они еще получают образование).

Однако некоторые из указанных граждан не имеют права на социальное жилье, если они:

  1. владеют недвижимостью на правах собственности или социального найма;
  2. имеют право проживания в жилом помещении (например, прописаны там).

Случаи, когда поселение считается невозможным

Как уже отмечалось, при наличии у детей прав на другое жилье возможность получить место в доме системы социального обслуживания населения им не предоставляется. Исключением являются ситуации, когда реализация данного права (то есть проживание в квартире или доме) невозможна по определенным причинам. Например, к данным причинам можно отнести такие факторы, как:

  • проживание в квартире или доме родителей ребенка, которые были в судебном порядке лишены прав на него;
  • несоответствие площади помещения норме проживания, установленной для одного человека, особенно если в результате вселения ребенка она еще больше уменьшится;
  • проживание в квартире или доме лиц, страдающих тяжкой формой хронических заболеваний (на законодательном уровне закреплен список болезней, наличие которых у жильца делает невозможным проживание с ним других людей).
  • непригодность жилого помещения для проживания в нем на постоянной основе или его несоответствие установленным требованиям и нормам (техническим, гигиеническим или санитарным);
  • наличие у ребенка тяжелых хронических заболеваний.

В этом случае сирота должен при подаче заявления на получение жилья предоставить также в соответствующий орган документы, подтверждающие факт невозможности проживания на имеющейся у него жилплощади.

Изменения в законодательстве

Несколько лет назад порядок получения сиротами жилья был несколько иным.

В частности, раньше они имели право на его получение сразу же после окончания учебного заведения, оставления приемной семьи или детского дома, завершения службы в армии и т. п.

Такой вариант, однако, приводил к тому, что в большинстве случаев дети лишались прав на полученные комнаты и квартиры по различным причинам: неопытность, незнание законодательства, мошенничество третьих лиц и т. п. Поскольку они обладали на недвижимость правами собственности, помешать таким сделкам государство было не в состоянии.

Во избежание подобных ситуаций в 2012 году был разработан новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (№ 589209-5), вступивший в силу с 01.01.2013 г. В частности, был изменен вид договора, по которому теперь предоставляется жилье: вместо социального найма специализированный.

Данный вид сделки исключает такие операции с недвижимостью, как:

  • приватизация;
  • обмен;
  • сдача в поднаем.

Срок действия договора с подобными условиями и ограничениями составляет 5 лет. После окончания этого срока жилье переходит владельцу на правах социального найма. В качестве альтернативы ему могут предложить другое помещение, однако его характеристики должны быть не хуже, чем у прежнего.

Порядок действий и необходимый для получения жилья возраст

Списки лиц, которые вправе претендовать на льготное жилье, формируются органами опеки и попечительства по месту их проживания или выявления. Далее эти списки передаются в орган исполнительной власти.

Перед началом процедуры оформления документов на получение жилья необходимо проверить наличие своей фамилии в данных списках. Это можно сделать, обратившись в органы опеки и попечительства. Стоит учесть, что в этот список включаются дети, которые достигли возраста 14 лет.

В общих случаях право на получение жилого помещения возникает у сирот по достижению ими совершеннолетия, поскольку при этом у них возникает полная дееспособность. Однако это может произойти и раньше, при наступлении определенных событий:

  • вступление в официальный брак;
  • трудоустройство на работу (или начало осуществления предпринимательской деятельности).

При этом ему нужно будет предоставить, кроме общего пакета документов, еще и дополнительные:

  • свидетельство о браке;
  • трудовую книжку;
  • свидетельство о госрегистрации ИП.

Конкретный вид документа зависит от того, какое именно событие привело к получению полной дееспособности.

Сироты, которым уже исполнилось 18 лет, могут обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением о внесении себя в данный список.

Стоит учесть, что сделать это можно только до того момента, как они достигнут возраста 23 лет. Для этого необходимо приложить к заявлению копии следующих документов:

  • свидетельства о рождении;
  • паспорта гражданина РФ (копия);
  • документов, которые подтверждают отсутствие родительской опеки или попечительства.

К последним документам могут относиться:

  • свидетельства о смерти родителей;
  • принятое судом решение о лишении родительских прав;
  • постановление об установлении попечительства или опеки и т. п.

Точный перечень документов может зависеть от требований конкретного субъекта РФ.

Например, также могут понадобиться документы, подтверждающие:

  • отсутствие жилплощади;
  • окончание учебного заведения;
  • завершение профобучения;
  • наличие детей (свидетельства об их рождении) и т. п.

Поэтому этот вопрос лучше заранее уточнить в соответствующем органе. Срок рассмотрения поданного заявления составляет:

  • 10 дней — в общих случаях;
  • 40 дней — в том случае, если требуется проверка невозможности проживания ребенка на имеющейся у него жилплощади.

Описание жилого помещения

В отношении жилья, которое может быть предоставлено ребенку-сироте, в законодательстве также предусмотрен ряд требований. В частности, к ним относятся такие условия:

  1. Месторасположение. Квартира или дом должны находиться в том населенном пункте, где ребенок до этого проживал или находился под опекой.
  2. Состояние помещения. Оно не должно быть ветхим или находиться в аварийном состоянии, представляя угрозу для жизни и здоровья ребенка. Также жилье не должно быть расположено в полуподвальном или цокольном этаже.
  3. Наличие определенных коммуникаций. В частности, в квартире или доме должно иметься водоснабжение, водоотведение и электричество.
  4. Соблюдение установленной нормы площади. Данная норма для социального жилья рассчитывается и определяется органами местного самоуправления и зависит от того, сколько лиц будет проживать в квартире. В большинстве случаев она такая же, как и для случаев с договорами социального найма.

Также стоит учесть, что предоставляться должна отдельная квартира или дом. Что касается комнаты в коммунальной квартире или койко-места, то такой вид жилья сироте предлагаться не может.

Эти изменения направлены, прежде всего, на защиту интересов самих владельцев жилья. Кроме этого, также улучшились требования к помещениям: теперь они обязательно должны быть отдельными и благоустроенными в соответствии с определенными критериями.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/arenda/najm/zhile-detyam-sirotam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.