Специальный страховой стаж юридическое значение

Специальный страховой стаж понятие виды юридическое значение

Специальный страховой стаж юридическое значение

В 2015 году продолжена реформа российской пенсионной системы. Были изменены правила, касающиеся порядка начисления пенсий. Введены пенсионные коэффициенты, особое значение приобретает страховой стаж.

Основным документом теперь является Федеральный закон от 28.12.2014 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Кроме общих правил в нем предусматривается возможность назначения пенсии по старости раньше установленного возраста для некоторых групп лиц.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Что такое страховой стаж – общий и специальный, отличие от трудового стажа

Под стажем понимается юридический факт, с которым закон связывает возникновение прав на назначение и выплату пособий.
Выделяют следующие виды стажа:

  • общий;
  • специальный;
  • трудовой;

Федеральный закон от 28.12.2014 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» регулирует понятие страховой стаж. Страховой стаж — продолжительность времени работы или иной деятельности, исчисляемых в сумме, за которые в Пенсионный фонд платились предусмотренные страховые взносы, иные периоды, учитываемые при решении вопроса о назначении и размере пенсии.

Трудовая деятельность — это деятельность, осуществляемая на основании трудового договора, заключенного в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством. Иная деятельность — деятельность, осуществляемая на основании гражданско-правового договора.

Специальный страховой стаж — это установленная законом продолжительность деятельности на основании трудового или гражданско-правового договора либо службы, считаемая в сумме. Выделяют несколько видов такого стажа:

  • необходимый для досрочного назначения пенсии по старости;
  • выслуга лет;

Трудовой стаж — засчитываемая в страховой стаж продолжительность периодов непосредственно работы (иной деятельности), считаемая в сумме, играющая роль при решении о назначении отдельных видов пособий.

В связи с изменениями российского законодательства, которые вступили в силу в 2015 году, трудовой стаж стал включаться в страховой, то есть фактически увеличены количество случаев, подлежащих страхованию. В отличие от страхового, трудовой стаж включает в себя только трудовую (или иную) деятельность.

Именно страховой стаж, а не трудовой, с 2015 года становится основанием для начисления пенсии.

Что входит в страховой стаж

В страховой стаж засчитываются 2 группы периодов:

Отличие страховых периодов от не страховых состоит в начислении и уплате взносов в Пенсионный фонд.
Законодательство содержит закрытый список таких не страховых периодов:

  • военная служба;
  • получение пособий по временной нетрудоспособности;
  • время, определенное для ухода за каждым ребенком до достижения 1,5-летнего возраста (только для одного родителя, выбираемого самостоятельно);
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • для реабилитированных вследствие репрессий, либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности лиц;
  • время получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезд или переселение по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период сотрудничества в качестве основной деятельности на основании контракта граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Для того, чтобы включить не страховые периоды в страховой стаж необходимо соблюдение обязательного условия: до или после таких периодов должны следовать страховые периоды. Срок осуществления трудовой либо иной деятельности в данном случае роли не играет.

В 2015 году обязательным условием для назначения страховой пенсии является наличие как минимум 6 лет страхового стажа и 6,6 пенсионных коэффициентов. Каждый последующий год эти показатели будут расти. По данным Пенсионного фонда к 2024 году будет необходимо иметь 15 лет страхового стажа и 30 пенсионных коэффициентов.

Виды и значение специального страхового стажа

Как уже отмечалось выше к видам специального страхового стажа относятся специальный трудовой стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии по старости, и выслуга лет. Досрочный выход на пенсию возможен для:

  • лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда, горячие цеха;
  • в связи с тяжелыми условиями труда;
  • лиц, занятых в экспедициях, занятых на геологоразведочных, поисковых работах;
  • работников на лесозаготовках, лесосплаве;
  • механизаторов на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
  • водителей автобусов, троллейбусов;
  • спасателей;
  • лиц, занимающих должности Государственной противопожарной службы;
  • осуществляющих преподавательскую деятельность;
  • медицинским работникам;
  • артистам театра;

Выслуга лет:

  • работники летно-испытательного состава;
  • военнослужащие;
  • федеральные государственные служащие;

Специальный стаж имеет значение при определении права на досрочное пенсионное обеспечение при соблюдении перечисленных для каждой категории граждан условий.

Правила исчисления

Исчисление производится в календарном порядке. Месяц — 30 дней, год — 12 месяцев. Период переводится в месяц и год соответственно.
Условиями для начисления досрочного пенсионного обеспечения являются:

  • достижения установленного для каждой категории лиц возраста;
  • наличие необходимого стажа;
  • индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть не менее 30;

Для того, чтобы периоды работы были засчитаны в специальный страховой стаж необходимо соблюдение совокупности условий:

  • работа — основной вид деятельности;
  • полный рабочий день;
  • уплата взносов в Пенсионный фонд;

Если работа производилась неполную рабочую неделю, но полный рабочий день в связи с сокращением объемов производства, то исчисление идет по рабочему времени, отработанному фактически.
В стаж, помимо трудовой деятельности, включаются:

  • периоды, связанные с временной нетрудоспособностью;
  • периоды ежегодных оплачиваемых отпусков;
  • периоды дополнительных отпусков;

Не включаются периоды, когда работник был не допущен к работе или отстранен, периоды простоя.

Подтверждение

Основной документ — трудовая книжка. Если ее нет либо в нее внесены недостоверные данные, либо отсутствуют записи, то в подтверждение могут предоставляться трудовые договоры, справки, выписки, зарплатные счета.

В том случае, если трудовой книжки нет, необходим трудовой договор.

Если лицо работало у граждан, то в подтверждение предоставляется договор между работником и работодателем и документ об уплате обязательных платежей.

Если гражданин вел предпринимательскую деятельность, был членом крестьянского (фермерского) хозяйства, членом родовой или семейной общины малочисленных народов Севера, занимался деятельностью без оформления ИП, то необходим документ об уплате страховых платежей.

Перечисленные документы предоставляются работодателю либо территориальному органу Фонд социального страхования по месту назначения пособия.

Особенности начисления для разных категорий граждан

Закон устанавливает специальные требования к группам лиц, которые имеют право на выход на пенсию раньше установленного срока. Они связаны с возрастом, стажем на соответствующих должностях и работах, наличием индивидуального пенсионного коэффициента, определенного законом страхового стажа.

Перечень профессий устанавливается соответствующими постановлениями Правительства России.

Работникам летно-испытательного состава закон предъявляет следующие требования для выхода на пенсию раньше срока:

  1. Если лица имели отношение к управлению полетами, то для них предусмотрены возраст (55 и 50 лет), профессиональный стаж (12, 5 лет и 10 лет), а также наличие страхового стажа (25 и 20 лет). Они имеют право, если проработали в летном составе гражданской авиации не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно.
  2. Если эти лица оставляют работу по состоянию здоровья, то необходимый стаж сокращается. Он устанавливается 20 и 15 лет соответственно.

Военнослужащим в выслугу лет засчитываются периоды военной службы как на территории России, так и на территории иностранных государств (при наличии соответствующего международного договора), в том числе странах СНГ. Также включаются периоды плена и иные периоды.

Перечень документов для военнослужащих открытый. Это связано с невозможностью предусмотреть все возможные ситуации. Среди документов называются военный билет, справки, записи в трудовой книжке.

Федеральные государственные служащие также имеют специальный страховой стаж. Засчитываются периоды, связанные с замещением должностей, определяемых президентом. Документом будет являться трудовая книжка. Возможны и иные документальные подтверждения.

Новый ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет права лиц на получение досрочного пенсионного обеспечения, закрепляет перечень таких лиц и устанавливает условия для различных категорий граждан. Вместе с тем при его начислении теперь обязательно учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент.

Источник: https://arenateam.ru/pravo/kodeks/stazh-raboty.html

Специальный страховой стаж имеет юридическое значение

  • военная служба;
  • получение пособий по временной нетрудоспособности;
  • время, определенное для ухода за каждым ребенком до достижения 1,5-летнего возраста (только для одного родителя, выбираемого самостоятельно);
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • для реабилитированных вследствие репрессий, либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности лиц;
  • время получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезд или переселение по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период сотрудничества в качестве основной деятельности на основании контракта граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  1. Если лица имели отношение к управлению полетами, то для них предусмотрены возраст (55 и 50 лет), профессиональный стаж (12, 5 лет и 10 лет), а также наличие страхового стажа (25 и 20 лет). Они имеют право, если проработали в летном составе гражданской авиации не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно.
  2. Если эти лица оставляют работу по состоянию здоровья, то необходимый стаж сокращается. Он устанавливается 20 и 15 лет соответственно.

Источник: https://advokat144.com/spetsialnyy-strahovoy-stazh-ponyatie-vidy-yuridicheskoe-znachenie/

Специальный страховой стаж имеет юридическое значение

Специальный страховой стаж юридическое значение

  • военная служба;
  • получение пособий по временной нетрудоспособности;
  • время, определенное для ухода за каждым ребенком до достижения 1,5-летнего возраста (только для одного родителя, выбираемого самостоятельно);
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • для реабилитированных вследствие репрессий, либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности лиц;
  • время получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезд или переселение по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период сотрудничества в качестве основной деятельности на основании контракта граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  1. Если лица имели отношение к управлению полетами, то для них предусмотрены возраст (55 и 50 лет), профессиональный стаж (12, 5 лет и 10 лет), а также наличие страхового стажа (25 и 20 лет). Они имеют право, если проработали в летном составе гражданской авиации не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно.
  2. Если эти лица оставляют работу по состоянию здоровья, то необходимый стаж сокращается. Он устанавливается 20 и 15 лет соответственно.

В пенсионном законодательстве встречается такая разновидность специального страхового стажа, как профессиональный стаж застрахованного лица, под которым понимается «суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации» (ст. 1 Закона о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования). Понятие профессионального стажа связано с законом о профессиональных пенсионных системах, в котором предполагается закрепить норму о назначении профессиональных пенсий работникам, занятым на работах с особыми условиями труда. Но такой закон до настоящего времени не принят. В связи с этим понятие профессионального стажа застрахованного лица в действующих правовых нормах не применяется.

Другой разновидностью специального страхового стажа являются периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В данном случае понятие специального страхового стажа связывается не с характером выполняемой работы, а с тем обстоятельством, что работа выполняется в этих районах и местностях.

Страховой стаж: понятие и юридическое значение

Согласно указанному закону страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность работы и (или) иной деятельности, в течение которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

б) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

18 Страховой стаж и его юридическое значение

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях и т.д., но не более 5 лет в общей сложности.

Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством. К примеру в общий стаж не включены периоды: обучения, ухода за инвалидом 1 группы, престарелым, проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др.

Еще почитать:  Анкета в мвд на работу образец заполнения

Страховой стаж и его юридическое значение

2 Застрахованными признаются, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые зарегистрированы в Пенсионном фонде. В соответствии сo статьей 11 ФЗ г. 400 «O страховых пенсиях» страховой стаж включает периоды работы или иной деятельности, которая выполнялась на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

[1] В статье 12 ФЗ 400 перечислены иные периоды общественной полезной деятельности, включаемые в страховой стаж [1]:период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы; [2]период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно рeпрeccирoвaнных и в последствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылки; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигший возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе c супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и конcyльcкие учреждения Российской Федерации(и приравненные к ним), но не более 5 лет в общей сложности; период.[3] Исчислению страхового стажа посвящена статья 13 ФЗ 400. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае 2

3 совпадения по времени периодов учитывается один из таких периодов по выбору лица обратившийся за установлением пенсий. [1] Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев).

При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы. [6] Подтверждение страхового стажа лица может осуществлять по двум правилам: на основании документов и на основании свидетельских показаний. По этим двум правилам подтверждаются периоды работы до 1997 года т.

е до регистрации граждан в Пенсионном Фонде России, так как с года все сведения о застрахованном : периоды работы, реквизиты организации работодателя, количество перечисленных взносов фиксируется на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в Пенсионном Фонде России.

[2] Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, кoтoрoмy выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, а свидетельство государственного пенсионного страхования является документом, позволяющим работнику осуществлять контроль за своевременным и полноценным подтверждением работодателем его трудового стажа, соответствующего трудовой деятельности, а также вести учет персональных пенсионных накоплений. 3

Дипломная работа на тему:

Специальный страховой стаж юридическое значение

Страницы:   1   2   3

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТРУДОВОЙ СТАЖ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • 1.1. История развития законодательства о трудовом стаже
  • 1.2. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа
  • 1.3. Правовое регулирование трудового стажа
  • ГЛАВА 2.

    ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА (НА ПРИМЕРЕ УПФР В МОТОВИЛИХИНСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ)

  • 2.1. Периоды, включаемые в трудовой стаж
  • 2.2. Специальный трудовой стаж
  • 2.3.

    Особенности исчисления и подтверждения трудового стажа (на примере УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми)

  • ГЛАВА 3. ТРУДОВОЙ СТАЖ: ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
  • 3.1. Проблемы, связанные с трудовым стажем и пути их решения
  • 3.2.

    Совершенствование законодательства о трудовом стаже

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

В одних случаях трудовой стаж определенной длительности и характера играет роль ключевого юридического факта в сложном правообразующем юридическом составе (например, при назначении досрочных трудовых пенсий педагогическим и другим работникам с особыми условиями труда, пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим и др.), в других является лишь одним из элементов сложного правообразующего фактического  состава (например, при назначении трудовых пенсий по старости, потере кормильца и по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности). С продолжительностью трудового стажа связан и размер большинства видов пенсий и отдельных пособий.

В настоящее время в связи с проводимой в стране реформой, содержание и понятие трудового стажа меняется, поэтому основное значение на сегодняшний день, принимает только страховой стаж работы. А трудовой стаж применим лишь при конвертации пенсионных прав в пенсионный капитал.

Вопросы, касающиеся, отсутствия четкого определения трудового стажа, введение понятия страховой стаж, утрата значения непрерывного трудового стажа, сложность в подтверждении стажа и ряд других проблем являются очень актуальными.

Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Многие авторы изучали данную тему, такие как, Квасов Д.А., Гусов К.Н., Тучкова Э.Г., Захаров М.Л., Сулейманова Г.В., Ершов В.А., Толмачев И.А., и ряд других отечественных авторов, исследующих рассматриваемую в данной работе тематику.

Объектом исследования являются пенсионные правоотношения, которые порождают трудовой стаж, как один из юридических фактов.

Предмет исследования – это нормативные акты, регламентирующие порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, правила оформления документов для подтверждения данного стажа, а также практика решения вопросов, связанных с определением стажа работы.

Базой исследования является УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми.

Цель данной дипломной работы — провести комплексный анализ трудового стажа в праве социального обеспечения.

Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть и проанализировать понятие и юридическое значение трудового стажа в праве социального обеспечения;
  2. Изучить правовое регулирование трудового стажа;
  3. Исследовать классификацию видов трудового стажа в РФ;
  4. Рассмотреть порядок исчисления и подтверждения трудового стажа в праве социального обеспечения, в частности, страхового, специального;
  5. Проанализировать проблемы законодательства трудового стажа и пути их решения;
  6. Сделать обобщающие выводы, исходя из изученного материала.

Методологической основой исследования является системный метод познания, на основании которого применялись два научных метода: исторический и специально-юридический.

Исторический метод обусловлен тем, что реформа в РФ начата с 2002 года, в то время как большая часть трудоспособного населения начала свою трудовую деятельность еще при старом пенсионном законодательстве. Тем не менее на них будет распространяться пенсионная реформа в будущем и важное значение будет иметь наличие уже учтенного трудового стажа.

Специально-юридический метод заключается в анализе нормативных актов, научных и методических материалов, литературных источников. Он позволяет описать, классифицировать и систематизировать разные виды трудового стажа, порядок его исчисления и подтверждения.

Практическая значимость дипломной работы заключается в применении ее в пенсионном законодательстве, при назначении пенсий. Прежде всего, данное исследование, было бы полезно гражданам, интересующимся порядком исчисления трудового стажа по новому законодательству; могло бы быть использовано в качестве пособия студентам, изучающим курс «Право социального обеспечения».

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются история развития законодательства, понятие и юридическое значение термина трудовой стаж, а также его виды. Изучается правовое регулирование трудового стажа.

Во второй главе рассматриваются периоды, включаемые в трудовой стаж, особенности исчисления и подтверждения трудового (страхового) стажа.

Третья глава посвящена проблемам, связанным с трудовым стажем, а также путям их решения.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

1.1. История развития законодательства о трудовом стаже

Становление и развитие института трудового стажа в праве социального обеспечения следует рассматривать в неразрывной связи с развитием государственной системы социального обеспечения граждан.

В 1917-1922 гг. были заложены основы республиканской системы социального обеспечения трудящихся, издано новое законодательство о социальном обеспечении и страховании.

Другим направлением политики государства при издании нормативных актов по социальному обеспечению и страхованию являлось стремление к комплексным законам, которые охватывали бы сразу несколько видов обеспечения, а также к сводным кодификационным нормативным актам, регулирующим все вопросы, касающиеся обеспечения граждан тем или иным видом социального обеспечения и страхования.

Пенсионное обеспечение изначально рассматривалось как привилегия государственных служащих, поэтому первым видом трудового стажа, которому было придано определенное юридическое значение в социальном обеспечении, являлась государева служба. С ее продолжительностью связывалось не только право на пенсию, но и ее размер.

Определенное юридическое значение придавалось трудовому стажу и при обеспечении некоторых других категорий граждан.

Однако неразвитость системы государственного социального обеспечения препятствовала формированию и развитию трудового стажа как особой правовой категории.

В этой связи особое внимание необходимо уделять историко-правовому анализу законодательства о трудовом стаже в советский период развития системы социального обеспечения.

В развитии трудового стажа в советской системе социального обеспечения выделяют четыре основных этапа:

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1-й этап – появление норм о трудовом стаже в условиях военного коммунизма и новой экономической политики – с 1917 г. по 1928 г. Этот этап характеризуется:

  1. Введением трудового стажа в систему пенсионного обеспечения, как средства достижения экономических и идеологических целей.
  2. Обусловленностью норм о трудовом стаже в системе социального обеспечения конкретной экономической ситуацией.
  3. Формированием пединститутов общего и непрерывного трудового стажа.

2-й этап развития института трудового стажа в целях привлечения и закрепления кадров в связи с ускоренной индустриализацией и восстановлением народного хозяйства в послевоенный период – с 1928 г. по 1955 г. — характеризуется:

  1. Введением зависимости от трудового стажа пенсий по старости и пособий по временной нетрудоспособности.
  2. Усилением роли трудового стажа в системе социального обеспечения: трудовой стаж в указанный период становится не только условием обеспечения, но и критерием, влияющим на его размер.
  3. Приданием юридического значения стажу работы по специальности (специальный трудовой стаж).

3-й этап – это этап совершенствования правового регулирования трудового стажа в совершенствование законодательства о трудовом стаже в условиях развитой социалистической экономики и единой общегосударственной системы социального обеспечения — с 1955 г. по 1990 г. В этот период:

— произошло становление единых требований к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсий и пособий по временной нетрудоспособности.

В общий трудовой стаж, который даёт право на назначение пенсий, стала засчитываться любая работа в качестве рабочего или служащего независимо от характера и длительности работы и длительности перерывов, а с 1965 года — и периоды работы в качестве члена колхоза;

— сохранилась дифференциация при назначении пенсий в зависимости от характера и условий труда и других признаков и выделением выслуги лет как вида трудового стажа.

4-й этап — с 1990 г. по настоящее время — реформирование законодательства о трудовом стаже в период становления и развития рыночной экономики.

С развитием в социальном обеспечении страховых систем неразрывно связано формирование института трудового (страхового) стажа.

Трудовой (страховой) стаж является обязательным элементом любой страховой системы социального обеспечения с момента ее возникновения.

В основу современной пенсионной реформы положены страховые принципы. Исторический опыт человечества говорит о том, что системы страхования всегда были наиболее адекватны в социальной сфере.

И сегодня фундаментом дальнейшего реформирования пенсионной системы, являются страховые законы, адаптирующие пенсионную систему к новым рыночным условиям, то есть законодательное закрепление реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, долгие годы существовавшей в бывшем СССР и превратившейся, по сути, в уравнительную систему.

Суть государственного социального страхования с начала XX столетия базировалось на уплате страховых взносов и гарантировало получение при наступлении определенных юридических фактов установленных видов обеспечения и обслуживания, была присуща и пенсионному обеспечению.

Однако выплаты не соизмерялись с внесенными за работника страховыми взносами, в связи с чем пенсионное обеспечение фактически не являлось страховым. Такое положение было характерно в целом для советского социального страхования.

Право на определенные виды пенсии всегда связывалось с продолжительностью трудового стажа работника, однако прямой связи размера пенсии с суммами страховых платежей не существовало.

Финансирование расходов на выплату пенсий осуществлялось в основном за счет государственной дотации ввиду низких страховых взносов. Это выдавалось за величайшее социальное завоевание.

В результате общая пенсионная система превратилась в уравнительную, полностью игнорирующую принцип обусловленности пенсии трудовым вкладом человека.

Государственные пенсии, ознаменовавшие новый этап развития социального обеспечения, стали первым страховым законом, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения.

Однако отсутствие индексации размеров пенсий в условиях инфляции и дефицита бюджета, в том числе и Пенсионного фонда РФ, привело, к уравнительности в нищете.

В результате пенсионная реформа зашла в тупик, утратив страховые начала распределения пенсионных средств.

Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 1995 года и Программа пенсионной реформы 1998 года привели к закреплению в отечественном пенсионном законодательстве категории страховой стаж.

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве условия назначения трудовых пенсий по старости закрепил не общий трудовой, а страховой стаж (не менее 6 лет). В результате пенсионной реформы 2001 года для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца стало достаточно лишь одного дня страхового стажа.

Источник: https://xn--d1aux.xn--p1ai/trudovoj-strahovoj-stazh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.